Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ВЕЛИКИЙ НЕ МОЙ"

Российские студии замерли в ожидании западных кинематографистов. Но пока снимать кино у нас в стране иностранцам невыгодно.    Дольф Лундгрен любит снимать кино в России — еще в 2005 году он в качестве режиссера привозил в Санкт-Петербург съемочную группу фильма «Механик» — трэш-экшна о борьбе «афганца» с бандой преступников. Фильм, правда, не снискал особых лавров, выйдя в широкий прокат лишь в Объединенных Арабских Эмиратах.
   В целом с 2004 года в России проходили съемки 21 иностранного фильма, в том числе «куски» таких блокбастеров, как «Напряги извилины» (сборы в мире — $231 млн) и «Хитмэн» ($100 млн). Однако большая часть снимавшихся до этого в России картин — фильмы класса Б. Организовать в России съемки масштабного блокбастера крайне сложно: практически отсутствует соответствующая инфраструктура, и нет финансовых пряников для продюсеров.
   
ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ


   Сейчас на разных стадиях подготовки к съемкам в нашей стране находятся полтора десятка иностранных кинопроектов. Этого мало, посчитали в Министерстве культуры. Большая часть мощностей отечественных студий, несмотря на посткризисное оживление в кинопроизводстве, простаивает без дела. Теперь полупустые павильоны могут получить западный «контент»: во время Каннского кинофестиваля состоялась презентация национальной кинокомиссии. Эта организация, создаваемая под патронатом Министерства культуры, призвана привлекать зарубежных кинематографистов к съемкам в России и «удерживать» их отечественных коллег, так и норовящих уехать снимать натуру туда, где подешевле, например, на Украину или в Эстонию. Авторами идеи создания кинокомиссии выступили «Система Масс-Медиа» (входит в империю Владимира Евтушенкова, ей принадлежит один из крупнейших игроков на российском студийном рынке — Russian World Studios), а также компания Rfilms, Киностудия им. Горького и несколько студий помельче. Учредителями комиссии, по мысли авторов идеи, должны стать администрации городов и областей, а также частные фирмы. Кинокомиссия будет отвечать не только за предоставление информации и организационной поддержки кинематографистам, планирующим съемки в России, но и за популяризацию российских регионов как мест для проведения съемок. Шаг, на первый взгляд, вполне логичный — подобные комиссии существуют во всех развитых странах, а аналитики Ernst & Young пару лет назад подсчитали, что, к примеру, в США $1, инвестированный в кинопроизводство, приносит экономике $2,6.
   В конце 2008 года на одной из конференций гендиректор компании СТВ Сергей Сельянов (продюсер легендарного фильма «Брат») жаловался коллегам на жесткие условия работы в России: «У нас не Голливуд, и нет трехсот солнечных дней в году. У нас зимой холодно и темно». Тем не менее в Министерстве культуры рассчитывают пробудить интерес к отечественным съемочным площадкам. В частности, в буклете Filming in Russia, который был подготовлен Минкультом к Каннскому кинофестивалю, расписаны прелести отечественных просторов — потенциальных кинотуристов знакомят с природно-климатическими особенностями регионов и возможностями инфраструктуры. Шанс привлечь зарубежные проекты у России, хоть и небольшой, но все-таки существует, считают эксперты. Благо технология foreign production западными кинематографистами давно поставлена на поток — чуть ли не половина голливудского продукта снимается за границами США. Основной центр притяжения, конечно, Канада. Там еще с конца 1980-х ввели налоговые льготы для кинематографистов (в отдельные годы они доходили до 40%) и создали великолепную инфраструктуру. Однако и в самих США отчетливо понимают, что теряют, когда съемочные группы пересекают границу с северным соседом. Сейчас уже более сорока штатов привлекают режиссеров и продюсеров всевозможными финансовыми бонусами. Среди лидеров Мичиган, Луизиана и Нью-Мексико. По подсчетам Ernst & Young, только в 2007 году доходы от съемок 30 картин на территории Нью-Мексико принесли в местную казну $253 млн. В последние годы там снимались даже такие блокбастеры, как «Трансформеры» и «Терминатор. Да придет спаситель». «В Нью-Мексико кинематографисты могут рассчитывать на возмещение 25% средств, если будут задействовать местный персонал», — рассказал «Профилю» партнер компании Pacifica Ventures Александр Шапиро.
   Не отстает от Нью-Мексико и Луизиана. Отношения с кинематографистами там тоже налажены: в нынешнем году ставку возврата по налогам подняли с 25% до 30%. Дошло до того, что даже фантастический экшн «Битва: Лос-Анджелес» (выйдет на экраны в 2011 году) снимался отнюдь не в Городе ангелов, а в Луизиане.
   Такая же ситуация и в ЕС. Например, в Болгарии налоговые льготы составляют 30%, в Венгрии и Италии — 25%, в Румынии — 16%. В Испании и Германии компаниям, производящим съемки в стране, предоставляется налоговая льгота в размере 18% и 20% соответственно. Еще в прошлом году Европейская комиссия одобрила французский законопроект по стимулированию за счет налоговых льгот съемок крупнобюджетных картин на территории страны. Инициатива предусматривает налоговую скидку в 20% до 4 млн евро на средства, потраченные во Франции, отмечает партнер компании FilmWay Production Вероника Светлова. Национальная кинокомиссия Film France берет на себя решение всех технических вопросов, связанных с реализацией кинопроектов и даже время от времени организует поездки по Франции (например, в аббатство Ройамон) для иностранных сценаристов в поисках вдохновения. В России мест, где иностранных сценаристов могла бы посетить муза, не меньше. Правда, на фотографии в бюллетене Filming in Russia почему-то изображены оленеводы вблизи своих чумов. А вот налоговых льгот для кинопроизводителей в нашей стране пока не существует. Вся надежда на регионы. Сейчас в Минкульте ведется просветительская работа с отдельными областями по разъяснению положительного эффекта от создания региональных кинокомиссий. Следующим шагом должны стать налоговые инициативы на местах (на федеральном уровне представить введение налоговых льгот для кинематографистов в России пока очень сложно). Кроме того, согласно документам Министерства культуры, для зарубежных кинопроектов и проектов совместного производства, предполагающих затраты на сумму более чем 30 млн рублей или съемки продолжительностью не менее 15 дней, предлагается компенсировать 25% расходов. Правда, компенсация может распространяться только на определенные статьи расходов, например, на оплату труда и аренду оборудования.
   
ДРУГАЯ РОССИЯ

   Создание национальной кинокомиссии призвано не только загрузить отечественные студии работой, но и реанимировать деятельность в области копродукции. Если в 2008 году вышло 11 фильмов совместного производства, то в прошлом — лишь четыре. Национальная комиссия, по мысли чиновников, способна стимулировать сотрудничество, в том числе и финансовое, российских и иностранных киношников. Так, весной 2011 года в России должны состояться съемки нескольких иностранных картин — в частности, драмы «Москва» китайского продюсера Синди Ми Лиин, испанского научно-фантастического проекта «Космонавт» или бразильской драмы «Голоса». Отличительная особенность этих проектов заключается в том, что все они ориентированы на совместное производство и привлечение инвесторов в России. В частности, продюсеры фильма «Космонавт» не скрывают, что им нужно 440 тыс. евро (весь бюджет картины составляет около 1 млн евро), а на съемки «Голосов» требуется 870 тыс. евро.
   Кроме того, появление кинокомиссии, по словам игроков рынка, может положить конец «извращениям российской действительности». В частности, во время съемок иностранного фильма «Последнее воскресение» (бюджет — $18 млн) о жизни Льва Толстого из-за отсутствия необходимой инфраструктуры было принято решение снимать Ясную Поляну… в Германии. По словам гендиректора компании RFilms Константина Нафикова, пригород Санкт-Петербурга в фильме «Демоны Санкт-Петербурга» (бюджет 6 млн евро) снимался в итальянской провинции Пьемонт, а съемки сцен сибирских лагерей ГУЛАГа в новом фильме Питера Уира «Обратный путь» проходили на NU Boyana Film Studio в Болгарии. Много критики в свое время вызвал и голливудский «ужастик» «Заброшенный дом». По сюжету главная героиня — американка приезжает в Россию и узнает, что получила в наследство дом от матери, умершей при таинственных обстоятельствах. Роль отечественной глубинки безболезненно сыграла все та же Болгария.
{PAGE}
   
ИГРА НА УДЕРЖАНИЕ

   Еще три года назад продюсер Сергей Конов рассказывал «Профилю», что снимать кино для западного зрителя в России сложно и дорого. Продюсер привозил сюда в 2007 году съемочную группу и актеров из США для работы над триллером Captivity, который планировался в интернациональном прокате. Главной проблемой стало малое количество современных павильонов и безумная дороговизна столичных отелей. С этими и другими проблемами (вроде согласования объектов съемок в ФСО, МВД, управе округа и т.д.) постоянно сталкивается большинство отечественных режиссеров и продюсеров, потому-то нередко съемки перемещаются за пределы родной страны. Так проще и дешевле. По оценке компании RFilms, по этой причине российский кинематограф и отечественная экономика только за последние несколько лет потеряли более 2 млрд рублей (почти $70 млн). Тот же «Обитаемый остров» (бюджет $36 млн) мог бы сниматься на российском юге, а не в Крыму, уверены эксперты. Там же, в Крыму, снимались военный эпик «9 рота», триллер «Юленька» и приключенческий фильм «Возвращение мушкетеров». Сейчас в Харькове идет работа над картиной «Дау» Ильи Хржановского (копродукция с Германией, Францией и Швецией). На производство планируется потратить до $10 млн. Украинским властям сотрудничество с кинематографистами пришлось настолько по вкусу, что в 2011 году местных продюсеров даже обещают освободить от уплаты НДС и налога на прибыль. «Эта инициатива может усилить отток российского кинопроизводства на территорию Украины за счет того, что российские продюсеры смогут пользоваться этими налоговыми скидками при наличии у российских картин украинских партнеров», — считает Константин Нафиков.
   Серьезную конкуренцию российским студиям составляют и эстонские площадки — в этой стране в 2009 году снимали триллер «Фобос» и 3D-фэнтези «Волшебный кубок Роррима Бо». Несколько фильмов снималось в Белоруссии и Казахстане. Одна из целей национальной кинокомиссии, по словам игроков рынка, перераспределить кинопотоки в пользу российских регионов. Однако там инфраструктура к приему гостей готова еще меньше, чем в Москве и Питере. По словам Александра Шапиро, на решение зарубежных кинематографистов, ехать или нет на съемки в Россию, помимо потенциальных налоговых льгот влияют и такие факторы, как возможность комплексного страхования кинопроизводства и completion bond (гарантия завершения съемок в срок и с соблюдением ранее заявленных параметров бюджета). С этим в нашей стране пока напряженка. Тем не менее часть иностранцев этого не боится: в июле стартуют съемки фантастического триллера The Darkest Hour студии Тимура Бекмамбетова совместно с Universal, повествующего о том, как москвичи защищают город от инопланетян. Бюджет картины, несмотря ни на что, внушительный — $25 млн.

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK