Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Трудно обмануть дважды"

Скоро банки прекратят выдавать ссуды в магазинах. Выяснилось, что на POS-кредитах можно заработать деньги, но потерять клиентов.   «В рассрочку на 10 месяцев без переплаты!», «Низкие ставки, первый месяц бесплатно!» — за последние годы миллионы людей по всей стране клюнули на такие приманки и воспользовались экспресс-кредитами, предлагаемыми банками прямо в торговых точках. Большую часть таких ссуд россияне берут на приобретение бытовой электроники и мобильных телефонов. На мебель, одежду и прочие мелочи приходятся лишь считанные проценты оборота по таким кредитам. Ссуда оформляется быстро — от 15 минут: нужен всего лишь паспорт, и желанная вещь ваша. Пребывая в эйфории от долгожданной покупки, немногие потребители вспоминают в этот момент про то, что «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». Проблемы у пользователей товарных кредитов начинаются, когда они начинают их погашать.   КРЕДИТНАЯ КАБАЛАЗа возможность быстро, без лишних проволочек, получить деньги и купить понравившуюся вещь приходится расплачиваться, прежде всего, высокой процентной ставкой. POS-кредиты (POS point of sale, точка продаж) не бывают дешевыми. Несмотря на то, что за последние полтора года ставки снизились на 4-5 процентных пунктов, в среднем они остаются очень высокими. По данным Analy-ticResearchGroup, минимальные процентные ставки чаще всего находятся в диапазоне 22-30%, а максимальные — 55-70% годовых. Вот и получается, что, взяв кредит на покупку бытовой техники на 12-24 месяца, потребитель в итоге переплачивает за нее полцены, а то и больше.   Кроме того, POS-кредит вам не выдадут просто так, деньги вы получите, лишь купив страховку, к нему прилагающуюся. Она увеличивает ежемесячные выплаты еще на 10%. Страховку, которая формально не является обязательной, на деле агенты банков буквально навязывают потребителям: по многочисленным отзывам пользователей POS-кредитов, получить одобрение на кредит в торговой точке без страховки практически невозможно.   Наконец, при малейшем нарушении графика платежей заемщика ждут штрафы за просрочку и не всегда приятные минуты общения с сотрудниками банка, занимающимися взысканием просроченной задолженности. Менеджеры банков, работающие с просрочкой, редко церемонятся с нарушителями — не важно, по какой причине не был вовремя внесен платеж. Кроме того, опоздав с выплатой кредита всего на два месяца, вы рискуете надолго испортить себе кредитную историю. Запись о вашей ненадежности как заемщика попадает в бюро кредитных историй, и, чтобы исправить ситуацию, придется неукоснительно соблюдать все сроки выплат в течение последующих одного-двух займов, конечно, если вам удастся их получить.   Банки можно понять. За счет высоких ставок, страхования своих рисков и жесткой работы с просрочкой они пытаются максимально снизить свои риски. Решение о выдаче кредита необходимо принять быстро, в этом и прелесть таких кредитов для граждан, но из-за нехватки времени банки не могут как следует проверить потенциального клиента. Поэтому среди заемщиков в торговых сетях чаще, чем в других видах кредитования, встречаются несостоятельные граждане, а то и просто мошенники.    В итоге за каждого неплатежеспособного заемщика или мошенника, скрывшегося с деньгами, приходится платить добропорядочным клиентам. По мнению Ирины Поддубной, директора по развитию бизнеса коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», POS-кредиты — это один из самых рискованных видов кредитования, и уровень невозврата по ним традиционно высок. «POS-кредиты занимают 24,55% в нашем портфеле, — говорит эксперт. — Эффективность взыскания в данном виде кредитования составляет поряд-ка 10% и зависит от параметров долга: срока просрочки, суммы долга, наличия актуальных контактных данных». Как правило, если человек имеет одновременно пять кредитов и более, у банков очень мало шансов вернуть их. Скорее всего, это мошенник. Но не обязательно.    По словам Ивана Лебедева, начальника управления потребкредитования «ВТБ 24», только «5-10% заемщиков, обращающихся за получением кредита, изначально хотят обмануть банк, и часть из них отсеивается на этапе принятия решения». Большую часть неплатежеспособных должников, по мнению банкира, составляют обычные потребители, попросту не потянувшие выплаты по кредиту.    УХОДЯЩАЯ НАТУРАПо мнению экспертов рынка, постепенно экспресс-кредиты в торговых точках уступают место более цивилизованным видам банковского кредитования. Так, на рынке уже наблюдается замедление динамики объемов выдачи товарных кредитов. Если в 2010 году рынок POS-кредитов в России вырос на 44% и достиг 155 млрд рублей, то в текущем году в этом виде кредитования наблюдается стагнация. По итогам второго квартала 2011 года объем POS-сегмента снизился на 7%.    Эксперты рынка указывают на ряд причин замедления динамики продаж в кредит в торговых сетях. Прежде всего это ухудшение макроэкономической ситуации и сокращение объемов кредитования вообще и выдачи самых высокорисковых займов в частности. Кроме того, снижается интерес к РОS-кредитованию и со стороны самих потребителей. И дело тут не только в надвигающемся кризисе и связанной с ним бережливости, но и в общем отношении к этому банковскому бизнесу. «Согласно данным нашего исследования, из тех, кто уже воспользовался экспресс-кредитом и в настоящее вре-мя осуществляет выплаты, 44% вряд ли оформят такой кредит еще раз в течение ближайшего года, — считает Елена Якубовская, директор по работе с клиентами исследовательской компании «ГФК-Русь». — В 2008 году с таким настроением платили по кредиту лишь 32% заемщиков». По словам эксперта, пользователи ясно ощущают размер переплаты и, как следствие, впредь при покупках предпочитают рассчитывать на собственные средства. Многие, увидев большую переплату и неподъемную ставку, разочаровываются в POS-кредитах и экспресс-кредитах наличными. «Люди понимают, что попали буквально в капкан», — добавляет эксперт.    Негативное отношение к POS-кредитам потребители переносят на сам банк. Экспресс-кредиты выдаются под очень большой процент: люди, почувствовав на себе бремя выплат, зачастую решают, что в этот банк они больше не пойдут. Обычно удержать клиента кредитным органи-зациям легче, чем получить нового. Но в POS-кредитовании этот принцип не работает. Если около половины заемщиков, выплатив банку дорогой кредит, зарекаются иметь с ним дело, фактически для банка это означает одноразовый бизнес. «Да, бывшие заемщики воспользуются услугами кредитования, но, скорее всего, уже в другом банке, — говорит Елена Якубовская. — Люди берут деньги на покупку ноутбука и понимают, что они «попали» с этим кредитом. На рынке уже есть кредитные организации, специализирующиеся на POS-кредитовании, куда люди повторно не хотят идти. Для банков это вопрос потерянного имиджа, и банки об этой проблеме знают и ее изучают».{PAGE}   ЧТО ВЗАМЕН?    Для банков чрезмерное увлечение POS-кредитованием приводит к потере репутации, именно поэтому все лидеры этого сегмента, сегодняшние и бывшие, работают над расширением спектра услуг для клиентов. Банк «Русский стандарт», до кризиса доминировавший на этом рынке, сегодня сосредоточился на кредитных картах и постепенно снижает долю POS-кредитования в своем кредитном портфеле. Банк «Хоум Кредит», доля POS-кредитов в кредитном портфеле которого сегодня составляет 44,5%, также взял курс на диверсификацию бизнеса. Доля POS-кредитов в портфеле банка снижается в пользу кредитов наличными.    По мнению экспертов, со временем на смену POS-кредитам придут универсальные банковские продукты с более щадящими ставками, условиями и сроками погашения. «Клиенты все больше предпочитают продукты, которые позволяют удовлетворить более широкий спектр потребностей — сделать ремонт, организовать отпуск и так далее, — отмечает Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования банка «Хоум Кредит». — Для этого больше подходят кредиты наличными и кредитные карты, поскольку они предполагают более гибкие условия — более крупные суммы и более длительные сроки кредитования, наличие грейс-периода, если мы говорим о кредитной карте».    «Я сторонник того, чтобы постепенно кредиты, выдаваемые в торговых точках, с рынка начали уходить, — считает Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка. — Только произойдет это не так быстро, как прогнозируют». По мнению эксперта, еще лет пять этот сегмент рынка в России будет развиваться. Но уже в течение ближайших 2-3 лет в результате борьбы между розничным кредитованием и кредитными картами ситуация начнет меняться: объемы потребительского кредитования на мелкие суммы будут постепенно уменьшаться. Потребности в небольших суммах, в коротком финансировании, будут закрываться не путем получения POS-кредита, а с помощью кредитной карты — универсального кредитного инструмента, который всегда под рукой. «Наличие кредитной карты станет обязательным потребительским минимумом, — считает эксперт. — Потребитель, если ему срочно понадобились деньги, имея кредитку, не побежит в банк за экспресс-кредитом, а просто воспользуется ею в пределах того лимита, который ему выделил банк».   Впрочем, полностью отказываться от магазинных кредитов банкиры пока не намерены — все-таки они приносят неплохой доход. По мнению Николая Теплякова, вице-президента, начальника управления потребительского кредитования компании «Ренессанс Кредит», POS-кредитование может получить дополнительный импульс по мере открытия новых крупных сетевых магазинов. Кроме того, рост возможен в тех сегментах, где банки еще активно не присутствуют или слабо представлены. «Лично я верю в два сегмента — это сфера туризма, куда мы вышли не так давно. А также страховки в кредит», — не унывает Николай Тепляков. А Александр Антоненко добавляет: «Многие говорят о том, что POS-рынок останется в прошлом, но я с этим не согласен и считаю, что он, скорее эволюционирует, чем умирает».  

   НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ!
   Сегодня новые игроки не спешат выходить на рынок POS-кредитования. Так, ВТБ уже объявил, что не планирует выдавать кредиты в магазинах. По мнению Андрея Костина, председателя правления ВТБ, в POS-кредитовании уже достаточно игроков, объем рынка для ВТБ несущественный, да и перспектив никаких — кредитки постепенно будут вытеснять данный вид займов. Сбербанк, планировавший выйти на рынок POS-кредитов за счет приобретения одного из банков, работающих на этом рынке, в итоге заключил партнерство с Cetelem (розничный бренд банка BNP Paribas, работающего в том числе и в России). Впрочем, перспективы этого партнерства неясны — на Cetelem приходится лишь 3,4% POS-рынка, к тому же банк является одним из лидеров в России по количеству претензий клиентов.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK