Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Валютно-щелочной баланс"

Свыше четверти миллиарда долларов — столько россияне потратили в прошлом году на покупку жевательной резинки. И с каждым годом эта сумма будет увеличиваться.Для начала устрашающе-победная цифра: в России за 2002 год было продано более 1 млрд. упаковок жвачки. Много это или мало? Как показывают исследования, 34% россиян потребляют жевательную резинку 2 раза в месяц и чаще. По этому показателю мы не отстаем от продвинутой Англии, где доля «жвачных» составляет 38,7% населения, но уступаем США, где этот показатель приближается к 100%.
Специалисты выделяют два основных сегмента рынка жевательной резинки: для взрослых — chewing gum (в 2002 году на долю этого сегмента пришлось около 85% продаж в России) и для детей — bubble gum (15,1%).
Если выразить жвачные инстинкты россиян в деньгах, то получаются весьма впечатляющие цифры: в 2001 году жвачки у нас в стране было продано на 6,54 млрд. рублей (около $210 млн. по тогдашнему курсу), а в 2002-м — на 8,4 млрд. рублей (около $270).
Большая часть пережевываемого в России, как это ни удивительно, местного производства.
Российский рынок сегодня поделен между двумя крупнейшими игроками: американским Wrigley (торговые марки Wrigley, Orbit, Airwaves) и датским Dandy (Stimorol, Dirol). На долю этих компаний, по данным ACNielsen, приходится 94% продаж в России в денежном выражении.
В 1999 году примерно в одно и то же время Dandy и Wrigley открыли собственные заводы в России. Dandy отстроила фабрику в Новгороде производственной мощностью в 7 тыс. тонн «резинки» в год, а Wrigley ввела в эксплуатацию несколько цехов в Петербурге, позволяющих изготавливать в общей сложности 15 тыс. тонн. Датчане инвестировали в проект около $100 млн., американцы — $70 млн. Это позволило им отказаться от ввоза жвачки и насыщать российский рынок только за счет «местных» предприятий.
Разумеется, наряду с иностранцами в России присутствуют и отечественные производители. Но специализируются они исключительно на продукции низшего ценового сегмента. Крупнейшей российской компанией на этом рынке является кондитерская фабрика «Меньшевик», выпускающая недорогую детскую жвачку «Жуйка», оптовая цена одного «кубика» которой — менее 50 копеек. Доля «Жуйки» в низшем ценовом сегменте составляет около 40%.
По мнению директора отдела маркетинга фабрики «Меньшевик» Игоря Тетерина, «сегмент взрослой жевательной резинки уже поделен между транснациональными компаниями, и конкурировать с ними бесполезно. Для выхода на этот рынок потребуются огромные средства на рекламу».
Россияне, как и большинство потребителей жвачки в мире, не имеют устойчивых предпочтений: по данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа», 47% потребителей жуют 1—2 вида жевательной резинки, 53% — 3 и более. В 2002 году наиболее популярными марками жевательной резинки были Orbit White (28,8% потребителей ЖР), Orbit Winterfresh (24,1%), Dirol White (23,7%), Stimorol Pro-Z (23,6%), Arctic Air (20,6%), Hubba-Bubba (12,6%).
Теперь о побочных «спецэффектах».
По словам представителя пресс-службы кинотеатров «Ролан» и «5 звезд», «использованная жвачка — чуть ли не единственная и самая большая проблема наших кинозалов. Несмотря на то, что в среднем культурный уровень посетителей достаточно высок, все-таки иногда нашим уборщицам приходится долгими часами соскабливать резинку с ворсистого пола или, что самое ужасное, — с кресел в кинозале».
По нашим собственным подсчетам, за год в одной только Москве «выплевывают» в неположенные места более 1000 тонн жевательной резинки. Площадь этого ежегодно образующегося пятна — более 2,3 квадратных километров. Это — для наглядного сравнения — Красная площадь, покрытая выплюнутой жвачкой в 384 слоя. То есть примерно до середины первого этажа ГУМа.

Продажи жевательной резинки в РФ (млн. упаковок)*

ГодОбъем продаж
2001951
20021140
2003**1380

* По данным маркетингового агентства ACNielsen.

** Прогноз.

Растительного масла и произведенных на его основе продуктов — маргарина и майонеза — россияне потребляют все больше и больше.
Согласно прогнозу специалистов ассоциации «Союзмаргаринпром», объединяющей ведущие предприятия отрасли, в 2003 году в России будет произведено 1,25 млн. тонн растительного масла (в прошлом году — 1,18 млн. тонн), 520 тыс. тонн маргарина (515 тыс. тонн) и 330 тыс. тонн майонеза (317 тыс. тонн).
В первом квартале нынешнего года масложировые предприятия значительно увеличили выпуск продукции. Так, растительного масла произведено 407 тыс. тонн, что на 63% превышает прошлогодние аналогичные показатели, маргарина — 139 тыс. тонн (плюс 21,8%), майонеза — 77,8 тыс. тонн (плюс 11%).
По словам генерального директора «Союзмаргаринпрома» Тамары Котковой, «рост производства обеспечивается укреплением сырьевой базы отрасли. В прошлом году урожай подсолнечника составил 4,2 млн. тонн, а в нынешнем эксперты прогнозируют урожай на уровне 4,6 млн. тонн». Кроме того, сокращается импорт готовой продукции из-за рубежа, что также стимулирует собственное производство. Так, по данным аналитического агентства «ОГО», импорт растительного масла в Россию сократился за последние полгода на 41% (до 415,2 тыс. тонн против 706,5 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года).

Производство растительного масла в России (млн. тонн)*

19990,817
20001,297
20011,238
20021,186
2003**1,25

* По данным маркетингового агентства ACNielsen.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз.

Производство маргарина и майонеза в России (тыс. тонн)*

ГодМаргаринМайонез
1999394,5149,5
2000455,2243,7
2001502,9303,2
2002515,5317,5
2003**520330

* По данным маркетингового агентства ACNielsen.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз.

* По данным «Союзмаргаринпрома».

** Прогноз.

В России увеличивается производство ювелирных изделий. По данным Пробирной палаты РФ, за 4 месяца нынешнего года было заклеймено (в хорошем смысле слова — то есть поставлены клейма) 6,956 млн. штук ювелирных изделий из золота общим весом в 16,84 тонн, что на 30% больше, чем за тот же период 2002 года. Из них только 58,362 тыс. штук было ввезено из-за рубежа.
Также за январь—апрель 2003 года Пробирной палатой было заклеймено 27,94 тонн ювелирных изделий из серебра (больше на 38%). Значительно — на 139% — возросло в январе—апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заклейменных ювелирных изделий из платины весом в 76,11 кг.
По словам генерального директора НП «Русская гильдия содействия ювелирной торговле» (РГСЮТ) Ярослава Молчанова, «рост производства ювелирных изделий в России обусловлен рядом факторов: либерализацией законодательства, в частности отменой акциза на оборот ювелирных изделий, а также выходом российских производителей ювелирки из тени и ростом доходов населения».
По оценкам специалистов РГСЮТ, в дальнейшем, при условии благоприятного развития рынка за счет уменьшения давления административных барьеров, можно ожидать ежегодного роста выпуска ювелирных изделий в России на 20—30%.

Производство ювелирных изделий в РФ*

Годизделия из золота (тонны)изделия из серебра (тонны)изделия из платины (кг)
1999 год19,1531,5149,9
2000 год24,635,44104,2
2001 год32,8243,5384,3
2002 год42,1160,37109,3

* По данным маркетингового агентства ACNielsen.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз.

* По данным «Союзмаргаринпрома».

** Прогноз.

* По данным Ассоциации «Гильдия ювелиров России».

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK