Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "В ЗОНЕ ДОСТУПА"

Падения объемов российского рынка интернет-доступа в прошлом году не наблюдалось — только темпы роста в денежном выражении немного замедлились.    Все эксперты, опро-шенные «Профилем», назвали увеличение объема потребляемого трафика глобальным трендом 2009 года. Особую роль доступ к информации и скорость ее обработки стал играть в жизни корпоративного сегмента. Среди других тенденций прошлого года были также отмечены усиление конкурентной борьбы, более четкая сегментация и консолидация рынка.
   
ИНТЕРНЕТ — ДЕШЕВО


   Как отмечают аналитики, усиление конкуренции на рынке интернет-доступа привело в минувшем году к снижению тарифов и появлению большого количества предложений по «безлимиту» для корпоративных клиентов.
   «Это действительно говорит о конкуренции, — полагает генеральный директор компании «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком») Леонид Гуштуров. — Появляются новые игроки, для которых единственный способ выйти на рынок и привлечь клиентов — заявить минимальные цены; правда, иногда это происходит в ущерб качеству». Пользуются подобными дешевыми предложениями в основном небольшие компании малого и среднего бизнеса (МСБ), для которых доступ в Интернет не является критически важным для работы. «Как правило, такой клиент проецирует на бизнес свой опыт частного пользователя с точки зрения цены и технологии: ему так понятнее и удобнее, — уточняет генеральный директор компании «СТЭК.КОМ» Олег Куц. — Не всегда такой подход оказывается действительно правильным, но в данном случае удобство перевешивает все остальное».
   Тем не менее и тарифы на качественный ШПД для корпоративных клиентов также имеют тенденцию к снижению — за счет удешевления стоимости трафика. «Но вряд ли они будут сравнимы с тарифами для физических лиц, — предполагает Леонид Гуштуров, — поскольку основную долю абонентской цены составляют, во-первых, инвестиционные затраты опе-ратора на организацию индивидуального канала связи, а, во-вторых, объемы потребляемого предприятиями трафика в разы больше».
   Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО «МГТС» Никита Бродский считает, что необходимо дифференцированно подходить к услугам. Есть клиенты — в первую очередь, это небольшие или домашние офисы (small office/home office — SOHO), — для которых доступ в Интернет мало чем отличается от услуг, предоставляемых квартирным пользователям. Однако тарифы на доступ в Интернет для SOHO должны быть в 1,5-2 раза выше, чем для частных абонентов. Это связано с дополнительными расходами провайдеров — необходимостью выставления счетов-фактур и актов, работой с «дебиторкой» и т.д. Собственно, к этому уровню сегодня и стремятся цены в данном сегменте.
   Настоящую революцию в ценообразовании для сегмента мелких клиентов в прошлом году произвели WiМАХ-операторы. Так, Yota подключала мелких юридических лиц по тарифам для физических лиц. «Однако резкое падение качества и пропускной способности в сети Yota затормозило рост ее клиентской базы», — считает Никита Бродский.
   Что же касается среднего и крупного бизнеса, здесь разрыв в уровне тарифов на доступ в Интернет по сравнению с квартирным сектором может достигать десяти и более раз. За крупными клиентами закреплены, как правило, персональные менеджеры, осуществляется круглосуточная техподдержка, гарантируются скорости доступа и т.д. «За все это нужно платить, и бизнес хорошо понимает стоимость качественных услуг», — подчеркивает Никита Бродский.
   Правда, надо заметить, что сам по себе доступ в Интернет для операторов становится дешевле за счет большей доступности магистральной инфраструктуры. Соответст-венно предложения для крупных и средних клиентов также дешевеют, но, конечно, не такими темпами, как на рынке SOHO.
   
ПРИТОК БОЛЬШЕ ОТТОКА 
  Безусловно, непростая экономическая ситуация не могла не сказаться и на этом рынке. Если, к примеру, говорить о представителях малого и среднего бизнеса, то в этом сегменте операторы наблюдают увеличение количества отключений.
   Леонид Гуштуров выделяет две основные причины: ликвидация предприятия или его переезд. «Тем не менее общая динамика клиентской базы МСБ остается положительной, количество новых клиентов превышает отток», — заявляет эксперт.
   Также для МСБ характерно активное стремление к сокращению издержек, контролю над расходами — компании переходят на безлимитные тарифы либо уменьшают объемы предоплаченного трафика. Но в силу того, что данная категория клиентов относится к самой низкодоходной, на общую выручку существенного влияния такое снижение активности не оказывает.
   «В сегменте крупных компаний мы наблюдаем ревизию заказываемых услуг с целью оптимизации расходов, — продолжает Леонид Гуштуров. — Но большинство стабильных структур продолжает развитие бизнеса, и объемы потребления услуг не только не уменьшаются,а, наоборот, растут».
   «Безусловно, ряду наших клиентов пришлось скорректировать планы развития, отложить новые проекты на будущее, но доля таких компаний относительно невелика», — поясняет Олег Куц.
   Практически не ощутили снижения спроса со стороны традиционных пользователей бизнес-сегмента и в МГТС. Более того, на пике кризиса у компании появились даже дополнительные возможности. «Во-первых, открылся доступ во множество бизнес-центров, где ранее был эксклюзив того или иного оператора. — рассказывает Никита Бродский. — А во-вторых, мы разделили с потенциальными клиентами часть затрат, связанных с подведением телекоммуникационных сетей в помещения. Да, удлинился срок окупаемости, но зато ощутимо повысилась лояльность клиентов».
   Стоит отметить, что для крупных операторов В2В- рынка продажа услуг только лишь интернет-доступа не является экономически оправданной. Дорогостоящие системы поддержки клиентов и контроля качества диктуют определенные требования к уровню ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Соответственно в сегмент SOHO проникают операторы В2С-рынка: домовые сети, телефонные операторы, для которых мелкое юридическое лицо — это тот же клиент массового рынка, но с более высокой доходностью.
   А Олег Куц обращает внимание на процессы объединения операторов сотовой связи и наземных провайдеров ШПД в единые бизнес-структуры. Правда, при этом он подчеркивает, что на данный момент судить о результатах такого взаимодействия рановато, но в будущем это может дать большой эффект.
   {PAGE}
ДО НАСЫЩЕНИЯ ЕЩЕ ДАЛЕКО
   Уровень проникновения Ин-тернета на предприятиях Москвы, по оценкам аналитиков, по итогам 2009 года составляет 75%. Напрямую в Москве услугами доступа в Сеть пользуется 96 тыс. юридических лиц, и это число, по прогнозам, ежегодно будет увеличиваться на 5 тыс. По разным оценкам, московские предприятия обслуживают от 250 до 350 провайдеров.
   Общий объем В2В-рынка доступа в Интернет в Москве составил в 2009 году 14 млрд рублей. Ежегодный прирост — в среднем 18-20%. По данным Леонида Гуштурова, на долю крупнейших игроков приходится немногим более 50% от общих доходов. Остальной рынок поделен между большим количеством мелких операторов, многие из которых занимают узконаправленные ниши (по сегментам или территориальному признаку).
   «Но надо понимать, что сам по себе доступ в Интернет не является дойной коровой В2В-рынка, — уточняет Никита Бродский. — Большинство крупных и средних клиентов приобретает данную услугу в пакете с VPN (Virtual Private Network — виртуальная частная сеть. — «Профиль»), корпоративной телефонией и т.д.».
   В целом по России на ШПД и передачу данных приходится свыше 30% от всего рынка услуг связи. «В будущем эта доля будет только расти, — считает Олег Куц. — И поскольку российский рынок интернет-доступа находится пока в роли догоняющего, то темпы роста будут превышать общемировые».
   Ключевыми драйверами такого сценария развития, по мнению Никиты Бродского, станут наполнение услуг дополнительными сервисами и рост скорости доступа.
   Одновременно на рынок будет выведен целый ряд технологических и маркетинговых новаций. В частности, начнут активно обкатываться решения, связанные с объединением проводного и беспроводного ШПД. Кроме того, по мере совершенствования законодательной базы появится возможность более активного продвижения услуг IP-телевидения в интересах юридических лиц.
  

   Как вы оцениваете перспективы российского рынка интернет-доступа?
   ЭКСПЕРТ
   ЛЕОНИД ГУШТУРОВ, генеральный директор компании «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»):
   «В ближайшие два-три года нестабильность в экономике будет оказывать сильное влияние на этот рынок. С одной стороны, клиенты будут продолжать поиск наиболее дешевых решений и ценовых предложений, что приведет к довольно активной миграции клиентских баз операторов и к некоторому спаду объемов рынка в отдельных секторах (в основном МСБ). С другой — будет происходить естественный рост рынка как за счет прироста количества клиентов, так и благодаря увеличению интенсивности использования Интернета предприятиями. В особенности это касается государственных и бюджетных организаций. Данный тренд подкрепляет статистика — каждые год-полтора, вне зависимости от экономической ситуации в стране, объем передаваемого трафика удваивается. Ускорения темпов роста рынка стоит ожидать одновременно с оживлением деловой активности предприятий после полной стабилизации экономики. По прогнозам, произойдет это не ранее 2013 года. Общее число телекоммуникационных компаний на рынке Москвы будет сокращаться за счет слияний и поглощений. Можно ожидать, что пик M&A придется на 2010-2011 годы, когда по мере выхода экономики из кризиса у крупных игроков появятся значительные собственные или заемные средства, а стоимость покупаемых активов еще не достигнет докризисного уровня. Также будут наблюдаться процессы M&A в сегменте мелких интернет-провайдеров (домовых сетей), целью которых будет создание средних интернет-компаний, привлекательных для покупки крупными игроками».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK