16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Уязвимая Россия"

Архивная публикация 2009 года: "Уязвимая Россия"

Бесконечные «газовые войны» с Украиной и недавний взрыв участка газопровода в Туркменистане показали, насколько наша страна уязвима в своей экспортно-импортной сырьевой инфраструктуре, построенной еще в далекие годы соседского дружелюбия.Российский экспорт начался еще с Петра I, который за счет войны с Турцией и Швецией и пресловутого «окна в Европу» организовал парочку неплохих коридоров через Азов и Санкт-Петербург для вывоза отечественных товаров. Потомки расширили эти пути, но изменение геополитической ситуации, происшедшее в конце ХХ века, грозит отбросить нас на 300 лет назад.
Западные коридоры
Для эффективного функционирования экспорта необходимо не только производить что-либо ценное на мировом рынке, но и обеспечивать доставку товара до потребителя. Желательно — конечного потребителя: ведь если без плеера и игрушек еще можно прожить, то перебои в поставках энергоносителей и ресурсов могут оказаться губительными или как минимум доставить немало проблем зарубежному производителю.
Мы прекрасно знаем, что основными статьями российского экспорта являются именно энергоносители (нефть и газ), а также минералы (металлы и руды). А основные способы транспортировки таких грузов — морской транспорт, железнодорожные пути и трубопроводы. В зависимости от географического направления и особенностей нынешней инфраструктуры каждый из этих ресурсов поставляется тем или другим способом.
Немного статистики: за первые четыре месяца 2009 года экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья вырос на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ситуация с газом оказалась заметно хуже. По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт газа из России за первые четыре месяца 2009 года составил 34 млрд куб. м, что ниже показателя аналогичного периода 2008 года более чем наполовину. За четыре месяца 2009 года поставка газа в дальнее зарубежье составила 27,596 млрд куб. м, в ближнее зарубежье — 6,405 млрд.
Частично снижение экспорта объясняется газовым конфликтом в январе этого года между РФ и Украиной. Тогда голубое топливо не поступало в Европу 12 дней. За два первых месяца 2009 года Украина сократила транзит российского газа по своей территории европейским потребителям на 53,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 11 млрд куб. м.
Если вернуться к нефти, то за последние два года резко упала ее транспортировка через Прибалтику. По сути, экспорт через Клайпеду и Бутинге теперь осуществляется лишь частными компаниями. Экспорт через Эстонию также несущественный. В основном это стало результатом ухудшения отношений РФ с Прибалтийскими государствами вследствие их антироссийской политики. Все эти данные вполне наглядно показывают влияние различных рисков на изменение объемов российского экспорта в соседние страны.
Кровеносная система
Тремя главными артериями, по которым течет российская нефть, поступая затем на мировой рынок, являются трубопроводы КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), нефтепровод «Дружба» и БТС (Балтийская трубопроводная система). «Дружба» доставляет сырье непосредственно по трубам в Европу, а КТК и БТС предполагают перевалку нефти через порты Черного и Балтийского морей.
Наиболее уязвимый участок в этой системе — белорусское направление, так как это самый мощный трубопровод, идущий в другие страны. Хотя политические риски на этом направлении невелики: Минск достаточно надежный партнер Москвы, да и долевое участие российских компаний в трубопроводной системе Белоруссии повышает контролируемость данного участка.
Говорить о террористической угрозе уместно в случае нефтепровода КТК, который пролегает вблизи нестабильного Кавказа. Но решение о прокладке его преимущественно в обход северокавказских республик сняло большую часть рисков. Более того, трубопровод уже сыграл роль страховочного пути для поставщиков Каспийского региона. Когда в августе 2008 года вышел из строя нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан из-за пожара на турецком участке, нефть из Азербайджана пошла по российским трубам, а Казахстан заявил о преимущественном использовании КТК вместо БТС.
КТК является совместным предприятием России и Казахстана с участием акционеров из числа нефтяных компаний Ближнего Востока. БТС связан с Атырау-Самарским трубопроводом (АС), который является совместным предприятием российской «Транснефти» и казахстанского государственного трубопроводного оператора «КазТрансОйл». АС, в свою очередь, связан с российско-казахстанским КТК. Таким образом, указанные трубопроводы взаимосвязаны и могут частично компенсировать временные перебои в работе.
Тем не менее направление КТК стоит признать потенциально рискованным. Близость к проблемным точкам на Кавказе, а также стремление некоторых участников большой политической игры лишить Россию конкурентных преимуществ в транспортировке каспийской нефти заметно повышают риски КТК. Вариантов решения этой проблемы не так много. Прежде всего речь идет об использовании возможностей речного транспорта и Волго-Донского канала, построенного в далекие советские времена. Именно вверх по Волге транспортировалась бакинская нефть во время Великой Отечественной войны, а Сталинградская операция должна была, по планам Гитлера, лишить СССР источника нефти.
Так что сама история подсказывает вариант действий в случае возникновения проблем на южном нефтетранспортном направлении. К тому же это могло бы стать толчком к развитию отечественного судостроения, поскольку для организации подобных перевозок потребовались бы суда класса «река—море», которые некогда строились в СССР, а в последние годы выпускаются в крайне небольшом количестве. С их помощью каспийская нефть, будь она казахстанского, или туркменского, или азербайджанского происхождения, беспрепятственно поступала бы на мировой рынок либо могла транспортироваться до российских НПЗ и магистральных нефтепроводов «Дружба» и БТС.
Общая пропускная способность канала оценивается на уровне 16,5 млн тонн в год. Но за навигацию 2006 года по каналу было перевезено всего 8,053 млн тонн грузов, из которых нефтепродукты составили 4,137 млн тонн. Еще в апреле 2007-го президент Путин предложил рассмотреть вопрос о создании международного консорциума по строительству второй ветки канала, что могло бы увеличить пропускную способность данного пути до 33 млн тонн в год.
Задача может быть еще больше упрощена, если использовать самое узкое место между Волгой и Доном для строительства перевалочного нефтепровода. Проект потребует незначительных капиталовложений, но создаст мощный инструмент поставок нефти как из России, так и с месторождений Каспия.
Газовый заложник
Но страсти вокруг нефтепроводов не идут ни в какое сравнение с той патовой ситуацией, которая угрожает экспорту российского газа в Европу. Основная его часть поставляется по территории Украины, и никаких запасных путей или страховочных вариантов тут не существует. Если в случае с нефтепроводами в России есть резервные мощности и обходные пути, которые позволяют экспортировать нефть с юга на север Европы и наоборот, то в случае с газом инфраструктура подвержена огромным рискам. Даже если не принимать во внимание политическую ситуацию на Украине, банальная изношенность трубопроводной системы угрожает вероятными перебоями в поставках.
Причем это может быть использовано и в саботажных целях — если потребуется нанести ущерб имиджу Российской Федерации, поскольку в международном общественном мнении за Москвой прочно закрепился статус «газового шантажиста». Хотя в реальности Россия — газовый заложник Украины. По сути, всю территорию Украины необходимо признать зоной риска и на этой основе искать возможности для организации резервных путей поставок.
Нельзя сказать, что эта работа совсем не ведется. В планах «Газпрома» и его партнеров в Европе — строительство двух газовых магистралей: «Северный поток» мощностью до 55 млрд куб. м и «Южный поток» мощностью 31 млрд. Судя по последним заявлениям представителей «Газпрома», проектная мощность «Южного потока» может быть доведена до 47 млрд куб. м. Более того, на поверхность всплыл еще один план российских властей, предусматривающий строительство второй ветки «Голубого потока» в Турцию, что вдвое увеличит поставки в эту страну и позволит использовать ее в качестве транзитной территории для транспортировки газа в Грецию и Италию.
Несмотря на то, что проекты целиком предназначены для обеспечения бесперебойных поставок голубого топлива потребителям в Европе, они вызывают массу протестов со стороны тех, кто боится усиления влияния Москвы. Впрочем, громче всех возражают те государства, которые могут потерять весьма существенную статью дохода от транзита российского газа. В частности, сегодня Украина получает $1,7 за прокачку 1000 куб. м газа через 100 км своей территории. Польша, по которой проходят газопроводы с Украины и из Белоруссии, также может лишиться значительных доходов, если газ пойдет по дну Балтийского моря.
Шелковый путь
Чем дальше на восток, тем больше проблем, связанных с поставками энергоносителей. Впрочем, сей факт не вызывает особого удивления, поскольку основная часть транспортной системы России создавалась еще в СССР, а после его распада глобальных строек уже не велось. Следствием этого является не только изношенность и маломощность инфраструктуры, но и устаревшая экспортная «ориентация».
В частности, нынешняя трубопроводная система предусматривает незначительные по современным меркам объемы поставок природного газа и нефти из Средней Азии в Россию. Совершенно не учитывались интересы Китая как одного из стратегических потребителей сырья. Но в последнее десятилетие Китай демонстрирует впечатляющие темпы роста, а его жадность до ресурсов оказывает мощное влияние на формирование мировых цен на товарных рынках.
С другой стороны, мы являемся транзитной страной для газа из Средней Азии. В активе Москвы газотранспортная система Средняя Азия — Центр (САЦ), которая позволяет транспортировать природный газ из Туркмении, Узбекистана и Казахстана потребителям на территории РФ и в Европе. В частности, Россия фактически оказывает транзитные услуги по поставкам туркменского газа на Украину, а также дополняет среднеазиатским газом поставки на территории РФ.
Но изношенность этой системы особенно велика в силу тяжелой экономической ситуации в среднеазиатских государствах: в любой момент можно ожидать сбоев на одном из участков. Недавнее ЧП тому подтверждение — 9 апреля произошла авария на отрезке газопровода между Туркменистаном и Узбекистаном Довлетабат—Дерьялык, в которой Ашхабад обвинил «Газпром» — якобы тот слишком резко сократил отбор газа. Это направление можно считать участком особого риска в поставках газа. Тем более что данный геополитический регион притягивает к себе особое внимание наиболее влиятельных государств. В 1999 году Конгресс США даже принял геополитическую стратегию, или акт «О стратегии Шелкового пути», призванный обеспечить влияние Америки по всему энергетическому коридору от Китая до Турции и ослабить влияние России на организацию поставок энергоносителей.
Главной точкой накала международной конкуренции стала Туркмения, которая в настоящее время добывает около 75 млрд куб. м природного газа и экспортирует более 50 млрд куб. м. Основным направлением ее экспорта по-прежнему является Россия, и около 15% от общего объема отправляется на север Ирана.
Но не стоит сбрасывать со счетов то, что богатый на природные ресурсы регион отличается и крайне слабой инфраструктурой: изношенный газопровод САЦ может столкнуться с конкуренцией среди потребителей. Пока Западная Европа и Россия ведут споры относительно строительства маломощного газопровода Nabucco, который может транспортировать 20—30 млрд куб. м газа в год, Китай уже начал реализовывать свои проекты.
В июле 2008 года Пекин застолбил за собой право получать 30 млрд куб. м туркменского газа ежегодно в течение 30 лет, а также договорился с Казахстаном и Туркменией о прокладке нового газопровода — он станет частью крупного проекта по созданию двух параллельных трубопроводов, соединяющих Поднебесную с огромными запасами природного газа Центральной Азии. Трубы протянутся более чем на 7000 км от Туркменистана, пересекут Узбекистан и Казахстан и достигнут Китая.
У России тоже есть свой проект — строительство альтернативного Прикаспийского газопровода. Переговоры ведутся уже несколько лет, и, хотя предполагалось завершить строительство в 2011 году, пока сложно говорить о том, когда он будет реализован. Планируется, что по Прикаспийскому газопроводу будет транспортироваться до 10 млрд куб. м в год газа из Туркмении и столько же из Казахстана. Газ должен поставляться в западные регионы России и оттуда по трубопроводной системе на экспорт в Европу. В планах также подключение этой ветки к «Южному потоку».
Этот вариант Прикаспийского газопровода рассматривается как главный конкурент европейского проекта Nabucco, но в реальности, скорее, это будет резервная ветка поставок среднеазиатского газа для реэкспорта. Вообще, туркменского газа хватит и на Китай, и на Россию, и на Европу одновременно, и лишь от России и изменения ее тона на международных переговорах зависит, насколько она сможет гарантировать свои возможности транспортировки среднеазиатского газа — как для собственных нужд, так и для потребителей в Европе.
К слову сказать, инфраструктуры для экспорта газа по наземным линиям практически нет. Сахалинские проекты уже начали отгружать сжиженный газ потребителям в Азии, но это лишь капля в море газового потока из России за ее пределы.
Нефтяные нити на восток
Зато наземным путем активно экспортируется российская нефть, но и здесь мы не лишены рисков. Ежегодно Россия поставляет в Китай по железной дороге около 9 млн тонн нефти. Основная нагрузка ложится на Транссиб, который и без того перегружен. Чтобы расширить свои возможности на востоке, Россия реализует амбициозный проект по строительству трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Он соединит восточносибирские месторождения с перегрузочным портом в Находке, где российскую нефть будут заливать в танкеры и доставлять клиентам по морю. Китай и здесь получил лакомый кусочек, зарезервировав для себя отдельную ветку.
Попытки Пекина добиться того, чтобы нефтепровод был построен исключительно для снабжения КНР, успехом не увенчались: Москва не желает привязываться лишь к одному рынку. Но кризис сыграл на руку Поднебесной — в начале этого года Россия и КНР подписали соглашение, по которому КНР предоставит $25 млрд кредита на строительство нефтепровода, а взамен получит гарантии поставок до 15 млн тонн нефти в год в течение 20 лет и участие в разработке месторождений.
И хотя этот проект вызывает множество споров, вполне очевидно, что он крайне необходим для диверсификации поставок и обеспечения надежности экспорта. Хотя и недостатки этого проекта очевидны — ведь в планы российского правительства входят поставки не только сырой нефти, но и нефтепродуктов, что невозможно осуществлять по нефтепроводу. Поэтому, страхуясь от одних рисков, Россия ограничивает себя в перспективах.
Увы, Дальний Восток не обладает развитой инфраструктурой, как европейская часть страны. Из немногих вариантов развития остаются лишь железные дороги, построенные в царские и советские времена. При этом почему-то остаются незадействованными возможности БАМа — эта магистраль является дублером Транссиба, по ней можно доставлять грузы до побережья Тихого океана, а при небольшой достройке обеспечивать транзит до Китая и из него. Если взять за основу параметры Транссиба, то БАМ позволит увеличить поставки нефти еще на 10 млн тонн или служить резервным путем на случай остановки трубопровода. К тому же БАМ позволяет получить доступ к северным территориям Восточной Сибири, где находятся огромные запасы как углеводородного сырья, так и минералов, которые можно не только экспортировать, но и потреблять внутри страны.
Есть золотое правило: «не хранить все яйца в одной корзине». В условиях глобализации мировой экономики оно приобретает особый смысл, тем более когда речь идет о такой огромной стране, как Россия. От организации экспортно-импортных путей во многом зависят благополучие и экономическая безопасность нашей страны.

Бесконечные «газовые войны» с Украиной и недавний взрыв участка газопровода в Туркменистане показали, насколько наша страна уязвима в своей экспортно-импортной сырьевой инфраструктуре, построенной еще в далекие годы соседского дружелюбия.Российский экспорт начался еще с Петра I, который за счет войны с Турцией и Швецией и пресловутого «окна в Европу» организовал парочку неплохих коридоров через Азов и Санкт-Петербург для вывоза отечественных товаров. Потомки расширили эти пути, но изменение геополитической ситуации, происшедшее в конце ХХ века, грозит отбросить нас на 300 лет назад.
Западные коридоры

Для эффективного функционирования экспорта необходимо не только производить что-либо ценное на мировом рынке, но и обеспечивать доставку товара до потребителя. Желательно — конечного потребителя: ведь если без плеера и игрушек еще можно прожить, то перебои в поставках энергоносителей и ресурсов могут оказаться губительными или как минимум доставить немало проблем зарубежному производителю.
Мы прекрасно знаем, что основными статьями российского экспорта являются именно энергоносители (нефть и газ), а также минералы (металлы и руды). А основные способы транспортировки таких грузов — морской транспорт, железнодорожные пути и трубопроводы. В зависимости от географического направления и особенностей нынешней инфраструктуры каждый из этих ресурсов поставляется тем или другим способом.
Немного статистики: за первые четыре месяца 2009 года экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья вырос на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ситуация с газом оказалась заметно хуже. По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт газа из России за первые четыре месяца 2009 года составил 34 млрд куб. м, что ниже показателя аналогичного периода 2008 года более чем наполовину. За четыре месяца 2009 года поставка газа в дальнее зарубежье составила 27,596 млрд куб. м, в ближнее зарубежье — 6,405 млрд.
Частично снижение экспорта объясняется газовым конфликтом в январе этого года между РФ и Украиной. Тогда голубое топливо не поступало в Европу 12 дней. За два первых месяца 2009 года Украина сократила транзит российского газа по своей территории европейским потребителям на 53,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 11 млрд куб. м.
Если вернуться к нефти, то за последние два года резко упала ее транспортировка через Прибалтику. По сути, экспорт через Клайпеду и Бутинге теперь осуществляется лишь частными компаниями. Экспорт через Эстонию также несущественный. В основном это стало результатом ухудшения отношений РФ с Прибалтийскими государствами вследствие их антироссийской политики. Все эти данные вполне наглядно показывают влияние различных рисков на изменение объемов российского экспорта в соседние страны.
Кровеносная система

Тремя главными артериями, по которым течет российская нефть, поступая затем на мировой рынок, являются трубопроводы КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), нефтепровод «Дружба» и БТС (Балтийская трубопроводная система). «Дружба» доставляет сырье непосредственно по трубам в Европу, а КТК и БТС предполагают перевалку нефти через порты Черного и Балтийского морей.
Наиболее уязвимый участок в этой системе — белорусское направление, так как это самый мощный трубопровод, идущий в другие страны. Хотя политические риски на этом направлении невелики: Минск достаточно надежный партнер Москвы, да и долевое участие российских компаний в трубопроводной системе Белоруссии повышает контролируемость данного участка.
Говорить о террористической угрозе уместно в случае нефтепровода КТК, который пролегает вблизи нестабильного Кавказа. Но решение о прокладке его преимущественно в обход северокавказских республик сняло большую часть рисков. Более того, трубопровод уже сыграл роль страховочного пути для поставщиков Каспийского региона. Когда в августе 2008 года вышел из строя нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан из-за пожара на турецком участке, нефть из Азербайджана пошла по российским трубам, а Казахстан заявил о преимущественном использовании КТК вместо БТС.
КТК является совместным предприятием России и Казахстана с участием акционеров из числа нефтяных компаний Ближнего Востока. БТС связан с Атырау-Самарским трубопроводом (АС), который является совместным предприятием российской «Транснефти» и казахстанского государственного трубопроводного оператора «КазТрансОйл». АС, в свою очередь, связан с российско-казахстанским КТК. Таким образом, указанные трубопроводы взаимосвязаны и могут частично компенсировать временные перебои в работе.
Тем не менее направление КТК стоит признать потенциально рискованным. Близость к проблемным точкам на Кавказе, а также стремление некоторых участников большой политической игры лишить Россию конкурентных преимуществ в транспортировке каспийской нефти заметно повышают риски КТК. Вариантов решения этой проблемы не так много. Прежде всего речь идет об использовании возможностей речного транспорта и Волго-Донского канала, построенного в далекие советские времена. Именно вверх по Волге транспортировалась бакинская нефть во время Великой Отечественной войны, а Сталинградская операция должна была, по планам Гитлера, лишить СССР источника нефти.
Так что сама история подсказывает вариант действий в случае возникновения проблем на южном нефтетранспортном направлении. К тому же это могло бы стать толчком к развитию отечественного судостроения, поскольку для организации подобных перевозок потребовались бы суда класса «река—море», которые некогда строились в СССР, а в последние годы выпускаются в крайне небольшом количестве. С их помощью каспийская нефть, будь она казахстанского, или туркменского, или азербайджанского происхождения, беспрепятственно поступала бы на мировой рынок либо могла транспортироваться до российских НПЗ и магистральных нефтепроводов «Дружба» и БТС.
Общая пропускная способность канала оценивается на уровне 16,5 млн тонн в год. Но за навигацию 2006 года по каналу было перевезено всего 8,053 млн тонн грузов, из которых нефтепродукты составили 4,137 млн тонн. Еще в апреле 2007-го президент Путин предложил рассмотреть вопрос о создании международного консорциума по строительству второй ветки канала, что могло бы увеличить пропускную способность данного пути до 33 млн тонн в год.
Задача может быть еще больше упрощена, если использовать самое узкое место между Волгой и Доном для строительства перевалочного нефтепровода. Проект потребует незначительных капиталовложений, но создаст мощный инструмент поставок нефти как из России, так и с месторождений Каспия.
Газовый заложник

Но страсти вокруг нефтепроводов не идут ни в какое сравнение с той патовой ситуацией, которая угрожает экспорту российского газа в Европу. Основная его часть поставляется по территории Украины, и никаких запасных путей или страховочных вариантов тут не существует. Если в случае с нефтепроводами в России есть резервные мощности и обходные пути, которые позволяют экспортировать нефть с юга на север Европы и наоборот, то в случае с газом инфраструктура подвержена огромным рискам. Даже если не принимать во внимание политическую ситуацию на Украине, банальная изношенность трубопроводной системы угрожает вероятными перебоями в поставках.
Причем это может быть использовано и в саботажных целях — если потребуется нанести ущерб имиджу Российской Федерации, поскольку в международном общественном мнении за Москвой прочно закрепился статус «газового шантажиста». Хотя в реальности Россия — газовый заложник Украины. По сути, всю территорию Украины необходимо признать зоной риска и на этой основе искать возможности для организации резервных путей поставок.
Нельзя сказать, что эта работа совсем не ведется. В планах «Газпрома» и его партнеров в Европе — строительство двух газовых магистралей: «Северный поток» мощностью до 55 млрд куб. м и «Южный поток» мощностью 31 млрд. Судя по последним заявлениям представителей «Газпрома», проектная мощность «Южного потока» может быть доведена до 47 млрд куб. м. Более того, на поверхность всплыл еще один план российских властей, предусматривающий строительство второй ветки «Голубого потока» в Турцию, что вдвое увеличит поставки в эту страну и позволит использовать ее в качестве транзитной территории для транспортировки газа в Грецию и Италию.
Несмотря на то, что проекты целиком предназначены для обеспечения бесперебойных поставок голубого топлива потребителям в Европе, они вызывают массу протестов со стороны тех, кто боится усиления влияния Москвы. Впрочем, громче всех возражают те государства, которые могут потерять весьма существенную статью дохода от транзита российского газа. В частности, сегодня Украина получает $1,7 за прокачку 1000 куб. м газа через 100 км своей территории. Польша, по которой проходят газопроводы с Украины и из Белоруссии, также может лишиться значительных доходов, если газ пойдет по дну Балтийского моря.
Шелковый путь

Чем дальше на восток, тем больше проблем, связанных с поставками энергоносителей. Впрочем, сей факт не вызывает особого удивления, поскольку основная часть транспортной системы России создавалась еще в СССР, а после его распада глобальных строек уже не велось. Следствием этого является не только изношенность и маломощность инфраструктуры, но и устаревшая экспортная «ориентация».
В частности, нынешняя трубопроводная система предусматривает незначительные по современным меркам объемы поставок природного газа и нефти из Средней Азии в Россию. Совершенно не учитывались интересы Китая как одного из стратегических потребителей сырья. Но в последнее десятилетие Китай демонстрирует впечатляющие темпы роста, а его жадность до ресурсов оказывает мощное влияние на формирование мировых цен на товарных рынках.
С другой стороны, мы являемся транзитной страной для газа из Средней Азии. В активе Москвы газотранспортная система Средняя Азия — Центр (САЦ), которая позволяет транспортировать природный газ из Туркмении, Узбекистана и Казахстана потребителям на территории РФ и в Европе. В частности, Россия фактически оказывает транзитные услуги по поставкам туркменского газа на Украину, а также дополняет среднеазиатским газом поставки на территории РФ.
Но изношенность этой системы особенно велика в силу тяжелой экономической ситуации в среднеазиатских государствах: в любой момент можно ожидать сбоев на одном из участков. Недавнее ЧП тому подтверждение — 9 апреля произошла авария на отрезке газопровода между Туркменистаном и Узбекистаном Довлетабат—Дерьялык, в которой Ашхабад обвинил «Газпром» — якобы тот слишком резко сократил отбор газа. Это направление можно считать участком особого риска в поставках газа. Тем более что данный геополитический регион притягивает к себе особое внимание наиболее влиятельных государств. В 1999 году Конгресс США даже принял геополитическую стратегию, или акт «О стратегии Шелкового пути», призванный обеспечить влияние Америки по всему энергетическому коридору от Китая до Турции и ослабить влияние России на организацию поставок энергоносителей.
Главной точкой накала международной конкуренции стала Туркмения, которая в настоящее время добывает около 75 млрд куб. м природного газа и экспортирует более 50 млрд куб. м. Основным направлением ее экспорта по-прежнему является Россия, и около 15% от общего объема отправляется на север Ирана.
Но не стоит сбрасывать со счетов то, что богатый на природные ресурсы регион отличается и крайне слабой инфраструктурой: изношенный газопровод САЦ может столкнуться с конкуренцией среди потребителей. Пока Западная Европа и Россия ведут споры относительно строительства маломощного газопровода Nabucco, который может транспортировать 20—30 млрд куб. м газа в год, Китай уже начал реализовывать свои проекты.
В июле 2008 года Пекин застолбил за собой право получать 30 млрд куб. м туркменского газа ежегодно в течение 30 лет, а также договорился с Казахстаном и Туркменией о прокладке нового газопровода — он станет частью крупного проекта по созданию двух параллельных трубопроводов, соединяющих Поднебесную с огромными запасами природного газа Центральной Азии. Трубы протянутся более чем на 7000 км от Туркменистана, пересекут Узбекистан и Казахстан и достигнут Китая.
У России тоже есть свой проект — строительство альтернативного Прикаспийского газопровода. Переговоры ведутся уже несколько лет, и, хотя предполагалось завершить строительство в 2011 году, пока сложно говорить о том, когда он будет реализован. Планируется, что по Прикаспийскому газопроводу будет транспортироваться до 10 млрд куб. м в год газа из Туркмении и столько же из Казахстана. Газ должен поставляться в западные регионы России и оттуда по трубопроводной системе на экспорт в Европу. В планах также подключение этой ветки к «Южному потоку».
Этот вариант Прикаспийского газопровода рассматривается как главный конкурент европейского проекта Nabucco, но в реальности, скорее, это будет резервная ветка поставок среднеазиатского газа для реэкспорта. Вообще, туркменского газа хватит и на Китай, и на Россию, и на Европу одновременно, и лишь от России и изменения ее тона на международных переговорах зависит, насколько она сможет гарантировать свои возможности транспортировки среднеазиатского газа — как для собственных нужд, так и для потребителей в Европе.
К слову сказать, инфраструктуры для экспорта газа по наземным линиям практически нет. Сахалинские проекты уже начали отгружать сжиженный газ потребителям в Азии, но это лишь капля в море газового потока из России за ее пределы.
Нефтяные нити на восток

Зато наземным путем активно экспортируется российская нефть, но и здесь мы не лишены рисков. Ежегодно Россия поставляет в Китай по железной дороге около 9 млн тонн нефти. Основная нагрузка ложится на Транссиб, который и без того перегружен. Чтобы расширить свои возможности на востоке, Россия реализует амбициозный проект по строительству трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Он соединит восточносибирские месторождения с перегрузочным портом в Находке, где российскую нефть будут заливать в танкеры и доставлять клиентам по морю. Китай и здесь получил лакомый кусочек, зарезервировав для себя отдельную ветку.
Попытки Пекина добиться того, чтобы нефтепровод был построен исключительно для снабжения КНР, успехом не увенчались: Москва не желает привязываться лишь к одному рынку. Но кризис сыграл на руку Поднебесной — в начале этого года Россия и КНР подписали соглашение, по которому КНР предоставит $25 млрд кредита на строительство нефтепровода, а взамен получит гарантии поставок до 15 млн тонн нефти в год в течение 20 лет и участие в разработке месторождений.
И хотя этот проект вызывает множество споров, вполне очевидно, что он крайне необходим для диверсификации поставок и обеспечения надежности экспорта. Хотя и недостатки этого проекта очевидны — ведь в планы российского правительства входят поставки не только сырой нефти, но и нефтепродуктов, что невозможно осуществлять по нефтепроводу. Поэтому, страхуясь от одних рисков, Россия ограничивает себя в перспективах.
Увы, Дальний Восток не обладает развитой инфраструктурой, как европейская часть страны. Из немногих вариантов развития остаются лишь железные дороги, построенные в царские и советские времена. При этом почему-то остаются незадействованными возможности БАМа — эта магистраль является дублером Транссиба, по ней можно доставлять грузы до побережья Тихого океана, а при небольшой достройке обеспечивать транзит до Китая и из него. Если взять за основу параметры Транссиба, то БАМ позволит увеличить поставки нефти еще на 10 млн тонн или служить резервным путем на случай остановки трубопровода. К тому же БАМ позволяет получить доступ к северным территориям Восточной Сибири, где находятся огромные запасы как углеводородного сырья, так и минералов, которые можно не только экспортировать, но и потреблять внутри страны.
Есть золотое правило: «не хранить все яйца в одной корзине». В условиях глобализации мировой экономики оно приобретает особый смысл, тем более когда речь идет о такой огромной стране, как Россия. От организации экспортно-импортных путей во многом зависят благополучие и экономическая безопасность нашей страны.

Таблица 1

Экспорт нефти из РФ в Европу и Китай (млн тонн)

-Январь-апрель 2009Январь-апрель 2008
Через порт "Приморск" (в Европу)24,40224,384
Через порт "Новороссийск" (в Европу)14,56113,858
Через порт "Южный" (в Европу)3,6422,752
Через порт "Туапсе" (в Европу)1,3961,474
Через порт "Одесса" (в Европу)1,2172,889
По нефтепроводу "Дружба" (в Европу)19,84520,478
Через Каспийский трубопроводный консорциум (в Европу)1,3230,468
По железной дороге (в Китай)0,4830
Источник: данные Центрального диспетчерского управления ТЭК.

Таблица 2

Пропускная способность экспортных газопроводов из России

ГазопроводМощность (млрд куб/м в год)Направление экспорта
Через Украину143-
В том числе: Оренбург - Западная граница (Ужгород)26Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Хорватия, Италия
Уренгой-Ужгород28Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Хорватия, Италия
Ямбург - Западная граница (Ужгород)28Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Хорватия, Италия
Долина-Ужгород20Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Хорватия, Италия
Комарно-Дроздовичи5Польша
Ужгород-Берегово11Венгрия, Сербия, Босния
Хуст - Сату-Маре2Румыния
Ананьев-Тирасполь-Измаил, Шебелинка-Измаил24Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония
Через Белоруссию 35-
В том числе: Ямал-Европа (Торжок-Кондратки-Франкфурт-на-Одере)31Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Англия
Кобрин-Брест5Польша
Другие газопроводы23-
В том числе:Санкт-Петербург - Финляндия7Финляндия
"Голубой поток" (проектная мощность)16Турция (возможны поставки в Грецию, Македонию)
Всего201-
Источник: консалтинговая компания East European Gas Analysis.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».