Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Венеция творения"

 14 мая в Венеции стартует юбилейное, 50-е по счету биеннале. Арт-мир делает ставку на российских художников.

История с географией

Биеннале — один из главных венецианских праздников. В 2001 году его посетили около 400 тыс. человек. На вернисаж со всего мира приезжают художники, коллекционеры, музейные директора и арт-критики. На биеннале создают репутации, готовят продажи, заводят нужные связи. Цены в гостиницах на время выставки взлетают почти вдвое (гостиницы забиты под завязку, а номер с удобствами на этаже стоит до 100 евро).
Россия давно представляет своих художников в Венеции. В 1907 году здесь устроил русскую выставку Сергей Дягилев. Семь лет спустя на центральной аллее Садов биеннале по проекту Алексея Щусева и на средства миллионера-коллекционера Ханенко было построено небольшое здание в стиле а-ля рюс, в котором открыли экспозицию Бакста, Рериха, Репина, Врубеля и др. В Венецию везли экспортный вариант искусства. В 1920 году это были работы русских эмигрантов-авангардистов, в 1956-м — советских модернистов (Фаворский, Дейнека, Пименов), в 1990-м — молодых Айдан Салаховой и Александра Якута со товарищи.
В этом году в Российский павильон поедут утвержденные Минкультом Сергей Братков, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков и дуэт Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов. Все они участники проекта «Возвращение художника», отобранные куратором Виктором Мизиано. Русское участие не ограничено официальными представителями Министерства культуры. Свои работы представят также Виктор Алимпиев, Мариан Жунин, Вадим Фишкин, Юрий Лейдерман, Андрей Монастырский, Илья Кабаков и Олег Кулик.
Искусство требует…

Русских художников на биеннале награждают редко: в 1991 году было «Почетное упоминание», в 1993-м — главный приз «Золотой лев». Причина в том, что русское современное искусство плохо включено в международный контекст: персональные выставки российских художников в крупных западных музеях были большой редкостью и лишь немногие частные коллекционеры обращали на них свое внимание. Наши соотечественники тоже особого материального интереса к работам авангардистов не проявляли. Впрочем, в последние несколько лет ситуация меняется к лучшему. Начало XXI века стало временем русского арт-бума внутри самой России. Прелесть модерн-арта оценили многие бизнесмены (например, Ольга Слуцкер, президент World Class, Александр Лебедев, президент НРБ, Александр Захаров, бывший гендиректор ММВБ). Сегодня холст знаменитого дуэта Виноградова и Дубоссарского, по словам Ирины Филатовой (галерея «Файн-арт»), стоит от $15 тыс., а цветная ручная графика — от $2500. На Западе цены на их работы поднимаются еще на 30—40%. Так что и организаторы, и сами участники надеются на то, что в этот раз российское участие в биеннале принесет не только моральные дивиденды.
Точный бюджет Венецианского биеннале неизвестен (у каждого национального павильона свое собственное финансирование), но очевидно, что суммы весьма значительные. Например, позапрошлогодний бюджет павильона США составлял $4 млн., а Германии — чуть меньше $2 млн. В этом сравнении наше вложение в искусство кажется мизерным: общая сумма расходов на российский павильон, по словам организаторов, в этом году составит лишь немногим более $200 тыс. Из них, сообщает Виктор Мизиано, Министерство культуры выделило $70 тыс., а Банк Москвы, генеральный спонсор, — все остальное. Организация самой выставки обходится приблизительно в $30 тыс., и около $15 тыс. стоит издание каталога. Остальные деньги пойдут на реставрацию российского павильона, в которой он давно нуждается.
Виктор Мизиано обещает, что, несмотря на скромное финансирование, отечественный павильон будет выглядеть «максимально зрелищно»: огромные китчевые картинки «Типы Москвы» Константина Звездочетова, патетические работы Валерия Кошлякова — великие архитектурные памятники и деятели прошлого, проглядывающие сквозь розово-желтый туман времени, и многое другое. На внимание публики может рассчитывать и новая работа Олега Кулика. Мастер эпатажа покажет пять фигур—символов ХХ века. Модель будет похожа на Наоми Кэмпбелл, актриса — на Бьорк, космонавт — на Юрия Гагарина, а восковой портрет теннисистки — на Курникову. В технологически сложном проекте участвовали скульптор-восковик, дизайнер одежды (Ольга Солдатова), дантист и специалист по вращиванию волос на головы восковых фигур. Стоимость проекта не разглашается. (Спонсором стала компания «Абсолют», пиар-стратегия которой — поддержка современного искусства.)
Отметит ли жюри юбилейного биеннале русских художников, покажет ближайшее время. Сегодня очевидно другое: современное искусство уже превратилось в модное искусство для тех, кто может себе его позволить.
«Грядет настоящий бум на русское искусство»

Галеристка Айдан Салахова впервые попала на Венецианское биеннале как художник, а теперь ездит как эксперт.
«Профиль»: Что такое, по-вашему, Венецианское биеннале?
Айдан Салахова: Точно так же, как вся мировая элита раз в год отправляется на Каннский фестиваль, раз в два года она считает своим долгом приехать в Венецию. Там собираются политики, бизнесмены и богема. Не важно, любят эти люди современное искусство или нет, но не посетить биеннале — моветон.
«П.»: А что это такое лично для вас?
А.С.: Возможность одновременно посмотреть все самое лучшее в современном искусстве, причем один только раз. Ведь каждый художник имеет право выставляться в Венеции один-единственный раз.
«П.»: Влияет ли участие в биеналле на судьбу художников?
А.С.: Привезти свою работу в Венецию — заветная мечта любого художника. На Западе это кроме славы приносит еще и очень большие деньги. Цена картин и инсталляций участников биеннале вырастает до сотен тысяч долларов. Русский арт-рынок пока не так чутко реагировал на это, и нашим художникам доставалась главным образом слава. Это биеннале грозит стать первым, которое приносит еще и большие деньги.
«П.»: Почему?
А.С.: Сейчас спрос у отечественных любителей современного искусства как раз на тех художников, которые будут представлять Россию в Венеции. Например, работы Звездочетова за последний год стали стоить в три раза больше, а будут, я не сомневаюсь, еще дороже.
«П.»: Какие, на ваш взгляд, перспективы у русского современного искусства?
А.С.: Великолепные. Года через 3—4 грядет настоящий бум на русское искусство. Причем он будет не искусственным, как в конце 80-х, когда моду на русских культивировали западные галеристы, а совершенно органичным. Связано это вот с чем: западный художник полностью погружен в личностную проблематику, а отечественное современное искусство переживает за судьбы всего мира. Здорового альтруизма не хватает западному эгоистичному обществу, которое готово заплатить большие деньги за «загадочную русскую душу».

МИХАИЛ СИДЛИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK