Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Улыбки в кредит"

Час работы кредитного отдела магазина бытовой техники говорит о многом. Например, о том, что успех банка на рынке кредитных услуг во многом зависит от степени агрессивности его представителей, от очарования его же представительниц, от погоды на улице, от отношений между консультантами-конкурентами. И только в самой малой степени — от выгодности предложений.   Самым оживленным участком площади магазина бытовой техники «М.видео» на Профсоюзной улице в Москве является зона кредитования. Мало того, большую часть покупателей магазина, меланхолично разглядывающих прилавки с пылесосами, составляют претенденты на кредит, которые наматывают круги в ожидании банковского решения. Они же нервно курят на крыльце торгового центра в случае отказа. В «М.видео» кредиты предоставляют четыре банка: «Ренессанс Капитал», Финанс- банк, ХКФ Банк и «Русский стандарт». Их продавцы-консультанты, одетые в корпоративные цвета, вынуждены сидеть бок о бок с корпоративными конкурентами. Не у всех хватает мужества вынести это испытание достойно. «Вы за кредитом? На какую сумму?» — Ко мне подходит молодой человек в сине-оранжевом галстуке «Ренессанс Капитала». Его, видимо, абсолютно не смущает тот факт, что я уже стою в очереди за разъяснением к специалистам Финансбанка. Но вежливое обаяние молодого человека было столь сильным, что я не устояла и, влекомая за локоток, отошла в сторону. Молодой человек жарко нашептывает мне в ухо что-то о «самом выгодном кредите» 10+10+10, при получении которого я отдам их банку всего 10% от стоимости покупки.

   Тем временем жизнь в зоне кредитования кипела только у «Ренессанс Капитала» и Финансбанка. Около первого сидит женщина со взрослой дочерью и ее мужем, на имя которого берется кредит. Так они сидят, видимо, уже давно. Девушка держит в руках несколько тысячерублевых купюр и небрежно ими обмахивается, как веером. Они ждут решения банка, мать волнуется и заглядывает в компьютер консультанта. Тот старается отвернуть от нее монитор. Специалисты Финансбанка в это время убеждают свою клиентку не кричать. Она громко доказывает, что ее регистрация в Москве неподдельная. Помощник консультанта приносит девушке стакан воды.

   Скучающие продавщицы-консультанты из банка «Русский стандарт» и ХКФ Банка перемигиваются. Они дружат. Их дружбе мешает новый клиент. Он сразу подходит к ХКФ Банку, шлепает красной кредитной карточкой по столу, и девушке приходится заняться делом. За последние 15 минут этот смелый человек первым получает кредит, расписывается и, не говоря лишних слов, выходит под завистливые взгляды ожидающих своей участи клиентов «Ренессанс Капитала». Между тем оборотистый молодой человек снова приводит клиентов, выловленных среди холодильников и стиральных машин. Надо сказать, что успех банка «Ренессанс Капитал» в магазине на Профсоюзной — заслуга его представителей. Их всего двое, но они успевают за час обслужить четырех реальных клиентов и столько же заинтересовать. Четыре консультанта Финансбанка свободное время проводят в беседе. Проявить себя наконец решают две представительницы «Русского стандарта». Они пытаются «завлечь» пожилого мужчину с супругой. Его жена просит сходить через дорогу, в «Эльдорадо». Но он, посмотрев в лучистые глаза консультанта «Русского стандарта», остается с ней и заполняет анкету.

   — Аркаш, могу я пойти по магазину погулять?

   — Нет, сиди. Может, тут надо будет на вопросы отвечать.

   — Так это ж не кроссворд! — возмутилась жена и, пока Аркаша увлекся вписыванием букв в клеточки анкеты для покупки холодильника Vestfrost за 27 тыс. рублей, тихо ускользнула к микроволновкам. Одновременно с этими супругами «Русский стандарт» выбрала молодая пара, которая была уже явно измучена выбором покупки. Они пришли с квитанцией на телефон Nokia стоимостью 11,5 тыс. рублей, заполнили анкету и стали тихо ожидать своей участи на стуле, пугаясь при мысли, что им снова придется что-то выбирать.

   Вообще, судя по нашим наблюдениям, выбор банка клиенты делали спонтанно, повинуясь уверенному голосу консультанта или наличию свободных мест около стоек. Единственный банк, куда клиенты шли целенаправленно, был ХКФ Банк, да и то только потому, что у них это повторный кредит и они имеют свою кредитную историю. Одинокая девушка за стойкой даже не пытается поискать новых клиентов и меланхолично подпиливает ногти.

   — Что, отказываете?! — Тишину и благостность корпоративных улыбок нарушает возглас мужчины у стойки «Ренессанс Капитала». Это первое интересное событие за последние полчаса.

   — Ну, хорошо, пошли в «Эльдорадо»! — злорадно говорит он своей жене, и они, посрамленные, удаляются. Вместе с ними зону кредитования, казалось, покидает тишина.

   К «Ренессансу» подбегают двое запыхавшихся молодых парней в спортивных штанах:

   — Ну, что за дела? Вы какой кредит нам дали?

   — 9000 рублей.

   — А что это за цифры? — Парень тычет в план-график выплат.

   — Банк дал вам не 10+10+10, а обычный кредит с повышенными процентами.

   — Так мы просили 10+10+10!

   — Банк не согласился.

   — А почему нам не сказали?

   — Вы не спросили. — Простой ответ приводит ребят в замешательство. Они смотрят друг на друга, читая в глазах нежелание начинать скандал. Все-таки праздник, стиральная машина.

   — Но ведь нам теперь придется платить почти двойной размер кредита. От него можно отказаться? Мы в другом банке будем брать.

   — Нет, банк уже начал транзакции…

   Позже я видела, как в рамках какой-то рекламной акции ребятам подарили пылесос от «М.видео» и они, успокоенные, пошли обмывать покупки. Тем временем у старика была уже почти идиллия с «Русским стандартом». Он, пользуясь отсутствием супруги, помогал девушке прикручивать цифровую фотокамеру к штативу, послушно снимался, попутно жалуясь на то, что является начальником отдела и работает больше, чем отдыхает. Вскоре его старания были вознаграждены. Ему торжественным голосом объявляют: «Банк выдает вам кредит!» Всего же в течение часа перед концом обычного московского рабочего дня наибольшим спросом пользовалась стойка Финансбанка: к ней подошли 11 человек, из них трое заполнили заявление на получение кредита. Правда, за час банк им так и не ответил. «Ренессанс Капитал» обслужил 9 человек, четверо из которых заполнили анкеты. Одному отказали, троим выдали. «Русский стандарт» привлек 7 человек, двум из них выдал кредит спустя 20 минут. И, наконец, безынициативный представитель ХКФ Банка справился со своими двумя постоянными клиентами за 15 минут.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK