Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Убить дракона"

В России снова собираются бороться с пьянством и алкоголизмом. И опять намереваются повышать акцизы и вводить госмонополию на спиртное. А как согласуются эти меры между собой?    В последнее время российские государственные и общественные деятели все чаще высказываются на антиалкогольную тему. Причем часто это происходит во время бесед, которые мужчины ведут с женщинами. Известно, что представительницы прекрасного пола болезненно воспринимают тему пьянства и алкоголизма — пьют-то в основном мужики, и поэтому лидеры находят в лице женщин благодарных слушателей. Вот президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки новой антиалкогольной программы на встрече с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. А премьер-министр Владимир Путин, принимая гендиректора Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен, заметил: «Нам бы еще пить поменьше, и совсем было бы хорошо». С этим не поспоришь. Судя по всему, российское руководство — вслед за советским — готовится сразиться с зеленым змием. Схватка эта не обещает быть легкой.
Сизифов труд

    Борьба с пьянством — проблема многофакторная. Тут все переплетено — и история, и традиции, и образ жизни, и, конечно, экономика. Не надо думать, что власти хотят заставить население полностью отказаться от пития. В планах, скорее, попытаться коренным образом изменить структуру потребления алкоголя. Сегодня в России, что неудивительно, доминирует северный тип потребления — с преобладанием в рационе крепких напитков. Южный же тип предполагает склонность к более легким виноградным винам. Кстати, если верить советской статистике, то в СССР на душу населения приходилось 12 л крепкого алкоголя, 20 л вина и примерно столько же пива в год. На сегодня это соотношение, по разным оценкам, составляет 13 л, 6 л и 80 л соответственно. Правда, стоит сделать скидку на то, что статистика в СССР учитывала и жителей южных республик, традиционно отдававших предпочтение вину.
   Осознавая, как трудно изменить питейные традиции, правительство намерено усилить просветительскую работу среди населения. Запущены целые серии социальных рекламных роликов, пропагандирующих отказ от алкоголя, появляются рекламные щиты, призывающие к трезвому образу жизни… По словам Татьяны Голиковой, на «мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака», только в этом году будет направлено 830 млн рублей. Следующий год пропаганды обойдется в 820 млн, а 2011 год — в 850 млн рублей. Уже в этом году в 83 регионах должно быть создано около 500 так называемых центров здоровья, которые и станут проводить широкую разъяснительную работу — проще говоря, будут направлять на путь истинный тех несознательных россиян, которые не желают по доброй воле расставаться с пагубными привычками.
   Однако есть в России и другие традиции — у нас любят бороться со злоупотреблениями запретительными мерами. Власти пытаются ограничивать место и время продажи и потребления спиртного, возраст покупателей и так далее. И хотя федерального закона на этот счет пока что нет, местные власти уже проявляют инициативу. Так, например, в Москве действует закон, серьезно ограничивающий круг торговых точек, которым разрешено торговать крепкими алкогольными напитками в ночное время. Аналогичные законы действуют во многих регионах страны. И есть у чиновников еще одна любимая идея — повышать цены на «нежелательные» товары. Вот сделаем водку недоступной, и станут пить меньше. Опыт советской антиалкогольной кампании показал, что это не так, но, кажется, российские власти готовы наступить на те же грабли.
Подарок нелегалам
    Параллельно с антиалкогольным в российских коридорах власти развивается еще один сюжет. Правительство намерено серьезно поднять акцизные ставки на некоторые группы товаров в 2010—2012 годах. При этом больше всего повышение затронет производителей готовой алкогольной продукции. Формально две эти сюжетные линии — борьба с пьянством и акцизы на водку — не связаны между собой. Но если руководство страны затевает масштабную антиалкогольную кампанию, было бы логично увязывать с ней и другие меры, принимаемые в этой области, включая и налоговые. А то может получиться некоторый диссонанс.
   Присмотримся к проблеме акцизов повнимательнее. Сейчас производители алкоголя платят акциз в 191 рубль за 1 л спирта, использованного в производстве. А уже в следующем году эта ставка возрастет до 245,3 рубля (на 16,8%), а в 2011 году — до 294,4 рубля (на 27,4%). Для натуральных и игристых вин ставки вырастут на 13—17% в 2010 году и на 25—27,5% в 2011-м. Производителей слабоалкогольных напитков (крепостью до 9%) ожидает повышение со 133 рублей до 155,4 рубля в 2010 году и до 186,5 рубля в 2011 году. Ставка акциза поднимется и для пивоваров — с нынешних 3,3 рубля до 3,9 рубля в следующем году (на 18,2%) и до 4,7 рубля в 2011-м (на 30,5%). В правительстве говорят, что повышение акцизов — вынужденная мера. По словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, объем начисленных акцизов на алкоголь за первые 5 месяцев 2009 года сократился на 7,6%, а фактическое поступление акцизов в бюджет за этот же период снизилось на 12,8% (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года) и составило 28,7 млрд рублей. Отметим, что снижение собираемости акцизов произошло, даже несмотря на то, что в этом году ставки на алкогольную продукцию уже были внепланово увеличены на 10%.
   Правда, Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), предлагает государству предъявлять претензии не производителям, а налоговикам: «Если взять калькулятор, посчитать, сколько акцизов должно быть собрано с алкогольного рынка, и сравнить с поступившей в бюджет суммой, то обнаружится, что возникла «дыра» — от 20 млрд рублей до 25 млрд рублей в год».
   Власти грешат на контрафактную продукцию. Сам Виктор Зубков на совещании по регулированию рынка алкогольной продукции и производства спирта связал падение собираемости акцизов с тем, что значительная часть рынка водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) остается в тени. Вице-премьер поделился данными статистики, согласно которым в 2008 году объем производства водки и ЛВИ в стране составил 121,4 млн декалитров. Однако при этом было реализовано 177,6 млн декалитров данной продукции. Таким образом, нетрудно подсчитать, что 46% водки и ЛВИ в прошлом году было произведено и реализовано нелегально. При этом отраслевые аналитики уверены, что эти цифры занижены, и отмечают, что сегодня соотношение легального и нелегального алкоголя на рынке примерно равное.
   Очевидно, власти считают, что повышение акцизов на фоне существования и огромного нелегального рынка алкоголя, и многочисленных схем ухода от акцизных сборов приведут к пополнению бюджета и к уменьшению доли контрафактной продукции. Эксперты с этим не согласны. Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент» отмечает, что дальнейшее увеличение давления на производителей алкоголя без осуществления эффективных мер по борьбе с теневым сектором может иметь, скорее, негативные последствия для отрасли: «Существенный рост затрат производителей с учетом текущей неблагоприятной рыночной конъюнктуры может спровоцировать дальнейшее снижение объемов легального производства и соответственно привести к противоположному результату — снижению налоговых сборов».
   Вадим Дробиз хотя и предполагает, что рост акцизных ставок может привести к небольшому увеличению их поступлений в бюджет, также прогнозирует сокращение объемов легального рынка водки и ЛВИ. Если в 2007 году этот рынок оценивался экспертами ЦИФРРА в 130 млн декалитров, то в 2008-м он упал до 120 млн декалитров. Текущий кризисный год опустит планку производства до 105 млн декалитров, а с ростом акцизов в следующем году он составит всего 95 млн декалитров.
{PAGE}
Дешево и поддельно
    Итак, повышение акцизов, по мнению многих специалистов, приведет к росту цен и сокращению производства легальных ликероводочных изделий. А что произойдет с потреблением алкоголя? И как это будет соотноситься с объявленной борьбой с пьянством? Заманчиво было бы предположить, что производители вынуждены будут повысить цены на свою продукцию, а это, мол, по законам рынка, приведет к падению спроса и соответственно потребления. Однако опыт показывает, что в реальности все происходит несколько иначе.
   Вадим Дробиз прогнозирует, что после введения новых ставок акцизов серьезно вырастет розничная цена на дешевую водку: с нынешних 90 рублей до 115 рублей. «Для 40—45% потребителей легальный алкоголь станет недоступным (сегодня таковых насчитывается порядка 25—30%), при этом народ не станет бороться за легальный алкоголь рублем», — уверен аналитик.
   На секундочку, эти цифры означают, что почти 10 млн человек потеряют всякий интерес к покупке легальной водки и ЛВИ. В то же время это совсем не говорит о том, что эти люди вовсе откажутся от употребления алкоголя. Нет — они просто перейдут в гораздо более дешевый нелегальный сектор и вместо качественного алкоголя население массово перейдет на самогоноварение (в лучшем для государства случае), а то и на различные технические или парфюмерные спиртосодержащие жидкости.
   Отметим, что не все эксперты так пессимистичны. Руслан Албегов, генеральный директор компании «Фаюр-Союз», предполагает, что часть потребителей водки (особенно в регионах) действительно постарается переключиться на более дешевый продукт. Однако при этом отрицает, что произойдет это в массовом порядке: «Те, кто употреблял водку средней цены, а таких у нас большинство, скорее всего, не станут экономить 15—20 рублей на собственном здоровье».
   Максим Клягин тоже считает, что падения легальных продаж можно избежать, только «если проблема оборота дешевой контрафактной продукции будет решена». Однако в то, что государство сможет быстро искоренить нелегальный рынок алкоголя, с которым не первый год ведет упорную и в целом безрезультатную войну, верится с трудом. Регулярно приходят информационные сообщения о том, что накрыт очередной подпольный завод, производящий контрафактную продукцию, но при этом на полках отдельных магазинов и даже сетевых ритейлеров продолжает появляться водка стоимостью ниже минимально определенной властями цены. Иными словами, население, которое и так спивается, станет потреблять больше суррогатов и нелегальной алкогольной продукции, за качество которой никто не ручается. В такой обстановке правительству будет трудно бороться за народное здоровье.
   Кроме того, в своих попытках борьбы с нелегалами власти то и дело возвращаются к идее госмонополии на алкоголь. Например, спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что «ситуация с алкоголем угрожает национальной безопасности России», и на этом основании призывает «ввести госмонополию на производство и оборот этилового спирта». Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский заявляет, что «позиция ЛДПР — всеобщая госмонополия на производство и сбыт всего алкоголя, плюс табак и сахар». И этот список властных «спикеров» легко можно продолжить. Вадим Дробиз, подчеркивая, что рассуждает с позиций аналитика, а не участника алкогольной отрасли, называет эти заявления популизмом: «Ошибка наших политиков в том, что они, искренне заблуждаясь, считают госмонополию инструментом антиалкогольной политики». Он предлагает оставить сейчас за скобками вопрос о коррупции, которую неизбежно порождает госмонополия, а просто посмотреть на опыт соседней Украины. На протяжении многих лет производство спирта там — монополия государства, однако при этом нелегальное производство водки чувствует себя совсем неплохо (по разным оценкам, оно составляет 25—30% алкогольного рынка). Происходит это по причинам, о которых мы уже упоминали выше: если значительная часть населения пьет дешевую водку, то предложения нелегальных производителей будет существовать.
   Бороться с пьянством в России, безусловно, необходимо. Однако здесь нужен некий системный подход, а сейчас действия правительства, скорее, являют собой набор разрозненных мер. В итоге получается, что нельзя решить проблемы ни вместе, ни по отдельности.

 

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK