25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Тянет как магнитом"

Архивная публикация 1999 года: "Тянет как магнитом"

Курская область одна из немногих в России имеет возможность обеспечить сама себя. Немалое подспорье в этом -- железорудное производство. Спрос на руду, как и на хлеб, практически вечный.Потеря ориентации

В 1773 году академик Петр Иноходцев, исследуя курскую землю, выдвинул предположение: в недрах есть залежи железных руд.
К такому выводу ученый пришел, наблюдая за необычным поведением компаса в здешних местах: магнитная стрелка "теряла ориентацию" и как заведенная хаотично вращалась вокруг оси. Странность поведения прибора и дала ученому повод утверждать, что в глубине курской земли присутствует громадный пласт железа, по силе воздействия превосходящий природный магнетизм Земли.
На протяжении двух веков шли исследования, но из-за скудного финансирования к практическим разработкам не приступали. Они начались только после революции. Группа академика Ивана Губкина пробурила близ села Лозовки под городом Щигры скважину глубиной 167 метров, добыв первые образцы железной руды. Это случилось 7 апреля 1923 года. Таким образом, тайна Курской магнитной аномалии (КМА) была раскрыта.
Усиленные геологические исследования КМА продолжались и в 40--50-х годах. Тогда были зарегистрированы крупнейшие месторождения Яковлевское и Михайловское -- по названиям сел, где были обнаружены наибольшее массивные пласты.
Рядом с Михайловкой в 1957 году были построены город Железногорск и Михайловский горно-обогатительный комбинат (ГОК), производящий обогащенную руду и железные окатыши.
Вообще, Михайловский ГОК -- предприятие масштабное: на комбинате всего много, и вс? очень больших размеров. Из карьеров глубиной до 270 метров шагающие экскаваторы круглосуточно черпают руду. Работают огромные, 120-тонные "комацу" и "БелАЗы".
С высоты верхней бровки карьера копошащиеся внизу машины кажутся заводными игрушками. Вблизи оказывается, что колесо самосвала как минимум в два раза выше человеческого роста. Кстати, одно колесо для "комацу" стоит $5000, а сам автомобиль -- миллион долларов.
А когда закладывали первый камень на строительной площадке Михайловского ГОКа, транспорта не было вообще. Разве что ветеран авиации "Ан-2" выручал -- на нем подвозили кое-какие стройматериалы да заводское и строительное начальство.
Железный город

Михайловский ГОК -- градообразующее предприятие Железногорска. Кроме того, на долю горняков приходится 20% в доходной части бюджета Курской области. По объему перечисляемых налогов в бюджеты всевозможных уровней равных комбинату в области нет.
Попасть в Железногорск и на комбинат можно без проблем. Сначала железной дорогой из Москвы в фирменном поезде "Курский соловей" до Курска. Затем на автобусе или -- для скорости и комфорта -- на такси.
Билет на автобус по маршруту Курск -- Железногорск стоит 21 рубль, такси -- на десятку дороже. Кстати, говорят, железногорское такси самое дешевое в России: в пределах Железногорска за рубль можно прокатиться из конца в конец города.
Кроме основного производства, при комбинате работают заводы стройматериалов. Кирпич с местного завода знают строители Черноземья и Москвы. Есть при ГОКе агрофирма "Горняк" -- там разводят кур и перепелов.
Два десятка лет назад Железногорск был молодежным городом, а сам комбинат -- молодежной стройкой. Сегодня стареют горожане, стареет и коллектив ГОКа. А вот руководство ГОКа помолодело: генеральному директору комбината Вадиму Самойлову всего 37 лет.
Платят на комбинате, как считается, недостаточно (рабочие основных цехов в среднем получают около 4000 рублей в месяц, а вот прочий персонал немногим более тысячи). Руководство ГОКа объясняет: размер зарплаты зависит от численности работающих. Сейчас на комбинате более 14,5 тысячи человек. Это не позволяет ощутимо увеличить оклады и тарифы.
Легче было бы просто сократить часть рабочих, как это сделали на Стойленском ГОКе в Старом Осколе и увеличить зарплату оставшимся. Но в Старом Осколе можно найти работу на других предприятиях, в Железногорске же, кроме как на ГОКе, работы нет.
Владимир Батюхнов, помощник генерального директора ГОКа: "В принципе идея сокращения рабочих мест витала и витает в воздухе. Но куда девать людей? Генеральный директор постоянно отвечает на вопросы горожан во время так называемой горячей линии. И если раньше люди спрашивали о зарплате, то теперь только о том, как бы им устроиться на ГОК. Другой работы в городе нет! Сегодня мы думаем над плавным перетоком кадров из одного места в другое. Но другое место сначала нужно создать".
Год донора

А ведь в 1996 году экономика Курской области могла лишиться своего главного донора. Оборудование и техника на Михайловском ГОКе стали потихоньку приходить в негодность. Комбинат, подобно "Титанику", быстро уходил под воду.
На капитанском мостике воцарился хаос. Сбытом продукции на комбинате тогда не занимался никто. Эту заботу взяли на себя фирмы-посредники. Продали они продукции более чем на 45 млн. "новых" рублей. Правда ГОКу ничего не перепало.
В Москве, в Министерстве промышленности, уже подумывали о введении на комбинате внешнего управления, а Федеральная комиссия по делам о несостоятельности и банкротству была готова предприятие санировать.
Сами горняки тем временем забыли, когда бывает зарплата.
Когда в начале 1997 года контрольный пакет акций ГОКа (51%) купил банк "Российский кредит", комбинат попросту стоял.
13 марта 1997 года генеральным директором стал человек из команды "Роскредита" Вадим Самойлов. При нем ГОК отказался от услуг посредников, а акционеры приняли программу развития ОАО "Михайловский ГОК". Среди прочего -- генеральную технологическую реконструкцию.
Губернатор Александр Руцкой встретил молодого управленца с недоверием. И только через год публично признался, что ошибся, заподозрив в молодом руководителе ГОКа временщика.
Возможно, на губернатора благотворно подействовали результаты работы ГОКа в 1997 году. Балансовая прибыль предприятия составила 75 млн. деноминированных рублей. Среднемесячная зарплата выросла на 12% -- и это при том, что приходилось "догонять" ее, отдав за год 18 задержанных ранее зарплат. В 1998 году основные производственные показатели комбината увеличились еще в 10--15 раз.
Кроме этого, руководство ГОКа заключило с профсоюзами договор, обязавшись оплачивать не только медстраховки горняков, но и обязательный отдых рабочих, а также детей из малообеспеченных и неполных семей. Традиционные здравницы комбината -- пансионаты "Юнга" на берегу Черного моря и "Сходница" в Карпатах. Первые группы железногорских туристов уже вернулись из Австралии, Бразилии, Израиля, Турции, с Кипра.
Теперь по объему добываемой руды Михайловский ГОК второй в России, впереди лишь ближайший сосед -- Лебединский ГОК. Это официально. Курские же горняки, естественно, говорят, что их Михайловский ГОК первый, а Лебединский -- второй, и переубедить курян невозможно.

Курская область одна из немногих в России имеет возможность обеспечить сама себя. Немалое подспорье в этом -- железорудное производство. Спрос на руду, как и на хлеб, практически вечный.Потеря ориентации


В 1773 году академик Петр Иноходцев, исследуя курскую землю, выдвинул предположение: в недрах есть залежи железных руд.

К такому выводу ученый пришел, наблюдая за необычным поведением компаса в здешних местах: магнитная стрелка "теряла ориентацию" и как заведенная хаотично вращалась вокруг оси. Странность поведения прибора и дала ученому повод утверждать, что в глубине курской земли присутствует громадный пласт железа, по силе воздействия превосходящий природный магнетизм Земли.

На протяжении двух веков шли исследования, но из-за скудного финансирования к практическим разработкам не приступали. Они начались только после революции. Группа академика Ивана Губкина пробурила близ села Лозовки под городом Щигры скважину глубиной 167 метров, добыв первые образцы железной руды. Это случилось 7 апреля 1923 года. Таким образом, тайна Курской магнитной аномалии (КМА) была раскрыта.

Усиленные геологические исследования КМА продолжались и в 40--50-х годах. Тогда были зарегистрированы крупнейшие месторождения Яковлевское и Михайловское -- по названиям сел, где были обнаружены наибольшее массивные пласты.

Рядом с Михайловкой в 1957 году были построены город Железногорск и Михайловский горно-обогатительный комбинат (ГОК), производящий обогащенную руду и железные окатыши.

Вообще, Михайловский ГОК -- предприятие масштабное: на комбинате всего много, и вс? очень больших размеров. Из карьеров глубиной до 270 метров шагающие экскаваторы круглосуточно черпают руду. Работают огромные, 120-тонные "комацу" и "БелАЗы".

С высоты верхней бровки карьера копошащиеся внизу машины кажутся заводными игрушками. Вблизи оказывается, что колесо самосвала как минимум в два раза выше человеческого роста. Кстати, одно колесо для "комацу" стоит $5000, а сам автомобиль -- миллион долларов.

А когда закладывали первый камень на строительной площадке Михайловского ГОКа, транспорта не было вообще. Разве что ветеран авиации "Ан-2" выручал -- на нем подвозили кое-какие стройматериалы да заводское и строительное начальство.

Железный город


Михайловский ГОК -- градообразующее предприятие Железногорска. Кроме того, на долю горняков приходится 20% в доходной части бюджета Курской области. По объему перечисляемых налогов в бюджеты всевозможных уровней равных комбинату в области нет.

Попасть в Железногорск и на комбинат можно без проблем. Сначала железной дорогой из Москвы в фирменном поезде "Курский соловей" до Курска. Затем на автобусе или -- для скорости и комфорта -- на такси.

Билет на автобус по маршруту Курск -- Железногорск стоит 21 рубль, такси -- на десятку дороже. Кстати, говорят, железногорское такси самое дешевое в России: в пределах Железногорска за рубль можно прокатиться из конца в конец города.

Кроме основного производства, при комбинате работают заводы стройматериалов. Кирпич с местного завода знают строители Черноземья и Москвы. Есть при ГОКе агрофирма "Горняк" -- там разводят кур и перепелов.

Два десятка лет назад Железногорск был молодежным городом, а сам комбинат -- молодежной стройкой. Сегодня стареют горожане, стареет и коллектив ГОКа. А вот руководство ГОКа помолодело: генеральному директору комбината Вадиму Самойлову всего 37 лет.

Платят на комбинате, как считается, недостаточно (рабочие основных цехов в среднем получают около 4000 рублей в месяц, а вот прочий персонал немногим более тысячи). Руководство ГОКа объясняет: размер зарплаты зависит от численности работающих. Сейчас на комбинате более 14,5 тысячи человек. Это не позволяет ощутимо увеличить оклады и тарифы.

Легче было бы просто сократить часть рабочих, как это сделали на Стойленском ГОКе в Старом Осколе и увеличить зарплату оставшимся. Но в Старом Осколе можно найти работу на других предприятиях, в Железногорске же, кроме как на ГОКе, работы нет.

Владимир Батюхнов, помощник генерального директора ГОКа: "В принципе идея сокращения рабочих мест витала и витает в воздухе. Но куда девать людей? Генеральный директор постоянно отвечает на вопросы горожан во время так называемой горячей линии. И если раньше люди спрашивали о зарплате, то теперь только о том, как бы им устроиться на ГОК. Другой работы в городе нет! Сегодня мы думаем над плавным перетоком кадров из одного места в другое. Но другое место сначала нужно создать".

Год донора


А ведь в 1996 году экономика Курской области могла лишиться своего главного донора. Оборудование и техника на Михайловском ГОКе стали потихоньку приходить в негодность. Комбинат, подобно "Титанику", быстро уходил под воду.

На капитанском мостике воцарился хаос. Сбытом продукции на комбинате тогда не занимался никто. Эту заботу взяли на себя фирмы-посредники. Продали они продукции более чем на 45 млн. "новых" рублей. Правда ГОКу ничего не перепало.

В Москве, в Министерстве промышленности, уже подумывали о введении на комбинате внешнего управления, а Федеральная комиссия по делам о несостоятельности и банкротству была готова предприятие санировать.

Сами горняки тем временем забыли, когда бывает зарплата.

Когда в начале 1997 года контрольный пакет акций ГОКа (51%) купил банк "Российский кредит", комбинат попросту стоял.

13 марта 1997 года генеральным директором стал человек из команды "Роскредита" Вадим Самойлов. При нем ГОК отказался от услуг посредников, а акционеры приняли программу развития ОАО "Михайловский ГОК". Среди прочего -- генеральную технологическую реконструкцию.

Губернатор Александр Руцкой встретил молодого управленца с недоверием. И только через год публично признался, что ошибся, заподозрив в молодом руководителе ГОКа временщика.

Возможно, на губернатора благотворно подействовали результаты работы ГОКа в 1997 году. Балансовая прибыль предприятия составила 75 млн. деноминированных рублей. Среднемесячная зарплата выросла на 12% -- и это при том, что приходилось "догонять" ее, отдав за год 18 задержанных ранее зарплат. В 1998 году основные производственные показатели комбината увеличились еще в 10--15 раз.

Кроме этого, руководство ГОКа заключило с профсоюзами договор, обязавшись оплачивать не только медстраховки горняков, но и обязательный отдых рабочих, а также детей из малообеспеченных и неполных семей. Традиционные здравницы комбината -- пансионаты "Юнга" на берегу Черного моря и "Сходница" в Карпатах. Первые группы железногорских туристов уже вернулись из Австралии, Бразилии, Израиля, Турции, с Кипра.

Теперь по объему добываемой руды Михайловский ГОК второй в России, впереди лишь ближайший сосед -- Лебединский ГОК. Это официально. Курские же горняки, естественно, говорят, что их Михайловский ГОК первый, а Лебединский -- второй, и переубедить курян невозможно.

АЛЕКСАНДР ФАРШАНЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».