19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Трудно обмануть дважды"

Архивная публикация 2011 года: "Трудно обмануть дважды"

Скоро банки прекратят выдавать ссуды в магазинах. Выяснилось, что на POS-кредитах можно заработать деньги, но потерять клиентов. "В рассрочку на 10 месяцев без переплаты!", "Низкие ставки, первый месяц бесплатно!" - за последние годы миллионы людей по всей стране клюнули на такие приманки и воспользовались экспресс-кредитами, предлагаемыми банками прямо в торговых точках. Большую часть таких ссуд россияне берут на приобретение бытовой электроники и мобильных телефонов. На мебель, одежду и прочие мелочи приходятся лишь считанные проценты оборота по таким кредитам. Ссуда оформляется быстро - от 15 минут: нужен всего лишь паспорт, и желанная вещь ваша. Пребывая в эйфории от долгожданной покупки, немногие потребители вспоминают в этот момент про то, что "берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда". Проблемы у пользователей товарных кредитов начинаются, когда они начинают их погашать.

Скоро банки прекратят выдавать ссуды в магазинах. Выяснилось, что на POS-кредитах можно заработать деньги, но потерять клиентов. "В рассрочку на 10 месяцев без переплаты!", "Низкие ставки, первый месяц бесплатно!" - за последние годы миллионы людей по всей стране клюнули на такие приманки и воспользовались экспресс-кредитами, предлагаемыми банками прямо в торговых точках. Большую часть таких ссуд россияне берут на приобретение бытовой электроники и мобильных телефонов. На мебель, одежду и прочие мелочи приходятся лишь считанные проценты оборота по таким кредитам. Ссуда оформляется быстро - от 15 минут: нужен всего лишь паспорт, и желанная вещь ваша. Пребывая в эйфории от долгожданной покупки, немногие потребители вспоминают в этот момент про то, что "берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда". Проблемы у пользователей товарных кредитов начинаются, когда они начинают их погашать.

КРЕДИТНАЯ КАБАЛА

©

За возможность быстро, без лишних проволочек, получить деньги и купить понравившуюся вещь приходится расплачиваться, прежде всего, высокой процентной ставкой. POS-кредиты (POS point of sale, точка продаж) не бывают дешевыми. Несмотря на то, что за последние полтора года ставки снизились на 4-5 процентных пунктов, в среднем они остаются очень высокими. По данным Analy-ticResearchGroup, минимальные процентные ставки чаще всего находятся в диапазоне 22-30%, а максимальные - 55-70% годовых. Вот и получается, что, взяв кредит на покупку бытовой техники на 12-24 месяца, потребитель в итоге переплачивает за нее полцены, а то и больше.
Кроме того, POS-кредит вам не выдадут просто так, деньги вы получите, лишь купив страховку, к нему прилагающуюся. Она увеличивает ежемесячные выплаты еще на 10%. Страховку, которая формально не является обязательной, на деле агенты банков буквально навязывают потребителям: по многочисленным отзывам пользователей POS-кредитов, получить одобрение на кредит в торговой точке без страховки практически невозможно.
Наконец, при малейшем нарушении графика платежей заемщика ждут штрафы за просрочку и не всегда приятные минуты общения с сотрудниками банка, занимающимися взысканием просроченной задолженности. Менеджеры банков, работающие с просрочкой, редко церемонятся с нарушителями - не важно, по какой причине не был вовремя внесен платеж. Кроме того, опоздав с выплатой кредита всего на два месяца, вы рискуете надолго испортить себе кредитную историю. Запись о вашей ненадежности как заемщика попадает в бюро кредитных историй, и, чтобы исправить ситуацию, придется неукоснительно соблюдать все сроки выплат в течение последующих одного-двух займов, конечно, если вам удастся их получить.
Банки можно понять. За счет высоких ставок, страхования своих рисков и жесткой работы с просрочкой они пытаются максимально снизить свои риски. Решение о выдаче кредита необходимо принять быстро, в этом и прелесть таких кредитов для граждан, но из-за нехватки времени банки не могут как следует проверить потенциального клиента. Поэтому среди заемщиков в торговых сетях чаще, чем в других видах кредитования, встречаются несостоятельные граждане, а то и просто мошенники.
В итоге за каждого неплатежеспособного заемщика или мошенника, скрывшегося с деньгами, приходится платить добропорядочным клиентам. По мнению Ирины Поддубной, директора по развитию бизнеса коллекторской компании "Секвойя Кредит Консолидейшн", POS-кредиты - это один из самых рискованных видов кредитования, и уровень невозврата по ним традиционно высок. "POS-кредиты занимают 24,55% в нашем портфеле, - говорит эксперт. - Эффективность взыскания в данном виде кредитования составляет поряд-ка 10% и зависит от параметров долга: срока просрочки, суммы долга, наличия актуальных контактных данных". Как правило, если человек имеет одновременно пять кредитов и более, у банков очень мало шансов вернуть их. Скорее всего, это мошенник. Но не обязательно.
По словам Ивана Лебедева, начальника управления потребкредитования "ВТБ 24", только "5-10% заемщиков, обращающихся за получением кредита, изначально хотят обмануть банк, и часть из них отсеивается на этапе принятия решения". Большую часть неплатежеспособных должников, по мнению банкира, составляют обычные потребители, попросту не потянувшие выплаты по кредиту.

УХОДЯЩАЯ НАТУРА

©

По мнению экспертов рынка, постепенно экспресс-кредиты в торговых точках уступают место более цивилизованным видам банковского кредитования. Так, на рынке уже наблюдается замедление динамики объемов выдачи товарных кредитов. Если в 2010 году рынок POS-кредитов в России вырос на 44% и достиг 155 млрд рублей, то в текущем году в этом виде кредитования наблюдается стагнация. По итогам второго квартала 2011 года объем POS-сегмента снизился на 7%.
Эксперты рынка указывают на ряд причин замедления динамики продаж в кредит в торговых сетях. Прежде всего это ухудшение макроэкономической ситуации и сокращение объемов кредитования вообще и выдачи самых высокорисковых займов в частности. Кроме того, снижается интерес к РОS-кредитованию и со стороны самих потребителей. И дело тут не только в надвигающемся кризисе и связанной с ним бережливости, но и в общем отношении к этому банковскому бизнесу. "Согласно данным нашего исследования, из тех, кто уже воспользовался экспресс-кредитом и в настоящее вре-мя осуществляет выплаты, 44% вряд ли оформят такой кредит еще раз в течение ближайшего года, - считает Елена Якубовская, директор по работе с клиентами исследовательской компании "ГФК-Русь". - В 2008 году с таким настроением платили по кредиту лишь 32% заемщиков". По словам эксперта, пользователи ясно ощущают размер переплаты и, как следствие, впредь при покупках предпочитают рассчитывать на собственные средства. Многие, увидев большую переплату и неподъемную ставку, разочаровываются в POS-кредитах и экспресс-кредитах наличными. "Люди понимают, что попали буквально в капкан", - добавляет эксперт.
Негативное отношение к POS-кредитам потребители переносят на сам банк. Экспресс-кредиты выдаются под очень большой процент: люди, почувствовав на себе бремя выплат, зачастую решают, что в этот банк они больше не пойдут. Обычно удержать клиента кредитным органи-зациям легче, чем получить нового. Но в POS-кредитовании этот принцип не работает. Если около половины заемщиков, выплатив банку дорогой кредит, зарекаются иметь с ним дело, фактически для банка это означает одноразовый бизнес. "Да, бывшие заемщики воспользуются услугами кредитования, но, скорее всего, уже в другом банке, - говорит Елена Якубовская. - Люди берут деньги на покупку ноутбука и понимают, что они "попали" с этим кредитом. На рынке уже есть кредитные организации, специализирующиеся на POS-кредитовании, куда люди повторно не хотят идти. Для банков это вопрос потерянного имиджа, и банки об этой проблеме знают и ее изучают".
{PAGE}

ЧТО ВЗАМЕН?


Для банков чрезмерное увлечение POS-кредитованием приводит к потере репутации, именно поэтому все лидеры этого сегмента, сегодняшние и бывшие, работают над расширением спектра услуг для клиентов. Банк "Русский стандарт", до кризиса доминировавший на этом рынке, сегодня сосредоточился на кредитных картах и постепенно снижает долю POS-кредитования в своем кредитном портфеле. Банк "Хоум Кредит", доля POS-кредитов в кредитном портфеле которого сегодня составляет 44,5%, также взял курс на диверсификацию бизнеса. Доля POS-кредитов в портфеле банка снижается в пользу кредитов наличными.
По мнению экспертов, со временем на смену POS-кредитам придут универсальные банковские продукты с более щадящими ставками, условиями и сроками погашения. "Клиенты все больше предпочитают продукты, которые позволяют удовлетворить более широкий спектр потребностей - сделать ремонт, организовать отпуск и так далее, - отмечает Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования банка "Хоум Кредит". - Для этого больше подходят кредиты наличными и кредитные карты, поскольку они предполагают более гибкие условия - более крупные суммы и более длительные сроки кредитования, наличие грейс-периода, если мы говорим о кредитной карте".
"Я сторонник того, чтобы постепенно кредиты, выдаваемые в торговых точках, с рынка начали уходить, - считает Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка. - Только произойдет это не так быстро, как прогнозируют". По мнению эксперта, еще лет пять этот сегмент рынка в России будет развиваться. Но уже в течение ближайших 2-3 лет в результате борьбы между розничным кредитованием и кредитными картами ситуация начнет меняться: объемы потребительского кредитования на мелкие суммы будут постепенно уменьшаться. Потребности в небольших суммах, в коротком финансировании, будут закрываться не путем получения POS-кредита, а с помощью кредитной карты - универсального кредитного инструмента, который всегда под рукой. "Наличие кредитной карты станет обязательным потребительским минимумом, - считает эксперт. - Потребитель, если ему срочно понадобились деньги, имея кредитку, не побежит в банк за экспресс-кредитом, а просто воспользуется ею в пределах того лимита, который ему выделил банк".
Впрочем, полностью отказываться от магазинных кредитов банкиры пока не намерены - все-таки они приносят неплохой доход. По мнению Николая Теплякова, вице-президента, начальника управления потребительского кредитования компании "Ренессанс Кредит", POS-кредитование может получить дополнительный импульс по мере открытия новых крупных сетевых магазинов. Кроме того, рост возможен в тех сегментах, где банки еще активно не присутствуют или слабо представлены. "Лично я верю в два сегмента - это сфера туризма, куда мы вышли не так давно. А также страховки в кредит", - не унывает Николай Тепляков. А Александр Антоненко добавляет: "Многие говорят о том, что POS-рынок останется в прошлом, но я с этим не согласен и считаю, что он, скорее эволюционирует, чем умирает".

НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ!
Сегодня новые игроки не спешат выходить на рынок POS-кредитования. Так, ВТБ уже объявил, что не планирует выдавать кредиты в магазинах. По мнению Андрея Костина, председателя правления ВТБ, в POS-кредитовании уже достаточно игроков, объем рынка для ВТБ несущественный, да и перспектив никаких - кредитки постепенно будут вытеснять данный вид займов. Сбербанк, планировавший выйти на рынок POS-кредитов за счет приобретения одного из банков, работающих на этом рынке, в итоге заключил партнерство с Cetelem (розничный бренд банка BNP Paribas, работающего в том числе и в России). Впрочем, перспективы этого партнерства неясны - на Cetelem приходится лишь 3,4% POS-рынка, к тому же банк является одним из лидеров в России по количеству претензий клиентов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».