Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Версия для печати"

Печать, как давно и справедливо замечено, — это не только коллективный агитатор и пропагандист. Это еще и серьезный бизнес. Ежегодный оборот на российском рынке печати (газеты, журналы и книги) — около $1 млрд.После распада стройной системы советской полиграфической промышленности и возникновения огромного числа частных типографий практически никто не представляет себе, каково реальное состояние дел в печатной отрасли.
Те или иные данные имеются в Госкомстате и Минпечати. Однако они носят сугубо официальный характер и, по признанию специалистов отрасли, далеко не всегда заслуживают доверия. Собственными данными обладает ряд крупных компаний (в частности, в статье использованы сведения, предоставленные крупнейшим поставщиком полиграфического оборудования в Россию компанией «Гейдельберг СНГ»).
По мере развития полиграфическая отрасль сталкивается сегодня с рядом проблем.
Прежде всего — отсутствие качественной мелованной бумаги, необходимой для выпуска цветных журналов, этикеток и другого полиграфического хай-тека. Только в 2000 году в страну было завезено порядка 70 тыс. тонн мелованной, 35 тыс. тонн этикеточной бумаги, около 85 тыс. тонн высококачественного картона и др. Примерно столько же будет импортировано и в году нынешнем — отечественная промышленность такой продукции просто не производит.
Другая проблема отрасли — серьезное технологическое отставание полиграфического машиностроения: в нашей стране не выпускается современное оборудование для печати, а также расходные материалы для полиграфии необходимого качества.
В наибольшей степени проблема морального и физического устаревания основных фондов касается государственных типографий, где печатается порядка 70% периодических изданий. Модернизация производства здесь закончилась в начале 90-х годов.
По данным Гильдии издателей периодической печати (объединяет 58 издательских домов и издательств, печатающих в общей сложности более 1000 газет, журналов и научных периодических изданий), более 80% машин, установленных на крупнейших полиграфических предприятиях, в основном государственных, неконкурентоспособны либо по возрасту, либо в технологическом отношении.
При этом отечественное полиграфическое машиностроение сегодня в состоянии обеспечить не более 20% потребностей российского рынка в самой современной технике (рулонных офсетных ротационных машинах для газетной печати) и не более 10% потребностей в листовых однокрасочных печатных машинах среднего и малого формата. В итоге обновление мощностей идет очень медленно и наши полиграфисты хронически отстают от западных конкурентов.
Впрочем, несмотря на эти и ряд других проблем, о которых мы расскажем чуть ниже, издательский бизнес процветает.
В черно-белом цвете

Самая большая доля — 72% — в общем объеме производства издательской продукции приходится на долю газет. В 2000 году оборот этого рынка составил $252 млн. Крупнейшими предприятиями здесь являются московские комбинаты «Пресса-1» (бывшая «Правда») и «Московская правда», а также петербургский полиграфический комбинат «Девиз».
Большая часть продаваемых в России газет здесь же и печатается. Лидируют в этом секторе полиграфического рынка мощные комбинаты вроде «Прессы — 1» (бывшая «Правда»), «Московской правды» и т.д.
Львиная доля газет печатается в государственных типографиях, не имеющих достаточных средств на обновление оборудования, которое и морально и физически давно устарело. Именно поэтому после прочтения многих центральных газет, не говоря уже о местных, возникает желание вымыть руки. И дело здесь не в содержании статей — помыть руки хочется в прямом смысле слова, потому как после прочтения ежедневной прессы можно смело идти на дактилоскопию. Отпечатки пальцев будут четкими, как будто опытный сыщик только что откатал их специальным валиком с краской.
Газетный рынок подразделяется на несколько сегментов. Первый — это районные газеты, которые, по словам Евгения Марголина, начальника управления полиграфической промышленности Минпечати, являются самыми устойчивыми с точки зрения востребованности. Несмотря на то, что объем рекламы здесь намного меньше, нежели в изданиях регионального или федерального уровня, да и тиражи редко превышают 10 тыс. экз., спрос именно на «районки» наиболее устойчив. В основном они распространяются по подписке. Один экземпляр такой газеты приходится на 3—4 семьи.
Второй сектор — это рынок региональных изданий, которые существуют по большей части за счет местной власти и размещения рекламы. Всплески и падения тиражей таких изданий зачастую связаны с общественно-политической жизнью, в частности с выборами.
Третий сектор — это общероссийские издания, которые, в сравнении с местными газетами, находятся не в выигрышном положении. Во многом это объясняется тем, что местные новости людям ближе, нежели федеральные, которые можно узнать и из телепрограмм. «Путь к сердцу» провинциала они находят с помощью региональных вкладок, которые существуют в «Комсомольской правде», в «Аргументах и фактах», в «Московском комсомольце» и ряде других изданий. Тем не менее у газет федерального уровня, несмотря на большой тираж, «охват» существенно меньше. Их читают менее четверти семей в провинции, тогда как местную прессу, как уже было сказано, — около трети семей. Это и понятно, ведь стоимость годовой подписки на федеральные издания соизмерима со средней месячной зарплатой жителя «глубинки».
Новости из-за рубежа

Несмотря на то, что цветные журналы занимают лишь 4% от общего объема печатных изданий, их «денежный» вес существенно больше, чем у газет: $330 млн. против $252 млн. Это понятно, ведь и бумага, и сама печать «глянцевых» изданий обходятся во много раз дороже.
Крупнейшими игроками на этом рынке на сегодня являются типографии «АЛМАЗ-пресс» (Москва), ГУИПП «Кострома» и «МДМ» (Санкт-Петербург; к «Группе МДМ» никакого отношения не имеет).
По оценочным данным, в настоящее время в России в год печатается 619 млн. экз. полноцветных журналов. Из них 87%, или 538,5 млн. экз., приходится на цветные издания формата А4 и с числом полос 92. Еще 11% — это дайджесты формата А5 (68 млн. экз. в год, 170 полос). Оставшиеся 2% — издания других форматов (12,3 млн. экз., 102 полосы).
Журнальный рынок отличает самая ожесточенная конкуренция между российскими и зарубежными производителями. И в этой борьбе наши полиграфисты, к сожалению, проигрывают.
Как уже говорилось выше, более 70% российских журналов печатается за границей. В 2000 году в денежном выражении соотношение импорта и собственного производства выглядело так: российское производство — $103 млн. в год, зарубежное — $227 млн. Как утверждают аналитики, по итогам 2001 года доля импорта возрастет еще как минимум на 10%.
Хотя, заметим, за последние несколько лет качество печати целого ряда российских типографий, таких как «АЛМАЗ-пресс», Смоленский полиграфический комбинат, издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», «Московская типография 13» и других, стало вполне конкурентоспособным в сравнении с финскими или словацкими типографиями, где и печатается значительная часть российских журналов. Скажем, в одной из лучших, по признанию многих специалистов, российских типографий — «АЛМАЗ-пресс» — печатается более 150 журналов, таких как «Космо», Men’s Health, Yes, «Базар», «Огонек», Play boy и другие. Однако на сегодня полиграфические комбинаты такого уровня скорее исключение, чем правило, и справиться с печатью всех выпускаемых у нас сегодня полноцветных периодических изданий они попросту не в состоянии.
Впрочем, отсутствие необходимых мощностей — не единственное объяснение, почему большинство отечественных издателей не торопятся возвращаться в родные пенаты. Проблема заключается еще и в российском законодательстве, которое как будто специально «заставляет» печатать журналы за рубежом. Просто потому, что зачастую это дешевле (как такое стало возможным — см. в комментарии председателя комитета Госдумы по информационной политике Константина Ветрова).
В результате основные доходы от печати «глянца» достаются не российским полиграфистам, а их зарубежным конкурентам, что закрепляет конкурентное отставание первых от вторых.
И нет никаких признаков изменения нынешней ситуации к лучшему. Сейчас на одного жителя России приходится всего 4 журнала, в то время как, например, в странах Восточной Европы — 8—10 экз. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы объем выпуска журнальной продукции будет расти. И при этом уточняют — преимущественно за счет изданий, печатающихся за рубежом.
Мы — не читатели

Несмотря на то, что почти каждая вторая книга Восточной Европы издается в России, в общем объеме издательской продукции на долю книг приходится всего 3%. В деньгах, впрочем, это выглядит гораздо внушительнее: «чистый» оборот книжного рынка в прошлом году составил $237 млн., а с учетом издательских и розничных цен — около $538 млн.
Евгений Марголин: «Книжный рынок менее всего ориентирован на импорт. В России издается 93% всех продаваемых у нас книг. За границей же печатается только очень ограниченный «ассортимент» — это качественные альбомы репродукций, подарочные издания, чьи тиражи редко превышают 1 тысячу экземпляров».
Прошедшее десятилетие для российских «книжников» было не самым успешным. Объем тиражей упал с 1,6 млрд. экз. в 1991 до 400 млн. в 1996 году и на этом уровне стабилизировался. Рост наметился лишь в прошлом году, и по итогам года нынешнего суммарный тираж изданных в России книг составит, по прогнозам Минпечати, около 500 млн. экз.
Хотя общий тираж книг, печатаемых в России, и упал примерно вдвое с советских времен, число названий книг и брошюр, напротив, постоянно растет. Так, в 2000 году, по данным Госкомстата, в России было выпущено около 56 тыс. названий, что является самым высоким показателем за всю историю книжного дела в нашей стране.
Тем не менее дальнейшие перспективы книжного рынка не так уж и радужны. Пессимистической точки зрения придерживаются в Минпечати, пророча ему стагнацию. Одна из главных причин состоит в том, что Россия перестает быть самой читающей страной мира.
Евгений Марголин: «Сейчас на одного жителя страны в год приходится 3 изданные книги, включая учебники. Для сравнения: в Германии на сегодня этот показатель — 6 экземпляров, а в скандинавских странах — около 12 экземпляров».
Сейчас свыше 80% книжной продукции приходится на 12 государственных типографий, крупнейшие из которых — «Красный пролетарий», Тверской полиграфический комбинат «Детская литература», Смоленский и Саратовский полиграфические комбинаты, «Первая образцовая типография» (Москва), «Печатный двор» (Петербург), «Ульяновский дом печати», Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты.
Фактическая госмонополия на книжную печать объясняется тем, что рентабельным этот бизнес может быть лишь при высоких тиражах. А необходимые для их выпуска полиграфические мощности находятся как раз у гостипографий.
Рекламное пресыщение

Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка — печать рекламной продукции (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш и т.п.). Сегмент этот молодой, но тем не менее уже сложившийся. Сейчас здесь работает более 4,5 тыс. компаний, абсолютное большинство из которых — частные.
Оценить обороты этого рынка сегодня можно лишь приблизительно, потому как значительная его часть находится «в тени». По данным маркетинговой компании «Рашн паблик рилэйшн групп», общий оборот рынка рекламы в 2000 году в России составил около $1,4 млрд. и 22% от этой суммы, то есть более $300 млн., пришлось на рекламную полиграфию.
Основу этого рынка составляют небольшие предприятия, хотя, как и в любом бизнесе, здесь есть крупные игроки. В Москве это, в частности, «Альфа-дизайн», «Линия-Дизайн», «ПолСтар» и «ЛБЛ».
Сегодня, по словам Дмитрия Лаврика, заместителя генерального директора компании «Альфа-дизайн», рынок рекламной полиграфии близок к насыщению, и через год-полтора наступит его «перегрузка».
То, что уровень конкуренции здесь крайне высок, видно даже по динамике цен на рекламную полиграфию. Скажем, рекламная листовка при тираже 1 тыс. экз. без дизайнерской работы на сегодняшний момент стоит $180—240, тогда как в 1995 году ее цена превышала $500. Тысяча экземпляров плакатов формата А2 сейчас обходится в $400—500, а 5 лет назад — более чем в $800.
В результате уровень рентабельности рекламной печати упал с 30% в середине 90-х годов до 8—10% сегодня.
Похоже, наступает «рекламная пауза». Так, может, в перерыве почитаем?

ЕКАТЕРИНА БОРИСОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK