19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Уместные налоги"

Архивная публикация 2011 года: "Уместные налоги"

Чтобы муниципалитеты могли эффективно решать поставленные перед ними задачи, местные бюджеты должны наполниться деньгами. Президент России Дмитрий Медведев на прошедшем недавно заседании президиума Госсовета в Хабаровске заявил, что не считает справедливой существующую систему распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитета-ми. Глава государства отметил, что собирается принять решение о ее изменении в ближайшее время. Эта важнейшая тема была впервые поднята президентом в послании Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2012-2014 годах". В документе говорилось, что должны быть подготовлены предложения по децентрализации полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, в том числе в налоговой сфере и в сфере межбюджетных отношений. Для решения этих задач распоряжением президента были образованы две рабочие группы. Я вхожу в состав обеих этих групп.
Надо признать, что устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований возможно обеспечить только в случае увеличения доходной базы местных бюджетов и создания стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципалитетов. На сегодня решены далеко не все финансовые проблемы муниципальных образований. В первую очередь не достигнуто соответствие между финансовыми потребностями муниципалитетов для решения вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками. В итоге самая многочисленная категория муниципальных образований, к которой относятся городские и сельские поселения, имеет очень незначительный объем собственных налоговых доходов.
Сегодня систему местных налогов составляют лишь два сбора - земельный налог и налог на имущество физических лиц. При этом в совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов. Доходная база бюджетов таких муниципалитетов в основном формируется за счет финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.
Поэтому стратегической государственной задачей должно стать расширение налогооблагаемой базы местных налогов и повышение уровня собственных доходов муниципальных образований. При этом муниципальные образования должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в таком объеме, чтобы доходов местных бюджетов хватало не только на финансирование текущих расходов, но и на формирование бюджетов развития.
Я считаю принципиально важным, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, выплачиваемые предприятиями, в первую очередь - субъектами малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в поддержке малого и среднего бизнеса на соответствующих территориях, станет для них мощным стимулом по развитию местной экономики, в том числе промышленного производства. Необходимо решить вопрос о закреплении за местными бюджетами в Бюджетном кодексе отчислений от таких налогов, как платежи, взимаемые в рамках применения упрощенной системы налогообложения; налога на прибыль организаций; транспортного налога.
Перспективным источником формирования доходов местных бюджетов является местный налог на недвижимость, который предполагается взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения и не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.
Кроме того, в настоящее время отчисления от налога на доходы физических лиц поступают в бюджеты по месту учета работодателей, то есть в основном в бюджеты крупных, экономически развитых муниципалитетов, в которых работает значительная часть жителей сельских поселений и малых городов. Но необходимо учитывать, что организация предоставления гражданам необходимых медицинских, бытовых, социальных, образовательных и иных жизненно важных услуг осуществляется по месту их жительства. Таким образом, предусмотренный в настоящее время порядок зачисления поступлений от налога на доходы физических лиц значительно сокращает доходную базу бюджетов сельских поселений и малых городов, а также увеличивает различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. Поэтому данный налог следует зачислять не по месту нахождения организации-работодателя, а по месту жительства граждан.

Чтобы муниципалитеты могли эффективно решать поставленные перед ними задачи, местные бюджеты должны наполниться деньгами. Президент России Дмитрий Медведев на прошедшем недавно заседании президиума Госсовета в Хабаровске заявил, что не считает справедливой существующую систему распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитета-ми. Глава государства отметил, что собирается принять решение о ее изменении в ближайшее время. Эта важнейшая тема была впервые поднята президентом в послании Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2012-2014 годах". В документе говорилось, что должны быть подготовлены предложения по децентрализации полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, в том числе в налоговой сфере и в сфере межбюджетных отношений. Для решения этих задач распоряжением президента были образованы две рабочие группы. Я вхожу в состав обеих этих групп.
Надо признать, что устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований возможно обеспечить только в случае увеличения доходной базы местных бюджетов и создания стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципалитетов. На сегодня решены далеко не все финансовые проблемы муниципальных образований. В первую очередь не достигнуто соответствие между финансовыми потребностями муниципалитетов для решения вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками. В итоге самая многочисленная категория муниципальных образований, к которой относятся городские и сельские поселения, имеет очень незначительный объем собственных налоговых доходов.
Сегодня систему местных налогов составляют лишь два сбора - земельный налог и налог на имущество физических лиц. При этом в совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов. Доходная база бюджетов таких муниципалитетов в основном формируется за счет финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.
Поэтому стратегической государственной задачей должно стать расширение налогооблагаемой базы местных налогов и повышение уровня собственных доходов муниципальных образований. При этом муниципальные образования должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в таком объеме, чтобы доходов местных бюджетов хватало не только на финансирование текущих расходов, но и на формирование бюджетов развития.
Я считаю принципиально важным, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, выплачиваемые предприятиями, в первую очередь - субъектами малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в поддержке малого и среднего бизнеса на соответствующих территориях, станет для них мощным стимулом по развитию местной экономики, в том числе промышленного производства. Необходимо решить вопрос о закреплении за местными бюджетами в Бюджетном кодексе отчислений от таких налогов, как платежи, взимаемые в рамках применения упрощенной системы налогообложения; налога на прибыль организаций; транспортного налога.
Перспективным источником формирования доходов местных бюджетов является местный налог на недвижимость, который предполагается взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения и не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.
Кроме того, в настоящее время отчисления от налога на доходы физических лиц поступают в бюджеты по месту учета работодателей, то есть в основном в бюджеты крупных, экономически развитых муниципалитетов, в которых работает значительная часть жителей сельских поселений и малых городов. Но необходимо учитывать, что организация предоставления гражданам необходимых медицинских, бытовых, социальных, образовательных и иных жизненно важных услуг осуществляется по месту их жительства. Таким образом, предусмотренный в настоящее время порядок зачисления поступлений от налога на доходы физических лиц значительно сокращает доходную базу бюджетов сельских поселений и малых городов, а также увеличивает различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. Поэтому данный налог следует зачислять не по месту нахождения организации-работодателя, а по месту жительства граждан.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».