29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Версия для печати"

Архивная публикация 2001 года: "Версия для печати"

Печать, как давно и справедливо замечено, -- это не только коллективный агитатор и пропагандист. Это еще и серьезный бизнес. Ежегодный оборот на российском рынке печати (газеты, журналы и книги) -- около $1 млрд.После распада стройной системы советской полиграфической промышленности и возникновения огромного числа частных типографий практически никто не представляет себе, каково реальное состояние дел в печатной отрасли.
Те или иные данные имеются в Госкомстате и Минпечати. Однако они носят сугубо официальный характер и, по признанию специалистов отрасли, далеко не всегда заслуживают доверия. Собственными данными обладает ряд крупных компаний (в частности, в статье использованы сведения, предоставленные крупнейшим поставщиком полиграфического оборудования в Россию компанией "Гейдельберг СНГ").
По мере развития полиграфическая отрасль сталкивается сегодня с рядом проблем.
Прежде всего -- отсутствие качественной мелованной бумаги, необходимой для выпуска цветных журналов, этикеток и другого полиграфического хай-тека. Только в 2000 году в страну было завезено порядка 70 тыс. тонн мелованной, 35 тыс. тонн этикеточной бумаги, около 85 тыс. тонн высококачественного картона и др. Примерно столько же будет импортировано и в году нынешнем -- отечественная промышленность такой продукции просто не производит.
Другая проблема отрасли -- серьезное технологическое отставание полиграфического машиностроения: в нашей стране не выпускается современное оборудование для печати, а также расходные материалы для полиграфии необходимого качества.
В наибольшей степени проблема морального и физического устаревания основных фондов касается государственных типографий, где печатается порядка 70% периодических изданий. Модернизация производства здесь закончилась в начале 90-х годов.
По данным Гильдии издателей периодической печати (объединяет 58 издательских домов и издательств, печатающих в общей сложности более 1000 газет, журналов и научных периодических изданий), более 80% машин, установленных на крупнейших полиграфических предприятиях, в основном государственных, неконкурентоспособны либо по возрасту, либо в технологическом отношении.
При этом отечественное полиграфическое машиностроение сегодня в состоянии обеспечить не более 20% потребностей российского рынка в самой современной технике (рулонных офсетных ротационных машинах для газетной печати) и не более 10% потребностей в листовых однокрасочных печатных машинах среднего и малого формата. В итоге обновление мощностей идет очень медленно и наши полиграфисты хронически отстают от западных конкурентов.
Впрочем, несмотря на эти и ряд других проблем, о которых мы расскажем чуть ниже, издательский бизнес процветает.
В черно-белом цвете

Самая большая доля -- 72% -- в общем объеме производства издательской продукции приходится на долю газет. В 2000 году оборот этого рынка составил $252 млн. Крупнейшими предприятиями здесь являются московские комбинаты "Пресса-1" (бывшая "Правда") и "Московская правда", а также петербургский полиграфический комбинат "Девиз".
Большая часть продаваемых в России газет здесь же и печатается. Лидируют в этом секторе полиграфического рынка мощные комбинаты вроде "Прессы -- 1" (бывшая "Правда"), "Московской правды" и т.д.
Львиная доля газет печатается в государственных типографиях, не имеющих достаточных средств на обновление оборудования, которое и морально и физически давно устарело. Именно поэтому после прочтения многих центральных газет, не говоря уже о местных, возникает желание вымыть руки. И дело здесь не в содержании статей -- помыть руки хочется в прямом смысле слова, потому как после прочтения ежедневной прессы можно смело идти на дактилоскопию. Отпечатки пальцев будут четкими, как будто опытный сыщик только что откатал их специальным валиком с краской.
Газетный рынок подразделяется на несколько сегментов. Первый -- это районные газеты, которые, по словам Евгения Марголина, начальника управления полиграфической промышленности Минпечати, являются самыми устойчивыми с точки зрения востребованности. Несмотря на то, что объем рекламы здесь намного меньше, нежели в изданиях регионального или федерального уровня, да и тиражи редко превышают 10 тыс. экз., спрос именно на "районки" наиболее устойчив. В основном они распространяются по подписке. Один экземпляр такой газеты приходится на 3--4 семьи.
Второй сектор -- это рынок региональных изданий, которые существуют по большей части за счет местной власти и размещения рекламы. Всплески и падения тиражей таких изданий зачастую связаны с общественно-политической жизнью, в частности с выборами.
Третий сектор -- это общероссийские издания, которые, в сравнении с местными газетами, находятся не в выигрышном положении. Во многом это объясняется тем, что местные новости людям ближе, нежели федеральные, которые можно узнать и из телепрограмм. "Путь к сердцу" провинциала они находят с помощью региональных вкладок, которые существуют в "Комсомольской правде", в "Аргументах и фактах", в "Московском комсомольце" и ряде других изданий. Тем не менее у газет федерального уровня, несмотря на большой тираж, "охват" существенно меньше. Их читают менее четверти семей в провинции, тогда как местную прессу, как уже было сказано, -- около трети семей. Это и понятно, ведь стоимость годовой подписки на федеральные издания соизмерима со средней месячной зарплатой жителя "глубинки".
Новости из-за рубежа

Несмотря на то, что цветные журналы занимают лишь 4% от общего объема печатных изданий, их "денежный" вес существенно больше, чем у газет: $330 млн. против $252 млн. Это понятно, ведь и бумага, и сама печать "глянцевых" изданий обходятся во много раз дороже.
Крупнейшими игроками на этом рынке на сегодня являются типографии "АЛМАЗ-пресс" (Москва), ГУИПП "Кострома" и "МДМ" (Санкт-Петербург; к "Группе МДМ" никакого отношения не имеет).
По оценочным данным, в настоящее время в России в год печатается 619 млн. экз. полноцветных журналов. Из них 87%, или 538,5 млн. экз., приходится на цветные издания формата А4 и с числом полос 92. Еще 11% -- это дайджесты формата А5 (68 млн. экз. в год, 170 полос). Оставшиеся 2% -- издания других форматов (12,3 млн. экз., 102 полосы).
Журнальный рынок отличает самая ожесточенная конкуренция между российскими и зарубежными производителями. И в этой борьбе наши полиграфисты, к сожалению, проигрывают.
Как уже говорилось выше, более 70% российских журналов печатается за границей. В 2000 году в денежном выражении соотношение импорта и собственного производства выглядело так: российское производство -- $103 млн. в год, зарубежное -- $227 млн. Как утверждают аналитики, по итогам 2001 года доля импорта возрастет еще как минимум на 10%.
Хотя, заметим, за последние несколько лет качество печати целого ряда российских типографий, таких как "АЛМАЗ-пресс", Смоленский полиграфический комбинат, издательско-полиграфическое предприятие "Кострома", "Московская типография 13" и других, стало вполне конкурентоспособным в сравнении с финскими или словацкими типографиями, где и печатается значительная часть российских журналов. Скажем, в одной из лучших, по признанию многих специалистов, российских типографий -- "АЛМАЗ-пресс" -- печатается более 150 журналов, таких как "Космо", Men's Health, Yes, "Базар", "Огонек", Play boy и другие. Однако на сегодня полиграфические комбинаты такого уровня скорее исключение, чем правило, и справиться с печатью всех выпускаемых у нас сегодня полноцветных периодических изданий они попросту не в состоянии.
Впрочем, отсутствие необходимых мощностей -- не единственное объяснение, почему большинство отечественных издателей не торопятся возвращаться в родные пенаты. Проблема заключается еще и в российском законодательстве, которое как будто специально "заставляет" печатать журналы за рубежом. Просто потому, что зачастую это дешевле (как такое стало возможным -- см. в комментарии председателя комитета Госдумы по информационной политике Константина Ветрова).
В результате основные доходы от печати "глянца" достаются не российским полиграфистам, а их зарубежным конкурентам, что закрепляет конкурентное отставание первых от вторых.
И нет никаких признаков изменения нынешней ситуации к лучшему. Сейчас на одного жителя России приходится всего 4 журнала, в то время как, например, в странах Восточной Европы -- 8--10 экз. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы объем выпуска журнальной продукции будет расти. И при этом уточняют -- преимущественно за счет изданий, печатающихся за рубежом.
Мы -- не читатели

Несмотря на то, что почти каждая вторая книга Восточной Европы издается в России, в общем объеме издательской продукции на долю книг приходится всего 3%. В деньгах, впрочем, это выглядит гораздо внушительнее: "чистый" оборот книжного рынка в прошлом году составил $237 млн., а с учетом издательских и розничных цен -- около $538 млн.
Евгений Марголин: "Книжный рынок менее всего ориентирован на импорт. В России издается 93% всех продаваемых у нас книг. За границей же печатается только очень ограниченный "ассортимент" -- это качественные альбомы репродукций, подарочные издания, чьи тиражи редко превышают 1 тысячу экземпляров".
Прошедшее десятилетие для российских "книжников" было не самым успешным. Объем тиражей упал с 1,6 млрд. экз. в 1991 до 400 млн. в 1996 году и на этом уровне стабилизировался. Рост наметился лишь в прошлом году, и по итогам года нынешнего суммарный тираж изданных в России книг составит, по прогнозам Минпечати, около 500 млн. экз.
Хотя общий тираж книг, печатаемых в России, и упал примерно вдвое с советских времен, число названий книг и брошюр, напротив, постоянно растет. Так, в 2000 году, по данным Госкомстата, в России было выпущено около 56 тыс. названий, что является самым высоким показателем за всю историю книжного дела в нашей стране.
Тем не менее дальнейшие перспективы книжного рынка не так уж и радужны. Пессимистической точки зрения придерживаются в Минпечати, пророча ему стагнацию. Одна из главных причин состоит в том, что Россия перестает быть самой читающей страной мира.
Евгений Марголин: "Сейчас на одного жителя страны в год приходится 3 изданные книги, включая учебники. Для сравнения: в Германии на сегодня этот показатель -- 6 экземпляров, а в скандинавских странах -- около 12 экземпляров".
Сейчас свыше 80% книжной продукции приходится на 12 государственных типографий, крупнейшие из которых -- "Красный пролетарий", Тверской полиграфический комбинат "Детская литература", Смоленский и Саратовский полиграфические комбинаты, "Первая образцовая типография" (Москва), "Печатный двор" (Петербург), "Ульяновский дом печати", Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты.
Фактическая госмонополия на книжную печать объясняется тем, что рентабельным этот бизнес может быть лишь при высоких тиражах. А необходимые для их выпуска полиграфические мощности находятся как раз у гостипографий.
Рекламное пресыщение

Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка -- печать рекламной продукции (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш и т.п.). Сегмент этот молодой, но тем не менее уже сложившийся. Сейчас здесь работает более 4,5 тыс. компаний, абсолютное большинство из которых -- частные.
Оценить обороты этого рынка сегодня можно лишь приблизительно, потому как значительная его часть находится "в тени". По данным маркетинговой компании "Рашн паблик рилэйшн групп", общий оборот рынка рекламы в 2000 году в России составил около $1,4 млрд. и 22% от этой суммы, то есть более $300 млн., пришлось на рекламную полиграфию.
Основу этого рынка составляют небольшие предприятия, хотя, как и в любом бизнесе, здесь есть крупные игроки. В Москве это, в частности, "Альфа-дизайн", "Линия-Дизайн", "ПолСтар" и "ЛБЛ".
Сегодня, по словам Дмитрия Лаврика, заместителя генерального директора компании "Альфа-дизайн", рынок рекламной полиграфии близок к насыщению, и через год-полтора наступит его "перегрузка".
То, что уровень конкуренции здесь крайне высок, видно даже по динамике цен на рекламную полиграфию. Скажем, рекламная листовка при тираже 1 тыс. экз. без дизайнерской работы на сегодняшний момент стоит $180--240, тогда как в 1995 году ее цена превышала $500. Тысяча экземпляров плакатов формата А2 сейчас обходится в $400--500, а 5 лет назад -- более чем в $800.
В результате уровень рентабельности рекламной печати упал с 30% в середине 90-х годов до 8--10% сегодня.
Похоже, наступает "рекламная пауза". Так, может, в перерыве почитаем?

Печать, как давно и справедливо замечено, -- это не только коллективный агитатор и пропагандист. Это еще и серьезный бизнес. Ежегодный оборот на российском рынке печати (газеты, журналы и книги) -- около $1 млрд.После распада стройной системы советской полиграфической промышленности и возникновения огромного числа частных типографий практически никто не представляет себе, каково реальное состояние дел в печатной отрасли.

Те или иные данные имеются в Госкомстате и Минпечати. Однако они носят сугубо официальный характер и, по признанию специалистов отрасли, далеко не всегда заслуживают доверия. Собственными данными обладает ряд крупных компаний (в частности, в статье использованы сведения, предоставленные крупнейшим поставщиком полиграфического оборудования в Россию компанией "Гейдельберг СНГ").

По мере развития полиграфическая отрасль сталкивается сегодня с рядом проблем.

Прежде всего -- отсутствие качественной мелованной бумаги, необходимой для выпуска цветных журналов, этикеток и другого полиграфического хай-тека. Только в 2000 году в страну было завезено порядка 70 тыс. тонн мелованной, 35 тыс. тонн этикеточной бумаги, около 85 тыс. тонн высококачественного картона и др. Примерно столько же будет импортировано и в году нынешнем -- отечественная промышленность такой продукции просто не производит.

Другая проблема отрасли -- серьезное технологическое отставание полиграфического машиностроения: в нашей стране не выпускается современное оборудование для печати, а также расходные материалы для полиграфии необходимого качества.

В наибольшей степени проблема морального и физического устаревания основных фондов касается государственных типографий, где печатается порядка 70% периодических изданий. Модернизация производства здесь закончилась в начале 90-х годов.

По данным Гильдии издателей периодической печати (объединяет 58 издательских домов и издательств, печатающих в общей сложности более 1000 газет, журналов и научных периодических изданий), более 80% машин, установленных на крупнейших полиграфических предприятиях, в основном государственных, неконкурентоспособны либо по возрасту, либо в технологическом отношении.

При этом отечественное полиграфическое машиностроение сегодня в состоянии обеспечить не более 20% потребностей российского рынка в самой современной технике (рулонных офсетных ротационных машинах для газетной печати) и не более 10% потребностей в листовых однокрасочных печатных машинах среднего и малого формата. В итоге обновление мощностей идет очень медленно и наши полиграфисты хронически отстают от западных конкурентов.

Впрочем, несмотря на эти и ряд других проблем, о которых мы расскажем чуть ниже, издательский бизнес процветает.

В черно-белом цвете


Самая большая доля -- 72% -- в общем объеме производства издательской продукции приходится на долю газет. В 2000 году оборот этого рынка составил $252 млн. Крупнейшими предприятиями здесь являются московские комбинаты "Пресса-1" (бывшая "Правда") и "Московская правда", а также петербургский полиграфический комбинат "Девиз".

Большая часть продаваемых в России газет здесь же и печатается. Лидируют в этом секторе полиграфического рынка мощные комбинаты вроде "Прессы -- 1" (бывшая "Правда"), "Московской правды" и т.д.

Львиная доля газет печатается в государственных типографиях, не имеющих достаточных средств на обновление оборудования, которое и морально и физически давно устарело. Именно поэтому после прочтения многих центральных газет, не говоря уже о местных, возникает желание вымыть руки. И дело здесь не в содержании статей -- помыть руки хочется в прямом смысле слова, потому как после прочтения ежедневной прессы можно смело идти на дактилоскопию. Отпечатки пальцев будут четкими, как будто опытный сыщик только что откатал их специальным валиком с краской.

Газетный рынок подразделяется на несколько сегментов. Первый -- это районные газеты, которые, по словам Евгения Марголина, начальника управления полиграфической промышленности Минпечати, являются самыми устойчивыми с точки зрения востребованности. Несмотря на то, что объем рекламы здесь намного меньше, нежели в изданиях регионального или федерального уровня, да и тиражи редко превышают 10 тыс. экз., спрос именно на "районки" наиболее устойчив. В основном они распространяются по подписке. Один экземпляр такой газеты приходится на 3--4 семьи.

Второй сектор -- это рынок региональных изданий, которые существуют по большей части за счет местной власти и размещения рекламы. Всплески и падения тиражей таких изданий зачастую связаны с общественно-политической жизнью, в частности с выборами.

Третий сектор -- это общероссийские издания, которые, в сравнении с местными газетами, находятся не в выигрышном положении. Во многом это объясняется тем, что местные новости людям ближе, нежели федеральные, которые можно узнать и из телепрограмм. "Путь к сердцу" провинциала они находят с помощью региональных вкладок, которые существуют в "Комсомольской правде", в "Аргументах и фактах", в "Московском комсомольце" и ряде других изданий. Тем не менее у газет федерального уровня, несмотря на большой тираж, "охват" существенно меньше. Их читают менее четверти семей в провинции, тогда как местную прессу, как уже было сказано, -- около трети семей. Это и понятно, ведь стоимость годовой подписки на федеральные издания соизмерима со средней месячной зарплатой жителя "глубинки".

Новости из-за рубежа


Несмотря на то, что цветные журналы занимают лишь 4% от общего объема печатных изданий, их "денежный" вес существенно больше, чем у газет: $330 млн. против $252 млн. Это понятно, ведь и бумага, и сама печать "глянцевых" изданий обходятся во много раз дороже.

Крупнейшими игроками на этом рынке на сегодня являются типографии "АЛМАЗ-пресс" (Москва), ГУИПП "Кострома" и "МДМ" (Санкт-Петербург; к "Группе МДМ" никакого отношения не имеет).

По оценочным данным, в настоящее время в России в год печатается 619 млн. экз. полноцветных журналов. Из них 87%, или 538,5 млн. экз., приходится на цветные издания формата А4 и с числом полос 92. Еще 11% -- это дайджесты формата А5 (68 млн. экз. в год, 170 полос). Оставшиеся 2% -- издания других форматов (12,3 млн. экз., 102 полосы).

Журнальный рынок отличает самая ожесточенная конкуренция между российскими и зарубежными производителями. И в этой борьбе наши полиграфисты, к сожалению, проигрывают.

Как уже говорилось выше, более 70% российских журналов печатается за границей. В 2000 году в денежном выражении соотношение импорта и собственного производства выглядело так: российское производство -- $103 млн. в год, зарубежное -- $227 млн. Как утверждают аналитики, по итогам 2001 года доля импорта возрастет еще как минимум на 10%.

Хотя, заметим, за последние несколько лет качество печати целого ряда российских типографий, таких как "АЛМАЗ-пресс", Смоленский полиграфический комбинат, издательско-полиграфическое предприятие "Кострома", "Московская типография 13" и других, стало вполне конкурентоспособным в сравнении с финскими или словацкими типографиями, где и печатается значительная часть российских журналов. Скажем, в одной из лучших, по признанию многих специалистов, российских типографий -- "АЛМАЗ-пресс" -- печатается более 150 журналов, таких как "Космо", Men's Health, Yes, "Базар", "Огонек", Play boy и другие. Однако на сегодня полиграфические комбинаты такого уровня скорее исключение, чем правило, и справиться с печатью всех выпускаемых у нас сегодня полноцветных периодических изданий они попросту не в состоянии.

Впрочем, отсутствие необходимых мощностей -- не единственное объяснение, почему большинство отечественных издателей не торопятся возвращаться в родные пенаты. Проблема заключается еще и в российском законодательстве, которое как будто специально "заставляет" печатать журналы за рубежом. Просто потому, что зачастую это дешевле (как такое стало возможным -- см. в комментарии председателя комитета Госдумы по информационной политике Константина Ветрова).

В результате основные доходы от печати "глянца" достаются не российским полиграфистам, а их зарубежным конкурентам, что закрепляет конкурентное отставание первых от вторых.

И нет никаких признаков изменения нынешней ситуации к лучшему. Сейчас на одного жителя России приходится всего 4 журнала, в то время как, например, в странах Восточной Европы -- 8--10 экз. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы объем выпуска журнальной продукции будет расти. И при этом уточняют -- преимущественно за счет изданий, печатающихся за рубежом.

Мы -- не читатели


Несмотря на то, что почти каждая вторая книга Восточной Европы издается в России, в общем объеме издательской продукции на долю книг приходится всего 3%. В деньгах, впрочем, это выглядит гораздо внушительнее: "чистый" оборот книжного рынка в прошлом году составил $237 млн., а с учетом издательских и розничных цен -- около $538 млн.

Евгений Марголин: "Книжный рынок менее всего ориентирован на импорт. В России издается 93% всех продаваемых у нас книг. За границей же печатается только очень ограниченный "ассортимент" -- это качественные альбомы репродукций, подарочные издания, чьи тиражи редко превышают 1 тысячу экземпляров".

Прошедшее десятилетие для российских "книжников" было не самым успешным. Объем тиражей упал с 1,6 млрд. экз. в 1991 до 400 млн. в 1996 году и на этом уровне стабилизировался. Рост наметился лишь в прошлом году, и по итогам года нынешнего суммарный тираж изданных в России книг составит, по прогнозам Минпечати, около 500 млн. экз.

Хотя общий тираж книг, печатаемых в России, и упал примерно вдвое с советских времен, число названий книг и брошюр, напротив, постоянно растет. Так, в 2000 году, по данным Госкомстата, в России было выпущено около 56 тыс. названий, что является самым высоким показателем за всю историю книжного дела в нашей стране.

Тем не менее дальнейшие перспективы книжного рынка не так уж и радужны. Пессимистической точки зрения придерживаются в Минпечати, пророча ему стагнацию. Одна из главных причин состоит в том, что Россия перестает быть самой читающей страной мира.

Евгений Марголин: "Сейчас на одного жителя страны в год приходится 3 изданные книги, включая учебники. Для сравнения: в Германии на сегодня этот показатель -- 6 экземпляров, а в скандинавских странах -- около 12 экземпляров".

Сейчас свыше 80% книжной продукции приходится на 12 государственных типографий, крупнейшие из которых -- "Красный пролетарий", Тверской полиграфический комбинат "Детская литература", Смоленский и Саратовский полиграфические комбинаты, "Первая образцовая типография" (Москва), "Печатный двор" (Петербург), "Ульяновский дом печати", Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты.

Фактическая госмонополия на книжную печать объясняется тем, что рентабельным этот бизнес может быть лишь при высоких тиражах. А необходимые для их выпуска полиграфические мощности находятся как раз у гостипографий.

Рекламное пресыщение


Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка -- печать рекламной продукции (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш и т.п.). Сегмент этот молодой, но тем не менее уже сложившийся. Сейчас здесь работает более 4,5 тыс. компаний, абсолютное большинство из которых -- частные.

Оценить обороты этого рынка сегодня можно лишь приблизительно, потому как значительная его часть находится "в тени". По данным маркетинговой компании "Рашн паблик рилэйшн групп", общий оборот рынка рекламы в 2000 году в России составил около $1,4 млрд. и 22% от этой суммы, то есть более $300 млн., пришлось на рекламную полиграфию.

Основу этого рынка составляют небольшие предприятия, хотя, как и в любом бизнесе, здесь есть крупные игроки. В Москве это, в частности, "Альфа-дизайн", "Линия-Дизайн", "ПолСтар" и "ЛБЛ".

Сегодня, по словам Дмитрия Лаврика, заместителя генерального директора компании "Альфа-дизайн", рынок рекламной полиграфии близок к насыщению, и через год-полтора наступит его "перегрузка".

То, что уровень конкуренции здесь крайне высок, видно даже по динамике цен на рекламную полиграфию. Скажем, рекламная листовка при тираже 1 тыс. экз. без дизайнерской работы на сегодняшний момент стоит $180--240, тогда как в 1995 году ее цена превышала $500. Тысяча экземпляров плакатов формата А2 сейчас обходится в $400--500, а 5 лет назад -- более чем в $800.

В результате уровень рентабельности рекламной печати упал с 30% в середине 90-х годов до 8--10% сегодня.

Похоже, наступает "рекламная пауза". Так, может, в перерыве почитаем?

ЕКАТЕРИНА БОРИСОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама