25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Успешность реформ увидится на расстоянии"

Архивная публикация 2006 года: "Успешность реформ увидится на расстоянии"

Одним из показателей состояния и тенденций развития страны является тематика проводимых в ней конференций. Это можно сказать и о России, где уже почти забыли о проблемах макроэкономического кризиса и финансовой стабилизации.Остающиеся дискуссии об инфляции при ее уровне в 10—12% — все же отнюдь не кризисная тематика. Теперь все больше конференций посвящено стратегии, долгосрочным вызовам, стоящим перед нами. Мы обсуждаем возможности долгосрочного прогнозирования, особенности постиндустриального перехода, долгосрочные демографические проблемы, перспективы так называемых стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Перспективной тематике была посвящена и недавняя конференция, организованная Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Институтом экономики переходного периода — «Переходные экономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия». Особый шарм мероприятию придавало то, что оно совпало с 50-летием одного из архитекторов посткоммунистической трансформации России — Егора Гайдара.

На конференции выступили вице-премьер А. Жуков и председатель Счетной палаты С. Степашин, министры А. Фурсенко и М. Зурабов, помощник президента И. Шувалов и первый зампред Центробанка А. Улюкаев, руководители Антимонопольной службы — И. Артемьев и Росстроя — С. Круглик, а также другие представители российского интеллектуально-политического истеблишмента. Значительная часть дискуссии сосредоточилась на тех реальных стратегических вопросах, которые в последнее время принято называть национальными проектами.

Другой важной линией стало участие в конференции ряда видных политиков, стоявших у истоков серьезных трансформаций в своих странах. Это были те, кто в чем-то сыграл роль, аналогичную роли Е. Гайдара в России, — взял на себя ответственность за принятие назревших, но непопулярных мер. Хотя одни из них руководили реформами несколько месяцев, другие — несколько лет, но все остались в истории своих стран как люди, совершившие коренной поворот, и чье влияние будет продолжать сказываться на долгосрочных тенденциях развития соответствующих стран. Уверен: чем больше будет проходить времени, тем более позитивной окажется оценка результатов их деятельности. Среди выступавших были бывшие премьер-министры: Финляндии — Эско Ахо, Швеции — Карл Бильдт, Армении — Грант Багратян и Армен Дарбинян, Эстонии — Март Лаар.

Ахо руководил правительством Финляндии в то время, когда из-за распада СССР в стране была 15-процентная безработица, падали объемы производства и необходимы были коренные и весьма болезненные структурные реформы; проведенная им либерализация финской экономики обеспечила ее быструю модернизацию и вступление в ЕС, а в дальнейшем вывела на первое место в рейтинге конкурентоспособности. Бильдт стал первым правым премьером после нескольких десятилетий социалистических правительств, и за три года существования правого кабинета обеспечил модернизацию социального сектора и вступление Швеции в ЕС. Армянские премьеры обеспечили проведение либеральных реформ в условиях блокады и войны, что вообще является почти беспрецедентным в экономической истории, а в результате темпы роста армянской экономики стали одними из самых высоких на постсоветском пространстве. Кроме того, Г. Багратян осуществил одну из самых успешных аграрных реформ, реально отдав землю крестьянам и обеспечив рост сельскохозяйственного производства. Лаар, дважды возглавлявший эстонское правительство, обеспечил успешную макроэкономическую стабилизацию и создал основы для превращения Эстонии в одну из самых инвестиционно привлекательных стран ЕС.

Опыт перечисленных стран и премьеров отличает общность идеологии и, если угодно, философии: все они проводили либеральные реформы как наиболее полно отвечающие вызовам нашего постиндустриального времени. Этот опыт интересен даже не с чисто утилитарной точки зрения («что бы такого повторить нам?»), но в стратегическом отношении, как вклад в копилку опыта мировой экономической политики. Ведь именно успешность названных правительств (включая успешность, в конечном счете, российского посткоммунистического опыта) создает фундамент для реализации современных либеральных моделей развития.

Были дискуссии и на другие темы: политэкономия постиндустриальной трансформации, вопросы налоговой реформы (обсуждался весьма актуальный сегодня вопрос о будущем косвенных налогов, включая НДС и налог с продаж); перспективы легитимации приватизации и развития прав собственности; муниципальные реформы; институциональные реформы в сельском хозяйстве; перспективы кластерной политики в долгосрочной стратегии России. Особое внимание уделялось, естественно, вопросам развития человеческого капитала, и прежде всего образования — новые технологии в образовании, тенденции развития бизнес-образования.

Одним из показателей состояния и тенденций развития страны является тематика проводимых в ней конференций. Это можно сказать и о России, где уже почти забыли о проблемах макроэкономического кризиса и финансовой стабилизации.Остающиеся дискуссии об инфляции при ее уровне в 10—12% — все же отнюдь не кризисная тематика. Теперь все больше конференций посвящено стратегии, долгосрочным вызовам, стоящим перед нами. Мы обсуждаем возможности долгосрочного прогнозирования, особенности постиндустриального перехода, долгосрочные демографические проблемы, перспективы так называемых стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Перспективной тематике была посвящена и недавняя конференция, организованная Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Институтом экономики переходного периода — «Переходные экономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия». Особый шарм мероприятию придавало то, что оно совпало с 50-летием одного из архитекторов посткоммунистической трансформации России — Егора Гайдара.

На конференции выступили вице-премьер А. Жуков и председатель Счетной палаты С. Степашин, министры А. Фурсенко и М. Зурабов, помощник президента И. Шувалов и первый зампред Центробанка А. Улюкаев, руководители Антимонопольной службы — И. Артемьев и Росстроя — С. Круглик, а также другие представители российского интеллектуально-политического истеблишмента. Значительная часть дискуссии сосредоточилась на тех реальных стратегических вопросах, которые в последнее время принято называть национальными проектами.

Другой важной линией стало участие в конференции ряда видных политиков, стоявших у истоков серьезных трансформаций в своих странах. Это были те, кто в чем-то сыграл роль, аналогичную роли Е. Гайдара в России, — взял на себя ответственность за принятие назревших, но непопулярных мер. Хотя одни из них руководили реформами несколько месяцев, другие — несколько лет, но все остались в истории своих стран как люди, совершившие коренной поворот, и чье влияние будет продолжать сказываться на долгосрочных тенденциях развития соответствующих стран. Уверен: чем больше будет проходить времени, тем более позитивной окажется оценка результатов их деятельности. Среди выступавших были бывшие премьер-министры: Финляндии — Эско Ахо, Швеции — Карл Бильдт, Армении — Грант Багратян и Армен Дарбинян, Эстонии — Март Лаар.

Ахо руководил правительством Финляндии в то время, когда из-за распада СССР в стране была 15-процентная безработица, падали объемы производства и необходимы были коренные и весьма болезненные структурные реформы; проведенная им либерализация финской экономики обеспечила ее быструю модернизацию и вступление в ЕС, а в дальнейшем вывела на первое место в рейтинге конкурентоспособности. Бильдт стал первым правым премьером после нескольких десятилетий социалистических правительств, и за три года существования правого кабинета обеспечил модернизацию социального сектора и вступление Швеции в ЕС. Армянские премьеры обеспечили проведение либеральных реформ в условиях блокады и войны, что вообще является почти беспрецедентным в экономической истории, а в результате темпы роста армянской экономики стали одними из самых высоких на постсоветском пространстве. Кроме того, Г. Багратян осуществил одну из самых успешных аграрных реформ, реально отдав землю крестьянам и обеспечив рост сельскохозяйственного производства. Лаар, дважды возглавлявший эстонское правительство, обеспечил успешную макроэкономическую стабилизацию и создал основы для превращения Эстонии в одну из самых инвестиционно привлекательных стран ЕС.

Опыт перечисленных стран и премьеров отличает общность идеологии и, если угодно, философии: все они проводили либеральные реформы как наиболее полно отвечающие вызовам нашего постиндустриального времени. Этот опыт интересен даже не с чисто утилитарной точки зрения («что бы такого повторить нам?»), но в стратегическом отношении, как вклад в копилку опыта мировой экономической политики. Ведь именно успешность названных правительств (включая успешность, в конечном счете, российского посткоммунистического опыта) создает фундамент для реализации современных либеральных моделей развития.

Были дискуссии и на другие темы: политэкономия постиндустриальной трансформации, вопросы налоговой реформы (обсуждался весьма актуальный сегодня вопрос о будущем косвенных налогов, включая НДС и налог с продаж); перспективы легитимации приватизации и развития прав собственности; муниципальные реформы; институциональные реформы в сельском хозяйстве; перспективы кластерной политики в долгосрочной стратегии России. Особое внимание уделялось, естественно, вопросам развития человеческого капитала, и прежде всего образования — новые технологии в образовании, тенденции развития бизнес-образования.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».