23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Виктор Семенов. Будем сажать"

Архивная публикация 2000 года: "Виктор Семенов. Будем сажать"

Что будет представлять собой эта структура, "Профилю" рассказал депутат Государственной думы, экс-министр сельского хозяйства Виктор СЕМЕНОВ.Виктор Семенов: Проблема реструктуризации сельхозпредприятий стоит очень остро. В последние годы большинство предприятий сектора накопили многомиллионные задолженности, у них практически нет оборотных средств. Основная часть из них сейчас сидит "на картотеке", счета заблокированы.
Соответственно, предприятия не могут нормально работать, в АПК, как нигде больше, распространены бартерные схемы, которые невыгодны прежде всего сельхозпроизводителям. Кстати, значительная часть задолженностей -- это долги перед бюджетом, внебюджетными фондами, пени, штрафы и т.п. Очевидно, что с этими долгами большинство предприятий расплатиться не смогут никогда. Так что необходимость создания структуры, которая решала бы эти проблемы, очевидна.
"П.": Кто и как будет создавать эту структуру?
В.С.: Агентство (видимо, так, по аналогии с АРКО, будет называться новая организация) должно быть создано с участием Минсельхозпрода, Россельхозбанка, Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка и Федеральной службы по делам о несостоятельности.
"П.": Какие задачи будет решать эта организация?
В.С.: Она призвана выработать схемы санации и реструктуризации предприятий и стать одним из основных механизмов государственного финансирования АПК. Здесь существует несколько подходов: если должник находится в относительно "живом" состоянии и способен на текущие платежи, агентство совместно с Россельхозбанком помогает создать новое предприятие, в которое переводятся основные производственные активы. С кредиторами договариваются о том, какую часть долгов это новое предприятие принимает на себя. Параллельно можно провести реорганизацию управления и т.п. Старое же предприятие банкротится, а в новое, свободное от долгов, с помощью агентства привлекается финансирование.
Если же предприятие абсолютно бесперспективно, агентство может выкупить его у кредиторов, санировать и продать или передать эффективным собственникам по частям. Работа эта крайне сложная и специфическая, требующая зачастую индивидуального подхода. Бездумно распространять на сельское хозяйство существующие механизмы банкротства нельзя.
"П.": Получается, что существующие в стране законы в сельском хозяйстве не действуют?
В.С.: Сельское хозяйство -- это не только бизнес, но и образ жизни. Там нет альтернативы в плане занятости, и просто так уволить работника нельзя. Другой работы просто нет. Идея агентства направлена на то, чтобы помочь эффективным производствам работать, расширить их влияние на рынок за счет тех, которые не способны или не хотят вести производство.
Есть масса примеров, когда председатель ездит на новой иномарке, а хозяйство -- в полном загоне. Здесь задача государства в лице, в частности, того же агентства не только убрать неэффективно управляющих менеджеров, но и попросить компетентные органы разобраться. И обеспечить передачу хозяйства эффективному собственнику.
"П.": Какова, по вашему мнению, должна быть роль государства в регулировании сельскохозяйственной отрасли?
В.С.: Рынок, особенно аграрный, без госрегулирования в области таможенно-тарифной политики, в области ценообразования, в области управления собственностью развиваться не может. Это известно. Новая же идея заключается в том, чтобы передать ряд государственных полномочий и функций отраслевым союзам и ассоциациям. Они должны обеспечивать обратную связь между государством и субъектами рынка. Для этого предлагается повысить роль союзов, степень их влиятельности. Авторы проекта исходили из совершенно здравой идеи о том, что государство при нынешнем состоянии экономики не может позволить себе существенно увеличить финансирование АПК, с одной стороны, и не имеет реальных рычагов для глобального управления всем комплексом -- с другой. А союзы и ассоциации -- это единственные жизнеспособные и имеющие экономический смысл объединения внутри отрасли.
"П.": Каким образом с помощью союзов можно увеличить финансирование сельского хозяйства?
В.С.: Кроме государственной поддержки, существуют частные инвестиции. Авторы документа совершенно правы в том, что именно перерабатывающая промышленность, где появились реальные деньги, должна стать основным инвестором сельхозпредприятий. Ведь это ее сырьевая база.
Предлагается разрешить переработчикам уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму, потраченную на инвестиции в свою сырьевую базу -- то есть непосредственно в хозяйства, которые выращивают пшеницу, разводят коров, кур и т.д.
Кстати, именно крупные союзы переработчиков могут помочь государству решить еще одну проблему -- полное отсутствие объективной и структурированной информации о состоянии всего АПК. А развитие информатизации -- один из залогов прихода инвестиций. Трудно представить себе инвестора, особенно частного, который не знает, во что вкладывает деньги.

Что будет представлять собой эта структура, "Профилю" рассказал депутат Государственной думы, экс-министр сельского хозяйства Виктор СЕМЕНОВ.Виктор Семенов: Проблема реструктуризации сельхозпредприятий стоит очень остро. В последние годы большинство предприятий сектора накопили многомиллионные задолженности, у них практически нет оборотных средств. Основная часть из них сейчас сидит "на картотеке", счета заблокированы.

Соответственно, предприятия не могут нормально работать, в АПК, как нигде больше, распространены бартерные схемы, которые невыгодны прежде всего сельхозпроизводителям. Кстати, значительная часть задолженностей -- это долги перед бюджетом, внебюджетными фондами, пени, штрафы и т.п. Очевидно, что с этими долгами большинство предприятий расплатиться не смогут никогда. Так что необходимость создания структуры, которая решала бы эти проблемы, очевидна.

"П.": Кто и как будет создавать эту структуру?

В.С.: Агентство (видимо, так, по аналогии с АРКО, будет называться новая организация) должно быть создано с участием Минсельхозпрода, Россельхозбанка, Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка и Федеральной службы по делам о несостоятельности.

"П.": Какие задачи будет решать эта организация?

В.С.: Она призвана выработать схемы санации и реструктуризации предприятий и стать одним из основных механизмов государственного финансирования АПК. Здесь существует несколько подходов: если должник находится в относительно "живом" состоянии и способен на текущие платежи, агентство совместно с Россельхозбанком помогает создать новое предприятие, в которое переводятся основные производственные активы. С кредиторами договариваются о том, какую часть долгов это новое предприятие принимает на себя. Параллельно можно провести реорганизацию управления и т.п. Старое же предприятие банкротится, а в новое, свободное от долгов, с помощью агентства привлекается финансирование.

Если же предприятие абсолютно бесперспективно, агентство может выкупить его у кредиторов, санировать и продать или передать эффективным собственникам по частям. Работа эта крайне сложная и специфическая, требующая зачастую индивидуального подхода. Бездумно распространять на сельское хозяйство существующие механизмы банкротства нельзя.

"П.": Получается, что существующие в стране законы в сельском хозяйстве не действуют?

В.С.: Сельское хозяйство -- это не только бизнес, но и образ жизни. Там нет альтернативы в плане занятости, и просто так уволить работника нельзя. Другой работы просто нет. Идея агентства направлена на то, чтобы помочь эффективным производствам работать, расширить их влияние на рынок за счет тех, которые не способны или не хотят вести производство.

Есть масса примеров, когда председатель ездит на новой иномарке, а хозяйство -- в полном загоне. Здесь задача государства в лице, в частности, того же агентства не только убрать неэффективно управляющих менеджеров, но и попросить компетентные органы разобраться. И обеспечить передачу хозяйства эффективному собственнику.

"П.": Какова, по вашему мнению, должна быть роль государства в регулировании сельскохозяйственной отрасли?

В.С.: Рынок, особенно аграрный, без госрегулирования в области таможенно-тарифной политики, в области ценообразования, в области управления собственностью развиваться не может. Это известно. Новая же идея заключается в том, чтобы передать ряд государственных полномочий и функций отраслевым союзам и ассоциациям. Они должны обеспечивать обратную связь между государством и субъектами рынка. Для этого предлагается повысить роль союзов, степень их влиятельности. Авторы проекта исходили из совершенно здравой идеи о том, что государство при нынешнем состоянии экономики не может позволить себе существенно увеличить финансирование АПК, с одной стороны, и не имеет реальных рычагов для глобального управления всем комплексом -- с другой. А союзы и ассоциации -- это единственные жизнеспособные и имеющие экономический смысл объединения внутри отрасли.

"П.": Каким образом с помощью союзов можно увеличить финансирование сельского хозяйства?

В.С.: Кроме государственной поддержки, существуют частные инвестиции. Авторы документа совершенно правы в том, что именно перерабатывающая промышленность, где появились реальные деньги, должна стать основным инвестором сельхозпредприятий. Ведь это ее сырьевая база.

Предлагается разрешить переработчикам уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму, потраченную на инвестиции в свою сырьевую базу -- то есть непосредственно в хозяйства, которые выращивают пшеницу, разводят коров, кур и т.д.

Кстати, именно крупные союзы переработчиков могут помочь государству решить еще одну проблему -- полное отсутствие объективной и структурированной информации о состоянии всего АПК. А развитие информатизации -- один из залогов прихода инвестиций. Трудно представить себе инвестора, особенно частного, который не знает, во что вкладывает деньги.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».