23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Венецианские рекорды"

Архивная публикация 2005 года: "Венецианские рекорды"

62-й Венецианский кинофестиваль оказался для нас событием и приятным, и печальным. Приятным — потому, что в конкурсе «Горизонты», призванном открывать новые имена, победила документальная фантастика режиссера из Екатеринбурга Алексея Федорченко «Первые на Луне» (о ней я рассказал в «Профиле» №33). Печальным — потому, что в главном конкурсе картина Алексея Германа-младшего «Гарпастум», неизбежную победу которой обещали многие наши журналисты, не получила ничего.Самые громкие фильмы фестиваля

62-й Венецианский кинофестиваль оказался для нас событием и приятным, и печальным. Приятным — потому, что в конкурсе «Горизонты», призванном открывать новые имена, победила документальная фантастика режиссера из Екатеринбурга Алексея Федорченко «Первые на Луне» (о ней я рассказал в «Профиле» №33). Печальным — потому, что в главном конкурсе картина Алексея Германа-младшего «Гарпастум», неизбежную победу которой обещали многие наши журналисты, не получила ничего.Самые громкие фильмы фестиваля

«ГАРПАСТУМ».

Реж. Алексей Герман-мл. Россия.

Картина талантлива. Режиссер старается это доказать каждым кадром. Кроме того, он хочет быть на передней линии фронта и снабжает фильм всеми компонентами, которые, по его мнению, любят фестивальные жюри. Поэтому герой, с одной стороны, скромняга-парень, практически еще ребенок и плачет, когда его обидят, а с другой — вдруг срывается на такой умелый и брутальный секс, какого от него не ждешь. Ритм картины медленный, кадр заполнен туманом, много тонких цитат из других хороших фильмов, от Феллини до Никиты Михалкова. Это энциклопедия режиссерских приемов, а кроме того, история двух ребят, которые перед Первой мировой войной любили, мечтали, играли в футбол и еще не знали, в какую мясорубку втянет их начинающийся ХХ век. В роли хозяйки петербургского богемного салона загадочна Чулпан Хаматова. Футбольные сцены сняты длинно, медленно и тоже с позиций сугубого эстетства.

«ПУЗЫРЬ».

Реж. Стивен Содерберг. США.

Психологический детектив с минимумом персонажей и максимумом напряженности. Снят в стиле реалити-шоу: натуральный свет и «черновой» звук. Герои делают на фабрике кукол, и подробности производственного процесса — выдувание голов и вдавливание в них глазок, а также горы ручек и ножек — придают всему зловещий сюрреалистический смысл. Произойдет убийство, но мы уже так хорошо знаем героев, что не в силах подозревать ни одного. Содерберг, начавший арт-хаусным фильмом «Секс, ложь и видео», продолжает свое исследование потемок человеческой души в фильме, который напоминал бы Хичкока, если бы не был похож на датскую «Догму». Актеры малоизвестны, но изумительны.

«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».

Реж. Джон Мэдден. США.

Поставлено по театральному хиту драматурга Дэвида Обурна. Об ученом. Гении. И шизофренике.

Как в «Играх разума». В этой роли — сэр Энтони Хопкинс. Его дочь унаследовала его математический талант и боится унаследовать шизофрению. Все заранее считают ее обреченной, и от этой всеобщей заботы ее нервы на пределе. Она продолжает дело умершего отца, и ей удается доказать гипотезу, которая совершит переворот в науке. Но в это тоже никто не верит, кроме Хола, который ее любит. Их играют Гвинет Пэлтроу и Джейк Джилленхаал. Предмет картины, казалось бы, неэффектен: сухая цифирь, гипотезы-теоремы, компания будущих нобелевских лауреатов и натуральный Чикагский университет, где они обычно произрастают. Но это не о математике, а о том, как важно верить в ближних и не топить их своим скептицизмом.

«К ЮГУ».

Реж. Лоран Конте. Франция.

«Когда стану старой, я буду платить молодым людям за любовь. Потому что любовь — и есть жизнь, а цена не имеет значения». Эти слова Франсуазы Саган — эпиграф драмы о немолодых состоятельных женщинах, приехавших оттянуться на пляжах Гаити. Здесь много денег не надо: 18-летний гаитянин Легба готов их любить за вареную курицу, а они — не только его любовницы, но и заботливые мамаши. Получается, как говорит режиссер, социально-психологический казус: кому-то в жизни трагически не хватает денег, а кому-то — любви. В главной роли хороша 59-летняя Шарлотта Рэмплинг, но премию имени Марчелло Мастроянни получил Легба — непрофессиональный актер с Гаити Меноти Сезар.

«ЛЮБОВЬ И СИГАРЕТЫ».

Реж. Джон Туртурро. США.

Что удивительно — мюзикл. Что еще удивительнее — пролетарский. Актер Туртурро считает его «оперой рабочего класса». В своем третьем режиссерском опыте он обратился к миру неимущих: «Рабочий, когда нечего есть, начинает петь. Будто молится». Жизнь режиссеру представляется, как драма, комедия, трагедия, фарс и мюзикл в одном флаконе. В фильме он использовал популярные музыкальные хиты ХХ века в исполнении Хампердинка, Тома Джонса, Дженис Джоплин. Хореография, как в «Вестсайдской истории», только хуже. Разброс оценок в рейтинге был самым контрастным: от единицы до круглой пятерки.

«МЕРТВАЯ НЕВЕСТА».

Реж. Тим Бертон и Майк Джонсон. США.

При словах «Тим Бертон» глотаешь слюнки: это великий фантазер, эпатажник, визуалист и авантюрист. Напомню некоторые его ленты: «Сонная лощина», «Большая рыба», «Марс атакует», «Эдвард Руки-Ножницы», «Жуковый сок», «Эд Вуд»… Теперь он вернулся к первой любви — анимации. Не компьютерной, а ручной, кукольной. И сделал «черную комедию» о мире живых — отрегулированном, рационалистичном, скучном — и о мире мертвых — живом и веселом, где любят хорошую выпивку, тявкают собачьи скелеты и Мертвая невеста все еще мечтает найти принца. Режиссеры были уверены, что экранизируют русскую сказку — наверное, слышали отзвуки пушкинской «Мертвой царевны». Роли озвучили Джонни Депп, Эмили Уотсон, Хелена Бонэм Картер, Альберт Финни и Кристофер Ли. Кто у нас все это испортит дубляжем — пока неизвестно.

«КАЗАНОВА».

Реж. Ласе Холлстрем. США.

Историю знаменитого философа-любовника сняли на месте его главных подвигов — в Венеции. На этот раз в жанре авантюрной комедии в стиле «Фанфан-Тюльпана». Очень шикарно, динамично, часто весело, с хорошими фехтовальными сценами, погонями по крышам, переодеваниями женщин в мужчин и всяческими водевильными недоразумениями. В отличие от парадоксального феллиниевского Казановы-импотента, обреченно несущего бремя своей судьбы, тут Казанова молод, ловок, полон любовных сил и, как ни странно, нерастраченной нежности. Его играет Хит Леджер. Он теперь восходящая звезда и первый любовник Голливуда.

«ГОРБАТАЯ ГОРА».

Реж. Ань Ли. США.

Эта картина с самого начала лидировала по части зрительских симпатий и в конце концов увезла «Золотого льва» — главный приз фестиваля. Это переворот в жанре вестерн: символ американской мужественности оказался подвержен всем человеческим слабостям, включая нетрадиционную ориентацию. Два парня, надев ковбойские шляпы, отправляются в горы пасти овец, спасать их от волков и медведей. Романтика каньонов, бурных потоков, роскошных закатов и свиной тушенки у костра. Тут все и случилось: двое полюбили друг друга. Сначала испугались содеянного, женились, завели детей. Но старая любовь не ржавеет. Все кончится трагично и патетично. Публика была в восторге, жюри, как оказалось, тоже. Среди критиков оказался гомофоб, который и влепил картине кол. Остальные поставили четверки и пятерки.

«СОЧУВСТВИЕ ГОСПОЖЕ МЕСТЬ».

Реж. Парк Чан-вук. Корея.

Парк Чан-вук особенно нашумел фильмом «Олдбой», любимой картиной Квентина Тарантино, ухватившей один из главных призов Каннского фестиваля 2003 года. «Олдбой» — вторая часть его трилогии о мести. Первой было «Сочувствие господину Месть», а теперь, стало быть, вышла часть третья — опять для поклонников южно-корейского натурализма. Красотка Гум Цзя и в тюрьме остается топ-моделью, но, выйдя на свободу, будет страшна в мести своему учителю, с которым у нее какие-то давние счеты. Это как бы «Килл-Билл», но в оригинале и очень всерьез. Хорошая техника ближнего боя, угрожающая атмосфера и много крови.

«НОКДАУН» («ЗОЛУШОК»).

Реж. Рон Хоуард. США.

Реальная история времен Великой депрессии. Боксер Джим Брэддок выиграл чемпионат 1928 года — в народ пошла легенда о Бременском бульдоге. Но потом началась цепь неудач, и вчерашний кумир остался без средств к существованию. Ему понадобилось напряжение всех сил, воли и чувство собственного достоинства, чтобы вернуться на ринг и победить молодого громилу, успевшего убить на ринге двух соперников. Эту роль австралийский «гладиатор», оскароносец Рассел Кроу считает для себя принципиальной: он в юности тоже голодал, зарабатывая на улицах гитарой. Фильм уже прозвали «Рокки-2».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».