Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Верни, я все прощу"

Активная фаза налоговой реформы, то есть собственно снижение налоговой нагрузки, практически закончилась. Однако «тонкая настройка» отдельных ее элементов, похоже, продолжается. Настраивать собираются в том числе и НДС. Точнее, порядок возврата НДС экспортерам.Если о налогах России новейшего времени можно писать романы, то тема возврата НДС тянет на бестселлер. Дело в том, что российские экспортеры, как это принято во всем цивилизованном мире, формально освобождены от уплаты этого налога. Точнее, бюджет обязан вернуть экспортеру ту часть налога, которая уплачена за экспортируемый товар. Именно этот, казалось бы, чисто процедурный нюанс породил огромное количество злоупотреблений. Ряд аналитиков утверждают, что около половины общей суммы возврата НДС (а в нынешнем году бюджет уже вернул экспортерам 215 млрд. рублей) — это деньги, полученные из бюджета путем разного рода фальсификаций.
Фальсификации, как правило, основаны на двух схемах. Первая — лжеэкспорт, то есть товар на самом деле никуда не вывозится, но все необходимые документы, подтверждающие экспорт, в МНС предоставляются.
Вторая — создание длинной цепочки посреднических фирм-однодневок, через которые проводят товар. Где-то на промежуточном этапе какая-нибудь из фирм тихо перестает существовать и НДС в бюджет не выплачивает. А конечный экспортер требует возмещения всего НДС, который он уплатил по документам.
Есть и еще одна тонкость. Дело в том, что возвратить НДС экспортеру должна местная налоговая инспекция. Понятно, что для того, чтобы деньги вернуть, они должны быть у нее на счете. Но зачастую у инспекции этих денег не оказывается и экспортер вынужден ждать их появления. Ожидание иногда затягивается на месяцы и годы.
По данным Министерства по налогам и сборам РФ, в прошлом году к возврату было предъявлено 640 млрд. руб., а возвращено из бюджета — 215 млрд. руб. Требования на 12 млрд. руб. были признаны мошенническими. Остальные 414 млрд. формально считаются долгом МНС перед экспортерами. За девять месяцев этого года заявок поступило на сумму 258 млрд. руб., возвращено 163 млрд. руб. Мошенническими были признаны требования на 23 млрд. руб. Остальные 72 млрд. руб. опять записаны в долги.
Получается, что, по официальным данным, «лжеэкспортерами» являются примерно 10% от общего количества подавших заявки на возврат НДС. Но при этом реально получают деньги назад далеко не все экспортеры. Они сетуют, что практика проволочек с возвратом НДС отнюдь не способствует развитию экспорта. И с этим трудно спорить.
Что упало — то пропало

Впрочем, позицию государства тоже можно понять. Огромное количество злоупотреблений привело к тому, что НДС не возвращается, пока налоговые органы не убедятся в том, что экспортер и все его поставщики являются добропорядочными налогоплательщиками и не нарушают налогового законодательства. Из-за этого процедура возврата НДС сейчас максимально усложнена. Необходимо представить внушительное количество документов: контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы РФ; справку из банка, подтверждающую фактическое получение выручки из-за рубежа, грузовую таможенную декларацию с отметкой таможенного органа; копии транспортных и сопроводительных документов с отметками таможни и т.п.
Предприниматели уверяют, что собрать такое количество документов в короткие сроки невозможно. К тому же налоговики придираются к любой запятой и норовят завернуть документы по формальным причинам. Так что подготовка бумаг может затянуться на неопределенное время. Когда наконец все документы предоставлены, налоговые органы приступают к проверке, которая по закону может длиться до трех месяцев. То есть фактически НДС возвращается не ранее чем через полгода после перемещения товара через границу.
Выбить долг у государства — долгий и трудоемкий процесс, который часто заканчивается судебной тяжбой. Возврат чего-либо противоречит самому духу Министерства по налогам и сборам, созданного для того, чтобы собирать налоги, а не возвращать их обратно. Налоговики стараются отказать или хотя бы задержать возврат денег. Ставится под сомнение, как правило, треть от общего количества обращений по поводу возврата НДС.
В бюджете на возмещение НДС выделяется фиксированная сумма. И мытарям надо в нее уложиться независимо от реального объема экспорта. (Для справки заметим, что в 2002 году при запланированных в бюджете поступлениях от НДС на сумму 773,5 млрд. руб. предполагается возвратить 201 млрд. руб. В 2003 году при ожидаемых поступлениях налога в размере 946,3 млрд. руб. планируется вернуть экспортерам 240 млрд. руб.)
Теоретически, если сумма требований по возврату НДС превышает сумму, заложенную в бюджете, она может быть возвращена только после принятия соответствующих поправок в законе о бюджете, что сложно даже с точки зрения процедурной (прохождение поправки в закон через Думу занимает не менее 3 месяцев). Более того, прецедентов принятия таких поправок нет, и, по словам экспертов бюджетного комитета Госдумы, они вряд ли будут. Казна, да и сами депутаты едва ли согласятся на то, чтобы раздувать расходную часть бюджета уже после его принятия. Тем более если речь идет о выплатах коммерческим компаниям.
Лебедь, рак и щука

Существующая ситуация не устраивает ни государство, ни добросовестных экспортеров. Попытки откорректировать систему возврата НДС ведутся с переменным успехом и с той, и с другой стороны. В частности, в 2000 году процедура возврата налога была значительно усложнена. При МНС была образована соответствующая комиссия, резко возросли требования к документации, необходимой для получения денег.
К успехам бизнеса можно отнести провалившуюся весной этого года попытку налоговиков внести поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие срок проверки документов, подтверждающих возврат НДС, с 3 до 6 месяцев.
Сейчас Министерство экономического развития и торговли, традиционно отзывчивое к пожеланиям крупного бизнеса, подготовило свой проект по упрощению порядка возврата этого налога. Прежде всего, ведомство Германа Грефа предлагает свести к минимуму документы, предоставляемые налоговым органам экспортерами. В Минэкономразвития полагают, что для подтверждения экспорта вполне можно обойтись грузовой таможенной декларацией.
Но подобные предложения вряд ли обрадуют Министерство финансов РФ и МНС, которых вполне устроило бы ужесточение существующего порядка. Минфин в своем докладе, подготовленном к заседанию правительства РФ, посвященному налоговой реформе, предлагает внести поправки в Налоговый кодекс, позволяющие усилить контроль за возмещением НДС организациям-экспортерам. В том числе подчиненные Алексея Кудрина не оставили надежду продлить срок проведения налоговиками проверки документов, необходимых для возврата НДС, до 5 или 6 месяцев.
Обещанного три года ждут…

В ближайшее время вопрос с возвратом НДС едва ли будет решен. Резкие движения в сторону либерализации могут привести к тому, что в бюджет надо будет вносить соответствующие поправки, а это в преддверии нешуточных платежей по внешнему долгу вряд ли возможно. Движения же в сторону ужесточения контроля вряд ли придутся по вкусу бизнесу и МЭРТ, что ставит под сомнение возможность их принятия.
Но косметический ремонт может быть проведен. Предприниматели, в частности, предлагают ввести отмененный в середине 90-х годов статус «традиционного экспортера», т.е. который зарекомендовал себя в качестве честного и добропорядочного. Таким экспортерам порядок возврата НДС может быть упрощен.
По мнению начальника конъюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерия Петрова, проблема возврата НДС может перейти в цивилизованное русло при введении паспорта товара, отслеживающего факт уплаты НДС внутри России на пути к границе.
Финансовый директор ОАО «Северная нефть» Вадим Теремец в интервью «Профилю» сообщил, что решить проблему можно с помощью создания механизма зачета одного федерального платежа другим. Существует и масса других предложений. Например, ввести институт уполномоченных банков, которые отвечали бы перед бюджетом за добросовестность своих клиентов-экспортеров.
Но это — планы. А пока добросовестным экспортерам остается либо очень долго ждать, либо пользоваться услугами многочисленных посреднических фирм, которые за определенное вознаграждение (5—10% от предъявляемой к возврату суммы) берутся освободить их от непростых бюрократических процедур по организации возврата НДС. Злые языки утверждают, что к услугам таких же фирм прибегают и недобросовестные экспортеры. Правда, в этом случае сумма комиссионных вырастает в несколько раз.

ЮЛИЯ МАКСИМОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK