19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Великий pos"

Архивная публикация 2011 года: "Великий pos"

Никакой кризис не отучит россиян брать дорогие кредиты на дешевые чайники. Наверное, ни один банковский продукт не вызывает такой критики, такого негодования и в то же время не является таким популярным, как POS-кредитование (выдача ссуд на покупку товаров непосредственно в торговых точках). Проценты по таким кредитам ростовщические, переплата - огромная. И все равно россияне такие кредиты берут, несмотря на то, что есть более дешевые источники финансирования. "Мы выдаем дешевые потребительские кредиты, на оформление которых требуется потратить всего несколько дней, но люди все равно предпочитают брать дорогие ссуды, что называется, у кассы, увидев на прилавке понравившийся телефон", - удивляется сотрудница одного из крупных банков. Даже кредитные карточки - и те дешевле. Но очереди у столов банковских представителей в торговых сетях накануне любого праздника - красноречивое свидетельство того, что граждане не считают проценты, когда речь идет о так называемых эмоциональных покупках.

Никакой кризис не отучит россиян брать дорогие кредиты на дешевые чайники. Наверное, ни один банковский продукт не вызывает такой критики, такого негодования и в то же время не является таким популярным, как POS-кредитование (выдача ссуд на покупку товаров непосредственно в торговых точках). Проценты по таким кредитам ростовщические, переплата - огромная. И все равно россияне такие кредиты берут, несмотря на то, что есть более дешевые источники финансирования. "Мы выдаем дешевые потребительские кредиты, на оформление которых требуется потратить всего несколько дней, но люди все равно предпочитают брать дорогие ссуды, что называется, у кассы, увидев на прилавке понравившийся телефон", - удивляется сотрудница одного из крупных банков. Даже кредитные карточки - и те дешевле. Но очереди у столов банковских представителей в торговых сетях накануне любого праздника - красноречивое свидетельство того, что граждане не считают проценты, когда речь идет о так называемых эмоциональных покупках.

ВЕЧНО ЖИВОЙ КРЕДИТ
Даже в кризис россияне не стали отказываться от POS-кредитования, хотя в целом существенно умерили траты и перестали брать кредиты на дорогие приобретения. И даже в кризис "магазинные" ссуды не стали дешевле вопреки общей тенденции к понижению ставок. Наоборот, POS-кредиты стали еще дороже. Как объяснили "Профилю" в банке "Хоум Кредит энд Финанс" (ХКФ), по причине роста рисков невозвратов доля кредитов с относительно невысокими процентами сократилась, что привело к увеличению средневзвешенной ставки по портфелю. Переводим на понятный язык: банки оставили в своей линейке только самые дорогие ссуды, но и это не охладило пыл жаждущих покупок россиян. "Поддавшись спонтанному желанию получить товар немедленно, клиенты берут кредиты под 50% и выше", - вспоминает бум в торговых сетях в преддверии нового, 2011 года директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. В среднем ставки по POS-кредитам, по оценкам экспертов, на данный момент варьируются от 40% до 60% годовых.
Кроме того, банкиры не отказались и от других, столь любимых ими трюков. Например, часто в придачу к ссуде клиентам предлагают страховку, увеличивая тем самым общую стоимость кредита. После таких манипуляций ставка подчас поднимается до 80-90% годовых. Это реальная, или эффективная, ставка по кредитам. Шумные рекламные акции "под 0%" - это, строго говоря, обман. На самом деле клиент платит и за товар, и за кредит, только проценты заложены в общую цену, отмечает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов.
Вразумить граждан пытаются и законодатели. Как рассказал "Профилю" депутат Госдумы Павел Медведев, в правительство уже внесены поправки в закон о банках и банковской деятельности, согласно которым эффективная процентная ставка по кредиту будет писаться в правом верхнем углу договора в рамке - так, чтобы ее невозможно было не заметить. Он надеется, что документ будет принят в самое ближайшее время.
Но многие россияне и сами рады обманываться. По словам Олега Соколова, люди, совершая импульсивные покупки, не просчитывают стоимость использования заемных средств; для такого рода приобретений скорость и простота получения важнее стоимости. Как поведал собеседник "Профиля", представитель одного из лидеров рынка, постоянные клиенты, которым предлагаются кредитные карты под сравнительно низкие ставки, все равно продолжают брать ссуды в торговых точках - такие продукты им более понятны. Так что на POS-кредитовании точку ставить рано. "Хотя объемы рынка будут снижаться, этот вид кредитования не умрет никогда, поскольку всегда найдутся люди, которые готовы переплатить за товар, чтобы получить его здесь и сейчас", - резюмирует Юрий Грибанов, управляющий партнер Frank Research Group.

РОКИРОВКА

Неудивительно поэтому, что в 2009 году, когда банки один за другим сворачивали ипотеку и автокредитование, POS-кредитование оставалось одним из популярных направлений банковского ритейла. А в посткризисном 2010 году рынок POS-кредитования вырос на 12% и, по подсчетам экспертов, достиг отметки в 158 млрд рублей, перекрыв докризисные показатели (в начале 2008 года емкость рынка оценивалась в 140 млрд рублей). При этом некоторые банки постарались воспользоваться моментом и укрепить свои позиции на рынке.
"Мы в кризис не только не останавливали, а наоборот, усиливали POS-кредитование", - рассказал "Профилю" старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Сократив объемы выдачи жилищных и автомобильных ссуд, в банке решили не отказываться от кредитования в магазинах. "Мы пришли к крупным федеральным и региональным ритейлерам и сказали, что готовы своей работой поддержать продажи их товаров в кризисные времена, что прогнозируем резкое снижение объемов выдачи потребительских кредитов рядом банков на рынке POS-кредитования, что и произошло. И они, видя, что мы активно выдаем, давали возможность наращивать сеть и объемы", - объясняет эксперт.
Агрессивная политика одних игроков и трудности, которые испытывали другие, привели к переделу рынка. По данным Franck Research Group, в третьем квартале 2008 года тремя крупнейшими игроками в этом сегменте были банки "Русский стандарт" (24,9% рынка), ХКФ (22,1%), "Ренессанс Кредит" (12,2%). Но в кризис "Ренессанс Кредит" перестал работать с магазинами. "Мы приостанавливали выдачу кредитов в октябре 2008 года и вернулись в сети во второй половине 2010 года", - рассказывает вице-президент "Ренессанс Кредита" Николай Тепляков. Однако вернуться в тройку лидеров банку уже не удалось.
Банк "Русский стандарт" начал пересматривать свою стратегию еще до кризиса, отойдя от экспресс-кредитования в магазинах и сконцентрировавшись на кредитных картах. Поэтому по итогам 2010 года он также покинул список лидеров POS-кредитования.
В результате всех этих пертурбаций первая тройка выглядит так: ХКФ - 27,3 %, Альфа-банк и ОТП-банк - по 17,7 %.

НОВЫЕ ЛИЦА
Привлекательность POS-кредитования не дает спать спокойно игрокам, которые ранее не были замечены на этом рынке. Так, банк "ТРАСТ" начал выдавать кредиты в магазинах только летом 2010 года и уже, по словам директора дирекции потребительского кредитования Игоря Копырина, навыдавал ссуд на 1 млрд рублей. По итогам 2011 года банк намерен пробиться в пятерку лидеров. Но, может быть, этим планам и не суждено сбыться, ведь претендентов немало. Так, на борьбу за кошельки покупателей настроен и Московский кредитный банк. Он собирается выйти на рынок POS-кредитования летом 2011 года и существенно увеличить свой розничный кредитный портфель.
У "новичков" рынка забот еще больше, чем у "ветеранов". Им приходится с чистого листа выстраивать отношения с торговыми сетями. А это сейчас непросто. Имея возможность выбирать, торговые сети стараются устанавливать более выгодные для себя условия сотрудничества с банками. Так, недавно сеть "Эльдорадо" перестала работать с "Русским стандартом". Теперь в ее магазинах остались только Альфа-банк и ХКФ. "У нас есть ряд требований к партнерам, в число которых входят федеральный уровень банка и покрытие абсолютно всех магазинов сети, которые работают в 100% российских городов с населением свыше 500 тыс. жителей и в 90% городов с населением 250-500 тыс. жителей. В прошлом году количество банков сокращалось в связи с несоответствием существующим критериям", - объяснили "Профилю" в "Эльдорадо".
Но больше всего банкиры опасаются конкуренции со стороны госбанков, которые раньше и не смотрели в сторону торговых сетей. Теперь планы заняться POS-кредитованием есть и у ВТБ, и у Сбербанка, готовых предложить более низкие процентные ставки. Но это, как говорится, дело будущего. "В POS-кредитовании очень важна оперативность: например, иногда очень важно принять решение о проведении акции буквально за один-два часа", - говорит Николай Тепляков. И тут не слишком поворотливые госбанки могут проигрывать уже имеющим отлаженные технологии кредитным организациям.
Впрочем, как считают эксперты, в долгосрочной перспективе значение POS-кредитования будет все-таки снижаться. Связано это прежде всего с тем, что сегодня у россиян есть возможности получить ссуду дешевле. Так, гораздо выгоднее пользоваться кредитными картами, стоимость заемных денег по которым относительно невысока по сравнению с POS-кредитами (сегодня, по словам Олега Соколова, проценты по кредиткам на рынке не превышают 22-24%). Существует и другой аналог "магазинных" кредитов - это потребительские ссуды наличными. В банках, занимающихся POS-кредитованием, уже фиксируют опережающий рост выдачи нецелевых денежных кредитов по сравнению с кредитами в торговых сетях. И, по прогнозу Юрия Грибанова, в ближайшие годы доля POS-кредитов в общем объеме кредитов физлицам снизится с нынешних 3,8% до 2-3%.

{PAGE}

СПРАВКА
Полная стоимость кредита - это затраты потребителя, связанные с получением и обслуживанием кредита, выраженные в процентах. Полная стоимость кредита рассчитывается в соответствии с требованиями Центробанка и включает в себя проценты за пользование кредитом, дополнительные комиссии банка и платежи в пользу третьих лиц, обязанность по которым возникает из условий кредитного договора.

КТО ТАКИЕ "ОЛЕНЕВОДЫ"?
Высокие риски POS-кредитования обусловлены тем, что кредитоспособность заемщика не проверяется или проверяется формально. С этим связано достаточно широкое распространение на этом рынке мошеннических схем. "У нас есть термин "оленеводы", когда мошенники привозят на автобусах из небольших городов малообеспеченных граждан и предлагают им взять товары в кредит в обмен на небольшие суммы. Техника у них махинаторами изымается, а банк в итоге получает просрочку", - рассказывает Андрей Сокольский. Впрочем, банкиры утверждают, что за счет совершенствования скоринговых моделей в период кризиса удалось снизить объем мошенничества.

ЛИДЕРЫ РЫНКА
Третий квартал 2008 года
"Русский стандарт" 24,9%
ХКФ 22,1%
"Ренессанс Кредит" 12,2%

Январь 2011 года
ХКФ 27,3%
Альфа-банк 17,7%
ОТП-банк 17,7%

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».