25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Великий выходной"

Архивная публикация 2006 года: "Великий выходной"

Если верить летописям (я, честно говоря, верю не очень), 20 марта 321 года, ровно 1685 лет назад, римский император Константин — тот самый, который организовал первый Вселенский христианский собор, — повелел праздновать воскресный день. То есть мы с вами можем отметить юбилей главного выходного дня христианской цивилизации. Как человек, с годами любящий работать все меньше и меньше, я все больше и больше радуюсь любому выходному. При этом, если учитывать национальное происхождение, моим главным выходным должна быть суббота, а вовсе не воскресенье. К тому же исторически сложилось так, что в воскресенье я уже много лет подряд работаю. Тем не менее чисто психологически (а не идеологически) я продолжаю считать воскресенье законным выходным, который обстоятельства жизни не дают мне использовать по прямому назначению.

Разумеется, ни я, ни мои знакомые не выполняем высочайшее повеление императора Константина. То есть не празднуем воскресенье как религиозный праздник. Думаю, его так не празднует и подавляющее большинство правоверных христиан, в том числе не занятых в этот день на производстве. С другой стороны, сам факт «неработания» в воскресенье и есть праздник — потому что в таком случае мы можем предаваться праздным занятиям. Правда, даже не ходя в службу, воскресенье часто приходится посвящать занятиям не слишком праздным, вроде затаривания продуктами на неделю (кстати, именно неделей до сих пор называется воскресенье в украинском языке) или дежурной уборки жилища.

И все-таки поразительно, какую витальную силу имеет то стародавнее установление императора Константина. Никто из нас не помнит (или вовсе не знает) ничего про этого самого императора, про то, что именно он провозгласил воскресенье праздником. Но миллиарды людей на земле подчиняются графику жизни, заведенному 1685 лет назад волей одного человека. Мы ведь не вдумываемся в смысл этого праздника — большинство из нас не ассоциируют его с воскресением Христа или просто не вспоминают об этой ассоциации. Мы, скорее, хотим «воскреснуть» сами, отдохнуть душой и телом после тяжелой трудовой недели. Или наконец заняться неотложными хозяйственными делами, позволяя воскреснуть нашему дому, запущенному за время наших «трудовых подвигов» на работе.

Я сам удивляюсь, какое влияние на мою собственную жизнь оказывает это решение 1685-летней давности. Кажется, не будь его, и я не так расстраивался бы из-за своей вынужденной еженедельной трудовой вахты по воскресеньям. Тогда воскресенье совершенно не отличалось бы от понедельника или четверга. Может быть, в таком, сугубо «прикладном» влиянии решения одного человека из одной исторической эпохи на жизнь другого человека из другой исторической эпохи и заключается связь времен? Может быть, и сейчас правители, сочиняя новые праздники и отменяя старые, воздействуют на жизнь людей через много столетий?

Впрочем, когда человек по тем или иным причинам перестает работать, меняется и его восприятие календаря. Тогда уже на неделе «семь воскресений» и каждый день становится выходным, а потому перестает радовать своей «особостью». В сущности, как просто устроена наша жизнь, как сильно мы подчинены этим календарным условностям — временам года, семи сменяющим друг друга дням недели. И только перемены в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья позволяют нам отличать одни воскресенья от других...

Если верить летописям (я, честно говоря, верю не очень), 20 марта 321 года, ровно 1685 лет назад, римский император Константин — тот самый, который организовал первый Вселенский христианский собор, — повелел праздновать воскресный день. То есть мы с вами можем отметить юбилей главного выходного дня христианской цивилизации. Как человек, с годами любящий работать все меньше и меньше, я все больше и больше радуюсь любому выходному. При этом, если учитывать национальное происхождение, моим главным выходным должна быть суббота, а вовсе не воскресенье. К тому же исторически сложилось так, что в воскресенье я уже много лет подряд работаю. Тем не менее чисто психологически (а не идеологически) я продолжаю считать воскресенье законным выходным, который обстоятельства жизни не дают мне использовать по прямому назначению.

Разумеется, ни я, ни мои знакомые не выполняем высочайшее повеление императора Константина. То есть не празднуем воскресенье как религиозный праздник. Думаю, его так не празднует и подавляющее большинство правоверных христиан, в том числе не занятых в этот день на производстве. С другой стороны, сам факт «неработания» в воскресенье и есть праздник — потому что в таком случае мы можем предаваться праздным занятиям. Правда, даже не ходя в службу, воскресенье часто приходится посвящать занятиям не слишком праздным, вроде затаривания продуктами на неделю (кстати, именно неделей до сих пор называется воскресенье в украинском языке) или дежурной уборки жилища.

И все-таки поразительно, какую витальную силу имеет то стародавнее установление императора Константина. Никто из нас не помнит (или вовсе не знает) ничего про этого самого императора, про то, что именно он провозгласил воскресенье праздником. Но миллиарды людей на земле подчиняются графику жизни, заведенному 1685 лет назад волей одного человека. Мы ведь не вдумываемся в смысл этого праздника — большинство из нас не ассоциируют его с воскресением Христа или просто не вспоминают об этой ассоциации. Мы, скорее, хотим «воскреснуть» сами, отдохнуть душой и телом после тяжелой трудовой недели. Или наконец заняться неотложными хозяйственными делами, позволяя воскреснуть нашему дому, запущенному за время наших «трудовых подвигов» на работе.

Я сам удивляюсь, какое влияние на мою собственную жизнь оказывает это решение 1685-летней давности. Кажется, не будь его, и я не так расстраивался бы из-за своей вынужденной еженедельной трудовой вахты по воскресеньям. Тогда воскресенье совершенно не отличалось бы от понедельника или четверга. Может быть, в таком, сугубо «прикладном» влиянии решения одного человека из одной исторической эпохи на жизнь другого человека из другой исторической эпохи и заключается связь времен? Может быть, и сейчас правители, сочиняя новые праздники и отменяя старые, воздействуют на жизнь людей через много столетий?

Впрочем, когда человек по тем или иным причинам перестает работать, меняется и его восприятие календаря. Тогда уже на неделе «семь воскресений» и каждый день становится выходным, а потому перестает радовать своей «особостью». В сущности, как просто устроена наша жизнь, как сильно мы подчинены этим календарным условностям — временам года, семи сменяющим друг друга дням недели. И только перемены в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья позволяют нам отличать одни воскресенья от других...

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».