25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Високосный случай"

Архивная публикация 2005 года: "Високосный случай"

Минувший год, к несчастью страховщиков и пострадавших, оказался весьма щедрым на страховые случаи. Если некоторым компаниям пришлось раскошелиться на круглые суммы страховых компенсаций, то другим среди каждодневной рутины выпали на долю истинные приключения и курьезы.Масштабные техногенные и природные катастрофы в прошлом году вновь побили все рекорды по ущербу, причиненному нашему здоровью и имуществу. Международная ассоциация страховщиков только ущерб от декабрьского цунами в Юго-Восточной Азии оценивает в $5—10 млрд., а, по заявлению председателя совета директоров страхового рынка Lloyd’s Питера Левена, объем застрахованного ущерба от природных катастроф в 2004 году превысил $50 млрд.

Минувший год, к несчастью страховщиков и пострадавших, оказался весьма щедрым на страховые случаи. Если некоторым компаниям пришлось раскошелиться на круглые суммы страховых компенсаций, то другим среди каждодневной рутины выпали на долю истинные приключения и курьезы.Масштабные техногенные и природные катастрофы в прошлом году вновь побили все рекорды по ущербу, причиненному нашему здоровью и имуществу. Международная ассоциация страховщиков только ущерб от декабрьского цунами в Юго-Восточной Азии оценивает в $5—10 млрд., а, по заявлению председателя совета директоров страхового рынка Lloyd’s Питера Левена, объем застрахованного ущерба от природных катастроф в 2004 году превысил $50 млрд.

Серьезные происшествия — большие деньги. В марте минувшего года при взлете в азербайджанском аэропорту «Бина» потерпел крушение грузовой самолет Ил-76 ТД, принадлежащий АК «Азов-Авиа» и перестрахованный в ОСАО «Ингосстрах» украинской страховой компанией «Бусин». Этот самолет был застрахован по риску каско, что обошлось «Ингосстраху» более чем в $1,5 млн. Еще более крупная выплата предстояла страховщикам летом, когда в июле по Иркутской области пронесся мощный ураган. У клиента «Ингосстраха» — ОАО «Иркутскэнерго» — оказались повреждены несколько ТЭЦ и линии электропередачи, убытки оценены в 77 млн. рублей. Страховой компании «МАКС» пришлось расстаться с 85,7 млн. рублей: на складе компании «Мир», торгующей бытовой техникой, вспыхнул крупный пожар. Двенадцать часов борьбы с огнем, двое пострадавших пожарных, более 16,5 тыс. единиц поврежденной техники и 8 тыс. кв. м общей площади возгорания — этот страховой случай стал одной из самых крупных компенсаций в российской практике страхования имущественных рисков юридических лиц.

В начале минувшего года СК «ПАРИ» выпала печальная миссия — выплачивать страховку родственникам погибших и пострадавших в результате обрушения крыши «Трансвааль-парка». С начала открытия спортивно-развлекательного комплекса компания осуществляла на его территории страхование от несчастного случая всех желающих. В трагедии пострадали 120 клиентов компании, из которых 13 человек погибли. Согласно договору родственники погибших получили по 60 тыс. рублей, а пострадавшие — от 1 тыс. до 60 тыс. рублей в зависимости от полученных травм. Общая сумма выплат превысила 2 млн. рублей.

«В дыму поднимался автобус...»

По роду своей деятельности часто имея дело с катастрофами и трагедиями, страховщики ищут спасения в черном юморе — благо, клиенты подкидывают им немало поводов для веселья. Подборка высказываний клиентов компании «УралСиб» успела стать анекдотной классикой, разойдясь по Рунету: самое тривиальное — «Я съехал с дороги, взглянул на мою тещу и направился к обрыву...»; мистическое — «Невидимая машина появилась ниоткуда, ударила мою машину и исчезла»; возрастное — «Я вожу машину уже 40 лет, заснул за рулем и попал в аварию»; решительное — «Пешеход не знал, в каком направлении бежать, поэтому я его переехал» и, наконец, фаталистическое — «Я увидел медленно двигающегося пожилого человека с грустным лицом в тот момент, когда он отскочил от крыши моей машины».

«Страховщики знают, — говорит заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин, — что фраза «застрахованное лицо откинуло копыта» означает смерть животного в результате инфекционного или инвазионного заболевания, а слова «он ударил меня в зад» следует понимать как ДТП в результате резкого торможения и несоблюдения дистанции». Заместителя генерального директора компании «АльфаСтрахование» Татьяну Робулец впечатлили следующие перлы: «Выполняя обязательную программу, упала с партнера. Рост партнера — 1 м 80 см» (речь шла об акробатическом номере); «На лестнице сломала ногу, которая самостоятельно вернулась в квартиру»; «Надрыв от заднего рога до середины тела» (пометка с краю — оказывается, это был мениск); «По заданию мастера, перекладывая руками (!) бетонные плиты массой 150 кг, работница уронила плиту себе на ногу».

Особенной сообразительностью, по мнению специалистов компании ВСК, отличаются автомобилисты. «Автомобиль МАЗ вдруг совершил резкий поворот, в результате которого передняя часть моего автомобиля теперь отсутствует»; «В темноте, на подъеме была изморозь и дым, в дыму медленно поднимался автобус (как потом выяснилось). Я заехал в дым, увидел автобус, но было уже поздно…» На дороге водители умудряются совершать самые немыслимые пируэты, описания которых смахивают на каскадерские трюки в голливудских блокбастерах: «Cрыв автомобиля в занос при начале обгона, занос перерос в разворот на 360 градусов с выносом на обочину и удар об дерево, которого раньше в переулке не видел. При этом был абсолютно трезв»; «Во избежание столкновения с резко затормозившим впереди меня транспортным средством, неопределенной модели, съехала на обочину и совершила лобовое столкновение с опорой электропередачи»; «У впереди у идущего КамАЗа заклинил задний мост, его стало таскать по дороге, водитель, следовавшего за ним автобуса, не выдержал и врезался в КамАЗ, а я — в водителя автобуса…»

Как унять старушку

Однако эпистолярное творчество — лишь разминка. Случаи из жизни способны произвести не менее сильное впечатление. Например, вовремя застрахованное имущество может стать ключевым аргументом в борьбе с назойливыми соседями, как это случилось в истории, которую рассказал ведущий эксперт отдела страховых выплат компании «АльфаСтрахование» Федор Мезенцев. Летним утром в офис страховщика пришел человек в милицейской форме — сотрудник ГИБДД, застраховавший в компании свою дачу, точнее, принадлежащую ему половину дачного дома, которую он выложил облицовочным кирпичом. Его соседка, хозяйка второй части «усадьбы», разбила несколько кирпичей на фасаде гаишника. «Приехали на осмотр. Подойдя ближе к фасаду из красного кирпича, — рассказывает эксперт, — я увидел, что на пятнадцати кирпичах вокруг окна были выбоины глубиной до трех сантиметров, несколько брусков потрескалось, а декоративный элемент металлической оконной решетки погнут. Оказывается, «дорогая соседка» — одинокая, но буйная старушка — взяла кусок железной трубы, не поленилась принести стремянку, перегнулась через двухметровый забор и стала этой трубой бить по стене и решетке что есть силы, решив отомстить соседу за его материальное благополучие». Через десять дней страхователь принес из местной милиции постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия состава преступления и незначительности ущерба, сумма которого составила 8 тыс. рублей. Получая деньги в кассе страховой компании, гаишник довольно улыбался и говорил, что после проведенной страховщиками ревизии бабка, по ее же собственному выражению, «перестала тратить нервы на такого скандального соседа».

Другую «коммунальную» историю припомнила для «Профиля» директор по работе с регионами СГ «Спасские ворота» Елена Фельгенгауэр: «Один наш клиент после долгих уговоров решил застраховать квартиру. И вот он уезжает с женой и детьми в отпуск, оставляя дома только тещу и щенка. Щенок начинает проказничать, и теща в качестве наказания запирает его в туалете. Не долго думая, зверек перегрызает шланг, подсоединенный к бачку. Дорогостоящий паркет встает дыбом, соседи промокают насквозь. В результате компания была вынуждена заплатить по страховке порядка $10—20 тыс. владельцу квартиры и еще около $10 тыс. — соседям. Мы долго смеялись, говоря, что регрессные претензии будем предъявлять щенку».

Еще одному клиенту той же страховой группы повезло намного меньше. Будучи счастливым владельцем двух авто, на одной машине он ездил сам, а другую отдал в пользование своему родственнику. Однажды машины ехали одна за другой по скользкой дороге. И вдруг автомобиль, за рулем которого сидел хозяин обеих машин, врезался в ведомый родственником. Автовладелец пришел в офис страховой компании за страховым возмещением, и каково же было его разочарование, когда оказалось, что выплата страховки невозможна — формально ущерб был нанесен не третьему лицу, а… ему же самому. Водителю пришлось довольствоваться лишь сочувствием страховщиков: если бы автомобили ехали в другом порядке, компенсация была бы выплачена немедленно.

Страховые мошенничества нередко тоже граничат с курьезами. Корреспонденту «Профиля» в страховой компании «Росгосстрах» рассказали о клиенте—сотруднике органов внутренних дел, имевшем полис страхования от несчастного случая. Каждый год, обычно ко Дню милиции, он приносил из поликлиники справку о том, что получил сотрясение мозга, и требовал выплаты страхового возмещения (порядка 5 тыс. рублей). Так продолжалось около 5 лет. Вскрылось мошенничество просто: клиент поделился своим ноу-хау с одним знакомым. Последний, не устояв перед соблазном легких денег, тоже обзавелся нужными документами из медучреждения и пришел за получением выплаты. Однако история несчастного случая, которую он рассказал, насторожила страховщиков, и в конце концов застрахованный раскололся, признавшись, кто ему посоветовал такой способ обогащения. Больше в страховую компанию сотрудник из органов не обращался…

«Что же ботик потопили?»

Елена Фельгенгауэр вспоминает гораздо более крупный случай явного мошенничества, доказать которое, впрочем, страховщики так и не смогли. Клиенты компании застраховали буксир на крупную сумму, дождались первого шторма и вышли в открытое море. Буквально через три часа в страховой компании раздался звонок из Мурманска. После сакраментального «что случилось с лодкой — она утонула» страхователи затребовали возмещение ущерба на сумму в $1 млн. Судебные разбирательства длились три года — страховщики пытались доказать, что страховой случай был «умышленным» — однако им удалось лишь уменьшить сумму претензий до $200 тыс., которые компании и пришлось выплатить.

В продолжение водной темы расскажем о возмещении нетипичного убытка, произошло это в первом квартале ушедшего года в Петрозаводске. Тогда «Страховой Дом ВСК» выплатил клиенту — рыбоводческому хозяйству «Кивач» — 1,9 млн. рублей по случаю массовой гибели форели. В результате резкого изменения силы и направления ветра в водоем начала набиваться шуга — ледовая крошка, которая стала занимать пространство около дна. Тем временем наступили холода, поверхность водоема покрылась льдом, так что рыба оказалась зажатой между двумя слоями зимнего «пирога». От недостатка кислорода произошел массовый замор, чего не случалось за многие годы деятельности рыбного хозяйства и уж точно не встречалось в практике страховой компании. Так что страховщикам пришлось серьезно попотеть, чтобы адекватно оценить причиненный ущерб.

И уж совсем необычную «морскую байку» поведал «Профилю» Михаил Максимов из управления страхования крупных проектов компании «АльфаСтрахование»: «Когда случилась эта история, я занимался урегулированием убытков по страхованию грузов в другой страховой компании. Закончился квартал, 1 апреля, горячее время — не до шуток тут! И вдруг от одного из крупных клиентов приходит факс следующего содержания: «Доводим до Вашего сведения: во время морской перевозки застрахованного в Вашей компании спецгруза в Тегеран в результате плохой видимости произошло столкновение с американским эсминцем в районе порта прибытия. Американский корабль затонул, застрахованный груз сдетонировал и взорвался. В результате взрыва произошел пожар на трех судах, находившихся у пирса. От взрывной волны портовый кран упал на административное здание. Здание и береговые укрепления разрушены полностью. Ущерб исчисляется несколькими сотнями миллионов долларов США». В кабинете заместителя генерального директора было созвано срочное совещание. Оно длилось уже минут сорок, когда секретарь принес срочный факс из той же компании. «Все насторожились и замерли: что может быть еще страшнее? Смотрим на зама, ощущение такое, будто сейчас взорвется бомба. За минуту выражение лица заместителя менялось несколько раз. Было видно, что он читает факс снизу вверх, потом сверху вниз и так несколько раз подряд. Наконец он бросил бумагу на стол и рассмеялся: «Конечно, это нас наши клиенты поздравили с 1 апреля!»

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».