Экс-глава Банка России Сергей Дубинин долгое время устраивал всех. Несмотря на то, что любое его действие фактически было ошибкой. Как только он предпринял первые разумные шаги, его убрали.Недоросль
Он был эдаким маменькиным сынком. Большим и любимым недорослем, который что ни сделает -- все ему прощается.
Сергею Дубинину действительно прощали многое.
То, что Центробанк не смог вовремя сформировать валютные резервы для поддержания рубля. Ведь валюта в стране была, так как нерезиденты меняли ее на рубли, чтобы купить ГКО.
То, что практически выкинул кредит МВФ на искусственное и совсем уж ненужное поддержание рубля. Возможно, конечно, его заставили. Но тогда и нужно было подавать в отставку два месяца назад.
То, что смотрел на банки сквозь пальцы: многие из них не соблюдали нормативы ликвидности. Банковские банкротства, которые мы сегодня имеем, результат в том числе и слабого контроля.
То, что в ЦБ процветали родственные связи. Кабинеты руководителя пресс-службы ЦБ Ирины Ясиной и ее мужа, зампреда банка Дениса Киселева находятся на одном этаже.
То, что жил Сергей Дубинин в роскошном элитарном доме на одной площадке с бывшим председателем НФС Борисом Федоровым (цена одного квадратного метра в подобном помещении $4--5 тысяч).
То, что по окнам этой квартиры дважды стреляли. Расследование так и закончилось ничем.
То, что зампреды ЦБ получали зарплату в совзагранбанках и не платили налогов ни там, ни здесь.
Единственное, что ему не простили, так это жесткие меры, которые он наконец начал принимать в ходе кризиса. Дубинин назначает временную администрацию в СБС и Инкомбанке, переводит деньги вкладчиков с Сбербанк. При всем своем грабительском характере эта схема -- одна из немногих возможностей спасти хоть какие-то деньги.
На него начали давить -- по телевидению, через газеты, при личных встречах. Об одной из таких встреч он рассказал в интервью газете "КоммерсантЪ-Daily".
Сергей Дубинин: "В моем кабинете Александр Смоленский, руководитель СБС-АГРО, говорил: "Да, СБС-АГРО -- банкрот. Поэтому нам нужно 2 миллиарда, а потом еще 6--8 миллиардов". К сведению: этот банк получил от ЦБ 1 миллиард рублей. Однако это не помогло банку расплатиться по обязательствам с вкладчиками. Другой ведущий собственник Столичного банка сбережений -- Борис Абрамович Березовский -- в присутствии моих заместителей, когда мы объявляли о введении временной администрации в СБС-АГРО, сказал: "Конечно, мы понимаем, что Смоленский должен уйти. Но вы делаете ошибку, вводя временную администрацию, и мы вам этого не позволим". Сам же Александр Смоленский прямо заявил: "Если не уберем Дубинина, нам придется сливать воду".
В общем, Дубинин ушел. Ушел как раз тогда, когда жесткие меры нужно было доводить до конца.
Последний подвиг Геракла?
Претендентов на место председателя Центрального банка России несколько. Чаще других в их числе называют Виктора Геращенко (наиболее реальный кандидат), Сергея Алексашенко, Александра Шохина, Дмитрия Тулина.
Г-н Геращенко -- представитель единственной в России банковской династии. Его отец был зампредом Госбанка СССР в первое послевоенное десятилетие. Геращенко-старшего ценил Сталин.
Геращенко-сын дважды руководил главным банком страны. Госбанком СССР в 1989--1991 годах -- при Горбачеве. И Центральным банком России в 1992--1994 годах -- при Ельцине.
И в России, и за рубежом он признан как профессионал высокого класса. Но что самое главное -- за все годы своей банковской деятельности не вляпался ни в одну криминальную историю.
В годы гайдаровских реформ Геращенко проводил ярко выраженную эмиссионную политику. Деньги печатались регулярно. Все были довольны.
Критиковал его с постоянным, даже болезненным упорством лишь тогдашний министр финансов и нынешний экс-и.о. вице-премьера Борис Федоров. Ругал именно за эмиссию, а попутно обвинял во всех смертных грехах. Геращенко же с банкирской бесстрастностью спрашивал: почему ты меня критикуешь, когда Минфин пользуется моими эмиссионными деньгами?
В общем, дошло до откровенного скандала в прессе.
Говорили, что их взаимная неприязнь идет с тех времен, когда Федоров был в Госбанке комсоргом и регулярно отчитывался перед Геращенко о проделанной комсомольской работе.
Из интервью Виктора Геращенко "Профилю" в декабре 1997 года: "Он у меня не работал. В Госбанке после вуза активно занимался общественной и изыскательской работой, прямых контактов у нас с ним не было. Впервые я столкнулся с Федоровым, когда он уже попал в экономический отдел ЦК КПСС консультантом Горбачева. Ну и потом, когда он два раза ходил в министрах финансов. В зале коллегии Минфина с его приходом стали вешать (пока на стену) портреты всех бывших министров финансов. По-моему, портрет Федорова там висит дважды. Но тут я могу и ерничать".
Впрочем, знаменит Виктор Геращенко даже не эмиссией при Ельцине, а павловской реформой при Горбачеве.
С экранов телевизоров Виктор Геращенко проникновенно заявил: мол, даю "руки на отсечение", что обмена не будет. Аккурат на следующий день случился тот самый обмен 100- и 50-рублевых купюр.
Роковым для Геращенко стал "черный вторник" 11 октября 1994 года, когда рубль резко упал в цене по отношению к доллару. Глава Банка России сам подал в отставку. Ельцин ее принял. Вероятно, не без поддержки своего ближайшего окружения.
Существует одна своеобразная версия, почему Геращенко оказался "крайним". Говорят, на него очень обижался ходивший в любимцах президента Павел Грачев. В то время главный финансист Минобороны генерал Воробьев, ближайший соратник Пал Сергеича, добивался переподчинения Министерству обороны полевых учреждений ЦБ -- структур, через которые осуществляются расчеты между всеми воинскими частями и учреждениями.
Рассказывают, что на очередном заседании правительства Геращенко прислал Грачеву записку: "Уважаемый Павел Сергеевич! Давно хотел рассказать вам один анекдот.
Василий Иванович Чапаев спрашивает:
-- Товарищи бойцы! Нужны ли птицам деньги?
-- Нет, товарищ комдив!
-- Тогда вот какое дело, орлы...
Вот и я вам хочу сказать, что, пока в Минобороны сидят люди с птичьими фамилиями, все расчеты через полевые учреждения Центробанка останутся в моем ведении. С уважением, В.Геращенко".
С марта 1996 года г-н Геращенко является председателем правления Международного московского банка. Клиенты которого, пожалуй, меньше всего пострадали во время последнего кризиса.
Геращенко не политик, поэтому в случае утверждения на должности председателя ЦБ сработается с любым премьер-министром. Тем более с Евгением Примаковым, с которым знаком не один десяток лет.
К тому же Виктор Геращенко на сегодняшний день -- единственный кандидат на кресло председателя ЦБ, который устраивает и правых, и левых, а потому имеет все шансы пройти на ура утверждение в нынешней Думе.
Правда, противники г-на Геращенко вроде того же Федорова не дремлют. Но у нашего героя есть на этот случай что-то вроде запасного варианта.
Представитель правительства РФ в Госдуме Александр Торшин: "Есть фантастический вариант возвращения Геращенко в лице Татьяны Парамоновой. Опыт управления Центральным банком у нее имеется (она исполняла обязанности председателя ЦБ в 1994--1995 годах.-- "Профиль"). Кстати, ее работу нельзя признать безуспешной: во время ее руководства ЦБ удалось "расшить" неплатежи, поразившие финансовые потоки страны. Документы возили пачками, в ЦБ работали допоздна -- и "расшили". Исполняя роль главы ЦБ, она нередко демонстрировала готовность жестко действовать, невзирая на мнение крупных коммерческих банков. Поставят Парамонову -- за ней будет стоять Геращенко".
Внутренние резервы ЦБ
Еще одним возможным кандидатом на пост председателя ЦБ является нынешний зампред Банка России Сергей Алексашенко. Не все знают, что уже около года он фактически руководил ЦБ, оттеснив Дубинина.
При этом Алексашенко пользовался безграничным доверием Сергея Дубинина. Бывший председатель прощал своему заместителю даже некоторые политические ошибки.
Достаточно вспомнить, что именно Сергей Алексашенко при обсуждении госбюджета 1997 года направил в Госдуму письмо, в котором известил депутатов, что ЦБ не намерен перечислять в бюджет дивиденды по акциям Сбербанка и Внешторгбанка. Аргументы были простыми: большинство акций этих двух банков принадлежат ЦБ, который волен не делиться с бюджетом.
Эта подзабытая ныне история в свое время наделала много шуму. И с тех пор имя Сергея Алексашенко для думцев что-то вроде красной тряпки. Соответственно и его шансы быть утвержденным нижней палатой в должности председателя ЦБ невелики.
С другой стороны, в избрании г-на Алексашенко заинтересованы влиятельные силы в самом ЦБ, в частности семейный союз Ясиной и Киселева. Так как это гарантирует им сохранение собственных позиций.
Не исключен вариант, при котором Алексашенко может задержаться на позиции и.о. председателя Центробанка. Такой прецедент в новейшей российской истории имеется: Татьяна Парамонова в таком качестве продержалась около полутора лет.
Запасной вариант
Александр Шохин, лидер думской фракции НДР, мог возглавить ЦБ, скорее, при премьере Черномырдине. В списке из шестнадцати кандидатур от НДР, которые должны были войти в правительство Виктора Степановича, его фамилия стояла напротив графы "председатель Банка России".
Но теперь, когда на место премьера предложена кандидатура Евгения Примакова, шансы Александра Шохина резко упали.
Последним в ряду вероятных кандидатов на замену Дубинина стоит, пожалуй, Дмитрий Тулин, нынешний глава Внешторгбанка.
Поддержку на политическом уровне Дмитрию Тулину, как утверждают, оказывают глава президентской администрации Валентин Юмашев и исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский.
А в нынешних условиях это почти гарантия провала голосования по его кандидатуре в Думе.
ИРИНА КВАТЕЛАДЗЕ, ПЕТР ЛЕДОВСКИЙ, АНДРЕЙ ПИМЕНОВ