25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Уж продайтесь наконец"

Архивная публикация 2005 года: "Уж продайтесь наконец"

Владеющая четвертью российского рынка соков компания «Мултон» вновь продается. Покупатель — снова Coca-Cola. Управляющий директор «Мултона» Александр Критский, как всегда, факт сделки не подтверждает. Coca-Cola — тоже.Но на этот раз, похоже, компании все-таки ударили по рукам. Косвенно об этом свидетельствует следующий факт. Как сообщила «Профилю» прессслужба Федеральной антимонопольной службы, 10 февраля 2005 года в ФАС обратилась компания «Стар Боттлинг Лимитед» (дочерняя структура Coca-Cola. — «Профиль») с заявкой на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйственной деятельности ЗАО «Мултон». По российскому законодательству, заключение по этой просьбе может быть дано в течение 30 дней.

Владеющая четвертью российского рынка соков компания «Мултон» вновь продается. Покупатель — снова Coca-Cola. Управляющий директор «Мултона» Александр Критский, как всегда, факт сделки не подтверждает. Coca-Cola — тоже.Но на этот раз, похоже, компании все-таки ударили по рукам. Косвенно об этом свидетельствует следующий факт. Как сообщила «Профилю» прессслужба Федеральной антимонопольной службы, 10 февраля 2005 года в ФАС обратилась компания «Стар Боттлинг Лимитед» (дочерняя структура Coca-Cola. — «Профиль») с заявкой на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйственной деятельности ЗАО «Мултон». По российскому законодательству, заключение по этой просьбе может быть дано в течение 30 дней.

«Мултон» продается уже два года кряду. Начиная с ноября 2003 года в прессе постоянно появляются сообщения о продаже. Если верить СМИ, той же Coca-Cola его продавали несколько раз. «Мултон» никогда не отрицал факта переговоров. При этом управляющий директор российского производителя соков Александр Критский уверяет, что «компания ни секунды не искала никаких покупателей. Мы не выставлены на продажу, но интерес к нашему бизнесу большой. Периодически любая компания, если она работает успешно, сталкивается с предложениями об инвестициях».

Затяжная и публичная история продажи объясняется, по мнению экспертов рынка, желанием питерцев как можно дороже продаться. Аналитик Альфа-банка Александр Свинов «не исключает, что слухи могли появиться и от самой компании, для того чтобы повысить интерес со стороны потенциальных покупателей». В общем, чистой воды PR.

Зачем Coca-Cola понадобился «Мултон», совершенно очевидно. У CocaCola, впрочем, как и у ее основного конкурента — PepsiCo, не заладился в России свой соковый проект. Поэтому приобретение «Мултона» дает ей возможность все-таки получить существенную долю российского сокового рынка.

При этом объем производства «Мултона», оборот которого в 2004 году составил $330 млн., ей не так уж важен. При необходимости можно разместить дополнительный заказ по контракту на мощностях других производителей.

Каким будет размер приобретаемого мировым гигантом пакета, тоже неизвестно. По рынку ходят слухи, что CocaCola покупает 100% акций «Мултона». Критский удивляется: «Почему все сразу решили, что наши акционеры хотят продать весь бизнес, это вовсе не обязательно. У нас есть разные предложения: о покупке и всего пакета, и его части». Но «было бы логично предположить, что Coca-Cola интересует полный пакет», — считает Александр Свинов.

Почему Coca-Cola наконец сговорилась со строптивым продавцом именно сейчас? Свинов полагает, все дело в том, что сегодня налицо хорошее соотношение цена компании/перспектива роста.

Через пять лет любая соковая компания будет стоить много дороже, а перспективы роста будут существенно ниже: темпы роста рынка замедляются с каждым годом. Так что Coca-Cola за пять лет окупит свои инвестиции в этот проект.

Естественно, всех интересуют прогнозы, как при этом изменится расстановка сил на соковом рынке. Председатель Российского союза производителей соков Валерий Остапец не думает, что произойдут какие-либо радикальные изменения. Александр Свинов тоже не видит причин для кардинальных перемен, но считает, что «эта сделка подогреет интерес к сектору и можно ожидать дальнейшей консолидации».

По мнению аналитика «Ренессанс Капитал» Натальи Загвоздиной, «если сделка действительно состоится, то, возможно, следующим будет шаг PepsiCo. Они могут предпринять попытки купить либо «Нидан», либо «Лебедянский». Причем «Лебедянский» предпочтительнее. Сегодня это лидер рынка, к тому же с более рентабельным производством. «Лебедянский» именно сейчас стал публичной компанией, по моему мнению, именно для того, чтобы получить оценку стоимости компании на фондовом рынке и иметь весомый аргумент в разговоре с потенциальными стратегическими покупателями. В этой ситуации «Вимм-Билль-Данну», видимо, не остается ничего иного, кроме как свыкнуться с мыслью о третьем месте».

Аналитики прогнозируют, что в самое ближайшее время стоит ожидать роста интереса мощных стратегических иностранных инвесторов к приобретению самых успешных отечественных компаний, работающих в потребительском секторе. Российский рынок — один из самых перспективных. А грядущая сделка CocaCola — серьезный сигнал к тому, что дальше медлить нельзя.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».