Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ВЕЛИКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ПОХОД"

По традиции накануне Международного дня музеев в столице прошла ежегодная акция «Ночь музеев».

Отправляясь в свободное плавание по четвертой московской «Ночи музеев», «Профиль» составил впечатление не только о самих выставках, но и об их посетителях, уровне организации акции, реальной пользе (или ее отсутствии) мероприятия для столичных жителей, и прежде всего для молодежи.

Московский музей современного искусства
К 19.00, моменту официального начала акции, на Петровке уже наблюдалась изрядная очередь, упиравшаяся в ворота музея. Томящуюся в ожидании публику слегка развлекло явление народу самого Зураба Церетели. Деловито выйдя из подведомственного ему очага культуры, он благосклонно посмотрел на собравшихся, удовлетворенно кивнул и убыл в неизвестном направлении. Очевидно, у него была своя культурная программа.
Первое впечатление от ММСИ – душевно. Экспозиция «День открытых дверей: Особняк — Гимназия — Клиника — Музей», обновленная специально к мероприятию, была достаточно гибкой для восприятия каждого – от завсегдатаев выставок поп-арта до детишек, приведенных в праздничный день приобщиться к прекрасному. И действительно было на что посмотреть, над чем улыбнуться и даже задуматься: парящая над парадной лестницей парашютистка; видеоинсталляция «Взгляд из бомболюка» и закольцованный фрагмент эйзенштейновского «Ивана Грозного»; розовые зайцы и гламурные инопланетяне; дерущиеся «Синие носы» в коробочках; танк, собранный из старой мебели; конура, из которой на посетителей грозно бросался ошейник без явных признаков собаки в нем, и многое другое… Работы Звездочетова, Комара и Меламида, Дубоссарского и Виноградова, Бугаева – Африки, Пепперштейна…
Следующее впечатление от ММСИ – душно. 30-градусная жара и 100%-ная влажность явно мешали в полной мере осмыслить увиденное. В какой-то момент даже стало страшно за картины, — не потечет ли краска. «А что ты хочешь, — иронично вещал некий молодой человек своей спутнице. – Это же концептуально! Андеграунду противопоказан свежий воздух!». Глубоко, но спорно…
Удовлетворенный увиденным, народ выпадал на свежий воздух и отправлялся в симпатичное лаунж-кафе, обустроенное силами одного из телефонных операторов. Параллельно во дворе музея шел ненавязчивый open air: интерактивные мастер-классы, выступления мимов и музыкантов.

Галерея ォВинзавод»
ォВинзавод» оказался единственной площадкой ォНочи музеевサ, который брал за вход на территорию деньги (300 р.), за что неоднократно был подвергнут в Рунете остракизму. На самом деле, это был правильный ход. Таким образом были сразу отсечены люди, которые приняв ォдозу выходного дняサ, искали нетрадиционные для себя способы культурного досуга. Остались те, кому было действительно интересно и необходимо попасть именно сюда. Может быть, поэтому средний возраст публики на ォВинзаводеサ явно приближался к 30.
Посетителей было очень много. Но при этом абсолютно не было толпы. Удивительно, но, несмотря на то, что это была чуть ли не единственная в эту ночь «музейная» площадка, где продавали крепкий алкоголь, абсолютно отсутствовали пьяные. Царило практически идеальное ощущение праздника.
Народ без суеты перемещался по корпусам «Винзавода», где их ожидало масса интересного. Все арт-площадки специально подготовили оригинальные выставочные проекты. А еще был спектакль студентов Кирилла Серебренникова, на котором присутствовал сам мэтр. И огромная забавная выставка комиксов. И показ арт-хаусных короткометражек. И нон-стоп концерт в «Зеленом ангаре».  И акция «Голосуй ногами», во время которой все желающие могли художественно самовыразиться, раскрасив специально приготовленные гипсовые конечности…

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу
Впечатление от «Санатория искусств» с его сеансом «АРТопедии и эстетической травматологии» двойственное. За идею – «отлично», за исполнение – слабенькая «троечка». С травматологией все как раз было замечательно, а вот с эстетикой – напряженно. Излишний перегиб в сторону натурализма отнюдь не украсил ведущую картинную галерею отечественного искусства.
Композиция с забитыми в голову гвоздями, тщательно прорисованные орудия пыток рядом с обнаженными женскими телами, фотоколлажи из операционной и напрочь взрывающая неокрепшие умы скульптура «Человек, блюющий радугой»… Все эти арт-объекты, скорее, были бы уместно где-нибудь по соседству, на верхних ярусах ЦДХ, или в одной из галерей того же «Винзавода». Положение не спасал даже забавный видеокомикс «Музейная терапия», где насмерть умученного суетой мегаполиса гражданина возвращали к жизни путем экскурсии по Третьяковке.
Так что многие зрители, особенно пришедшие сюда целыми семьями, быстренько закругляли осмотр главной «фишки» мероприятия и удалялись в сторону выставки Александра Дейнеки. Действительно, после санаторных экспонатов «Оборона Севастополя» казалась светлой и доброй пасторалью.
Третьяковка очень «гостеприимно» захлопнула свои двери без четверти 11. И это невзирая на огромное количество желающих попасть внутрь, среди которых было достаточно много детей. Оскорбленный в лучших чувствах народ потек в парк «Музеон» ожидать широко разрекламированное «шоу у фонтана».

Парк искусств «Музеон»
Программа ォМузеона» завлекала посетителей на «Театрализованную светомузыкальную композицию с танцующими фонтанами, лазерным шоу и выступлением инструментальных коллективов». На самом деле несколько тысяч человек, давящихся в узком пространстве между набережной и установленными у фонтана помостами, стали свидетелями действа, достойного войти в анналы русской народной самодеятельности.
На одном помосте женское струнное трио под «фанеру», усугубленную отвратительным саундом, знакомило зрителей с жемчужинами своего репертуара (от «Утомленного солнца» до увертюры из «Детей капитана Гранта»). На втором помосте периодически появлялись еще несколько красавиц и уныло вертели в руках горящие обручи. Фонтаны изредка, причем абсолютно автономно от ритма исполняемых композиций, плевались тощими струйками. Кто-то из зрителей даже предположил, что в Москве уже началось отключение воды, и это его первая жертва. Лазеры пытались что-то изобразить на «экране» из дыма. Но то ли дым-машина была не самой мощной, то ли мешал легкий ветерок с реки, — в общем, картина не выстраивалась. Не улучшили зрительного восприятия и два огромных белых паруса, на которых проецировались блеклые картинки a la детский калейдоскоп. «Феерическую» картину дополняли бессистемно мечущиеся лучи цветовых пушек и вспышки стробоскопов…
Почувствовав родственную душу, ко мне обратился грустный мужчина средних лет: «Надо же, а мы с таким светом 20 лет назад дискотеки в студенческой общаге устраивали. Оказывается, это было лазерное шоу!». Невозможно было не согласиться.
Это было единственное мероприятие «Ночи музеев», с которого я наблюдал массовый исход разочарованных зрителей.

Музей Маяковского
Здесь сразу как-то забылись ужасы «Санатория» и шоу «Музеона». Музей приятно порадовал уютной и раскрепощенной атмосферой душевного общения. Сотрудники с видимым удовольствием водили экскурсии, а в небольшом дворике-колодце читали стихи поэты и пели старый добрый рок-н-ролл андеграундные группы. Значительную часть посетителей составляли расслабленные улыбчивые ребята, чем-то неуловимо напоминавшие героев недавнего «Дома Солнца» Сукачева.

