19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Трубы горят"

Архивная публикация 2002 года: "Трубы горят"

Начавшаяся 1 января реформа ЖКХ грозит стать первой непопулярной инициативой Владимира Путина, поскольку ее реализация больно ударит по карманам всех без исключения граждан страны.Мираж Приморья

В 2002 году России предстоит войти в активную фазу реформаторской политики: на повестке дня -- пенсионная реформа и реструктуризация всех российских естественных монополий. Уже одобрена реструктуризация РАО ЕЭС, практически готов и проект реструктуризации МПС, "Газпром" -- на очереди. В принципе, все эти реформы вполне толерантно воспринимаются большинством населения. Однако среди всех намеченных перемен в экономике страны существует одна, реакция на которую рядовых россиян обещает быть, мягко говоря, неоднозначной. Речь идет о жилищно-коммунальной реформе.
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства России -- это такое же наследие плановой экономики, как и естественные монополии (в их нынешнем виде). На самом деле, ЖКХ действительно является монополией, точнее, конгломератом из множества "микромонополий" со всеми вытекающими проблемами -- полной "непрозрачностью" ценообразования, низкой эффективностью и высокой себестоимостью предоставляемых услуг, большим износом оборудования и отсутствием средств для инвестиций. Но, в отличие от всех других, она напрямую завязана на граждан и их доходы, то есть является наиболее "социально опасной". Ведь если к отключениям электричества можно как-то привыкнуть, то к проживанию в картонной коробке на улице жители большинства регионов страны вряд ли приспособятся.
Несмотря на то, что идея реформы появилась еще десять лет назад, все это время ЖКХ пребывало в спячке, изредка вздрагивая от очередного повышения цен на электроэнергию или топливо, привычно латая аварии на теплотрассах в замерзающем Приморье, Сибири или затыкая прорвавшиеся водопровод и канализацию в столице. Ситуация в стране и впрямь сложилась катастрофическая -- общий износ фондов в целом по отрасли, по различным оценкам, колеблется от 54 до 70%. Наступивший 2002 год лишний раз подтвердил полнейшую деградацию коммунальных систем (за первую неделю произошло более пятнадцати крупных аварий в Москве, Санкт-Петербурге, Волхове, Архангельске и т.д.).
На сегодняшней день население оплачивает не более 60% от себестоимости инфраструктуры сектора, а остальное доплачивает бюджет (как правило, региональный и муниципальный). Средств этих явно не хватает -- общая себестоимость жилищно-коммунальных услуг оценивается в 300 млрд. рублей. Поэтому в скором времени (сроки называются различные -- от 2004-го до 2008 года) всех нас ждет "Приморье номер два".
Заработал? Живешь? Плати!

Итогом предстоящей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства (которая в очередной раз стартует в 2002 году) станет уничтожение той естественной монополии, которую сейчас это хозяйство собой представляет.
Никаких кардинальных изменений в концепции не произошло: как и прежде, средства на содержание ЖКХ правительство собирается изыскать за счет увеличения платы за коммунальные услуги и полного сокращения льгот.
Однако малоимущим, т.е. тем, чья квартплата за федеральный стандарт жилплощади (18 кв.м на человека) превышает 22% суммарного дохода семьи, предоставляется адресная помощь. С 2004 года предполагается тратить на дотации 40 млрд. рублей.
Следующей задачей правительства станет осуществление ряда мер по повышению эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, в основном за счет привлечения средств заемных инвесторов. Бюджетное финансирование будет применяться лишь в крайних случаях. Предприятия ЖКХ будут акционированы, а затем и приватизированы.
Однако для того, чтобы частный инвестор ринулся на рынок ЖКХ, нужно еще одно, самая малость: создать условия, когда граждане готовы были бы платить (и уже платили бы) не только 100% себестоимости этих услуг, но и так называемую инвестиционную составляющую. И вот тут-то возникают большие проблемы. Потому что с учетом инвестиционной составляющей плата за однокомнатную квартиру в Москве составит от 800 до 1000 рублей в месяц, а "трешка" обойдется хозяевам не менее чем в 2000 рублей. Возможно, в регионах эти цены будут несколько ниже. Но факт есть факт: большая часть населения будет просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.
Заграница нам поможет

Таким образом, правительству придется выбирать из нескольких одинаково неприятных вариантов. Первый -- идти на почти террористические меры по отношению к согражданам, а это никак не в стиле команды Владимира Путина, которая предпочитает пусть жестко, но все-таки договариваться. Тем более что в 2004 году грядут очередные президентские выборы и такой шаг безусловно нанесет чудовищный удар по рейтингу нынешнего президента.
Второй -- искать средства для реализации реформы на стороне. И первый шаг в этом направлении уже сделан. На прошлой неделе Касьянов подписал соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе на сумму $122,5 млн. для финансирования проекта "Городское водоснабжение и канализация". Однако далеко не факт, что этих денег хватит. Ведь только на приведение ЖКХ в норму сейчас требуется более 500 млрд. рублей ($1,6 млрд.). В бюджете таких денег тоже, похоже, нет.
И, наконец, последний вариант -- спустить реформу на тормозах либо снова отсрочить ее на неопределенное время, как это уже не раз делалось. Какой именно сценарий будет реализован -- покажет время. А пока не очень богатым гражданам нужно либо срочно повышать свои доходы, либо подыскивать себе квартирку попроще.

Начавшаяся 1 января реформа ЖКХ грозит стать первой непопулярной инициативой Владимира Путина, поскольку ее реализация больно ударит по карманам всех без исключения граждан страны.Мираж Приморья


В 2002 году России предстоит войти в активную фазу реформаторской политики: на повестке дня -- пенсионная реформа и реструктуризация всех российских естественных монополий. Уже одобрена реструктуризация РАО ЕЭС, практически готов и проект реструктуризации МПС, "Газпром" -- на очереди. В принципе, все эти реформы вполне толерантно воспринимаются большинством населения. Однако среди всех намеченных перемен в экономике страны существует одна, реакция на которую рядовых россиян обещает быть, мягко говоря, неоднозначной. Речь идет о жилищно-коммунальной реформе.

Комплекс жилищно-коммунального хозяйства России -- это такое же наследие плановой экономики, как и естественные монополии (в их нынешнем виде). На самом деле, ЖКХ действительно является монополией, точнее, конгломератом из множества "микромонополий" со всеми вытекающими проблемами -- полной "непрозрачностью" ценообразования, низкой эффективностью и высокой себестоимостью предоставляемых услуг, большим износом оборудования и отсутствием средств для инвестиций. Но, в отличие от всех других, она напрямую завязана на граждан и их доходы, то есть является наиболее "социально опасной". Ведь если к отключениям электричества можно как-то привыкнуть, то к проживанию в картонной коробке на улице жители большинства регионов страны вряд ли приспособятся.

Несмотря на то, что идея реформы появилась еще десять лет назад, все это время ЖКХ пребывало в спячке, изредка вздрагивая от очередного повышения цен на электроэнергию или топливо, привычно латая аварии на теплотрассах в замерзающем Приморье, Сибири или затыкая прорвавшиеся водопровод и канализацию в столице. Ситуация в стране и впрямь сложилась катастрофическая -- общий износ фондов в целом по отрасли, по различным оценкам, колеблется от 54 до 70%. Наступивший 2002 год лишний раз подтвердил полнейшую деградацию коммунальных систем (за первую неделю произошло более пятнадцати крупных аварий в Москве, Санкт-Петербурге, Волхове, Архангельске и т.д.).

На сегодняшней день население оплачивает не более 60% от себестоимости инфраструктуры сектора, а остальное доплачивает бюджет (как правило, региональный и муниципальный). Средств этих явно не хватает -- общая себестоимость жилищно-коммунальных услуг оценивается в 300 млрд. рублей. Поэтому в скором времени (сроки называются различные -- от 2004-го до 2008 года) всех нас ждет "Приморье номер два".

Заработал? Живешь? Плати!


Итогом предстоящей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства (которая в очередной раз стартует в 2002 году) станет уничтожение той естественной монополии, которую сейчас это хозяйство собой представляет.

Никаких кардинальных изменений в концепции не произошло: как и прежде, средства на содержание ЖКХ правительство собирается изыскать за счет увеличения платы за коммунальные услуги и полного сокращения льгот.

Однако малоимущим, т.е. тем, чья квартплата за федеральный стандарт жилплощади (18 кв.м на человека) превышает 22% суммарного дохода семьи, предоставляется адресная помощь. С 2004 года предполагается тратить на дотации 40 млрд. рублей.

Следующей задачей правительства станет осуществление ряда мер по повышению эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, в основном за счет привлечения средств заемных инвесторов. Бюджетное финансирование будет применяться лишь в крайних случаях. Предприятия ЖКХ будут акционированы, а затем и приватизированы.

Однако для того, чтобы частный инвестор ринулся на рынок ЖКХ, нужно еще одно, самая малость: создать условия, когда граждане готовы были бы платить (и уже платили бы) не только 100% себестоимости этих услуг, но и так называемую инвестиционную составляющую. И вот тут-то возникают большие проблемы. Потому что с учетом инвестиционной составляющей плата за однокомнатную квартиру в Москве составит от 800 до 1000 рублей в месяц, а "трешка" обойдется хозяевам не менее чем в 2000 рублей. Возможно, в регионах эти цены будут несколько ниже. Но факт есть факт: большая часть населения будет просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.

Заграница нам поможет


Таким образом, правительству придется выбирать из нескольких одинаково неприятных вариантов. Первый -- идти на почти террористические меры по отношению к согражданам, а это никак не в стиле команды Владимира Путина, которая предпочитает пусть жестко, но все-таки договариваться. Тем более что в 2004 году грядут очередные президентские выборы и такой шаг безусловно нанесет чудовищный удар по рейтингу нынешнего президента.

Второй -- искать средства для реализации реформы на стороне. И первый шаг в этом направлении уже сделан. На прошлой неделе Касьянов подписал соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе на сумму $122,5 млн. для финансирования проекта "Городское водоснабжение и канализация". Однако далеко не факт, что этих денег хватит. Ведь только на приведение ЖКХ в норму сейчас требуется более 500 млрд. рублей ($1,6 млрд.). В бюджете таких денег тоже, похоже, нет.

И, наконец, последний вариант -- спустить реформу на тормозах либо снова отсрочить ее на неопределенное время, как это уже не раз делалось. Какой именно сценарий будет реализован -- покажет время. А пока не очень богатым гражданам нужно либо срочно повышать свои доходы, либо подыскивать себе квартирку попроще.

МАРИЯ МИКЕЛИ, НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».