16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "В ЗОНЕ ДОСТУПА"

Архивная публикация 2010 года: "В ЗОНЕ ДОСТУПА"

Падения объемов российского рынка интернет-доступа в прошлом году не наблюдалось - только темпы роста в денежном выражении немного замедлились. Все эксперты, опро-шенные "Профилем", назвали увеличение объема потребляемого трафика глобальным трендом 2009 года. Особую роль доступ к информации и скорость ее обработки стал играть в жизни корпоративного сегмента. Среди других тенденций прошлого года были также отмечены усиление конкурентной борьбы, более четкая сегментация и консолидация рынка.

Падения объемов российского рынка интернет-доступа в прошлом году не наблюдалось - только темпы роста в денежном выражении немного замедлились. Все эксперты, опро-шенные "Профилем", назвали увеличение объема потребляемого трафика глобальным трендом 2009 года. Особую роль доступ к информации и скорость ее обработки стал играть в жизни корпоративного сегмента. Среди других тенденций прошлого года были также отмечены усиление конкурентной борьбы, более четкая сегментация и консолидация рынка.

ИНТЕРНЕТ - ДЕШЕВО

©

Как отмечают аналитики, усиление конкуренции на рынке интернет-доступа привело в минувшем году к снижению тарифов и появлению большого количества предложений по "безлимиту" для корпоративных клиентов.
"Это действительно говорит о конкуренции, - полагает генеральный директор компании "КОМКОР" (торговая марка "АКАДО Телеком") Леонид Гуштуров. - Появляются новые игроки, для которых единственный способ выйти на рынок и привлечь клиентов - заявить минимальные цены; правда, иногда это происходит в ущерб качеству". Пользуются подобными дешевыми предложениями в основном небольшие компании малого и среднего бизнеса (МСБ), для которых доступ в Интернет не является критически важным для работы. "Как правило, такой клиент проецирует на бизнес свой опыт частного пользователя с точки зрения цены и технологии: ему так понятнее и удобнее, - уточняет генеральный директор компании "СТЭК.КОМ" Олег Куц. - Не всегда такой подход оказывается действительно правильным, но в данном случае удобство перевешивает все остальное".
Тем не менее и тарифы на качественный ШПД для корпоративных клиентов также имеют тенденцию к снижению - за счет удешевления стоимости трафика. "Но вряд ли они будут сравнимы с тарифами для физических лиц, - предполагает Леонид Гуштуров, - поскольку основную долю абонентской цены составляют, во-первых, инвестиционные затраты опе-ратора на организацию индивидуального канала связи, а, во-вторых, объемы потребляемого предприятиями трафика в разы больше".
Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "МГТС" Никита Бродский считает, что необходимо дифференцированно подходить к услугам. Есть клиенты - в первую очередь, это небольшие или домашние офисы (small office/home office - SOHO), - для которых доступ в Интернет мало чем отличается от услуг, предоставляемых квартирным пользователям. Однако тарифы на доступ в Интернет для SOHO должны быть в 1,5-2 раза выше, чем для частных абонентов. Это связано с дополнительными расходами провайдеров - необходимостью выставления счетов-фактур и актов, работой с "дебиторкой" и т.д. Собственно, к этому уровню сегодня и стремятся цены в данном сегменте.
Настоящую революцию в ценообразовании для сегмента мелких клиентов в прошлом году произвели WiМАХ-операторы. Так, Yota подключала мелких юридических лиц по тарифам для физических лиц. "Однако резкое падение качества и пропускной способности в сети Yota затормозило рост ее клиентской базы", - считает Никита Бродский.
Что же касается среднего и крупного бизнеса, здесь разрыв в уровне тарифов на доступ в Интернет по сравнению с квартирным сектором может достигать десяти и более раз. За крупными клиентами закреплены, как правило, персональные менеджеры, осуществляется круглосуточная техподдержка, гарантируются скорости доступа и т.д. "За все это нужно платить, и бизнес хорошо понимает стоимость качественных услуг", - подчеркивает Никита Бродский.
Правда, надо заметить, что сам по себе доступ в Интернет для операторов становится дешевле за счет большей доступности магистральной инфраструктуры. Соответст-венно предложения для крупных и средних клиентов также дешевеют, но, конечно, не такими темпами, как на рынке SOHO.

