25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "В Москву по делу срочно"

Архивная публикация 2005 года: "В Москву по делу срочно"

Турист, приезжающий в Россию на выставку или конференцию, оставляет в нашей стране втрое больше денег, чем обычный экскурсант или «пляжник». Поэтому за право его обслужить сейчас борются все крупные фирмы. Объем этого сегмента рынка в ближайшие годы вырастет минимум вдвое. Понятие «деловой туризм» вошло в наш обиход еще в начале 90-х годов, когда в Россию пришли многие крупные международные корпорации. Но поначалу организацией отправки бизнесменов на конференции, интенсив-семинары и прочие подобные мероприятия занимались лишь известные иностранные компании вроде American Express Travel Services, Carlson Wagonlit, BTI Russia, Andrews Travel House. Именно они обслуживали работающие в России зарубежные фирмы.

Постепенно в узкий круг иностранцев сумели войти и российские компании: «Эпик Трэвел», «Конкорд», «Аэроклуб», «Континент Экспресс», UTS, «Центр делового туризма и образования», «Алеф» и т.д. Для них деловой туризм (MICE) стал основной специализацией. Операторы, имеющие большой опыт работы на массовых туристических направлениях, в этот бизнес включаются только сейчас. Эксперты из Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что индустрия MICE у нас пока находится на начальном этапе развития.

Объем рынка делового туризма в России, по экспертным оценкам, в прошлом году составил порядка $60—80 млн. В 2005-м ожидается как минимум 25-процентный рост объемов сегмента, а в 2006 году рынок может увеличиться вдвое. Этот вид туризма становится все более популярным в мире. Причем в последнее время и аналитики, и операторы говорят о резком скачке спроса. «В 2001 году объем бизнес-поездок в нашей фирме составлял всего 10%, а сейчас — почти 75%», — рассказывает Павел Марков, генеральный директор компании «Алеф».

В ожидании прибылей
Сейчас о решительном намерении получить приличную долю в сегменте делового туризма заявляют многие компании: «Бентур», «ВКО Трэвел», «Интурист», «Натали турс», «Биг трэвел», UTE Megapolus, «КМП групп», «Академсервис» и т.д. Все они хорошо известны на рынке как операторы массовых туристических направлений, умеющие организовывать экскурсионные, пляжные, активные и прочие поездки за рубежом и в России. Теперь эти фирмы создают у себя специальные департаменты MICE и активно участвуют в специализированных выставках.

Аналитики полагают, что, несмотря на отсутствие опыта работы именно с деловыми туристами, перспективы у таких компаний достаточно хорошие. У них есть устойчивые отношения с принимающими компаниями, отелями, авиаперевозчиками, что очень важно в подобном бизнесе. Спрос на услуги российских операторов уже есть. «Мы начали серьезно заниматься деловым туризмом пять с небольшим месяцев назад. За это время в специально созданный новый отдел поступило 180 заявок на организацию различных конференций и деловых поездок. Причем 30% из них — группы по 100 и более человек», — говорит Наталия Малиновская, руководитель отдела корпоративного обслуживания компании «Натали турс».

Рост числа игроков усилит конкуренцию в сегменте делового туризма. Кроме того, новые игроки, по данным РСТ, могут выйти на рынок с очень привлекательными для корпоративных клиентов ценами. Правда, о вытеснении старожилов речь пока не идет: после 11 сентября 2001 года западные компании были вынуждены сильно сократить свои MICE-бюджеты, рынок переживал спад, но теперь в Европе и США этот сегмент снова заметно оживился и работы пока хватает всем. По данным Международной ассоциации конгрессов и собраний (ICCA), почти 76% компаний планируют в следующем году увеличить расходы на проведение конференций, симпозиумов и интенсив-поездок.

Крупные российские туркомпании не случайно сочли деловой туризм очень перспективным направлением. С точки зрения рентабельности он гораздо выгоднее других сегментов рынка. По статистике, один деловой турист в среднем расходует в три раза больше обычного «пляжника» и в 11 раз больше активных туристов, путешествующих по миру с рюкзаками. Прием бизнесменов выгоден не только турфирмам, но и России в целом. Средний неделовой иностранный турист тратит у нас в стране на гостиницу, рестораны, сувениры, музеи и т.д. около $150 в день. Европеец или американец, приехавший на конференцию, — порядка $350—500 в день. Именно на поступления от иностранных гостей приходится сейчас две трети российского рынка делового туризма.

Имидж — все
Как бы быстро ни рос в России MICE-сегмент, до мировых показателей нам пока очень далеко. В одной только Великобритании ежегодный объем этого бизнеса составляет порядка 10 млрд. евро, по всей Европе — не менее 25 млрд. евро. Правда, постоянный рост спроса на услуги по организации делового туризма вызывает потребность в увеличении количества рынков. «В Европе идет постоянный поиск новых направлений — интересных и при этом недорогих. Соответственно, есть огромное количество зарубежных фирм, готовых сотрудничать с российскими компаниями», — считает Тони Кэрри, консультант в области международного бизнес-туризма.

Но занять эту нишу России будет очень непросто. Существует довольно жесткая конкуренция со стороны стран Восточной Европы. Никому из европейских MICE-компаний 10 лет назад не приходило в голову организовывать поездки в Прагу или Будапешт. Сейчас эти города — настоящие хиты бизнес-туризма. У наших операторов вряд ли получится догнать мировую индустрию MICE. По мнению Кэрри, чтобы влиться в поток, России необходимо совершить качественный рывок, то есть придумать некую изюминку, которая поможет завоевать западный рынок.

Особых проблем с изюминками российские операторы не видят. «Можно придумать массу интересных вещей — от проведения семинара в центре, стилизованном под деревянную избу, до настоящей охоты в качестве дополнительной услуги. У нас огромная страна с такими уникальными возможностями, что найти особый стиль будет несложно», — уверена Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур». Гораздо сложнее, видимо, окажется удержать конкурентоспособные цены на все эти национальные изыски.

Многие операторы полагают, что принимать иностранных бизнесменов в чем-то даже проще, чем обычных туристов. Дело в том, что гостиничная база экономкласса у нас в большом дефиците и группы путешественников с небольшим бюджетом селить просто негде. А вот MICE-туристы, приезжающие на конференции и семинары, останавливаются в основном в дорогих отелях — денег они не считают, поскольку все расходы оплачиваются корпорацией. Люксовый сегмент гостиничного рынка в России развит неплохо. Но по ценам мы проигрываем Восточной Европе уже сейчас.

«За последние два года гостиницы подняли цены на 25—40%. В результате стандартный одноместный номер у нас стоит в среднем 300 евро, а в Праге — 40 евро», — объясняет Вадим Лежнин, генеральный директор питерского холдинга «Ривьера». Рост цен на все составляющие турпакета мешает развитию конгрессного и делового туризма не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России.

Еще одна серьезная проблема — сложности в оформлении нашей визы для иностранцев. «Бумажная волокита с оформлением документов на поездку и невозможность получить краткосрочную визу прямо на границе — вот что мешает принимать у нас больше бизнес-туристов», — говорит Светлана Лещенко, генеральный директор компании «Лефер». Визы в Россию для иностранцев делают до 20 дней, а оформление срочных въездных документов обходится слишком дорого.

Но больше всего, по мнению Кэрри, западному бизнес-сообществу мешает предубеждение против России. MICE-компании и их клиентов пугает отсутствие безопасности, слабая инфраструктура, даже климат. Объективной информации о нашей стране за рубежом мало, поэтому организаторы конференций, как и любой среднестатистический европеец, не всегда знают, что медведи по улицам наших городов перестали ходить уже давно.

Поэтому начинать утверждаться на рынке бизнес-услуг нам придется с масштабной рекламы России за рубежом. Но на это, как обычно, нет денег. По экспертным оценкам, подобная кампания может обойтись примерно в $10—20 млн. в год. Операторы самостоятельно такие затраты не потянут. Да и государство им тут не помощник: в следующем году на рекламу всех туристических возможностей России за рубежом предполагается потратить только 3 млн. евро.

Турист, приезжающий в Россию на выставку или конференцию, оставляет в нашей стране втрое больше денег, чем обычный экскурсант или «пляжник». Поэтому за право его обслужить сейчас борются все крупные фирмы. Объем этого сегмента рынка в ближайшие годы вырастет минимум вдвое. Понятие «деловой туризм» вошло в наш обиход еще в начале 90-х годов, когда в Россию пришли многие крупные международные корпорации. Но поначалу организацией отправки бизнесменов на конференции, интенсив-семинары и прочие подобные мероприятия занимались лишь известные иностранные компании вроде American Express Travel Services, Carlson Wagonlit, BTI Russia, Andrews Travel House. Именно они обслуживали работающие в России зарубежные фирмы.

Постепенно в узкий круг иностранцев сумели войти и российские компании: «Эпик Трэвел», «Конкорд», «Аэроклуб», «Континент Экспресс», UTS, «Центр делового туризма и образования», «Алеф» и т.д. Для них деловой туризм (MICE) стал основной специализацией. Операторы, имеющие большой опыт работы на массовых туристических направлениях, в этот бизнес включаются только сейчас. Эксперты из Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что индустрия MICE у нас пока находится на начальном этапе развития.

Объем рынка делового туризма в России, по экспертным оценкам, в прошлом году составил порядка $60—80 млн. В 2005-м ожидается как минимум 25-процентный рост объемов сегмента, а в 2006 году рынок может увеличиться вдвое. Этот вид туризма становится все более популярным в мире. Причем в последнее время и аналитики, и операторы говорят о резком скачке спроса. «В 2001 году объем бизнес-поездок в нашей фирме составлял всего 10%, а сейчас — почти 75%», — рассказывает Павел Марков, генеральный директор компании «Алеф».

В ожидании прибылей

Сейчас о решительном намерении получить приличную долю в сегменте делового туризма заявляют многие компании: «Бентур», «ВКО Трэвел», «Интурист», «Натали турс», «Биг трэвел», UTE Megapolus, «КМП групп», «Академсервис» и т.д. Все они хорошо известны на рынке как операторы массовых туристических направлений, умеющие организовывать экскурсионные, пляжные, активные и прочие поездки за рубежом и в России. Теперь эти фирмы создают у себя специальные департаменты MICE и активно участвуют в специализированных выставках.

Аналитики полагают, что, несмотря на отсутствие опыта работы именно с деловыми туристами, перспективы у таких компаний достаточно хорошие. У них есть устойчивые отношения с принимающими компаниями, отелями, авиаперевозчиками, что очень важно в подобном бизнесе. Спрос на услуги российских операторов уже есть. «Мы начали серьезно заниматься деловым туризмом пять с небольшим месяцев назад. За это время в специально созданный новый отдел поступило 180 заявок на организацию различных конференций и деловых поездок. Причем 30% из них — группы по 100 и более человек», — говорит Наталия Малиновская, руководитель отдела корпоративного обслуживания компании «Натали турс».

Рост числа игроков усилит конкуренцию в сегменте делового туризма. Кроме того, новые игроки, по данным РСТ, могут выйти на рынок с очень привлекательными для корпоративных клиентов ценами. Правда, о вытеснении старожилов речь пока не идет: после 11 сентября 2001 года западные компании были вынуждены сильно сократить свои MICE-бюджеты, рынок переживал спад, но теперь в Европе и США этот сегмент снова заметно оживился и работы пока хватает всем. По данным Международной ассоциации конгрессов и собраний (ICCA), почти 76% компаний планируют в следующем году увеличить расходы на проведение конференций, симпозиумов и интенсив-поездок.

Крупные российские туркомпании не случайно сочли деловой туризм очень перспективным направлением. С точки зрения рентабельности он гораздо выгоднее других сегментов рынка. По статистике, один деловой турист в среднем расходует в три раза больше обычного «пляжника» и в 11 раз больше активных туристов, путешествующих по миру с рюкзаками. Прием бизнесменов выгоден не только турфирмам, но и России в целом. Средний неделовой иностранный турист тратит у нас в стране на гостиницу, рестораны, сувениры, музеи и т.д. около $150 в день. Европеец или американец, приехавший на конференцию, — порядка $350—500 в день. Именно на поступления от иностранных гостей приходится сейчас две трети российского рынка делового туризма.

Имидж — все

Как бы быстро ни рос в России MICE-сегмент, до мировых показателей нам пока очень далеко. В одной только Великобритании ежегодный объем этого бизнеса составляет порядка 10 млрд. евро, по всей Европе — не менее 25 млрд. евро. Правда, постоянный рост спроса на услуги по организации делового туризма вызывает потребность в увеличении количества рынков. «В Европе идет постоянный поиск новых направлений — интересных и при этом недорогих. Соответственно, есть огромное количество зарубежных фирм, готовых сотрудничать с российскими компаниями», — считает Тони Кэрри, консультант в области международного бизнес-туризма.

Но занять эту нишу России будет очень непросто. Существует довольно жесткая конкуренция со стороны стран Восточной Европы. Никому из европейских MICE-компаний 10 лет назад не приходило в голову организовывать поездки в Прагу или Будапешт. Сейчас эти города — настоящие хиты бизнес-туризма. У наших операторов вряд ли получится догнать мировую индустрию MICE. По мнению Кэрри, чтобы влиться в поток, России необходимо совершить качественный рывок, то есть придумать некую изюминку, которая поможет завоевать западный рынок.

Особых проблем с изюминками российские операторы не видят. «Можно придумать массу интересных вещей — от проведения семинара в центре, стилизованном под деревянную избу, до настоящей охоты в качестве дополнительной услуги. У нас огромная страна с такими уникальными возможностями, что найти особый стиль будет несложно», — уверена Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур». Гораздо сложнее, видимо, окажется удержать конкурентоспособные цены на все эти национальные изыски.

Многие операторы полагают, что принимать иностранных бизнесменов в чем-то даже проще, чем обычных туристов. Дело в том, что гостиничная база экономкласса у нас в большом дефиците и группы путешественников с небольшим бюджетом селить просто негде. А вот MICE-туристы, приезжающие на конференции и семинары, останавливаются в основном в дорогих отелях — денег они не считают, поскольку все расходы оплачиваются корпорацией. Люксовый сегмент гостиничного рынка в России развит неплохо. Но по ценам мы проигрываем Восточной Европе уже сейчас.

«За последние два года гостиницы подняли цены на 25—40%. В результате стандартный одноместный номер у нас стоит в среднем 300 евро, а в Праге — 40 евро», — объясняет Вадим Лежнин, генеральный директор питерского холдинга «Ривьера». Рост цен на все составляющие турпакета мешает развитию конгрессного и делового туризма не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России.

Еще одна серьезная проблема — сложности в оформлении нашей визы для иностранцев. «Бумажная волокита с оформлением документов на поездку и невозможность получить краткосрочную визу прямо на границе — вот что мешает принимать у нас больше бизнес-туристов», — говорит Светлана Лещенко, генеральный директор компании «Лефер». Визы в Россию для иностранцев делают до 20 дней, а оформление срочных въездных документов обходится слишком дорого.

Но больше всего, по мнению Кэрри, западному бизнес-сообществу мешает предубеждение против России. MICE-компании и их клиентов пугает отсутствие безопасности, слабая инфраструктура, даже климат. Объективной информации о нашей стране за рубежом мало, поэтому организаторы конференций, как и любой среднестатистический европеец, не всегда знают, что медведи по улицам наших городов перестали ходить уже давно.

Поэтому начинать утверждаться на рынке бизнес-услуг нам придется с масштабной рекламы России за рубежом. Но на это, как обычно, нет денег. По экспертным оценкам, подобная кампания может обойтись примерно в $10—20 млн. в год. Операторы самостоятельно такие затраты не потянут. Да и государство им тут не помощник: в следующем году на рекламу всех туристических возможностей России за рубежом предполагается потратить только 3 млн. евро.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».