25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Урод в облаках"

Архивная публикация 2006 года: "Урод в облаках"

Почему летают самолеты, не понимает никто. Почему светится лампочка — сплошной туман. Какая сила гонит вперед автомобиль — загадка. Единственное изобретение, суть которого ясна и прозрачна, — это дирижабль. Но ирония в том, что самое естественное техническое творение человечеством не востребовано и даже отвергнуто. После чего рассуждать, что все гениальное просто, как-то неловко.
Но есть и другой закон: новое — хорошо забытое старое. Недавно Пентагон обнародовал программу строительства дирижабля Walrus («Морж») — помесь спутника-шпиона и самолета-разведчика. При меньших габаритах дальность полета больше, чем у «Гинденбурга», — 20 тыс. км, полезная нагрузка много выше — 500—1000 тонн. Вторая жизнь дирижаблей стала возможной благодаря легким и прочным пленкам, надежным моторам нового поколения, а также тому, что благодаря криогенным технологиям перестала быть проблемой наработка гелия вместо водорода. В США легкие дирижабли применяются для патрулирования береговой линии, в ЮАР «Де Бирс» использует их для геологоразведки, в Германии восставший «Цеппелин» выполняет короткие развлекательные круизы. У нас в новейшее время дирижабли поднимались в воздух только с рекламными целями.

При всех плюсах и минусах дирижаблей есть страна, которая просто создана для этого транспорта. Это Россия, с ее огромными равнинными территориями, где часто трудно проложить нормальную дорогу. Перевозка грузов дирижаблем — даже без учета строительства наземной инфраструктуры — обходится в 5—6 раз дешевле, чем самолетом, и в 15—17 раз дешевле, чем вертолетом. Главным адептом дирижаблей у нас стал академик Юрий Рыжов, экс-депутат и бывший посол во Франции, а ныне заведующий кафедрой МАИ и ректор Международного инженерного университета. Искал инвесторов, пытался вдохнуть жизнь в забытый проект Егера. Сегодня академик Рыжов — член совета директоров и научный руководитель компании «ЛокомоСкай». И на заводе «Авиастар» в Ульяновске начали строить 40-тонный дирижабль, прародителем которого является так и не взлетевший «термоплан». Презентация летающей тарелки намечена в следующем году на московском авиасалоне МАКС-2007.

Любое изобретение получает виды на будущее только в том случае, если оно востребовано. Людей, как выяснилось, удобнее возить на самолетах, но с крупными грузами в Сибири и на Дальнем Востоке, где месторождения истощаются и приходится уходить все глубже в непроходимую тундру и тайгу, лучше справятся дирижабли, которым даже приземляться не надо. «ЛокомоСкай», русский «Цеппелин», в 2007 году начнет строить крупные дирижабли грузоподъемностью до 600 тонн, чтобы в 2010 году приступить к воздушному обслуживанию нефтегазовых комплексов: транспорт углеводородов, сверхтяжелые негабаритные грузы, буровые вышки, энергоподстанции.

Главным противником дирижаблей был великий Гельмгольц, сформулировавший закон сохранения энергии. Гельмгольц не давал жизни графу Цеппелину и утверждал, что «его урод никогда не достигнет облаков». Одно из великих заблуждений гениев, наподобие Герца, отрицавшего радио, и Резерфорда, не верившего в использование атомной энергии.

Почему летают самолеты, не понимает никто. Почему светится лампочка — сплошной туман. Какая сила гонит вперед автомобиль — загадка. Единственное изобретение, суть которого ясна и прозрачна, — это дирижабль. Но ирония в том, что самое естественное техническое творение человечеством не востребовано и даже отвергнуто. После чего рассуждать, что все гениальное просто, как-то неловко.

Но есть и другой закон: новое — хорошо забытое старое. Недавно Пентагон обнародовал программу строительства дирижабля Walrus («Морж») — помесь спутника-шпиона и самолета-разведчика. При меньших габаритах дальность полета больше, чем у «Гинденбурга», — 20 тыс. км, полезная нагрузка много выше — 500—1000 тонн. Вторая жизнь дирижаблей стала возможной благодаря легким и прочным пленкам, надежным моторам нового поколения, а также тому, что благодаря криогенным технологиям перестала быть проблемой наработка гелия вместо водорода. В США легкие дирижабли применяются для патрулирования береговой линии, в ЮАР «Де Бирс» использует их для геологоразведки, в Германии восставший «Цеппелин» выполняет короткие развлекательные круизы. У нас в новейшее время дирижабли поднимались в воздух только с рекламными целями.

При всех плюсах и минусах дирижаблей есть страна, которая просто создана для этого транспорта. Это Россия, с ее огромными равнинными территориями, где часто трудно проложить нормальную дорогу. Перевозка грузов дирижаблем — даже без учета строительства наземной инфраструктуры — обходится в 5—6 раз дешевле, чем самолетом, и в 15—17 раз дешевле, чем вертолетом. Главным адептом дирижаблей у нас стал академик Юрий Рыжов, экс-депутат и бывший посол во Франции, а ныне заведующий кафедрой МАИ и ректор Международного инженерного университета. Искал инвесторов, пытался вдохнуть жизнь в забытый проект Егера. Сегодня академик Рыжов — член совета директоров и научный руководитель компании «ЛокомоСкай». И на заводе «Авиастар» в Ульяновске начали строить 40-тонный дирижабль, прародителем которого является так и не взлетевший «термоплан». Презентация летающей тарелки намечена в следующем году на московском авиасалоне МАКС-2007.

Любое изобретение получает виды на будущее только в том случае, если оно востребовано. Людей, как выяснилось, удобнее возить на самолетах, но с крупными грузами в Сибири и на Дальнем Востоке, где месторождения истощаются и приходится уходить все глубже в непроходимую тундру и тайгу, лучше справятся дирижабли, которым даже приземляться не надо. «ЛокомоСкай», русский «Цеппелин», в 2007 году начнет строить крупные дирижабли грузоподъемностью до 600 тонн, чтобы в 2010 году приступить к воздушному обслуживанию нефтегазовых комплексов: транспорт углеводородов, сверхтяжелые негабаритные грузы, буровые вышки, энергоподстанции.

Главным противником дирижаблей был великий Гельмгольц, сформулировавший закон сохранения энергии. Гельмгольц не давал жизни графу Цеппелину и утверждал, что «его урод никогда не достигнет облаков». Одно из великих заблуждений гениев, наподобие Герца, отрицавшего радио, и Резерфорда, не верившего в использование атомной энергии.

Сергей Лесков, "Известия" - специально для "Профиля"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».