ПРИТОК БОЛЬШЕ ОТТОКА
Безусловно, непростая экономическая ситуация не могла не сказаться и на этом рынке. Если, к примеру, говорить о представителях малого и среднего бизнеса, то в этом сегменте операторы наблюдают увеличение количества отключений.
Леонид Гуштуров выделяет две основные причины: ликвидация предприятия или его переезд. "Тем не менее общая динамика клиентской базы МСБ остается положительной, количество новых клиентов превышает отток", - заявляет эксперт.
Также для МСБ характерно активное стремление к сокращению издержек, контролю над расходами - компании переходят на безлимитные тарифы либо уменьшают объемы предоплаченного трафика. Но в силу того, что данная категория клиентов относится к самой низкодоходной, на общую выручку существенного влияния такое снижение активности не оказывает.
"В сегменте крупных компаний мы наблюдаем ревизию заказываемых услуг с целью оптимизации расходов, - продолжает Леонид Гуштуров. - Но большинство стабильных структур продолжает развитие бизнеса, и объемы потребления услуг не только не уменьшаются,а, наоборот, растут".
"Безусловно, ряду наших клиентов пришлось скорректировать планы развития, отложить новые проекты на будущее, но доля таких компаний относительно невелика", - поясняет Олег Куц.
Практически не ощутили снижения спроса со стороны традиционных пользователей бизнес-сегмента и в МГТС. Более того, на пике кризиса у компании появились даже дополнительные возможности. "Во-первых, открылся доступ во множество бизнес-центров, где ранее был эксклюзив того или иного оператора. - рассказывает Никита Бродский. - А во-вторых, мы разделили с потенциальными клиентами часть затрат, связанных с подведением телекоммуникационных сетей в помещения. Да, удлинился срок окупаемости, но зато ощутимо повысилась лояльность клиентов".
Стоит отметить, что для крупных операторов В2В- рынка продажа услуг только лишь интернет-доступа не является экономически оправданной. Дорогостоящие системы поддержки клиентов и контроля качества диктуют определенные требования к уровню ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Соответственно в сегмент SOHO проникают операторы В2С-рынка: домовые сети, телефонные операторы, для которых мелкое юридическое лицо - это тот же клиент массового рынка, но с более высокой доходностью.
А Олег Куц обращает внимание на процессы объединения операторов сотовой связи и наземных провайдеров ШПД в единые бизнес-структуры. Правда, при этом он подчеркивает, что на данный момент судить о результатах такого взаимодействия рановато, но в будущем это может дать большой эффект.
{PAGE}
ДО НАСЫЩЕНИЯ ЕЩЕ ДАЛЕКО
Уровень проникновения Ин-тернета на предприятиях Москвы, по оценкам аналитиков, по итогам 2009 года составляет 75%. Напрямую в Москве услугами доступа в Сеть пользуется 96 тыс. юридических лиц, и это число, по прогнозам, ежегодно будет увеличиваться на 5 тыс. По разным оценкам, московские предприятия обслуживают от 250 до 350 провайдеров.
Общий объем В2В-рынка доступа в Интернет в Москве составил в 2009 году 14 млрд рублей. Ежегодный прирост - в среднем 18-20%. По данным Леонида Гуштурова, на долю крупнейших игроков приходится немногим более 50% от общих доходов. Остальной рынок поделен между большим количеством мелких операторов, многие из которых занимают узконаправленные ниши (по сегментам или территориальному признаку).
"Но надо понимать, что сам по себе доступ в Интернет не является дойной коровой В2В-рынка, - уточняет Никита Бродский. - Большинство крупных и средних клиентов приобретает данную услугу в пакете с VPN (Virtual Private Network - виртуальная частная сеть. - "Профиль"), корпоративной телефонией и т.д.".
В целом по России на ШПД и передачу данных приходится свыше 30% от всего рынка услуг связи. "В будущем эта доля будет только расти, - считает Олег Куц. - И поскольку российский рынок интернет-доступа находится пока в роли догоняющего, то темпы роста будут превышать общемировые".
Ключевыми драйверами такого сценария развития, по мнению Никиты Бродского, станут наполнение услуг дополнительными сервисами и рост скорости доступа.
Одновременно на рынок будет выведен целый ряд технологических и маркетинговых новаций. В частности, начнут активно обкатываться решения, связанные с объединением проводного и беспроводного ШПД. Кроме того, по мере совершенствования законодательной базы появится возможность более активного продвижения услуг IP-телевидения в интересах юридических лиц.

Как вы оцениваете перспективы российского рынка интернет-доступа?
ЭКСПЕРТ
ЛЕОНИД ГУШТУРОВ, генеральный директор компании "КОМКОР" (торговая марка "АКАДО Телеком"):
"В ближайшие два-три года нестабильность в экономике будет оказывать сильное влияние на этот рынок. С одной стороны, клиенты будут продолжать поиск наиболее дешевых решений и ценовых предложений, что приведет к довольно активной миграции клиентских баз операторов и к некоторому спаду объемов рынка в отдельных секторах (в основном МСБ). С другой - будет происходить естественный рост рынка как за счет прироста количества клиентов, так и благодаря увеличению интенсивности использования Интернета предприятиями. В особенности это касается государственных и бюджетных организаций. Данный тренд подкрепляет статистика - каждые год-полтора, вне зависимости от экономической ситуации в стране, объем передаваемого трафика удваивается. Ускорения темпов роста рынка стоит ожидать одновременно с оживлением деловой активности предприятий после полной стабилизации экономики. По прогнозам, произойдет это не ранее 2013 года. Общее число телекоммуникационных компаний на рынке Москвы будет сокращаться за счет слияний и поглощений. Можно ожидать, что пик M&A придется на 2010-2011 годы, когда по мере выхода экономики из кризиса у крупных игроков появятся значительные собственные или заемные средства, а стоимость покупаемых активов еще не достигнет докризисного уровня. Также будут наблюдаться процессы M&A в сегменте мелких интернет-провайдеров (домовых сетей), целью которых будет создание средних интернет-компаний, привлекательных для покупки крупными игроками".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».