Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Весомое предложение"

Распространители и издатели прессы недолго воевали с «Почтой России», установившей новую систему тарифов на доставку подписной периодики. Недавно введенные правила игры поддержали все участники семинара Ассоциации распространителей печатной продукции, признав, что прозрачность — шаг к цивилизованному рынку.Рынок подписки — лакомый кусок для бизнеса: его объем, по оценкам ФГУП «Почта России», составляет около $500 млн. в год. Правда, из-за продолжавшегося до недавнего времени хаоса и отсутствия единых правил игры «подписной» сегмент уже давно уступает розничному, стоимость
которого — около $1 млрд.
Снижение подписных тиражей заставило почтовое ведомство — впервые с начала 90-х годов — проявить волю в области унификации тарифов. ФГУП «Почта России» ввело новую методику ценообразования на доставку периодических печатных изданий, что, по замыслам компании, должно привести к предсказуемости рынка, понятным правилам игры и положить конец убыточности многих почтовых учреждений, доставлявших прессу подписчикам. А прелюдией к масштабным планам по перекройке рынка стало вхождение в июле 2005 года всех управлений федеральной почтовой связи (УФПС) в состав единого национального почтового оператора — ФГУП «Почта
России». Объединение ранее независимых региональных почт в общее предприятие было осуществлено под эгидой Мининформсвязи в соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
Надо сказать, ранее даже само слово «система» применительно к ценообразованию на доставку прессы выглядело нелепым допущением. Тарифы на доставку каждое управление почты определяло на свой лад: кто-то привязывал стоимость услуг к периодичности выхода издания, кто-то — к типу СМИ (скажем, подписка на журнал в ряде регионов казалась самым настоящим расточительством), некоторые издательства могли выбить себе скидку у местного почтового подразделения. Но главное, процесс был совсем непрозрачным для «Почты России», издателей, распространителей.
Теперь стоимость услуги по доставке почты в первую очередь будет зависеть от веса: чем тяжелее издание, тем больше придется платить подписчику. Тарифы также дифференцируются в зависимости от географической зоны (учитывается уровень зарплат в регионе) и типа
издания: доставка районного или городского издания будет обходиться подписчику в среднем на 30% дешевле, чем центрального или областного.
Понятно, что из-за введения единой системы определения стоимости услуг почты изменились и тарифы (см. график), причем в трети регионов это вылилось в снижение расценок, в остальных — в повышение. Ряд недовольных таким раскладом издателей — тех, доставка периодики которых подорожала, — некоторое время назад активно критиковали инициативу ФГУП «Почта России». Правда, большинство из них уже поумерили свой пыл. А в середине октября, как рассказал «Профилю» заместитель исполнительного директора Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Николай Фортаков, на выездном семинаре ассоциации все присутствовавшие представители издательских структур и системы распространения одобрили новую тактику «Почты России», единогласно проголосовав за принятие декларации «О рынке подписки на периодические печатные издания в РФ».
«Новая тарифная политика, — говорится в этом документе, — связанная с переходом на прозрачные критерии ценообразования, основана на принципах экономической целесообразности, полностью коррелируется с мировой практикой и создает предпосылки для проведения на всей территории
страны единой ценовой политики в сфере подписки». «Никакого злодейства со стороны почты я не усматриваю, — говорит Александр Чекшин, директор по распространению и продвижению Издательского дома «Комсомольская правда». — Это нормальный рыночный шаг, и к тому же выстраданный: во многих регионах почта несла убытки на подписке из-за «персонального»
подхода на местах. Сейчас же система унифицирована, и шагов вправо-влево быть не может. В подобной ситуации мы бы поступили точно так же».
Позицию самой «Почты России» «Профилю» озвучил первый заместитель гендиректора ФГУП «Почта России» Денис ЧУЙКО.
— Денис Дмитриевич, привел ли переход на новую систему тарифов к падению подписных тиражей, как прогнозировали многие участники рынка?
— Напротив, унификация подписных тарифов дала положительный результат. Из шести регионов — лидеров в области подписки в пяти наблюдается рост подписных тиражей — от 5% до 20%. Это данные первого мониторинга по состоянию на 10 октября (подписка на первое полугодие
2006 года заканчивается в конце декабря. — «Профиль»). Подписные тарифы теперь известны до начала подписной кампании.
— И это при том, что, если верить некоторым издателям, «Почта России» сильно подняла расценки?
— В действительности никакого скачка цен не было. В течение 2005 года мы вообще не повышали тарифы на доставку периодических изданий — решили, что в условиях острой дискуссии о новой схеме подписки это неуместно. Сейчас, когда введена новая система, по нашим расчетам,
средневзвешенный процент изменения цены доставки будет коррелировать с уровнем инфляции и колебаться в районе 10—12%.
— Что еще предприняла «Почта России» для развития института подписки?
— Помимо единой и понятной для всех системы ценообразования принципиально важны еще два момента. Мы хотели уйти от ситуации, когда УФПС издают отдельные каталоги, то есть занимаются непрофильной издательской деятельностью. В области подписки мы — логистическая
компания. Наша задача — доставить прессу клиенту, добившись того, чтобы периодика была у адресата к утреннему чаю или кофе. И мы освободили почтовые филиалы от чуждой им функции: сейчас почта предоставляет информацию в подписные агентства, те ее полноценно обрабатывают и выпускают каталоги.
Кроме того, мы должны были уйти от монополизма на рынке подписки: монополистом выступала «Роспечать», которая приобрела единственного игрока, создававшего хотя бы условную конкуренцию, — компанию АПР. В противовес этому «Почта России» поддерживала альтернативные подписные агентства, такие как АРСМИ, МАП и другие, и добилась того, что на рынке
возникла реальная конкуренция.
— Как сейчас разделены функции между почтой и подписными агентствами?
— Агентства отвечают за формирование и издание каталогов и организацию взаимодействия между почтой и издательством. Иногда подписные агентства также отвечают за доставку прессы до газетно-журнального узла, где-то за это отвечает сам издатель. Почта, в свою очередь, осуществляет прием подписки и доставку от
газетно-журнального узла до потребителя.
— Может ли «Почта России» в полной мере контролировать подписные агентства? Есть ли какие-нибудь рычаги воздействия?
— Главное наше требование: издания должны появляться на газетно-журнальном узле не позднее, чем в розничных точках. А это соблюдается не всегда. Если агентство систематически не выполняет свои обязанности, мы имеем право не заключать с ним договор на следующее полугодие, хотя и разорвать текущее соглашение не вправе.
— Вероятно, запоздание подписных тиражей не единственный пережиток, с которым вы боретесь?
— Разумеется. Подавляющее большинство издателей устанавливают отпускные цены для подписчиков выше, чем для розничных продаж. Хотя это лишено всякой логики: цена должна быть ниже, так как речь идет об авансировании издателя на полгода вперед! И есть вполне конкретный, гарантированный заказ, в то время как в рознице может быть значительный
процент ремиссии (возврат непроданных экземпляров. — «Профиль»). Так, стоимость договора поставки 13-го выпуска «Домашнего доктора» без НДС составляла 3 рубля 90 копеек для розницы и 9 рублей 9 копеек — для подписки. Октябрьский номер «Ровесника» стоил соответственно 14 и 23
рубля. Этот список можно продолжать бесконечно.
Более того, после снижения почтой своих тарифов ряд издателей, как центральных, так и региональных, еще увеличили подписные цены, доведя конечную стоимость для подписчика до прежнего уровня. Так, цена на доставку газеты «Комсомольская правда» в Нижнем Новгороде упала в первом полугодии 2006 года на 40% и подписная цена на газету могла бы составить 681,48 рубля. Однако издание подняло подписную цену на 32%, которая увеличилась с 267,9 до 352,44 рубля. Другой пример: в Красноярском крае снижение тарифа на доставку почтой газеты «Городские
новости» на 7% вызвало увеличение стоимости самого издания на 45%, и подписчики вместо 369,42 рубля вынуждены платить 416,58 рубля. Похожая ситуация и в других регионах.
— Какой процент затрат подписчика приходится на оплату услуг почты и сколько в среднем забирает издатель?
— Среднюю цифру по России привести практически невозможно — это зависит от множества факторов. Для примера могу сказать, что в первой тарифной зоне, в которую входит и Москва, каталожная стоимость «Собеседника» составляет 26 рублей и 20 рублей — услуги почты. Для
журнала «Вокруг света» — 96 рублей и 29 рублей соответственно.
— Почему было решено уравнять тарифы на доставку для юридических и физических лиц?
— Корпоративные подписчики составляют сейчас около 35—40% в общем объеме тиражей, доля таких клиентов быстро растет и со временем, вполне возможно, достигнет 50%. Как правило, юридические лица — своего рода «мелкооптовые» клиенты. И было бы странно продавать оптом дороже, чем в розницу.
— Если раньше многие отделения почты работали в убыток, то как ставится задача сейчас: работать в ноль или получать прибыль?
— Есть страны, где доставка прессы дотируется государством — такова позиция местных правительств. В России доставка прессы почтой — коммерческая услуга, и перед «Почтой России» стоит задача получать прибыль от доставки печатной продукции. Но при этом на нас лежит большая социальная ответственность: есть регионы, районы, где никто, кроме почты, никакую прессу не доставит. И мы не имеем права получать сверхприбыль. Так как сам институт подписки находится не в лучшей форме, мы должны его развивать и за несколько лет привести в нормальное состояние.
— Какая рентабельность является для вас приемлемой?
— Нам бы хотелось, чтобы все основные блоки «Почты России» имели рентабельность в районе 10%. Но для полноценного развития института подписки требуется более высокий уровень — 15—20%. Только тогда мы сможем не только платить зарплаты и поддерживать распространение, но и
совершенствовать систему мотивации персонала, обустраивать рабочие места, развивать логистику и др. Судите сами: мы сейчас ежеквартально реконструируем порядка 500—600 отделений почты. Казалось бы, огромная цифра, а на самом деле — лишь малая толика в общем объеме: у нас более 40 тыс. отделений.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK