19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "В России всегда будет авторитарный стиль управления"

Архивная публикация 2005 года: "В России всегда будет авторитарный стиль управления"

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин по образованию — «прикладной математик». По опыту работы — бизнесмен («Микродин», РАТО-банк, Ресурс банк, «Интеррос»). По общественной работе — создатель и глава Ассоциации менеджеров России. По роду своих сегодняшних занятий — один из последних избранных губернаторов от «большого бизнеса». Похоже, он вписался в нынешнюю реальность. В связи с чем многие предполагают (или спекулируют?), что на этом он не остановится — впишется и в реальность после 2008 года. Впрочем, корреспондента «Профиля» это все заинтересовало сугубо с точки зрения менеджерской карьеры.— Дмитрий Вадимович, и в каком же возрасте, по вашим ощущениям, у вас проявились лидерские качества?

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин по образованию — «прикладной математик». По опыту работы — бизнесмен («Микродин», РАТО-банк, Ресурс банк, «Интеррос»). По общественной работе — создатель и глава Ассоциации менеджеров России. По роду своих сегодняшних занятий — один из последних избранных губернаторов от «большого бизнеса». Похоже, он вписался в нынешнюю реальность. В связи с чем многие предполагают (или спекулируют?), что на этом он не остановится — впишется и в реальность после 2008 года. Впрочем, корреспондента «Профиля» это все заинтересовало сугубо с точки зрения менеджерской карьеры.— Дмитрий Вадимович, и в каком же возрасте, по вашим ощущениям, у вас проявились лидерские качества?

— Еще во время учебы в институте. На третьем курсе я занялся сначала преподаванием, а потом стал директором вечерней физико-математической школы. Читал школьникам физику и математику. Такая у меня была тогда общественная комсомольская работа. Любое преподавание требует проявления лидерских качеств.

©
Вообще я и в далеком детстве был, так сказать, объединительным человеком, вожаком компании, стремился к тому, чтобы вокруг меня были друзья и товарищи, которым было бы со мной комфортно. В начале взрослой жизни и карьеры я вовсе не был общественным лидером. Чтобы тебя выбирали, надо вести людей к цели по правильному пути, а чтобы быть уверенным, что путь, по которому ты идешь, правильный, нужно быть профессионалом, уметь что-то. Только потом можно взять на себя выполнение лидерских задач. Я считал себя неформальным лидером в областях, не требующих четкого достижения цели.

Были в вашем окружении люди, с которыми вы были знакомы раньше и которых по привычке тянули за собой?

Конечно. Во всех компаниях работали люди, с которыми я был в той или иной степени знаком. Не было, пожалуй, лишь в «Норильском никеле», потому что это большая корпорация и я как управленец принимал на работу или рекомендовал людей, учитывая не личные связи, а только их профессиональные качества. Но тем не менее бизнес — такая сфера, где обязательно должны быть люди, которые понимают тебя с полуслова. многих компаниях, где я работал, были те, с кем я общался раньше. Например, мой партнер Ефанов Александр Геннадьевич. Мы с ним работали в НИИ, в конце моей учебы и после окончания в института, он был в соседнем отделе. Мы пошли в бизнес не вместе, а параллельными путями, позже объединились.

— В России традиционно сложилась авторитарная система управления, но результаты последних исследований в системе управления показали, что временем востребованы модели, построенные на командном лидерстве, а не на единоначальном. Какой профиль лидера, на ваш взгляд, сегодня востребован в России? И к лидерам какого типа вы относите себя?

— Я всегда был командным игроком. Сейчас приходится себя переделывать в связи с новой должностью. Нужно расставлять и направлять людей по тем направлениям, где они могут лучше себя проявить для решения бизнес-задач. Во многом государственное и общественное управление серьезно отличается от бизнес-задач. Россия, конечно, обладает своей спецификой. Еще долгие годы авторитарное управление у нас останется основным.

Бизнес же находится в стадии становления. Только теперь он приходит к тем стандартам и профессиональным методам работы, которые присущи развитому западному миру. Во всех цивилизованных странах в бизнесе в основном применяются командные методы. В России, конечно, всегда будет своя специфика. Много министерств и ведомств, где управление коллективное, а не авторитарное. Например, в министерстве у Михаила Зурабова явно авторитарный стиль, а у Грефа — скорее командный. В государственной машине в России всегда будет авторитарный стиль управления, потому что это — Россия.

А какова специфика лидерских качеств губернатора?

— Во-первых, губернатор как лидер всегда должен быть уверен в правоте своих слов, особенно когда выступает публично. Если решение принято, ни у кого не должно возникнуть сомнений в его верности. Во-вторых, губернатор должен быть социально ответственным лидером по отношению не только к подчиненным, но и ко всему населению региона. Необходимо чувствовать этих людей, жить их жизнью. У нас люди живут очень бедно. Нужно понимать, почему они так плохо живут и что нужно сделать, чтобы они жили лучше, больше общаться с ними.

Ваш переход из бизнеса на государственную службу связан с кровной идеей — что для вас вообще «кровная идея»? — или это тактический ход, связанный с дальнейшей реализацией карьерных планов?

— Это была карьерная задача, а кровная идея — быть востребованным обществом. Я не сразу перешел на государственную службу, год работал в Госкомспорте, где успел много узнать о государственном устройстве и управлении. Губернаторство — это мой карьерный рост. Если говорить о командном и авторитарном стилях управления, то здесь большие различия с бизнесом, потому что губернатор как политический руководитель должен мотивировать людей на решение задач — причем именно не команду, а большое число людей. Только пропагандируя политику общественной мотивации, есть шанс добиться результата. Можно руководить большим числом людей, но не добиться цели.

А что для вас команда? Какие отличительные особенности командной и коллективной работы вы могли бы назвать? Изменились ли для вас принципы подбора членов команды при переходе из бизнеса на государственную службу?

— Вся команда, которая сейчас работает в администрации Тверской области, подобрана по признаку профессионализма и квалифицированности. Люди, с которыми я работал раньше, тут в меньшинстве. Члены моей команды должны быть способны работать в команде, а также не только решать свои профессиональные задачи, но и совмещать общекомандные сектора. Например, кто-то логистик, кто-то политик, кто-то общественный деятель, кто-то обязательно критикует, а кто-то генерирует новые идеи.

С первым замом я проработал много лет. Он был начальником управления в Ресурсбанке, затем в «Норильском никеле». Все остальные люди подбирались по профессиональным признакам. Если говорить о преданности и доверии, то я сам себе беспрекословно не верю. Если говорить о команде, то что считать таковой? Можно ли считать командой семью? Это ведь другие отношения и понятия. Если мы говорим об обществе, которое нас окружает, там должны быть преданные люди, но им не обязательно решать те же задачи, которые решаешь ты. Хороший руководитель должен уметь поставить задачу независимо от того, решают ее преданные люди или профессионалы.

Какие критерии из бизнеса при подборе кадров можно отнести к госслужбе?

— Во-первых, нацеленность на результат. Человек должен хорошо видеть свою цель и путь к ней. В этом госслужба совпадает с бизнесом. Если в бизнесе не видно реализации проекта, значит, проект не нужно начинать. В государстве много примеров, когда решения просчитаны не до конца, например, история с монетизацией льгот. Такие ситуации иногда приводят к катастрофическим последствиям.

Следующий критерий — творчество. В бизнесе нереально быть успешным без творческого начала. Творческая инициатива является обязательным фактором. И еще — взаимозаменяемость. Не может быть в бизнесе такой ситуации, чтобы изза отсутствия одного человека проект провалился. В этом вопросе — тоже общее бизнеса с госслужбой. Люди должны быть в курсе других дел. Однозначно незаменимых людей не бывает.

Если говорить об основном различии между бизнесом и госслужбой, то на госслужбе, например, необходимо выполнить поручение в срок, даже если решение до конца не проработано. В бизнесе это невозможно. Нужно отложить реализацию непродуманных задач, иначе ситуация может привести к убыткам. На госслужбе нельзя отложить решение задачи — она завязана на другие органы власти. Определенный уровень госвласти должен дать ответ, даже если он до конца не проработан. Существует дисциплина в сроках выполнения задач. В этом бизнес отличается от госслужбы.

О мотивации. В бизнесе одна мотивация — получение долгосрочной прибыли. В государственной машине, в первую очередь, речь идет о социальной политике, которая плохо поддается расчету и никаким образом с деньгами не связана. Все-таки государственная машина — это обслуживание людей, выполнение задач населения.

Как вы считаете, какие правила системы корпоративного управления можно использовать в системе государственного управления? Следуя логике административной реформы, на госслужбу необходимо привлекать специалистов-управленцев из реального бизнеса, не так ли? Что нужно сделать, чтобы изменить чиновничью культуру управления?

— Корпоративное управление — это действия по правилам, принятым бизнессообществом для того, чтобы проще общаться с организациями, работающими в том же секторе или бизнес-пространстве. Можно переложить этот принцип на государственную машину, которая тоже должна действовать по определенным правилам, но в ней больше порядка. У нас существует единая исполнительная власть, и она является корпоративным управлением для государства. Я считаю, что в государстве уже сейчас имеются элементы корпоративного управления. Нет задачи переложить на государство принципы корпоративного управления, которые существуют в коммерческом мире.

Я считаю, мы слишком быстро перестроились как государство и поставили перед собой серьезные задачи, двигаясь 70 лет в одном направлении, имея во главе идеологическую основу. Сейчас у нас другие приоритеты — рыночные. И здесь возможны нарушения. В России до сих пор не создано механизмов контроля реализации задач. Перед министерствами и ведомствами не стоят задачи реализовать то, что ими написано, что они сами рекомендуют. Никто не придумал, как в регионы спускать идеи, которые выдает правительство, — несмотря на то, что губернаторы уже назначаются. У нас перестала существовать государственная подготовка кадров, хотя есть институты, выпускающие специалистов. Они готовят квалифицированных людей, но не под задачи государства и управления. Нам нужна четкая подготовка кадров, и в большей части она должна быть при партиях.

Каким вы видите свой дальнейший путь: на госслужбе или в бизнесе и почему?

— На государственной службе. Во-первых, для решения тех задач, которые я ставлю перед собой сейчас, потребуется много времени. Во-вторых, я принесу больше пользы на госслужбе, чем в бизнесе.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».