24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Вилка слева"

Архивная публикация 2008 года: "Вилка слева"

При слове «культура» рука сама тянется к вилке.И я ее, как и многие соотечественники, перекладываю в левую руку. А в правую беру не всегда употребляемый при повседневном питании нож. Потому что, когда с вилкой и ножом — это культура. Когда вилок несколько, и ножей несколько, и ложки разных размеров — это как бы верх цивилизованности. В детстве и отрочестве меня этому специально учили. Особенно долго я мучился даже не столько со сложной общечеловеческой проблемой «нож и рыба», сколько с тем, как есть шашлыки или чебуреки. Никакого ножа и вилки эти суверенные объекты национальной кухни не предполагали. Предполагали действие рук и зубов. А как быть с пловом, самсой и бешбармаком? Что делать с манты? Надо ли есть пельмени ножом и вилкой?

Вот над чем я думал перед тем, как встретиться в эфире «Русской службы новостей» с председателем Центризбиркома Владимиром Чуровым и руководителем Роскультуры Михаилом Швыдким. Потому что договорились мы побеседовать о культуре выборов, а говоря шире, вообще о политической культуре страны.

Я начал разговор с высококультурными соотечественниками (один — главный по культуре и кинематографу, а второй — вообще питерец) с запаха пирожков. Ну, ни в какую демократическую модель ОБСЕ и цивилизационные общеевропейские стандарты БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) у меня этот запах домашней сдобы не вписывался. А пришел на избирательный участок, вдохнул, и так тепло стало…

Но Михаил Ефимович Швыдкой назвал мое с Чуровым восхищение пирожками (я люблю с картошкой, а председатель Центризбиркома неоднократно подчеркивал на пресс-конференциях, что с рисом) дизайнерскими радостями. К ним же он отнес и внешний вид урн, женщин на избирательных участках и весь буфет. А что на самом деле для него важно в культуре выборов, так это вообще сами выборы. Потому что «сама возможность выборов — это знак того, что общество проделало какой-то цивилизационный и исторический процесс. Это очень важно. Сам факт выборов — это продукт культуры».

И Чуров, забыв про пирожки, решительно поддержал Швыдкого. «Если мы говорим о культуре выборов, — сказал он, — то эта внешняя сторона на самом деле — одна из самых незначительных. Этим можно заниматься тогда, когда уже вся избирательная система отлажена. И, собственно говоря, организация выборов в России сейчас достаточно совершенная, и мы можем говорить уже о том, что можно расширять помещения для голосования, нужно думать об их оформлении, об удобстве и комфорте избирателей». Но гораздо важнее то, что сказал Михаил Ефимович: «Это общая политическая культура, которая привела к возможности проведения регулярных открытых, свободных выборов. На второе место я бы поставил уже следующий уровень политической культуры, а именно — культуру борьбы и культуру признания результатов выборов».

Передача шла в прямом эфире, и я подумал, что сейчас они отвлекутся на армянские события. Они отвлеклись и стали сетовать на то, как тяжело восприняла армянская оппозиционная общественность итоги президентских выборов. Есть даже убитые и раненые. А несколько лет назад в еще более неоднозначной ситуации между кандидатом Гором и кандидатом Бушем, когда преимущество определялось лишь несколькими голосами выборщиков, в США никаких эксцессов не было. То есть никто стекла не бил и никого не убивал. Демократия. Культура выборов.

А вот в Армении, а вот на Украине, и вот в Грузии…

«Демократия — это вам не лобио кушать», — вспомнил я полюбившуюся мне тбилисскую фразу. А потом вспомнил, что именно американцы и придумали для стран СНГ этот дурацкий демократический прием — выходить после выборов на площади и улицы и опротестовывать результаты голосования. Сидели на берегах Потомака и сочиняли:

— Какой у нас цвет в этом году моден? Оранжевый? Пусть у них будет «оранжевая» революция. Все в оранжевых маечках и бьют в гарлемские железные бочки. Класс! А грузины пусть ходят с розами. Очень театрально. Бородатые, небритые мачо, и у каждого в руке по розочке. А у киргизов какой цветок популярен? Где вообще эта Киргизия? В горах? Тогда тюльпаны. Круто!

Демократия с салфетками на коленях — это как бы для них. А для других, конечно же, марши несогласных.

Я больше, чем уверен, что не в армянских и не в украинских традициях бить друг друга по кумполу в случае несогласия с итогами голосования. И если их не науськивать, то они вполне согласятся, что не устраивающий оппозицию итог — это тоже итог. Демократия — власть большинства. А большинство — это грузинские и армянские селяне, работяги Донбасса и Крыма, а не только львовские завсегдатаи кофеен, тбилисские философы и работники Матенадарана. Выйдите из кофеен, убедите работяг, и они проголосуют за вашего интеллигентного кандидата. А так они будут выбирать того, кто им сегодня понятнее, в ком они уверены, и как им проще.

Политическая культура — это не умение разобраться, для чего вилка с тремя зубцами, а для чего — с четырьмя. В странах, где предпочитают жаренное на шампурах мясо, плов в казане, борщ, пельмени и каши, это не самое необходимое знание. Мы будем есть как удобно, как привычно, чтобы рисинки не проскальзывали между тремя зубцами.

Накрыть стол по всем правилам этикета? Да, пожалуйста. Умеем. Хоть с розетками для салфеток, хоть с декоративными свечами. Только это наше право выбирать, как есть блюда нашей национальной кухни. У нас есть выбор. Это главное. А уж выберем сами. Исходя из наших «когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций относительно политической системы».

Лично я уберу ненужные приборы.

При слове «культура» рука сама тянется к вилке.И я ее, как и многие соотечественники, перекладываю в левую руку. А в правую беру не всегда употребляемый при повседневном питании нож. Потому что, когда с вилкой и ножом — это культура. Когда вилок несколько, и ножей несколько, и ложки разных размеров — это как бы верх цивилизованности. В детстве и отрочестве меня этому специально учили. Особенно долго я мучился даже не столько со сложной общечеловеческой проблемой «нож и рыба», сколько с тем, как есть шашлыки или чебуреки. Никакого ножа и вилки эти суверенные объекты национальной кухни не предполагали. Предполагали действие рук и зубов. А как быть с пловом, самсой и бешбармаком? Что делать с манты? Надо ли есть пельмени ножом и вилкой?

Вот над чем я думал перед тем, как встретиться в эфире «Русской службы новостей» с председателем Центризбиркома Владимиром Чуровым и руководителем Роскультуры Михаилом Швыдким. Потому что договорились мы побеседовать о культуре выборов, а говоря шире, вообще о политической культуре страны.

Я начал разговор с высококультурными соотечественниками (один — главный по культуре и кинематографу, а второй — вообще питерец) с запаха пирожков. Ну, ни в какую демократическую модель ОБСЕ и цивилизационные общеевропейские стандарты БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) у меня этот запах домашней сдобы не вписывался. А пришел на избирательный участок, вдохнул, и так тепло стало…

Но Михаил Ефимович Швыдкой назвал мое с Чуровым восхищение пирожками (я люблю с картошкой, а председатель Центризбиркома неоднократно подчеркивал на пресс-конференциях, что с рисом) дизайнерскими радостями. К ним же он отнес и внешний вид урн, женщин на избирательных участках и весь буфет. А что на самом деле для него важно в культуре выборов, так это вообще сами выборы. Потому что «сама возможность выборов — это знак того, что общество проделало какой-то цивилизационный и исторический процесс. Это очень важно. Сам факт выборов — это продукт культуры».

И Чуров, забыв про пирожки, решительно поддержал Швыдкого. «Если мы говорим о культуре выборов, — сказал он, — то эта внешняя сторона на самом деле — одна из самых незначительных. Этим можно заниматься тогда, когда уже вся избирательная система отлажена. И, собственно говоря, организация выборов в России сейчас достаточно совершенная, и мы можем говорить уже о том, что можно расширять помещения для голосования, нужно думать об их оформлении, об удобстве и комфорте избирателей». Но гораздо важнее то, что сказал Михаил Ефимович: «Это общая политическая культура, которая привела к возможности проведения регулярных открытых, свободных выборов. На второе место я бы поставил уже следующий уровень политической культуры, а именно — культуру борьбы и культуру признания результатов выборов».

Передача шла в прямом эфире, и я подумал, что сейчас они отвлекутся на армянские события. Они отвлеклись и стали сетовать на то, как тяжело восприняла армянская оппозиционная общественность итоги президентских выборов. Есть даже убитые и раненые. А несколько лет назад в еще более неоднозначной ситуации между кандидатом Гором и кандидатом Бушем, когда преимущество определялось лишь несколькими голосами выборщиков, в США никаких эксцессов не было. То есть никто стекла не бил и никого не убивал. Демократия. Культура выборов.

А вот в Армении, а вот на Украине, и вот в Грузии…

«Демократия — это вам не лобио кушать», — вспомнил я полюбившуюся мне тбилисскую фразу. А потом вспомнил, что именно американцы и придумали для стран СНГ этот дурацкий демократический прием — выходить после выборов на площади и улицы и опротестовывать результаты голосования. Сидели на берегах Потомака и сочиняли:

— Какой у нас цвет в этом году моден? Оранжевый? Пусть у них будет «оранжевая» революция. Все в оранжевых маечках и бьют в гарлемские железные бочки. Класс! А грузины пусть ходят с розами. Очень театрально. Бородатые, небритые мачо, и у каждого в руке по розочке. А у киргизов какой цветок популярен? Где вообще эта Киргизия? В горах? Тогда тюльпаны. Круто!

Демократия с салфетками на коленях — это как бы для них. А для других, конечно же, марши несогласных.

Я больше, чем уверен, что не в армянских и не в украинских традициях бить друг друга по кумполу в случае несогласия с итогами голосования. И если их не науськивать, то они вполне согласятся, что не устраивающий оппозицию итог — это тоже итог. Демократия — власть большинства. А большинство — это грузинские и армянские селяне, работяги Донбасса и Крыма, а не только львовские завсегдатаи кофеен, тбилисские философы и работники Матенадарана. Выйдите из кофеен, убедите работяг, и они проголосуют за вашего интеллигентного кандидата. А так они будут выбирать того, кто им сегодня понятнее, в ком они уверены, и как им проще.

Политическая культура — это не умение разобраться, для чего вилка с тремя зубцами, а для чего — с четырьмя. В странах, где предпочитают жаренное на шампурах мясо, плов в казане, борщ, пельмени и каши, это не самое необходимое знание. Мы будем есть как удобно, как привычно, чтобы рисинки не проскальзывали между тремя зубцами.

Накрыть стол по всем правилам этикета? Да, пожалуйста. Умеем. Хоть с розетками для салфеток, хоть с декоративными свечами. Только это наше право выбирать, как есть блюда нашей национальной кухни. У нас есть выбор. Это главное. А уж выберем сами. Исходя из наших «когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций относительно политической системы».

Лично я уберу ненужные приборы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».