19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Виртуальный психоанализ"

Архивная публикация 2004 года: "Виртуальный психоанализ"

Как полагают дамы легкого поведения, русские выдумали любовь, чтобы не платить деньги. А компьютерщики выдумали IT-консалтинг, который на фоне прочих IT-продуктов выглядит как один из тысячи сравнительно честных способов отъема тех же самых денег. Ты меня понимаешь?

©
Как полагают дамы легкого поведения, русские выдумали любовь, чтобы не платить деньги. А компьютерщики выдумали IT-консалтинг, который на фоне прочих IT-продуктов выглядит как один из тысячи сравнительно честных способов отъема тех же самых денег.
©
Ты меня понимаешь?

Откройте мудрую древнюю книгу "Справочник разработчика АСУ" издания семьдесят не помню какого года. Вы убедитесь, что наши далекие предки не хуже нас с вами знали, что такое IТ-консалтинг. Они понимали: не следует начинать автоматизацию предприятия с закупки дорогущей техники или даже с выбора языка программирования. Следует, полагали они, сначала выяснить, что этому самому предприятию (точнее, его директору) надо. Если пару раз в месяц печатать ведомость заработной платы, так для этого, может, и ЭВМ-то не нужна, достаточно раздобыть калькулятор.

С тех пор изменилось многое: от прежней вычислительной техники до наших дней дошла, как водопровод, сработанный еще рабами Рима, лишь клавиатура (эта штука, подобно автомобильным дворникам, плохо поддается прогрессу), программирование превратилось в массовую и отнюдь не романтическую профессию, производитель софта стал самым богатым человеком планеты - но суть того, что ныне принято называть IТ-консалтингом, не изменилась вообще или изменилась непринципиально. Все то же, что и 30 лет назад, - главное понять, что клиенту надо.

Чтобы ощутить, насколько это непросто, попробуйте проконсультировать свою подругу или друга на предмет приобретения ноутбука. Начните с попытки выяснить, готова ли она или он платить за возможность беспроводного (Wi-Fi) доступа к Интернету и собственно за беспроводной трафик. Если в течение недели консультируемый объект уяснит проблему и, главное, примет самостоятельное решение о покупке компьютера, подумайте о смене профессии - IТ-консультанты в дефиците, и их нелегкий труд оплачивается вполне пристойно.

Надо, впрочем, иметь в виду, что ноутбук от ноутбука отличается далеко не так существенно, как разнятся между собой предприятия и предназначенные для их автоматизации системы программного обеспечения.

И еще одно предварительное замечание: автоматизировать разные и даже очень разные предприятия - заводы, фабрики, банки, типографии и пр. - с помощью одного и того же софта не в пример проще, нежели автоматизировать более или менее одинаковые предприятия (например, одной отрасли), но с помощью различных систем программного обеспечения. Это автомобиль управляется одинаково вне зависимости от марки и года выпуска, и никто не просит у водителя права на управление отдельно "мерседесом", а отдельно "фордом" или "жигулями". Не так с деловым софтом. SAP R/3, "1С:Предприятие", Navision и пр. отличаются друг от друга. Причем, мягко говоря, существенно. Людей, профессионально владеющих одновременно более чем одной системой, у нас намного меньше, чем академиков, так что получить квалифицированный ответ на вопрос, какая система мне подходит наилучшим образом, попросту не у кого.

Ничего страшного из этого, впрочем, не следует. Достоинства и недостатки того или иного софта, к счастью, имеют далеко не решающее значение для успеха: чем бы предприятие ни автоматизировалось, лишь бы не стояло. Формальные ограничения на применение конкретного программного обеспечения существуют, конечно, но с ними-то как раз проще всего разобраться. Такими ограничениями могут быть, например, поддерживаемое количество рабочих мест (читай: компьютеров, подсоединенных к корпоративной вычислительной сети), доступность службы сопровождения и цена самого софта, наконец. Чтобы понять, что по этим параметрам система А подходит или не подходит заводу N, никакого консалтинга и не требуется.

То же и с "железом". Выбирать тип вычислительной техники сегодня проще - ПК под управлением Windows и сервер под управлением той же Windows или - изредка - Linux - безальтернативны. Так что особо ломать голову (и консультировать на эту тему) нечего.

По сути, ответ на вечный вопрос: "Что надо заказчику?" - приходится искать, устанавливая и настраивая на нужды конкретной компании софт. Речь идет о том, чтобы формально описать жизнь предприятия таким образом, чтобы применение компьютеров для моделирования бизнес-процессов стало технической процедурой (с минимальным присутствием человеческого фактора типа "этот вопрос без Иван Иваныча никак не решить") - в этом-то и состоит наиболее ответственная и важная часть работы. Это, собственно, IТ-консалтинг и есть.

Союз нерушимый

Допустим, вы решились на автоматизацию предприятия и смирились со всеми связанными с этим нешуточными тратами. Гораздо сложнее смириться с тем, что на этом ваши отношения с автоматизаторами (и расходы на них) не заканчиваются, наоборот - самое интересное только начинается.

Почему же, наведя порядок в хозяйстве заказчика, то бишь раз установив и наладив автоматизированную систему, IТ-компания не расстается с клиентом на протяжении всей его дальнейшей жизни? Без постоянного сопровождения того, кто поставил и наладил систему, дело не обходится никогда, даже если эта система не обеспечивает ничего, кроме бухгалтерского, кадрового или складского учета.

Причин тут много: и любовь нашего государства к изменению форм отчетности, и необходимость устранять выявленные уже при эксплуатации ошибки в программном коде либо в технологии обработки данных, и развитие предприятия, которое требует параллельной модификации компьютерной системы.

Фактически системный интегратор вступает в симбиоз со своим заказчиком - друг без друга жить на своих рынках они не могут. Хилмар Лоренц, отвечающий в российском Hewlett-Packard за корпоративные решения и сотрудничающий с крупнейшими российскими IT-компаниями, высказывается на сей счет так:

"Почему системный интегратор предпочитает поставлять серверы Hewlett-Packard, несмотря на то, что они дороже? Ради собственного спокойствия. Ведь от того, работает ли автоматизированная система, во многом зависит его бизнес (речь шла о предприятии с непрерывным производством, одном из заказчиков крупного российского системного интегратора, компании "КРОК". - "Профиль"). При сбое в системе масштаб потерь страшно вообразить. И разбираться с проблемой будет даже не служба автоматизации.

Звонить станет их генеральный директор непосредственно Бобровникову (Борис Бобровников - гендиректор "КРОКа". - "Профиль"). А ему это надо?"

Приведенное высказывание говорит еще об одной характерной для рынка вещи - частенько именно генеральные директора (и никак не ниже) работают друг с другом в качестве продавцов и покупателей, что является причиной возникновения между ними чуть ли не интимных взаимоотношений.

Распространению именно такой схемы работы способствует наиболее популярная схема развития IT-компании, характерная для горизонтальных рынков, когда одно-два успешных внедрения позволяют закрепиться в отрасли. Например, "Фронтстеп СНГ" автоматизирует мебельщиков (сарафанное радио среди директоров предприятий одной отрасли работает исправно). "Парус" предпочитает государственные организации: Минкультуры, Минздрав или, скажем, ЦИК, но не брезгует и атомными электростанциями. В общем, все передается по кругу: и ПО, и схема работы.

Два мира - два детства

Рынок систем для автоматизации предприятия сложен, динамичен и в то же время очень консервативен. Если уж на нем что-то происходит, то из-за того, что меняются и сама экономика, и информационные технологии. Сейчас одно из самых интересных потенциальных противостояний связано с такими брендами, как "1С" и SAP. Компании, совершенно непохожие друг на друга и по схеме бизнеса, и по занимаемой на рынке нише, и по истории развития - да по всем значимым признакам, - теперь встретились лицом к лицу и вынуждены что-то вследствие этой встречи предпринимать.

Немецкая SAP с самого начала (начало для нее - 70-е годы прошлого века) существовала как поставщик тяжелых решений для крупного и очень крупного производства. Информационная модель предприятия, автоматизированного с помощью программного обеспечения производства SAP, функционирует в реальном времени почти синхронно с самим производственным процессом. Программный продукт представляет собой полторы сотни компакт-дисков. Решение универсально, оно подходит для любой компании, надо лишь правильно установить, настроить и обучить персонал. Начальная стоимость внедрения (с обучением персонала) - полмиллиарда долларов. Правда, сейчас, как утверждают злые языки конкурентов, уже меньше: из-за кризиса мировой IT-рынок "просел". Весь бизнес SAP в России - это, по сути, консалтинговый бизнес. Сама система фактически никому не нужна, даже "пиратам". Нужна ее настройка, внедрение и сопровождение.

Другой участник рынка, фирма "1С", начинала (и продолжает) как поставщик "коробочного" продукта. Причем первоначально продукт даже не был своим, компания продавала табличный процессор производства Lotus, будучи просто дистрибьютором софта (правда, с сетью партнеров по всей стране, что существенно). Бизнес продолжился бухгалтерским ПО собственной разработки, а затем и универсальной, как говорят профи, платформой - "1С:Предприятие". По сути, это среда для разработки всевозможных бизнес-приложений. Сама "1С" приложения не разрабатывает - это сфера деятельности региональных партнеров компании, коих по стране более трех тысяч. Посредством системы "1С:Предприятие" автоматизируется не только мелкий и средний бизнес, но и, например, операторы связи, нефтяная компания и Большой театр.

Об "1С" как о конкуренте SAP заговорили почти два года назад. Это казалось странным, потому что весовые категории компаний по-прежнему несопоставимы. SAP - транснациональная корпорация, а "1С" со своим деловым софтом за пределы постсоветского пространства не выходит. Но Алексей Шлыков, глава российского представительства SAP, еще весной 2002 года сообщил о скором появлении программного продукта SAP, предназначенного для малых и средних предприятий, и в этой связи упомянул о партнерской сети "1С" как образце для подражания. Продукт этот на нашем рынке так и не появился.

Зато полтора года назад начался проект "1С:Консалтинг". Правда, говорить о том, что партнеры "1С" приступили к оказанию консалтинговых услуг (а это верный признак того, что идет подготовка к штурму рынка комплексной автоматизации предприятий), стало можно только полгода назад.

Непосредственного столкновения все еще не произошло. Возможно, просто потому, что ниши у компаний на рынке пока совпадают лишь частично, да и сам рынок растет, давая место всем. Очевидно, тем не менее, что компании роют один и тот же тоннель, с разных концов подбираясь к одному и тому же участку российского рынка.

Добавило интриги пришествие вездесущего Microsoft, создавшего подразделение Microsoft Business Solutions и купившего ради этого датского поставщика делового софта - очень успешную компанию Navision (у которой были и российские партнеры).

Microsoft явно берет свою долю рынка. Косвенным признаком этого служит растущий спрос на специалистов по системам Navision и Axapta. Вряд ли вторжение Microsoft будет бескровным. И судя по всему, главные схватки на рынке еще впереди.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».