20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Убыточный хутор Потанина"

Архивная публикация 2005 года: "Убыточный хутор Потанина"

Инвестиции

Инвестиции

После нескольких лет колебаний «Интеррос» все-таки объявил о своем намерении вложить при участии других, пока не называемых инвесторов $140 млн. в создание горнолыжного курорта «Роза Хутор» на Красной Поляне. При этом глава компании Владимир Потанин настаивает, что он альтруист, бессребреник, просто любитель спорта и спортсменов. Господин Потанин не называет всуе имя президента, но из его слов о том, что окупаемость курорта «довольно проблематична», что с точки зрения бизнеса проект выглядит почти абсурдным, можно сделать простой вывод: олигарх учитывает страсть президента к сочинским горкам и идет на траты ради любви к власти. На то, чтобы превратить Красную Поляну в курорт мирового уровня, нужно, по данным Минэкономразвития, $1,5 млрд. Эти деньги государство уже несколько лет собирает по частным инвесторам. «Интеррос», который пожелал участвовать в проекте одним из первых, четыре года назад от Красной Поляны отказался. Теперь Потанин говорит, что якобы это было сделано специально для того, чтобы «расшевелить» местные власти и заставить их «повернуться лицом» к инвесторам. То есть наладить инфраструктуру, а также предоставить налоговые льготы компаниям, участвующим в проекте.

Кое-что из этого уже сделано: проведен газ, работает электростанция, в сентябре—октябре этого года должна открыться короткая дорога через туннель в горах от Сочи до Красной Поляны. Так рассуждают другие инвесторы, обосновавшиеся на Аибге. Потанин с ними не соглашается. «Ни один мировой горно-лыжный курорт не строился на пустом месте. И нигде необходимая инфраструктура не создавалась за счет частных инвесторов», — говорит он. Вот почему окупаемость «Розы Хутора» проблематична, а ее сроки пока «никак не просчитываются». Потанин утверждает, что затратной не будет только эксплуатация курорта, а вот его строительство требует громадных трат. «Ну, если хотите, окупится какая-то часть вложений (какая именно, не уточняется. — «Профиль»). А остальное можно считать благотворительностью», — объясняет глава «Интерроса».

Именно на благотворительность, на желание помочь развитию горно-лыжного спорта в России его компания и упирает. Благотворительностью же объясняются и настойчивые требования всевозможных льгот — от освобождения оборудования от НДС до послабления в арендной плате за землю на время строительства курорта. На самом деле повсюду в мире горно-лыжные комплексы считаются одними из самых рентабельных в туриндустрии. Сопоставимые проекты, по расчетам, прекрасно окупаются, и не где-нибудь в Европе, а на соседнем склоне той же горы Аибга. Реально «Роза Хутор» будет вполне массовым и одним из самых крупных горнолыжных курортов в стране. Общая протяженность трасс здесь составит 55 км, 15 подъемников смогут ежедневно пропускать 9,5 тыс. человек. Правда, все это великолепие заработает еще не скоро: в общей сложности проект рассчитан как минимум на 10 лет.

Первая очередь может быть запущена примерно в декабре 2007 года, а дальше, по выражению Потанина, «как пойдет». Интересно, что строить на курорте гостиницы «Интеррос» не будет. Заложенная компанией инфраструктура курорта предполагает наличие оборудованных трасс, лыжных школ, пунктов проката оборудования, а также кафе и ресторанов. Самостоятельно развивать прочий необходимый туристам бизнес «Интеррос» не собирается, отдавая его на откуп другим предпринимателям. Тем временем именно недвижимость помогает окупать такие проекты в более короткие сроки.

Это учтено в проекте курорта «Карусель», который строит по соседству ОАО «Красная Поляна» в паре с компанией «ЮМАКО». Потанину достался северо-восточный склон Аибгского хребта, а «ЮМАКО» — северо-западный. Разделяет их только уже работающая 14-километровая трасса с подъемником, принадлежащая компании «Альпика-сервис». «Карусель» будет больше «Розы Хутора»: здесь должно быть 70 км трасс и 20 подъемников с пропускной способностью 12 тыс. человек в день. Проект также рассчитан на 10 лет, и вкладывают в него вдвое больше — около 350 млн. евро.

Реализация «Карусели» началась в октябре прошлого года. Первый этап (6-километровая трасса, один большой подъемник и несколько маленьких кафе, прокаты оборудования), рассчитанный на 2 года, стоит 35 млн. евро. Но эти деньги инвесторы рассчитывают вернуть полностью.

По словам Романа Накашидзе, представителя «ЮМАКО», срок окупаемости составляет, по расчетам, 5,5 лет с момента начала инвестирования. «Но это если мы будем заниматься только горно-лыжной инфраструктурой. А недвижимость, учтенная в проекте, позволит сократить сроки окупаемости как минимум на полтора года — в зависимости от того, как пойдут продажи», — объясняет Накашидзе.

Дневной билет на единственный работающий сейчас на Красной Поляне подъемник стоит 750—800 руб. (в прошлом году цена составляла 500 руб. — сказалась стихийно возникшая монополия). «Интеррос» за свои ski-pass собирается брать $15—20. В «Карусели» цены будут ненамного выше — порядка 20 евро. А прибыль ОАО «Красная Поляна» собирается получать за счет 1 тыс. номеров в апартаментах, 3 тыс. в гостиницах и 500 коттеджей, запланированных проектом. Именно пренебрежение недвижимостью со стороны «Интерроса» пока выглядит как неумение грамотно просчитывать инвестиционные проекты. В таком случае действительно приходится упирать на благотворительность.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».