19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Try & Buy для одиноких сердец"

Архивная публикация 2007 года: "Try & Buy для одиноких сердец"

«По сути, любая платная услуга, которую человек заказывает у нас, — это эмоция», — говорит руководитель портала mamba.ru Никита Шерман. Как и другие сайты знакомств, mamba.ru делает деньги на масштабах эмоций: много пользователей — много эмоций, много сайтов-партнеров — еще больше пользователей.Найти статистику по растущему рынку онлайн-дейтинга (поиск в Сети партнера для свидания) — задачка не из легких. По сути, этот рынок в России появился лишь в конце 2005 года, когда стартовал новый дейтинг-проект loveplanet.ru, а рост числа пользователей «ветерана» знакомств mamba.ru впервые составил 100% в год. И все оценки рынка интернет-знакомств до сих пор складываются на основе данных двух крупнейших его игроков. Одно можно сказать наверняка: дейтинг-индустрия динамично развивается. Так, лидер рынка mamba.ru, еще год назад и не помышлявший о продаже рекламы на своих сайтах и вполне удовлетворенный доходами от пользователей, сегодня активно развивает эту прибыльную ветвь бизнеса. Никита Шерман, президент единой системы знакомств и общения «Мамба», рассказал «Профилю» о планах по продаже рекламы, развитию бизнеса и рынка в целом.

«Ни одно агентство не умеет продавать рекламу»

— Какова структура доходов системы «Мамба» сегодня без учета продаж рекламы?

— У нас порядка 7 платных сервисов, но абсолютные лидеры — это поднятие анкеты наверх (платная услуга, позволяющая переместить анкету на первые страницы поиска. — «Профиль») и «игра в лидера» (анкеты игроков, сделавших наибольшие ставки посредством SMS, размещаются на всех страницах всех сайтов—партнеров системы. — «Профиль»). Ежемесячно мы получаем более 1 млн SMS. Чуть более 60% их стоимости — это наш доход, оставшуюся долю мы отдаем сотовому оператору. Кроме того, часть платежей поступает другими способами оплаты: электронными деньгами, скретч-картами, банковскими переводами, через платежные терминалы.

— Вы стали продавать рекламу на сайтах совсем недавно, менее полугода назад. Почему?

— До последнего времени у нас не было такого приоритета, как продажа рекламы. Основной бизнес, в любом случае, — это доходы с пользователей, монетизация аудитории. Не так давно, примерно год-полтора назад, мы осознали, что можно извлекать дополнительную прибыль из рекламы. Мы инициировали разработку системы ротации баннеров, то есть того инструментария, с помощью которого мы могли бы работать с рекламными агентствами и конечными рекламодателями. С полной статистикой и возможностями глубокого таргетирования. По сути, мы начали заниматься рекламой, потому что у нас появился механизм, через который мы можем это делать. И появилось осознание того, что здесь тоже есть хорошие деньги.

— Какие выгоды получают рекламодатели от размещения рекламы на ваших сайтах?

— Сегодня ни одно агентство в российском Интернете не умеет продавать рекламу на сайтах знакомств. Рекламодатели не до конца воспринимают это всерьез, недопонимают, что это ничуть не хуже, чем рекламироваться на главной странице mail.ru. Аудитория — та же самая, объемы — примерно сравнимы. И мы начинаем убеждать рекламодателей, заказываем независимую статистику, чтобы можно было показать им цифры. У нас можно глубоко таргетировать любую рекламу, потому что мы очень много знаем о пользователях. Мы можем показывать любому человеку именно ту рекламу, которая на него нацелена.

— Каков механизм такого целепопадания?

— При заполнении анкеты вы указываете о себе очень много данных: сколько вам лет, где живете, семейное положение, музыкальные предпочтения, сексуальную ориентацию, отношение к курению и т.п. Мы можем многое сказать о пользователе. И всю эту информацию может использовать рекламодатель. Естественно, используя личную информацию участников системы, мы в первую очередь руководствуемся нормами закона.

— С какими рекламными компаниями у вас на сегодня существуют долгосрочные отношения?

— По сути, наш основной рекламный партнер сейчас — это компания «Бегун». Буквально на днях мы начали сотрудничать более плотно. Теперь мы передаем им некую информацию о наших пользователях. Повторюсь, она никак не персонализирована, все в рамках закона. Тем не менее рекламодатели «Бегуна» уже сейчас могут видеть, кто именно кликал на их объявления. В перспективе это будет работать на более точное таргетирование рекламы. Естественно, мы ведем сейчас переговоры с крупными рекламными агентствами о планах на будущий год.

— Чего вы ждете от этого начинания?

— Мы хотим поднять свою выручку. Мы планируем, что в течение следующего года доходы от рекламы будут составлять как минимум 10% от общей выручки. А то и 20%. Это позволит нам повысить наши общие показатели, поможет нашим партнерам зарабатывать больше денег, поскольку мы делимся с ними всеми, а не только пользовательскими доходами. И всем будет веселее жить.

«Рунет копирует с mamba.ru»

— Никита, как вы строите работу с сайтами-партнерами?

— Человек приходит к нам. У него либо уже есть сайт с каким-то трафиком, либо есть возможность создать такой сайт и он знает, как это сделать. Мы ему даем сервис, инструмент, с помощью которого он может зарабатывать. По сути, от него ничего не требуется, кроме привлечения трафика. Мы берем на себя и техническое обслуживание, и круглосуточную модерацию, и сбор денег с пользователей. Поэтому мы самостоятельно отслеживаем качество и численность аудитории сайтов-партнеров.

— Сколько у вас сегодня сайтов-партнеров?

— До недавнего времени у mamba.ru было около 9 тыс. сайтов-партнеров. Пару месяцев назад мы провели их инвентаризацию, посмотрели, сколько из них «живых», кто нам приносит деньги. Почистили базу, отказав в сотрудничестве тем, у кого не наблюдалось «живой» аудитории и новых регистраций, либо тем, кто не удовлетворял нас по другим причинам. После этого у нас осталось около 5 тыс. проверенных партнеров. При этом каждый месяц подключается порядка 500 новых. Динамика хорошая, но, понятное дело, это преимущественно мелкие партнеры.

— Это хорошие показатели по сравнению с западными аналогами?

— На Западе не так много интернет-компаний, которые работают по партнерской модели. Как правило, в первую очередь там создают бренд. А потом уже люди раскачивают или не раскачивают «партнерку». Тем не менее по объему аудитории мы сравнимы с крупнейшими игроками западного рынка: match.com или yahoo.personals. Мы даже где-то больше них. Однако по монетизации мы, естественно, сильно проигрываем, потому что 99% западных сайтов работает на абонентской плате. Естественно, доход с пользователя у них выше. У нас из 9 млн человек платит некоторая часть, у них — все. И не $1—2 за единичную услугу, а все $25.

— А в России были попытки брать абонентскую плату с пользователей сайтов знакомств?

— Западный игрок iloveyou.com, который работает по такому принципу, пытался выходить на российский рынок. Но у него ничего не вышло. И сегодня в России нет такого сайта знакомств, который бы функционировал по этой модели. Не факт, что они в дальнейшем не будут пытаться здесь появиться.

— Часто ли бывает, что другие сайты перенимают ваши приемы и технологии?

— По сути, все сайты знакомств, которые сегодня есть в Рунете, скопированы с «Мамбы» — как интерфейсами, так и бизнес-моделью. Вплоть до того, что где мы запятую не поставили — там и они не поставили, где у нас орфографическая ошибка — там и у них. Кто-то это скрывает, кто-то нет. Но так оно и есть. А наказать их невозможно. Весь Рунет живет за счет того, что кто-то где-то что-то хорошее придумал, а все остальные повторили. Преимущественно это касается западного опыта, когда копируются местные модели. Этои vkontakte.ru. Так получилось, что «Мамба» для российского рынка — это некий эксклюзивный продукт, на Западе такого нет, поэтому копируют у нас.

«Офлайн-реклама работает на весь рынок»

— А есть ли на рынке онлайн-знакомств сайты-«отшельники», которые могут составить вам серьезную конкуренцию?

— Крупных независимых игроков на рынке онлайн-знакомств, которые пытаются что-то сделать, около 5. И несколько десятков мелких, которые просто есть. Естественно, они ничего не зарабатывают.

— Как вы оцениваете свою долю рынка интернет-знакомств?

— Оценки могут быть двух видов: по охвату аудитории и по бизнесу. Если говорить об аудитории, то у всех 5 сильнейших игроков она очень сильно пересекается. Более того, у мелких сайтов почти 100% аудитории имеют анкеты и на «Мамбе». В случае с более крупными сервисами пересечение аудитории достигает 50—70%. Мы охватываем 90% всей аудитории, заинтересованной в интернет-общении.

Что касается денежной составляющей, то, по нашим оценкам, рынок интернет-знакомств в 2007 году достигнет $20—22 млн выручки. Эта сумма включает и доходы от рекламы. Если говорить только о пользователях, то, я думаю, это будет где-то $16 млн. По сравнению с прошлым годом это рост процентов на 50—70. А мы вырастем в этом году процентов на 90. Сегодня по показателю выручки мы занимаем около 70% рынка.

— Кто ваш ближайший конкурент?

— Сложно сказать. Дело в том, что ближайший к нам игрок — это, наверное, loveplanet.ru. Но их цифры настолько не соответствуют действительности, что говорить о том, насколько они к нам близки, я не могу. Я понимаю их задачу: они растят себе эту самую большую цифру. Сейчас у них 8 млн зарегистрированных на сайте. Но что это за цифра, сколько из них активны и так далее, абсолютно непонятно. Наши 9 млн — это те, кто хотя бы раз за последние полгода был на сайте. Их 8 млн — это все те люди, которые за 2 года у них зарегистрировались и не удалили анкету. Что, к слову, до недавнего времени можно было сделать только за деньги. И на вопросы об активности пользователей они не отвечают. По объективным параметрам у меня есть ощущение, что loveplanet.ru сегодня — это где-то 25% от «Мамбы».

— Тем не менее вы рассматриваете loveplanet.ru как своего конкурента?

— Мы их рассматриваем как конкурента только в том смысле, что РБК имеет все возможности для того, чтобы раскрутить бренд, привлечь аудиторию. У них очень большие финансовые и медийные ресурсы, которые они вовсю используют. Другое дело, что для РБК loveplanet.ru — это не бизнес, это некий якорный сервис. По сути, знакомства в Рунете в неделовом секторе один из самых востребованных продуктов. Если посмотреть на наших партнеров — rambler.ru или mail.ru, — то у них наш раздел знакомств аккумулирует порядка 25% всей аудитории. Сейчас, впрочем, стала популярной тема фото- и видеохостингов, где народ достаточно активен, но в основном, конечно, ходит смотреть. Из-за этого знакомства чуть-чуть начали сдавать свои позиции, однако остаются одними из самых востребованных. Поэтому вполне логично, что РБК начал работу на неделовом сегменте именно со знакомств. Они купили loveplanet.ru, начали вкладывать очень большие деньги в продвижение бренда. Но их задача сейчас — собирать аудиторию, которую они потом будут использовать в своих целях. Поэтому если даже бегло пробежаться сегодня по loveplanet.ru, то будет видно, что все цифры, которые у них выставлены, не вполне объективны. С точки зрения монетизации loveplanet.ru очень сильно проигрывает «Мамбе».

— Loveplanet.ru проводит активную рекламу в офлайне: в общественном транспорте, на улицах города. Как вы оцениваете эффективность этой тактики?

— Офлайновая реклама сегодня работает на тех людей, которые придут к нам завтра. Это либо люди, не охваченные Интернетом, либо те, кого тематика интернет-знакомств до некоторого времени не интересовала. В то же время как инструмент по привлечению аудитории офлайновая реклама совсем не работает. У меня был подобный опыт, не связанный с «Мамбой». Мы давали офлайн-рекламу некоторых наших онлайн-проектов. Более того, я знаю, откуда сегодня РБК берет 90% трафика для loveplanet.ru — только из Интернета. И сколько бы они ни кичились тем, как прекрасно у них работает телевизионная реклама, офлайн тут ни при чем. Поэтому с точки зрения раскачки бренда и работы с неохваченной аудиторией офлайновая реклама — это хорошо. Но эти люди придут не сегодня, а через какое-то время, и то если их не перехватит конкурент в онлайне. Ведь как люди приходят в Интернет? Как правило, они приходят на порталы с поиском, с почтой, где они начинают обустраивать свою интернет-жизнь. А на порталах их уже подбираем мы. Пока любая офлайн-реклама любого интернет-сервиса работает в целом на рынок — и на нас в том числе.

— А как вы продвигаете свой бренд?

— Дело все в том, что «Мамба» — это не бренд как таковой. У нас нет некой центральной точки входа, как у loveplanet.ru, нет главного сайта. «Мамба» — это, скорее, сервис-продукт для web-мастеров, для наших партнеров. Мы предлагаем им некое сервисное решение, которое позволяет им без существенных затрат, вообще без затрат, по сути, зарабатывать неплохие деньги. Естественно, есть сайт mamba.ru, который мы развиваем, рекламируем и который, возможно, будет где-то появляться в офлайне. Но я бы не рассматривал это как какое-то масштабное продвижение бренда.

«Мы будем расти во все стороны»

— Собирается ли mamba.ru выходить на зарубежные рынки?

— Мы уже охватываем русскоязычную аудиторию за рубежом, ее у нас порядка 40%. Если говорить о выходе на западные рынки, то здесь все немножко сложнее. Там у людей совершенно другой менталитет, другое понимание и отношение ко всему этому. Если дать сегодня американцам «Мамбу» в чистом виде — приходите и пользуйтесь бесплатно, — они не поймут и испугаются. Подобные эксперименты уже были, это не голословное утверждение. В чистом виде такая модель на Западе не работает. Там нужно жить, чтобы понимать всю эту специфику. Поэтому сегодня «Мамба» пока не пойдет на западные рынки.

— А завтра?

— Я скажу так. У нас есть понимание на ближайший год того, как мы будем работать с зарубежной аудиторией — и мы будем с ней работать. Но не в чистом виде, не под своим брендом. Единственное, что я могу сказать, — в самое ближайшее время мы начнем активно работать с рынками ближнего зарубежья.

— До каких пределов может расти сеть mamba.ru?

— Это достаточно сложный вопрос. Дело все в том, что, по данным исследования всей интернет-аудитории России, только порядка 30% заинтересованы либо пользуются интернет-знакомствами. Это касается исключительно ниши онлайн-дейтинга. Принимая во внимание, что в России всего около 30 млн пользователей Интернета, можно посчитать, что желающих познакомиться где-то 10 млн человек. У нас же зарегистрировано 9 млн, поэтому, по сути, мы всю эту нишу закрыли. Мы, естественно, ведем непрерывную разъяснительную работу. Объясняем людям, что онлайн-знакомства — это вовсе не плохо. Кто-то просто этого недопонимает, кто-то не осознает эффективности инструмента. В то же время мы понимаем, что необходимо некое расширение инструментария для того, чтобы люди заходили к нам на сайт. Поэтому нам приходится немножко социализироваться, открывать различные околодейтинговые сервисы, дневники, медиа-альбомы и прочее. То есть мы будем акцентировать внимание на те вещи, которые сегодня востребованы и популярны. Будем пытаться расти во все стороны. А потом уже перекачивать аудиторию в дейтинг и по возможности монетизировать ее.

— Вы планируете продажу бизнеса по достижении определенных финансовых показателей?

— Это вопрос, скорее, к акционерам. Но я могу сказать, что основная доля «Мамбы» принадлежит инвестхолдингу «Финам». И акции «Мамбы» входят в фонд «Финам — Информационные технологии» вместе с акциями «Буки», eGenerator и т.п. И они доступны на бирже. По сути, стать акционером «Мамбы» сегодня может каждый. Что касается более крупных сделок, то мне о таких планах ничего не известно.

— Web 2.0 выглядит вполне логичным способом развития служб знакомств. Но если говорить об Интернете в целом — нет ли у вас ощущения тупиковости развития Сети, когда ее развлекательный контент формируется самими пользователями?

— Давайте не путать. В офлайне человек приходит и платит деньги за то, чтобы его развлекли. А в Интернете у человека есть необходимость проявить себя, самореализоваться. Это если говорить о тех людях, которые формируют контент, — их очень мало, максимум 10%. Даже меньше. Мы были в Барселоне на конференции по социальным сетям, и один из участников из Бразилии высказал мысль о том, что таких людей всего 5%. Но тупикового здесь ничего нет. Как создавали эти 5% контент, так они и будут его создавать. Это те люди, которых мы называем творческими натурами, которым нужна эта самореализация. Я больше того скажу: это правильная ветвь развития. Если люди что-то могут и хотят создавать, то им нужно дать такую возможность.

— Какие проекты Рунета, на ваш взгляд, сегодня наиболее успешны?

— Успешность в Интернете — вещь уже совершенно объективная. Она не зависит от моего мнения или мнения кого-то еще. Достаточно посмотреть цифры и рейтинги. За этоти vkontakte.ru ворвались в десятку крупнейших проектов и уходить оттуда не собираются. В «Мамбу» я пришел в феврале этого года — и тоже не собираюсь уходить. Но моя настоящая мечта — делать компьютерные мультики. Каждый раз, когда я хожу с детьми на новые «Шреки» и «БиМуви», я восхищаюсь и немножко завидую людям, занятым в производстве этих продуктов.


«По сути, любая платная услуга, которую человек заказывает у нас, — это эмоция», — говорит руководитель портала mamba.ru Никита Шерман. Как и другие сайты знакомств, mamba.ru делает деньги на масштабах эмоций: много пользователей — много эмоций, много сайтов-партнеров — еще больше пользователей.Найти статистику по растущему рынку онлайн-дейтинга (поиск в Сети партнера для свидания) — задачка не из легких. По сути, этот рынок в России появился лишь в конце 2005 года, когда стартовал новый дейтинг-проект loveplanet.ru, а рост числа пользователей «ветерана» знакомств mamba.ru впервые составил 100% в год. И все оценки рынка интернет-знакомств до сих пор складываются на основе данных двух крупнейших его игроков. Одно можно сказать наверняка: дейтинг-индустрия динамично развивается. Так, лидер рынка mamba.ru, еще год назад и не помышлявший о продаже рекламы на своих сайтах и вполне удовлетворенный доходами от пользователей, сегодня активно развивает эту прибыльную ветвь бизнеса. Никита Шерман, президент единой системы знакомств и общения «Мамба», рассказал «Профилю» о планах по продаже рекламы, развитию бизнеса и рынка в целом.

«Ни одно агентство не умеет продавать рекламу»

— Какова структура доходов системы «Мамба» сегодня без учета продаж рекламы?

— У нас порядка 7 платных сервисов, но абсолютные лидеры — это поднятие анкеты наверх (платная услуга, позволяющая переместить анкету на первые страницы поиска. — «Профиль») и «игра в лидера» (анкеты игроков, сделавших наибольшие ставки посредством SMS, размещаются на всех страницах всех сайтов—партнеров системы. — «Профиль»). Ежемесячно мы получаем более 1 млн SMS. Чуть более 60% их стоимости — это наш доход, оставшуюся долю мы отдаем сотовому оператору. Кроме того, часть платежей поступает другими способами оплаты: электронными деньгами, скретч-картами, банковскими переводами, через платежные терминалы.

— Вы стали продавать рекламу на сайтах совсем недавно, менее полугода назад. Почему?

— До последнего времени у нас не было такого приоритета, как продажа рекламы. Основной бизнес, в любом случае, — это доходы с пользователей, монетизация аудитории. Не так давно, примерно год-полтора назад, мы осознали, что можно извлекать дополнительную прибыль из рекламы. Мы инициировали разработку системы ротации баннеров, то есть того инструментария, с помощью которого мы могли бы работать с рекламными агентствами и конечными рекламодателями. С полной статистикой и возможностями глубокого таргетирования. По сути, мы начали заниматься рекламой, потому что у нас появился механизм, через который мы можем это делать. И появилось осознание того, что здесь тоже есть хорошие деньги.

— Какие выгоды получают рекламодатели от размещения рекламы на ваших сайтах?

— Сегодня ни одно агентство в российском Интернете не умеет продавать рекламу на сайтах знакомств. Рекламодатели не до конца воспринимают это всерьез, недопонимают, что это ничуть не хуже, чем рекламироваться на главной странице mail.ru. Аудитория — та же самая, объемы — примерно сравнимы. И мы начинаем убеждать рекламодателей, заказываем независимую статистику, чтобы можно было показать им цифры. У нас можно глубоко таргетировать любую рекламу, потому что мы очень много знаем о пользователях. Мы можем показывать любому человеку именно ту рекламу, которая на него нацелена.

— Каков механизм такого целепопадания?

— При заполнении анкеты вы указываете о себе очень много данных: сколько вам лет, где живете, семейное положение, музыкальные предпочтения, сексуальную ориентацию, отношение к курению и т.п. Мы можем многое сказать о пользователе. И всю эту информацию может использовать рекламодатель. Естественно, используя личную информацию участников системы, мы в первую очередь руководствуемся нормами закона.

— С какими рекламными компаниями у вас на сегодня существуют долгосрочные отношения?

— По сути, наш основной рекламный партнер сейчас — это компания «Бегун». Буквально на днях мы начали сотрудничать более плотно. Теперь мы передаем им некую информацию о наших пользователях. Повторюсь, она никак не персонализирована, все в рамках закона. Тем не менее рекламодатели «Бегуна» уже сейчас могут видеть, кто именно кликал на их объявления. В перспективе это будет работать на более точное таргетирование рекламы. Естественно, мы ведем сейчас переговоры с крупными рекламными агентствами о планах на будущий год.

— Чего вы ждете от этого начинания?

— Мы хотим поднять свою выручку. Мы планируем, что в течение следующего года доходы от рекламы будут составлять как минимум 10% от общей выручки. А то и 20%. Это позволит нам повысить наши общие показатели, поможет нашим партнерам зарабатывать больше денег, поскольку мы делимся с ними всеми, а не только пользовательскими доходами. И всем будет веселее жить.

«Рунет копирует с mamba.ru»

— Никита, как вы строите работу с сайтами-партнерами?

— Человек приходит к нам. У него либо уже есть сайт с каким-то трафиком, либо есть возможность создать такой сайт и он знает, как это сделать. Мы ему даем сервис, инструмент, с помощью которого он может зарабатывать. По сути, от него ничего не требуется, кроме привлечения трафика. Мы берем на себя и техническое обслуживание, и круглосуточную модерацию, и сбор денег с пользователей. Поэтому мы самостоятельно отслеживаем качество и численность аудитории сайтов-партнеров.

— Сколько у вас сегодня сайтов-партнеров?

— До недавнего времени у mamba.ru было около 9 тыс. сайтов-партнеров. Пару месяцев назад мы провели их инвентаризацию, посмотрели, сколько из них «живых», кто нам приносит деньги. Почистили базу, отказав в сотрудничестве тем, у кого не наблюдалось «живой» аудитории и новых регистраций, либо тем, кто не удовлетворял нас по другим причинам. После этого у нас осталось около 5 тыс. проверенных партнеров. При этом каждый месяц подключается порядка 500 новых. Динамика хорошая, но, понятное дело, это преимущественно мелкие партнеры.

— Это хорошие показатели по сравнению с западными аналогами?

— На Западе не так много интернет-компаний, которые работают по партнерской модели. Как правило, в первую очередь там создают бренд. А потом уже люди раскачивают или не раскачивают «партнерку». Тем не менее по объему аудитории мы сравнимы с крупнейшими игроками западного рынка: match.com или yahoo.personals. Мы даже где-то больше них. Однако по монетизации мы, естественно, сильно проигрываем, потому что 99% западных сайтов работает на абонентской плате. Естественно, доход с пользователя у них выше. У нас из 9 млн человек платит некоторая часть, у них — все. И не $1—2 за единичную услугу, а все $25.

— А в России были попытки брать абонентскую плату с пользователей сайтов знакомств?

— Западный игрок iloveyou.com, который работает по такому принципу, пытался выходить на российский рынок. Но у него ничего не вышло. И сегодня в России нет такого сайта знакомств, который бы функционировал по этой модели. Не факт, что они в дальнейшем не будут пытаться здесь появиться.

— Часто ли бывает, что другие сайты перенимают ваши приемы и технологии?

— По сути, все сайты знакомств, которые сегодня есть в Рунете, скопированы с «Мамбы» — как интерфейсами, так и бизнес-моделью. Вплоть до того, что где мы запятую не поставили — там и они не поставили, где у нас орфографическая ошибка — там и у них. Кто-то это скрывает, кто-то нет. Но так оно и есть. А наказать их невозможно. Весь Рунет живет за счет того, что кто-то где-то что-то хорошее придумал, а все остальные повторили. Преимущественно это касается западного опыта, когда копируются местные модели. Этои vkontakte.ru. Так получилось, что «Мамба» для российского рынка — это некий эксклюзивный продукт, на Западе такого нет, поэтому копируют у нас.

«Офлайн-реклама работает на весь рынок»

— А есть ли на рынке онлайн-знакомств сайты-«отшельники», которые могут составить вам серьезную конкуренцию?

— Крупных независимых игроков на рынке онлайн-знакомств, которые пытаются что-то сделать, около 5. И несколько десятков мелких, которые просто есть. Естественно, они ничего не зарабатывают.

— Как вы оцениваете свою долю рынка интернет-знакомств?

— Оценки могут быть двух видов: по охвату аудитории и по бизнесу. Если говорить об аудитории, то у всех 5 сильнейших игроков она очень сильно пересекается. Более того, у мелких сайтов почти 100% аудитории имеют анкеты и на «Мамбе». В случае с более крупными сервисами пересечение аудитории достигает 50—70%. Мы охватываем 90% всей аудитории, заинтересованной в интернет-общении.

Что касается денежной составляющей, то, по нашим оценкам, рынок интернет-знакомств в 2007 году достигнет $20—22 млн выручки. Эта сумма включает и доходы от рекламы. Если говорить только о пользователях, то, я думаю, это будет где-то $16 млн. По сравнению с прошлым годом это рост процентов на 50—70. А мы вырастем в этом году процентов на 90. Сегодня по показателю выручки мы занимаем около 70% рынка.

— Кто ваш ближайший конкурент?

— Сложно сказать. Дело в том, что ближайший к нам игрок — это, наверное, loveplanet.ru. Но их цифры настолько не соответствуют действительности, что говорить о том, насколько они к нам близки, я не могу. Я понимаю их задачу: они растят себе эту самую большую цифру. Сейчас у них 8 млн зарегистрированных на сайте. Но что это за цифра, сколько из них активны и так далее, абсолютно непонятно. Наши 9 млн — это те, кто хотя бы раз за последние полгода был на сайте. Их 8 млн — это все те люди, которые за 2 года у них зарегистрировались и не удалили анкету. Что, к слову, до недавнего времени можно было сделать только за деньги. И на вопросы об активности пользователей они не отвечают. По объективным параметрам у меня есть ощущение, что loveplanet.ru сегодня — это где-то 25% от «Мамбы».

— Тем не менее вы рассматриваете loveplanet.ru как своего конкурента?

— Мы их рассматриваем как конкурента только в том смысле, что РБК имеет все возможности для того, чтобы раскрутить бренд, привлечь аудиторию. У них очень большие финансовые и медийные ресурсы, которые они вовсю используют. Другое дело, что для РБК loveplanet.ru — это не бизнес, это некий якорный сервис. По сути, знакомства в Рунете в неделовом секторе один из самых востребованных продуктов. Если посмотреть на наших партнеров — rambler.ru или mail.ru, — то у них наш раздел знакомств аккумулирует порядка 25% всей аудитории. Сейчас, впрочем, стала популярной тема фото- и видеохостингов, где народ достаточно активен, но в основном, конечно, ходит смотреть. Из-за этого знакомства чуть-чуть начали сдавать свои позиции, однако остаются одними из самых востребованных. Поэтому вполне логично, что РБК начал работу на неделовом сегменте именно со знакомств. Они купили loveplanet.ru, начали вкладывать очень большие деньги в продвижение бренда. Но их задача сейчас — собирать аудиторию, которую они потом будут использовать в своих целях. Поэтому если даже бегло пробежаться сегодня по loveplanet.ru, то будет видно, что все цифры, которые у них выставлены, не вполне объективны. С точки зрения монетизации loveplanet.ru очень сильно проигрывает «Мамбе».

— Loveplanet.ru проводит активную рекламу в офлайне: в общественном транспорте, на улицах города. Как вы оцениваете эффективность этой тактики?

— Офлайновая реклама сегодня работает на тех людей, которые придут к нам завтра. Это либо люди, не охваченные Интернетом, либо те, кого тематика интернет-знакомств до некоторого времени не интересовала. В то же время как инструмент по привлечению аудитории офлайновая реклама совсем не работает. У меня был подобный опыт, не связанный с «Мамбой». Мы давали офлайн-рекламу некоторых наших онлайн-проектов. Более того, я знаю, откуда сегодня РБК берет 90% трафика для loveplanet.ru — только из Интернета. И сколько бы они ни кичились тем, как прекрасно у них работает телевизионная реклама, офлайн тут ни при чем. Поэтому с точки зрения раскачки бренда и работы с неохваченной аудиторией офлайновая реклама — это хорошо. Но эти люди придут не сегодня, а через какое-то время, и то если их не перехватит конкурент в онлайне. Ведь как люди приходят в Интернет? Как правило, они приходят на порталы с поиском, с почтой, где они начинают обустраивать свою интернет-жизнь. А на порталах их уже подбираем мы. Пока любая офлайн-реклама любого интернет-сервиса работает в целом на рынок — и на нас в том числе.

— А как вы продвигаете свой бренд?

— Дело все в том, что «Мамба» — это не бренд как таковой. У нас нет некой центральной точки входа, как у loveplanet.ru, нет главного сайта. «Мамба» — это, скорее, сервис-продукт для web-мастеров, для наших партнеров. Мы предлагаем им некое сервисное решение, которое позволяет им без существенных затрат, вообще без затрат, по сути, зарабатывать неплохие деньги. Естественно, есть сайт mamba.ru, который мы развиваем, рекламируем и который, возможно, будет где-то появляться в офлайне. Но я бы не рассматривал это как какое-то масштабное продвижение бренда.

«Мы будем расти во все стороны»

— Собирается ли mamba.ru выходить на зарубежные рынки?

— Мы уже охватываем русскоязычную аудиторию за рубежом, ее у нас порядка 40%. Если говорить о выходе на западные рынки, то здесь все немножко сложнее. Там у людей совершенно другой менталитет, другое понимание и отношение ко всему этому. Если дать сегодня американцам «Мамбу» в чистом виде — приходите и пользуйтесь бесплатно, — они не поймут и испугаются. Подобные эксперименты уже были, это не голословное утверждение. В чистом виде такая модель на Западе не работает. Там нужно жить, чтобы понимать всю эту специфику. Поэтому сегодня «Мамба» пока не пойдет на западные рынки.

— А завтра?

— Я скажу так. У нас есть понимание на ближайший год того, как мы будем работать с зарубежной аудиторией — и мы будем с ней работать. Но не в чистом виде, не под своим брендом. Единственное, что я могу сказать, — в самое ближайшее время мы начнем активно работать с рынками ближнего зарубежья.

— До каких пределов может расти сеть mamba.ru?

— Это достаточно сложный вопрос. Дело все в том, что, по данным исследования всей интернет-аудитории России, только порядка 30% заинтересованы либо пользуются интернет-знакомствами. Это касается исключительно ниши онлайн-дейтинга. Принимая во внимание, что в России всего около 30 млн пользователей Интернета, можно посчитать, что желающих познакомиться где-то 10 млн человек. У нас же зарегистрировано 9 млн, поэтому, по сути, мы всю эту нишу закрыли. Мы, естественно, ведем непрерывную разъяснительную работу. Объясняем людям, что онлайн-знакомства — это вовсе не плохо. Кто-то просто этого недопонимает, кто-то не осознает эффективности инструмента. В то же время мы понимаем, что необходимо некое расширение инструментария для того, чтобы люди заходили к нам на сайт. Поэтому нам приходится немножко социализироваться, открывать различные околодейтинговые сервисы, дневники, медиа-альбомы и прочее. То есть мы будем акцентировать внимание на те вещи, которые сегодня востребованы и популярны. Будем пытаться расти во все стороны. А потом уже перекачивать аудиторию в дейтинг и по возможности монетизировать ее.

— Вы планируете продажу бизнеса по достижении определенных финансовых показателей?

— Это вопрос, скорее, к акционерам. Но я могу сказать, что основная доля «Мамбы» принадлежит инвестхолдингу «Финам». И акции «Мамбы» входят в фонд «Финам — Информационные технологии» вместе с акциями «Буки», eGenerator и т.п. И они доступны на бирже. По сути, стать акционером «Мамбы» сегодня может каждый. Что касается более крупных сделок, то мне о таких планах ничего не известно.

— Web 2.0 выглядит вполне логичным способом развития служб знакомств. Но если говорить об Интернете в целом — нет ли у вас ощущения тупиковости развития Сети, когда ее развлекательный контент формируется самими пользователями?

— Давайте не путать. В офлайне человек приходит и платит деньги за то, чтобы его развлекли. А в Интернете у человека есть необходимость проявить себя, самореализоваться. Это если говорить о тех людях, которые формируют контент, — их очень мало, максимум 10%. Даже меньше. Мы были в Барселоне на конференции по социальным сетям, и один из участников из Бразилии высказал мысль о том, что таких людей всего 5%. Но тупикового здесь ничего нет. Как создавали эти 5% контент, так они и будут его создавать. Это те люди, которых мы называем творческими натурами, которым нужна эта самореализация. Я больше того скажу: это правильная ветвь развития. Если люди что-то могут и хотят создавать, то им нужно дать такую возможность.

— Какие проекты Рунета, на ваш взгляд, сегодня наиболее успешны?

— Успешность в Интернете — вещь уже совершенно объективная. Она не зависит от моего мнения или мнения кого-то еще. Достаточно посмотреть цифры и рейтинги. За этоти vkontakte.ru ворвались в десятку крупнейших проектов и уходить оттуда не собираются. В «Мамбу» я пришел в феврале этого года — и тоже не собираюсь уходить. Но моя настоящая мечта — делать компьютерные мультики. Каждый раз, когда я хожу с детьми на новые «Шреки» и «БиМуви», я восхищаюсь и немножко завидую людям, занятым в производстве этих продуктов.



Пригласи программиста — получи $500
Сегодня в штате mamba.ru работают 50 человек, за штатом — 100—150. Последняя категория — это модераторы: студенты и учащиеся. Они выполняют, по сути, самый трудоемкий процесс в компании. Штат «Мамбы» постоянно растет, и все силы сегодня брошены на рост технического отдела: программисты, администраторы, разработчики. В поисках лучших «Мамба» идет на неожиданные подчас ходы. Рассказывает Никита Шерман: «Мы сделали некую игрушку, которая в то же время может быть очень полезной. Есть даже мнение, что из этого может вырасти отдельный бизнес. Сейчас на рынке Интернета очень большой дефицит кадров. Тех же программистов — днем с огнем не сыскать. Все, кто хотел переехать в Москву, уже переехали. Вытаскивать людей из регионов становится все сложнее. А позволить себе аутсорсинг мы не можем.
Поэтому мы придумали некий тест для программистов, где нужно ответить на достаточно большое количество вопросов — более 50. По итогам теста человеку сообщается о том, какого уровня он программист. И если результат нас устраивает, то мы очень мягко напоминаем этому человеку о том, что он может оставить нам свое резюме и мы с ним можем побеседовать на тему трудоустройства. А те люди, которые кидали ссылки программистам, — по ним была статистика — могли заработать $500, если человек трудоустраивался именно по их рекомендации. Акция была очень успешной, нам понравилось, как она прошла, и мы будем продолжать эксперименты в этой области».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».