16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Убийство адвоката"

Архивная публикация 2011 года: "Убийство адвоката"

Фонд Hermitage Capital представил новый доклад по делу Сергея Магнитского.Из него следует, что юрист был фактически убит.

Фонд Hermitage Capital представил новый доклад по делу Сергея Магнитского.Из него следует, что юрист был фактически убит.

Фонд Hermitage Capital представил новый доклад по делу Сергея Магнитского.Из него следует, что юрист был фактически убит.

100-страничный доклад называется "Пытки и убийство Магнитского. Сокрытие правды государственными органами". Этот документ может шокировать неподготовленного читателя. В докладе опубликованы посмертные фотографии Сергея Магнитского, умершего 16 ноября 2009 года в Бутырском СИЗО. На запястьях арестованного, снятых крупным планом, видны следы от наручников, на теле - ссадины и кровоподтеки. В докладе приводятся документы, свидетельствующие, что Магнитский умер не на реанимационном столе, как это утверждалось ранее в материалах следствия, а на полу одиночной камеры. По данным Hermitage Capital, будучи уже при смерти, Сергей Магнитский был прикован наручниками к кровати и избит резиновыми дубинками. Официальные рапорты о применении спецсредств также приводятся в докладе. Дополняют ужасную картину случившегося объяснения врача "Скорой помощи" Корнилова, который приехал по вызову примерно за час до смерти Магнитского. Он свидетельствует, что врачи больше часа ждали у ворот СИЗО, бригаду не пускали на территорию. По словам Корнилова, когда его все же пустили внутрь, он был шокирован увиденным. Труп Магнитского лежал на полу камеры в луже мочи, а в помещении не было никакого медицинского оборудования. Доктору ничего не оставалось, как констатировать смерть, наступившую примерно за 15 минут до осмотра. Другими словами, если бы не часовое ожидание у ворот СИЗО, медики вполне могли бы еще побороться за жизнь Магнитского.

В докладе есть и другой любопытный документ: рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный следователем СКП по Преображенскому району Москвы Д.А. Левиным, который первым проводил проверку по факту смерти арестованного Магнитского. После осмотра места происшествия, опроса сотрудников СИЗО и проведения патологоанатомической экспертизы Левин пишет: "Принимая во внимание, что при проведении проверки могут усматриваться данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренные ст. 105 ("Убийство"), ч. 4 ст. 111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"), полагал бы данный рапорт зарегистрировать в КРСП (книге регистрации сообщений о преступлении) и провести проверку в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ". Рапорт действительно был зарегистрирован в книге учета 19 ноября 2009 года за номером 582. Но спустя пять дней было возбуждено уголовное дело не по статье "Убийство", а по признакам преступлений, предусмотренных ст. 124 УК РФ ("Неоказание помощи больному") и ст. 293 УК РФ ("Халатность"). Версия о смерти Магнитского в результате применения насилия следствием уже не рассматривалась.

В докладе также опубликованы два варианта (!) акта о смерти Магнитского - образца 2009-го и 2011-го годов. За два года из документа почему-то исчезло упоминание о закрытой черепно-мозговой травме, обнаруженной у Сергея Магнитского сразу после смерти. Возникли и разночтения относительно причины смерти юриста. По официальной версии, это был сердечный приступ, а в заключении медэксперта говорится о панкреокерозе, разрыве поджелудочной железы и токсикологическом шоке. По мнению составителей доклада, это обстоятельство свидетельствует, что следствие всячески стремится поддерживать версию о ненасильственной причине смерти Магнитского.

Его бывшие коллеги не одиноки в своих подозрениях. О том, что Сергей Магнитский мог погибнуть именно из-за того, что был избит в СИЗО, корреспонденту "Профиля" заявил и член Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Борщев. "Доказательства, которые приведены в докладе, в частности, акт о применении спецсредств, были известны раньше и есть в нашем отчете общественной наблюдательной комиссии, - заявил правозащитник. - Мы считаем, что избиение арестованного, применение резиновой палки было абсолютно неправомерно, необоснованно, и с этим надо серьезно разбираться, потому что смерть наступила именно в результате побоев". По данным Валерия Борщева, в избиении Магнитского принимали участие восемь сотрудников СИЗО "Матросская тишина", которые фактически забили его до смерти.

Между тем Следственный комитет предъявил обвинения лишь двум врачам Бутырского СИЗО. По версии следствия, замначальника СИЗО по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов и врач-лаборант Лариса Литвинова затянули с переводом Магнитского из "Бутырки" в больницу СИЗО "Матросская тишина", несмотря на то, что он нуждался в экстренной медицинской помощи. Дело врачей было выделено из основного дела о смерти Магнитского, и его расследование уже завершено (материалы направлены в прокуратуру). Обоих обвиняют по ст. 293 ("Халатность") и ст. 109 ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей"). При этом следствие не дает никакой правовой оценки ни действиям следователя Олега Сильченко, который знал, что Магнитскому требуется операция, но перевел его в СИЗО "Бутырка", где нет больничного отделения, ни действиям сотрудников СИЗО "Матросская тишина", которые избивали Магнитского и оставили умирать его на полу камеры. А врач СИЗО Александра Гаусс в рапорте о смерти написала, что арестованный умер на столе реанимационной палаты после проведения реанимационных мероприятий. "Данный отчет - это свидетельство преступления, совершенного против Сергея Магнитского, и того, как государственная система действует исключительно в интересах чиновника, и даже там, где правонарушения очевидны, она не сдает своих", - заявил представитель фонда Hermitage Capital Джемисон Файерстоун.

На прошлой неделе документ был представлен Совету по правам человека при президенте. Председатель совета Михаил Федотов в беседе с корреспондентом "Профиля" заявил, что документ был принят к сведению. По словам Михаила Федотова, обнародованные в докладе факты уже были известны членам совета, и по ним ведется работа. Михаил Федотов упомянул, в частности, встречу членов совета с руководителем Следственного комитета России (СКР) Александром Бастрыкиным, по итогам которой стороны подписали соглашение о сотрудничестве и создании двух совместных рабочих групп. Одна займется непосредственно расследованием смерти юриста, вторая - возбужденным в отношении него уголовным делом. Отсутствие каких-то заявлений по результатам работы групп Федотов объяснил "нежеланием отвлекаться на пиар".

Впрочем, важнее, какой будет реакция на доклад со стороны СКР. Александр Бастрыкин присутствовал на недавнем заседании Совета по правам человека, на котором Валерий Борщев снова говорил о вопиющих фактах в деле Магнитского. На это Бастрыкин заметил, что надо как-то уже определяться, виновны ли Сильченко и Гаусс или нет. Определится ли? В СКР корреспонденту "Профиля" сказали, что официальной реакции руководства ведомства на публикацию доклада, скорее всего, не будет.

По словам собеседника "Профиля", так же маловероятно, что доклад будет изучен в рамках уголовного дела о смерти Магнитского. Во-первых, документ официально не поступал в ведомство, а во-вторых, все его материалы и так имеются в распоряжении следователей СКР. Впрочем, ни коллеги Магнитского, ни правозащитники не питали иллюзий насчет того, что СКР или Генпрокуратуре не известны какие-то факты из доклада. Смысл его публикации, наверное, лишь в том, чтобы показать руководству этих ведомств, что общество знает, что они знают, и ждет конкретных действий.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».