Центр современного искусства «Гараж»
Фасад ォГаража» сиял и переливался навороченной световой композицией. Внутри тоже зажигали. Публика была явно помоложе и попьянее «винзаводской». Перед ней вставала непростая альтернатива: или на выставки, или сразу на танцевальную вечеринку «Love boat». Многие предпочли второе. Хотя и к Малевичу в «Футорологию», и к полотнам Марка Ротко стояли плотные очереди. В целом же не покидало чувство некоей обыденности происходящего. Не было ощущения радости.
Но без толики бардака у нас ведь и праздник – не праздник. Безо всяких объяснений доступ на территорию комплекса вместо заявленных 04.00 пресекли уже в районе полвторого. В итоге у ворот «Гаража» скопилось значительное количество людей, желающих попасть внутрь. Было шумно, нецензурно и скандально. Не самое лучшее окончание в целом приятного путешествия…

Субъективно
На следующий день, когда схлынула первая волна эмоций и визуальных впечатлений, начали закрадываться не совсем восторженные мысли.
Во-первых, озадачило поведение метрополитена, вопреки заверениям закрывшегося строго по расписанию. Притом, что большинство музеев официально работало до двух часов ночи. Или кто-то решил, что акция рассчитана только на автовладельцев?
Во-вторых, не покидает ощущение, что руководство некоторых площадок отнеслось к акции как к некоей обременительной «обязаловке». Иначе зачем надо было фактически прогонять людей, отстоявших изрядную очередь, от той же Третьяковки на Крымском или «Гаража»? А не продлить волевым усилием работу выставок еще на час-полтора?
В-третьих, еще в прошлом году в рекламе «Ночи музеев» очень напрягало постоянное муссирование слово «бесплатно». В нынешнем году так начинался каждый второй анонс, и звучало это уже как «на халяву!». Отсюда во многом и избыточно длинные очереди, и приличное количество случайных людей, которым собственно выставки явно были по барабану.
И главное. Общеевропейский слоган «Ночи» — «Музеи для социальной гармонии». В большинстве стран это — прежде всего культурная акция, призванная консолидировать общество. У нас же она, похоже, начинает превращаться в очередной «праздник для всех» типа Дня города. Социум в наличии, с гармонией сложности.
Будет обидно, если в итоге московская «Ночь музеев» станет очередной «развлекалочкой для галочки». Ведь то, ради чего все это затевалось, — не рапорт городскому начальству о количестве единовременно приобщенных к высокому искусству. Гораздо важнее показать и доказать поколению 2000-х, что сегодня музеи – это не унылые склады пыльных артефактов, а современные динамичные площадки, способные составить серьезную конкуренцию клубам, стадионам и 3D-кинотеатрам.
Очень не хочется, чтобы наша «Ночь музеев» стала необязательным приложением к ночной жизни столицы. Еще одним поводом для тинейджеров официально погулять на улице за полночь, а для тех, кто постарше, – выпить на свежем воздухе, и желательно под музыку. Но многие галереи сделали в этом году акцент именно на концерты, шоу и DJ-сеты, по идее долженствующие служить только фоном основным экспозициям. И часть москвичей, увы, восприняла именно этот посыл. Пример тому – случайно подслушанный разговор двух девушек на «лазерном шоу» в «Музеоне»: «Пошли еще куда-нибудь, тут лажа какая-то! Да ну, это все же прикольней, чем на картины в музее смотреть!»
Но пока «Ночь музеев» оставляет все-таки больше приятных ощущений: Москва медленно, но верно продолжает свое движение в сторону ведущих арт-столиц мира.

Кстати. История вопроса
В 1997 году музейные работники Берлина, обеспокоенные резким падением посещаемости учреждений культуры, провели акцию, в ходе которой многие музеи города бесплатно пускали посетителей в течение целой ночи. Опытом немецких музейщиков заинтересовались их французские коллеги. 18 мая 1999 года по инициативе Министерства культуры и коммуникаций Франции по всей стране прошла акция «Весна музеев», приуроченная к Всемирному дню музеев.
Через два года в «Весне музеев» участвовало уже 39 стран Европы и Америки. В 2005 году она была переименована в «Ночь музеев». Москва присоединилась к акции в 2007 году. Вслед за ней инициативу поддержали многие российские города. В прошлом году мероприятия «Ночи музеев» только в столице собрали свыше полумиллиона посетителей.

Олег Зверьков

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK