Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "ТУРИСТЫ СНОВА ПАКУЮТ ЧЕМОДАНЫ"

В Европе появились признаки оживления отраслиМихаэлю Френцелю (Michael Frenzel) дышится теперь немножко легче. 18 июня гендиректор немецкой туристической компании TUI объявил на ежегодном собрании акционеров в Ганновере о снижении объемов июньских заказов по сравнению с прошлым годом на 10,7%. В любое другое время гендиректор, принесший такие плохие вести, был бы мгновенно уволен акционерами. Но не сейчас. Нынешний год начался для европейской туристической отрасли как один из самых неудачных за несколько последних десятилетий. Люди предпочитали оставаться дома, озабоченные войной в Ираке, атипичной пневмонией и экономическим застоем. А июньские показатели TUI были выше майских, когда продажи по сравнению с прошлым годом упали на 15,2%. Это еще один из множества признаков того, что нижняя точка спада в туристической отрасли Европы, вероятно, пройдена. «Я абсолютно убежден, что положительная тенденция последних недель сохранится», — заявил Френцель, возглавляющий крупнейшую европейскую туристическую группу с оборотом в $23,3 млрд.
Признаки подъема робки, но обнадеживающи. Lufthansa зарегистрировала небольшое увеличение числа пассажиров в мае по сравнению с прошлым годом. Thomas Cook, вторая по величине в Европе туристическая компания, располагающаяся во франкфуртском пригороде Оберурзеле, сообщает, что после прекращения масштабных боевых действий в Ираке объемы заказов выросли на 8%. А парижская Club Med получила в первом полугодии $14 млн. операционной прибыли против $5 млн. убытков в прошлом году. Туристы возвращаются в Европу, хотя и не такими толпами, как раньше. Германия, Италия, Испания и Великобритания за первые четыре месяца 2003 года приняли чуть больше гостей, отмечает World Tourism Organization, которая прогнозирует усиление этой тенденции. Во Франции побывало меньше туристов, но Министерство транспорта в целом за год прогнозирует увеличение их притока на 2%. По мнению Франсуа Делаэй (Francois Delahaye), директора роскошной парижской гостиницы Plaza Athenee, многих американцев удержала от поездки оппозиция Франции войне в Ираке. Чтобы вернуть их, он планирует в июле рекламное турне в Нью-Йорк — «сказать американцам, что мы их любим».
Однако важнее политического фактора может оказаться проблема безопасности. Надежный союзник Америки, Великобритания за первые четыре месяца 2003 года приняла на 12% меньше туристов из США. Однако это было с лихвой компенсировано притоком гостей из других европейских стран, за счет которых, собственно, и растет европейский туризм.
Роста вожделеют не только туроператоры. Туризм приносит 12% совокупного ВВП ЕС и обеспечивает около 20 млн. рабочих мест. Это очень чувствительный бизнес, который поэтому служит отличным барометром настроения потребителей. 44-летний бухгалтер из Великобритании Гордон Хантер (Gordon Hunter) сетует на слабость экономики, но это не заставило его отказаться от поездки во Францию этим летом. «Это семейная поездка, поэтому нам она очень нравится», — говорит он, прогуливаясь по Елисейским Полям в Париже.
И все же ясно, что выйти из кризиса последних двух лет без потерь отрасли не удастся. Авиакомпании с низкими тарифами, такие как Ryanair и easyJet, выиграли от того, что потребитель стал тщательнее считать деньги. И угроза конкуренции с их стороны для таких перевозчиков, как British Airways PLC или Swiss International Air Lines, сохраняется. Смириться с падением цен пришлось операторам, предлагающим туры с полным комплектом услуг. Средняя стоимость 9-дневного тура у Thomas Cook упала с $734 в прошлом году до $711 в первом полугодии этого года.
Кроме того, под вопросом оказалась сама бизнес-модель таких компаний, как TUI, Thomas Cook и Club Med. Они обслуживают туриста по полному циклу. Клиенты TUI, например, получают информацию от одного из 3700 туристических агентов компании, летят к месту назначения на одном из 90 ее самолетов и спят на одной из 150 000 кроватей в собственных отелях TUI. Такая стратегия страховала TUI от недостатка мест в гостиницах и в самолетах во время пика сезона.
Но после сокращения рынка на руках у TUI оказался огромный излишек мощностей. Обычные для I квартала потери выросли с $95 млн. в 2002-м до $110 млн. в этом году. Аналитики уверены, что за год TUI получит умеренную прибыль, и то лишь благодаря продаже активов. «Пока рано говорить, что эта модель себя изжила, но условия для нее однозначно ухудшились», — считает Нильс Лессер (Nils Lesser), аналитик из HSBC Trinkaus&Burkhardt в Дюссельдорфе. Ясно одно: руководители туристических фирм еще не скоро смогут позволить себе провести денек на пляже.

АКЦИИ TUI ИДУТ ВВЕРХ

ДатаСТОИМОСТЬ АКЦИИ
7 МАРТА 2003$8,98
20 ИЮНЯ 2003$15,36

ДЖЕК ЮИНГ (JACK EWING) И МАТЕРИАЛЫ БЮРО. — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK