Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Твердое и решительное «нефть»"

Насколько верны заложенные в документе расчетные параметры, прежде всего мировые цены на нефть? Удастся ли собрать в казну налогов не меньше, чем сейчас? Реально ли предусмотренное в бюджете повышение минимального размера оплаты труда?
Основные показатели бюджетов на 2000 и 2001 годы

ПоказателиЗакон о бюджете 2000 г.Проект бюджета 2001 г.
ВВП, млрд. руб.53506800
Инфляция, % в год1811
Доходы федерального бюджета, млрд. руб.797,21054
Доходы федерального бюджета, % ВВП14,915,5
Расходы федерального бюджета, млрд. руб.855,071011,8*
Расходы федерального бюджета, % ВВП1614,9*
Предельный размер дефицита федерального бюджета, млрд. руб.57,8
Предельный размер дефицита федерального бюджета, % ВВП1,08%
Первичный профицит федерального бюджета, % ВВПне менее 3,184
Расчетный курс рубля к доллару, руб./долл.3232

* Без учета расходов на выплаты Россией по внешнему долгу.

Михаил Задорнов, член комитета по бюджету Государственной думы, экс-министр финансов РФ: «То, что правительство, по крайней мере на нынешней стадии планирования бюджета будущего года, заложило среднегодовой уровень мировых цен на нефть из расчета $18—19 за баррель, понятно. Это называется консервативным планированием.
Если мировые цены останутся на нынешнем уровне ($25—27 за баррель.— «Профиль») в следующем году, то объем дополнительных доходов на следующий год составит 50—60 млрд. рублей
И эта цифра вполне реальна, так как не только аналитики ведущих нефтяных компаний, но и правительства стран — ведущих экспортеров нефти исходят в своих прогнозах на будущий год из сохранения существующей динамики цен. Кроме того, прогнозируется рост мирового уровня потребления энергоресурсов, более высокие темпы развития мировой экономики (по некоторым оценкам, мировой ВВП в 2001 году вырастет на 1% по сравнению с текущим годом), что также должно способствовать положительной динамике мировых цен на нефть.
Распределяться дополнительные доходы будут в соответствии с бюджетными приоритетами. Часть из них пойдет на дополнительное обслуживание внешнего и внутреннего долга, а другая — на индексацию заработной платы и пенсий работникам бюджетной сферы и госслужащим.
За прошедшие после августовского кризиса-1998 полтора года удалось компенсировать в реальном измерении только около половины потерянных доходов населения. Поэтому одной из приоритетных задач является восстановление к концу 2001 года уровня реальных доходов населения конца 1997 — начала 1998 годов.
Увеличение с 1 июля минимального размера оплаты труда (с 83,5 до 132 рублей, а с 1 января 2001 года — до 200 рублей.— «Профиль») является одним из шагов в этом направлении. Ведь от размера МРОТ зависит единая тарифная сетка, в соответствии с которой начисляется зарплата работникам бюджетной сферы. Поэтому повышение МРОТ влечет за собой индексацию зарплаты всем категориям бюджетников. От минимального размера оплаты труда зависит уровень социальных трансфертов, то есть всех социальных пособий, которые выплачиваются из федерального и местных бюджетов (к примеру, пособий на детей.— «Профиль»)».
Олег Вьюгин, исполнительный вице-президент ИК «Тройка Диалог»: «Возможно, в следующем году, после проведения налоговой реформы, ситуация с поступлением налоговых платежей будет несколько хуже, чем в этом. Особенно это касается подоходного налога и налога на фонд оплаты труда (подробнее см. рубрику «Новости».— «Профиль). Дело в том, что представители бизнеса пока не слишком доверяют правительству и, возможно, начнут показывать свои реальные доходы и платить с них налоги в полной мере только через год-полтора, когда окончательно удостоверятся в соблюдении государством четких правил игры.
Однако потери для федерального бюджета в 2001 году от налоговых нововведений будут минимальными. Сокращение налогов в основном коснется Дорожного фонда, внебюджетных социальных фондов и бюджетов субъектов Федерации. А это все налоги, по большей части пополняющие региональные бюджеты.
Поэтому вряд ли дополнительные доходы бюджета, которые возможны при сохранении нынешней динамики мировых цен на нефть, будут использоваться правительством на компенсацию недобора налогов.
Скорее всего, Минфин будет использовать эти дополнительные средства на укрепление профицита бюджета, обслуживание государственного внешнего долга и долга Минфина перед ЦБ, который только за 1999 год вырос на $4,5 млрд. (общая же сумма долга Минфина перед Банком России составляет на сегодня около 420 млрд. рублей, то есть примерно $15 млрд. по нынешнему курсу.— «Профиль»)».
Игорь Ильин, начальник управления оплаты, нормирования и производительности труда Министерства труда и социального развития РФ: «Проект бюджета 2001 года предусматривает значительное увеличение расходов на социальную сферу. Причем реальная деятельность в этом направлении проводится уже сейчас.
Недавно Госдума, а затем и Совет Федерации приняли закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 июля текущего года до 132 рублей, с 1 января 2001-го до 200 рублей, а с 1 июля будущего года — до 300 рублей. Это очень существенное повышение: за год в 3,5 раза.
Ставка МРОТ не повышалась с января 1997 года и на сегодняшний день составляет 83 рубля 49 копеек. По сути дела, такая величина МРОТ уже перестает быть какого-либо рода социальной гарантией, так как составляет менее 7% прожиточного минимума.
Иными словами, необходимость повышения МРОТ объективно назрела уже давно, но здесь были свои трудности. В силу особенностей нашего законодательства МРОТ, кроме всего прочего, является также критерием начисления штрафов, пеней, стипендий и т.д.— всего около 90 выплат, которые никак не были связаны непосредственно с заработной платой. И для того, чтобы существенно повысить МРОТ, необходимо было эту привязку разорвать.
В соответствии с новым законом о повышении минимальной зарплаты все суммы социальных выплат будут оторваны от МРОТ и станут рассчитываться исходя из размера 83 рубля 49 копеек до 1 января 2001 года и 100 рублей после 1 января.
Что же касается приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, то у нас есть расчеты, которые предполагают достижение этой цели или за три года, или, второй вариант, за пять лет. За три года достичь соответствия МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения вряд ли удастся, а вот срок в пять лет представляется весьма реальным. Этот вариант предусматривает планомерное, по 20% в год, приближение МРОТ к прожиточному минимуму. В результате уже к 2005 году эти две величины, как мы рассчитываем, сравняются».

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK