Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ВДАЛЕКЕ ОТ МОСКВЫ"

Вместе со стабилизацией финансового рынка и оживлением торговли в регионах начинает расти спрос на факторинговые услуги.    По предварительным данным, за первое полугодие 2010 года объем рынка факторинга останется на уровне прошлого года, а если и вырастет, то всего на 5-7%. Такова оценка вице-президента ОАО «Промсвязьбанк», директора департамента факторинговых операций Виктора Но-сова. Говорить о полном восстановлении рынка пока пре-ждевременно, однако, по сло-вам экспертов «Профиля», сейчас спрос на факторинговые услуги нормализовался и приблизился к докризисному уровню.
   
ОТСРОЧЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
    Как рассказывает генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких, в кризис основными клиентами факторов явля-лись поставщики федеральных сетей. Поставки сетевикам производились исключительно на условиях отсрочки платежа. При этом продавцы по мере возможности наращивали объемы отгружаемой продукции. Это вполне объяснимо, так как именно сетевой ритейл можно было отнести к категории наиболее надежных и дисциплинированных дебиторов. Сейчас по-мимо поставок в сети поставщики пытаются восстановить докризисный рынок сбыта и предлагают отсрочку платежа крупным оптовикам.
   «С начала года увеличился объем товарооборота на условиях отсрочки платежа, возросло количество компа-ний, предлагающих отсрочку, число покупателей, которым поставщики готовы ее предоставлять, — дополняет заместитель председателя пра-вления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. — Кроме того, некоторые поставщики включили в стратегию развития выход в регионы и на новые рынки с конкурентоспособным пред-ложением, предполагающим в том числе и предоставление отсрочки». Так или иначе все эти тенденции повлекли за собой рост спроса на факторинг, поскольку именно он обеспечивает поставщикам необходимое финансирование.
   
НЕЗНАНИЕ ИЛИ…
   Вместе с тем, по мнению боль-шинства экспертов, опрошенных «Профилем», в регионах уровень информированности об услугах факторинга пока оставляет желать лучшего. Многие до сих пор имеют весьма смутное представление о сущности и возможностях данного финансового инструмента.
   По словам заместителя генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александра Федорова, основная сложность в развитии регионального факторингового рынка — это малая осведомленность местных компаний. «Факторинг — продукт молодой, он существует на рынке чуть более десяти лет, поэтому неудивительно, что в регионах о нем не знают», — отмечает он.
   «Мы по-прежнему сталкиваемся с тем, что потенци-альные клиенты рассчитывают стоимость факторинга как эффективную среднегодовую ставку, хотя на самом деле стоимость факторинга рассчитывается в процентах от суммы поставки, — рассказывает Корнелиу Робу. — Или же бывает так, что факторинг определяют как инструмент сбора долгов, что не соответствует действительности».
   А вот Виктор Носов считает, что регионы знают, что такое факторинг, но присутствует некий страх — клиенты боятся вступать в трехсторонние отношения: «Вдвоем всегда можно договориться, втроем — сложнее». Хотя эксперт уверен — такое мнение абсолютно ошибочно.
   «Почему-то принято считать, что в регионах плохо осведомлены о факторинге, — дополняет управляющий директор региональной дирекции продаж ООО «ВТБ Факторинг» Игорь Юдин. — Все это давно в прошлом — сейчас наступила острая фаза конкурентной борьбы». Сегодня на столе у руководства любой более или менее интересной факторам компании лежит как минимум три коммерческих предложения от крупных игроков рынка. Наиболее острая конкуренция, по мнению специалиста, в городах-миллионниках (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и др.). Заметно хуже представлен факторинг в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек.
   «Вообще, потребность в фак-торинге лежит не в географической плоскости, а в специфике бизнеса, — высказывает свое мнение заместитель начальника управления? факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк» Геннадий Золкин?. — Но поскольку сейчас компании центрального региона в большей степени избалованы вниманием банков и от-носительно низкими процентными ставками, спрос со стороны региональных компаний несколько выше».
   
ЭКСПАНСИЯ НАЧАЛАСЬ?
   В целом география распространения факторинговых ус-луг во многом определена рас-положением филиалов крупных банков и специализированных компаний — основных игроков рынка.
   По словам начальника уп-равления факторинга ОАО «Газпромбанк» Константина Сазонова, в банке доля регионов увеличивается, и произошло это как раз после внедрения технологии продаж факторинговых услуг в филиальной сети.
   «Если сравнивать структуру нашего текущего портфеля с тем же периодом прошлого года, то можно отметить существенный рост бизнеса в регионах, — говорит Александр Федоров из компании «Лайф». — В настоящее время не менее половины привлекаемых нами компаний уже сосредоточено в регионах».
   В Промсвязьбанке в последние годы сохраняется такое разделение: примерно 60% бизнеса сосредоточено в Москве, 40% — в региональной сети (в первом полугодии 2010 года в регионах было сосредоточено уже 42% факторингового портфеля банка).
   За первые шесть месяцев этого года вырос и объем финансирования «ВТБ Факторинг» в регионах (не включая Санкт-Петербург) — с 18% до 25% от общего объема. Игорь Юдин напрямую связывает рост регионального рынка с реализацией отложенного спроса на услуги факторов.
   Однако исполнительный ди-ректор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко все же считает объемы операций в регионах очень небольшими, а процесс проникновения факторинга в провинцию очень тяжелым. «Региональными клиентами факторы занимаются по остаточному принципу, а локальные игроки пока не имеют достаточного фондирования и технологий для интенсивного развития бизнеса в своем регионе, — отмечает эксперт.
   
КОМУ ЧТО МЕШАЕТ
    Что еще тормозит развитие регионального факторинга? По мнению Елены Гладких, региональные компании по-ка предпочитают обходиться банковскими кредитами (если, конечно, располагают такой возможностью).
   «Еще в докризисный период в регионах сформировалось устойчивое мнение, что факторинг существенно дороже кредита, — поясняет Игорь Юдин. — Действительно, в 2007-2009 годах разница в стоимости кредитного и факторингового финансирования могла доходить до 1,5 раза. Но к концу первого полугодия 2010 года эти различия свелись к минимуму».
   Свое мнение на этот счет есть и у Корнелиу Робу: «По большому счету основная причина невысокого проникновения факторинга в регионы — это небольшие объемы дебиторской задолженности. Объем дебиторки колеблется в ту или иную сторону в зависимости от уровня развития экономики в целом, то есть налицо прямая зависимость между скоростью развития факторинга и скоростью развития экономики».
   Кроме того, как считает Геннадий Золкин, оставляет желать лучшего и уровень прозрачности бизнеса в регионах, как с точки зрения операционной деятельности, так с точки зрения ведения отчетности и оформления договорных отношений с покупателями, что сильно затрудняет адекватную оценку рисков и влияет на возможность установления фак-торинговых лимитов и на их размеры.
   Еще одним тормозом, по мнению Дмитрия Шевченко, является инертность менеджмента на местах. «В ряде регионов рынок практически пуст. Не потому, что нет игроков, а потому, что нет конкурентоспособного предложения, кропотливой работы с клиентом», — резюмирует эксперт.
{PAGE}
   

   КАКИЕ ВЫГОДЫ ПОЛУЧАЮТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ ОТ РАБОТЫ ПО ФАКТОРИНГУ?
   ЭКСПЕРТЫ
   ЕЛЕНА ГЛАДКИХ,
   генеральный директор Русской факторинговой компании:
   «Выгоды очевидны: компании перестают испытывать дефицит оборотных средств и получают возможность развития. Если говорить об управлении дебиторской задолженностью как об отдельной услуге, то тут ситуация также прозрачна. Аутсорсинг управления дебиторской задолженностью позволяет экономить время, высвобождать штатный персонал для основных видов деятельности».
   ГЕННАДИЙ ЗОЛКИН,
   заместитель начальника управления факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк»:
   «Основная выгода региональных компаний — это относительно простой доступ к недорогим ресурсам и инфраструктуре крупных международных банков и финансовых учреждений. Если факторинговые услуги будет предоставлять крупный банк, то стоимость факторинга может оказаться меньше, чем кредиты местных банков».
   КОНСТАНТИН САЗОНОВ,
   начальник управления факторинга ОАО «Газпромбанк»:
   «Сотрудничая с одним из крупнейших банков страны, региональные клиенты получают возможность привлечения беззалогового финансирования на вполне приемлемых условиях и решают все вопросы на месте, в филиале банка».
   ВИКТОР НОСОВ,
   вице-президент ОАО «Промсвязьбанк», директор департамента факторинговых операций:
   «Факторинг помог региональным компаниям пройти кризис без кассовых разрывов, вовремя платить зарплаты, рассчитываться с поставщиками, предоставлять своим покупателям отсрочки платежа. В нынешнем году регионы способны стать драйвером восстановления деловой активности и экономики в целом, а использование факторинга региональными предприятиями и компаниями способно увеличить интенсивность этого восстановления».
   АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ,
   заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф»:
   «Региональным клиентам работа по факторингу позволяет получить практически безграничный финансовый источник пополнения оборотных средств, возможность предоставлять большие отсрочки платежа и расширять круг покупателей».

   

   ЗА РЕШЕНИЕМ КАКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ ОБРАЩАЮТСЯ К ФАКТОРАМ?..
   Согласно результатам исследования, проведенного по базе текущего клиентского портфеля Национальной факторинговой компании, 12% опрошенных отметили, что к фактору они обратились потому, что исчерпали другие источники финансирования; 29% преследовали цель диверсифицировать источники финансирования; 24% рассчитывали исключить риск неплатежа покупателей посредством получения от фактора поручительства по пос-тавкам с отсрочкой платежа в адрес своих покупателей; 35% респондентов хотели ускорить сбор дебиторской задолженности.
   …И ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ИМ ДАЛ ФАКТОРИНГ?
   По данным того же исследования, 38% региональных респондентов отметили, что факторинг решил проблему, связанную с нехваткой оборотных средств; 22% сказали, что с помощью факторинга они получили возможность более точно прогнозировать финансовые потоки компании; 19% зафиксировали рост объемов продаж (еще 6% — рост объемов закупок); 16% увеличили географию и число покупателей.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK