28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Вход в Россию – только через Кремль"

Архивная публикация 2006 года: "Вход в Россию – только через Кремль"

В четверг правительство планирует рассмотреть законопроект об условиях доступа иностранцев к российским стратегическим отраслям. До сих пор не ясно, кто победил в войне концепций — либеральный МЭРТ или Минпромэнерго.Всю неделю в министерствах будет идти доработка окончательного варианта. По информации «Профиля», от уже согласованных пунктов нового законопроекта потенциальным инвесторам не стоит ждать ничего хорошего.
Работа над законопроектом затянулась почти на год. Началась она в мае прошлого года, после того как президент, выступая с Посланием к Федеральному собранию, потребовал от правительства установить четкие правила доступа иностранцев в стратегические отрасли. По первоначальным, оптимистичным планам внести законопроект в Думу кабинет министров должен был к 1 ноября 2005 года, однако сроки все переносились. Чиновники правительства никак не могли согласовать между собой единый вариант законопроекта.
Война концепций
Разработка законопроекта была поручена Минпромэнерго, МЭРТу и Минприроды. Быстрее всех определилось ведомство Юрия Трутнева. В частности, Минприроды определило три критерия, по которым участки российских недр могут быть отнесены к стратегическим. Во-первых, на таком участке можно добывать дефицитные полезные ископаемые. А именно: уран, алмазы, особо чистый кварц и редкие земли иттриевой группы. Во-вторых, если на участке находится предприятие оборонного комплекса. Еще один критерий — наличие в пределах участка недр запасов стратегических видов полезных ископаемых. В частности, к категории стратегических могут быть отнесены месторождения с запасами нефти свыше 150 млн. тонн, запасами газа — свыше 1 трлн. кубометров, меди — свыше 10 млн. тонн. Стратегическими Минприроды предложило признать пять месторождений: нефтяные месторождения им. А. Титова и им. Р. Требса, Чаяндинское нефтегазовое месторождение, месторождение коренного золота Сухой Лог и медное месторождение Удокан.
Основной спорный пункт — принцип согласования сделок. Министр экономического развития Герман Греф всегда настаивал на минимальном участии чиновников в определении судьбы стратегических отраслей. Если схематично, то предложения МЭРТа заключались в том, что не должно быть никаких согласований иностранцев с чиновниками — есть четкие критерии, по которым предприятие относится к стратегическим, а следовательно, допуск иностранцев туда ограничен. Ведомство Виктора Христенко предложило более гибкий подход. Определяются отрасли стратегического значения, однако если иностранец желает приобрести более 50% акций стратегического предприятия, он подает заявку в уполномоченный орган. Затем на уровне правительства решается вопрос о допуске инвестора. По информации «Профиля», разработанная Минпромэнерго концепция не устроила администрацию президента, в частности его правовое управление. Там пожелали, чтобы в правительстве согласовывали сделки не только о покупке 50% акций, но и если доля акционерного капитала позволяет «блокировать любые решения», а это 25% акций.
В принципиальном вопросе о так называемом разрешительном доступе к стратегическим активам МЭРТу пришлось уступить. Решение о допуске иностранцев в течение трех месяцев должен принять кабинет министров. Долго обсуждали и то, за кем будет последнее слово. Сначала в Минпромэнерго последней инстанцией записали председателя правительства — в настоящее время им является Михаил Фрадков. Потом возникла идея, что все-таки последнее слово должно быть за президентом. Похоже, так и запишут.
По списку
Сдав вопрос о разрешительном доступе, МЭРТ намерен бороться за сужение списка стратегических отраслей. «На наш взгляд, это должен быть минимальный перечень», — сказал на прошлой неделе глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Сейчас стратегическими предложено признать 39 отраслей. Это авиационная отрасль, разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, отрасли, связанные с эксплуатацией ядерных установок. В закрытый список входят также создание, производство и эксплуатация космической техники, оказание услуг в условиях естественной монополии, производство взрывчатых материалов промышленного назначения. По словам Аркадия Дворковича, государство должно ограничить иностранные компании не по формальному признаку, а по их реальному влиянию на управление российскими компаниями. «Формально иностранным акционерам может принадлежать меньше контрольного пакета совместного предприятия, однако в соответствии с пунктами устава совместного предприятия в реальности они определяют направление деятельности СП», — заявил он. Принцип определения реального управления в корпоративной практике весьма размыт. Именно поэтому президент и правительство могут отказать инвестору, пожелавшему, к примеру, приобрести 10% акций, только потому, что у чиновников «есть основание думать», что через различные корпоративные схемы он в итоге купит 50%.
По мнению экспертов, излишняя забюрократизированность в принятии решений об инвестировании не самым лучшим образом скажется на притоке инвестиций. «Если будут определены только какие-то общие аспекты и многие вещи будут решаться в зависимости от каждого конкретного случая, то это оставит значительную степень неопределенности в процессе принятия решений, — говорит главный экономист UFG Ярослав Лисоволик. — Если у чиновников появится возможность влиять на процесс, то это приведет к нарушению принципов недискриминации». Строго говоря, список отраслей можно было и не составлять. Если у чиновников есть основание думать одно, они примут положительное решение, если есть основание думать другое — отрицательное.
Топ-сделки по прямым иностранным инвестициям в Россию в 2005 году



ИнвесторОбъектСумма ($ млн.)ОтрасльДоля капитала (%)
Siеmens«Силовые машины»93Машиностроение20,62
EADSНПК «Иркут»70ВПК10
Evraz Group SA, Люксембург«Южкузбассуголь»675Угольная50
Petroneft Resources, Ирландия«Стимул-Т»Нефтяная20
BBN«Ярпиво»200—240Алкоголь26,4
Tele2 AB, Швеция«Липецк Мобайл»Телекоммуникации94
Intel Capital«Акелла»Телекоммуникации30
EBRDХансабанк15Финансы15
Urals Energy«Динью»70Нефтяная
Citigroup Venture CapitalНациональная логистическая компания50Логистика38
ConocoPhillips«ЛУКОЙЛ»2200 (оценка)Нефтяная4,8 (с увеличением до 16)
Sibir Energy«Эвикхон»30Нефтяная8
Mitsui«Нерюнгриуголь»70Угольная30
Sosiete Generale«ДельтаКредит»100Финансы100
HeinekenПИТ560Алкоголь100
Heineken«Степан Разин»100 (оценка)Алкоголь100
Heineken«Патра»Алкоголь100
IntesaКМБ-Банк90Финансы75% + 1 акция
Прочерк — нет данных.
Источник: UFG Research еstimates, «Профиль».

В четверг правительство планирует рассмотреть законопроект об условиях доступа иностранцев к российским стратегическим отраслям. До сих пор не ясно, кто победил в войне концепций — либеральный МЭРТ или Минпромэнерго.Всю неделю в министерствах будет идти доработка окончательного варианта. По информации «Профиля», от уже согласованных пунктов нового законопроекта потенциальным инвесторам не стоит ждать ничего хорошего.

Работа над законопроектом затянулась почти на год. Началась она в мае прошлого года, после того как президент, выступая с Посланием к Федеральному собранию, потребовал от правительства установить четкие правила доступа иностранцев в стратегические отрасли. По первоначальным, оптимистичным планам внести законопроект в Думу кабинет министров должен был к 1 ноября 2005 года, однако сроки все переносились. Чиновники правительства никак не могли согласовать между собой единый вариант законопроекта.

Война концепций

Разработка законопроекта была поручена Минпромэнерго, МЭРТу и Минприроды. Быстрее всех определилось ведомство Юрия Трутнева. В частности, Минприроды определило три критерия, по которым участки российских недр могут быть отнесены к стратегическим. Во-первых, на таком участке можно добывать дефицитные полезные ископаемые. А именно: уран, алмазы, особо чистый кварц и редкие земли иттриевой группы. Во-вторых, если на участке находится предприятие оборонного комплекса. Еще один критерий — наличие в пределах участка недр запасов стратегических видов полезных ископаемых. В частности, к категории стратегических могут быть отнесены месторождения с запасами нефти свыше 150 млн. тонн, запасами газа — свыше 1 трлн. кубометров, меди — свыше 10 млн. тонн. Стратегическими Минприроды предложило признать пять месторождений: нефтяные месторождения им. А. Титова и им. Р. Требса, Чаяндинское нефтегазовое месторождение, месторождение коренного золота Сухой Лог и медное месторождение Удокан.

Основной спорный пункт — принцип согласования сделок. Министр экономического развития Герман Греф всегда настаивал на минимальном участии чиновников в определении судьбы стратегических отраслей. Если схематично, то предложения МЭРТа заключались в том, что не должно быть никаких согласований иностранцев с чиновниками — есть четкие критерии, по которым предприятие относится к стратегическим, а следовательно, допуск иностранцев туда ограничен. Ведомство Виктора Христенко предложило более гибкий подход. Определяются отрасли стратегического значения, однако если иностранец желает приобрести более 50% акций стратегического предприятия, он подает заявку в уполномоченный орган. Затем на уровне правительства решается вопрос о допуске инвестора. По информации «Профиля», разработанная Минпромэнерго концепция не устроила администрацию президента, в частности его правовое управление. Там пожелали, чтобы в правительстве согласовывали сделки не только о покупке 50% акций, но и если доля акционерного капитала позволяет «блокировать любые решения», а это 25% акций.

В принципиальном вопросе о так называемом разрешительном доступе к стратегическим активам МЭРТу пришлось уступить. Решение о допуске иностранцев в течение трех месяцев должен принять кабинет министров. Долго обсуждали и то, за кем будет последнее слово. Сначала в Минпромэнерго последней инстанцией записали председателя правительства — в настоящее время им является Михаил Фрадков. Потом возникла идея, что все-таки последнее слово должно быть за президентом. Похоже, так и запишут.

По списку

Сдав вопрос о разрешительном доступе, МЭРТ намерен бороться за сужение списка стратегических отраслей. «На наш взгляд, это должен быть минимальный перечень», — сказал на прошлой неделе глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Сейчас стратегическими предложено признать 39 отраслей. Это авиационная отрасль, разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, отрасли, связанные с эксплуатацией ядерных установок. В закрытый список входят также создание, производство и эксплуатация космической техники, оказание услуг в условиях естественной монополии, производство взрывчатых материалов промышленного назначения. По словам Аркадия Дворковича, государство должно ограничить иностранные компании не по формальному признаку, а по их реальному влиянию на управление российскими компаниями. «Формально иностранным акционерам может принадлежать меньше контрольного пакета совместного предприятия, однако в соответствии с пунктами устава совместного предприятия в реальности они определяют направление деятельности СП», — заявил он. Принцип определения реального управления в корпоративной практике весьма размыт. Именно поэтому президент и правительство могут отказать инвестору, пожелавшему, к примеру, приобрести 10% акций, только потому, что у чиновников «есть основание думать», что через различные корпоративные схемы он в итоге купит 50%.

По мнению экспертов, излишняя забюрократизированность в принятии решений об инвестировании не самым лучшим образом скажется на притоке инвестиций. «Если будут определены только какие-то общие аспекты и многие вещи будут решаться в зависимости от каждого конкретного случая, то это оставит значительную степень неопределенности в процессе принятия решений, — говорит главный экономист UFG Ярослав Лисоволик. — Если у чиновников появится возможность влиять на процесс, то это приведет к нарушению принципов недискриминации». Строго говоря, список отраслей можно было и не составлять. Если у чиновников есть основание думать одно, они примут положительное решение, если есть основание думать другое — отрицательное.

Топ-сделки по прямым иностранным инвестициям в Россию в 2005 году



ИнвесторОбъектСумма ($ млн.)ОтрасльДоля капитала (%)
Siеmens«Силовые машины»93Машиностроение20,62
EADSНПК «Иркут»70ВПК10
Evraz Group SA, Люксембург«Южкузбассуголь»675Угольная50
Petroneft Resources, Ирландия«Стимул-Т»Нефтяная20
BBN«Ярпиво»200—240Алкоголь26,4
Tele2 AB, Швеция«Липецк Мобайл»Телекоммуникации94
Intel Capital«Акелла»Телекоммуникации30
EBRDХансабанк15Финансы15
Urals Energy«Динью»70Нефтяная
Citigroup Venture CapitalНациональная логистическая компания50Логистика38
ConocoPhillips«ЛУКОЙЛ»2200 (оценка)Нефтяная4,8 (с увеличением до 16)
Sibir Energy«Эвикхон»30Нефтяная8
Mitsui«Нерюнгриуголь»70Угольная30
Sosiete Generale«ДельтаКредит»100Финансы100
HeinekenПИТ560Алкоголь100
Heineken«Степан Разин»100 (оценка)Алкоголь100
Heineken«Патра»Алкоголь100
IntesaКМБ-Банк90Финансы75% + 1 акция
Прочерк — нет данных.
Источник: UFG Research еstimates, «Профиль».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама