24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Внутреннее пространство"

Архивная публикация 2006 года: "Внутреннее пространство"

У офисов все, как у людей, — встречают по одежке. Эффектно оформленный офис может принести его владельцу контракты, на которые он по своим финансовым показателям даже и не рассчитывал. Компания Sputnik Labs в своей переговорной комнате в 2002 году разместила на стене автомат Калашникова. Идея принадлежит Павлу Черкашину, тогдашнему генеральному директору компании. Тогда мало кто понимал, что такое CRM. Вот и пришла идея ассоциировать CRM-стратегию как оружие бизнеса в борьбе за клиента. «Оказалось очень действенно. Во-первых, хороший повод для начала беседы, так как редкий клиент, входя в нашу переговорную и замечая автомат, не спрашивал, что это значит, — рассказывает Кирилл Булгаков, нынешний генеральный директор Sputnik Labs. — Во-вторых, для нас это было поводом наглядно и доступно объяснить, что же такое CRM-стратегия. Каждая часть автомата имела подпись с объяснениями: например, прицел — целевой маркетинг, курок — поддержка принятия решений, приклад — экономическая отдача и т.д.». Сейчас автомат почетно висит в рамке на зеленом бархате, оставив за собой только право быть предметом разговора.

Это мы к тому, что дизайн офиса — не количество денег, а качество идей, которые в конечном счете сами начинают приносить деньги. Или иные не менее приятные «побочные эффекты». Как рассказал один из топ-менеджеров Сбербанка, после того как банк активно занялся оформлением своих районных отделений, женщины, в них работающие, начали в массовом порядке менять свой гардероб, прически. Им хотелось соответствовать новому облику компании, да и клиентам стало приятнее приходить в современный офис.

Индустриальный пейзаж
Первое впечатление о компании складывается даже не в офисе, а на подступах к нему. Там же, по-хорошему, начинается и офисный дизайн. Однако когда приходится, например, посещать промышленные предприятия, невольно наплывают грустные мысли о предстоящем путешествии в особо опасную зону, где и от грузовиков надо увертываться, и постараться обувь не угробить, да еще и смотреть, чтобы с крыши что-нибудь на голову не свалилось. На этом фоне как сказочный городок вспоминается предприятие по сборке кондиционеров Mitsubisi Electric в Таиланде. У главного входа в офисное здание развеваются три флага — японский, тайский и корпоративный. А если приезжают иностранные гости, то еще и флаг их страны. На всей производственной территории обязательно — зеленая травка и цветы. Дорожка из цеха в рабочую столовую выложена декоративными камнями и украшена цветами. Лепота!

Скажете, Россия климатом не вышла — травку у цехов разводить? Оказывается, и у нас такое возможно. Завод по сборке холодильников и стиральных машин «Стинол» в Липецке напоминает японский уголок в Таиланде. Вся территория ухожена — подстриженные газоны с низкорослым кустарником по бордюру. Если учесть, что «Стинол» расположен вплотную с Новолипецким комбинатом, то разница — налицо.

В Москве нестандартное впечатление производит дворик офиса Siemens. Здесь разбиты красивые клумбы. Каждый цветок ухожен с немецкой педантичностью. Сразу понимаешь, с кем придется иметь дело. Весьма дружелюбно выглядит офисный дворик Киностудии имени Горького. К юбилею компании в срочном порядке был реанимирован маленький фонтан во дворе, разбиты клумбы и высажены деревья. На этом, правда, бравада закончилась. Внутри киностудии помещения в запущенном состоянии. Только отдельные комнаты, сданные в аренду, имеют приличные двери и внутреннее убранство. Это — один из стандартов освоения ограниченного бюджета, когда денег хватает либо на упаковку, либо на начинку.

Простенько и со вкусом
Перейдем непосредственно к самим офисным помещениям. Здесь прежде всего отметим, что нестандартный подход и в оформлении хорош и безнаказан только в собственных зданиях. Когда же компания арендует помещение, проявлять творческие способности затруднительно. Особенно если это бизнес-центр, ведь руководители многих из них имеют армейские представления о распорядке жизни и поведении арендаторов. «Владельцам бизнес-центров проще сдать офисы в аренду, когда они уже с мебелью, — рассказывает Олег Дорошин, коммерческий директор компании «Леконт». — При таком подходе арендаторами становятся в основном небольшие компании, для которых мебель и дизайн не играют особой роли».

Если же компания крупная и у нее есть свой корпоративный стиль, то ей приходится отстаивать право на оригинальность при вселении в готовое арендуемое здание. Например, компания «Исток» разместила свой офис в бизнес-центре «Новинский пассаж». Там стандартный набор помещений. Единственное украшение офиса — выставка алкогольной продукции компании. Кстати, многие производители алкоголя ограничиваются простой демонстрацией своей продукции рядом со стойкой ресепшн, убивая тем самым двух зайцев — промоушн и дизайн.

Центральный офис компании «М.Видео» расположен на Старой Басманной улице в здании, построенном еще в XIX веке. Потом здесь располагались советские организации. Владельцы «М.Видео», сделав косметический ремонт, оставили прежний стиль: в актовый зал через просторное фойе ведет красная ковровая дорожка. В фойе стоит черный рояль. Полы немного поскрипывают. В общем, все работает на наивное, но приятное впечатление, что компания, сидящая в таком офисе, уже лет пятьдесят на рынке.

Конкурирующая с «М.Видео» компания «Эльдорадо» также разместила свой офис в старом советском здании. Видимо, раньше там располагался какой-нибудь НИИ. Рабочие помещения — переговорные и кабинеты — стандартные офисные комнаты. А вот коридор выкрашен горизонтальными полосами. Это создает агрессивное впечатление. Собственно, агрессивность всегда присутствовала и в рекламе «Эльдорадо».

В современном бизнес-центре разместилась компьютерная и консалтинговая компания «Борлас». Дизайн помещений самого бизнес-центра выполнен оригинально. Здесь много стекла, поэтому помещения просматриваются практически со всех сторон и с любого этажа. Зато комната отдыха президента «Борласа» Алексея Анненкова демонстрирует пристрастия хозяина офиса. Анненков — любитель трубок и сигар. Поэтому помещение, где президент проводит особо важные переговоры или просто отдыхает, создает имитацию домашнего, каминного (мягкий диван, кресла ипр.). Здесь можно выпить кофе и крепкие напитки. Под торшером сидит пушистая черная кошка, очень похожая на настоящую.

Время — вперед!
Чем компания глобальнее, тем современнее ее офис. В Московском международном деловом центре «Москва-Сити» уже обустроились такие гиганты, как IBM и General Electric. Раньше офис IBM располагался в старинном особняке на улице Бахрушина. Это памятник архитектуры, охраняемый государством. IBM бережно относилась к зданию, сдерживая свои дизайнерские порывы. Теперь же, переехав в новый офис, сотрудники попали в суперсовременные условия. Фиксированные рабочие места есть не у всех. Менеджеры, которые регулярно ездят в командировки или ведут переговоры в офисе, используют рабочие столы без персональной привязки. Практически все они имеют свои ноутбуки, поэтому компьютеры на столах не установлены. Личные вещи можно хранить в специально отведенных шкафчиках, расположенных в общем зале. По существу, такова же концепция офиса компьютерной компании Sun Microsystems. Только на столах установлены компьютеры, а у каждого сотрудника есть специальная карточка с микрочипом для идентификации в сети.

Компания Mars не отстает от компьютерных гигантов. В московском офисе у сотрудников тоже нет своих рабочих мест. Здесь установлены большие круглые столы. Каждый может со своим ноутбуком устроиться за любым из них. Как говорят в Mars, согласно корпоративной концепции, им так легче общаться друг с другом.

В подобных донельзя технологизированных помещениях самый приятный для глаза атрибут — живой уголок. Так, в агентстве Depo WPF в приемной расположен огромный аквариум с черными рыбками. На заднем фоне светится эмблема агентства. Плавающие рыбки создают эффект ее мигания, что привлекает внимание. В приемной президента «Интерфакса» тоже большой аквариум. Как шутят руководители информационного агентства, главная статья расходов в их бюджете — это корм для рыбок.

У офисов все, как у людей, — встречают по одежке. Эффектно оформленный офис может принести его владельцу контракты, на которые он по своим финансовым показателям даже и не рассчитывал. Компания Sputnik Labs в своей переговорной комнате в 2002 году разместила на стене автомат Калашникова. Идея принадлежит Павлу Черкашину, тогдашнему генеральному директору компании. Тогда мало кто понимал, что такое CRM. Вот и пришла идея ассоциировать CRM-стратегию как оружие бизнеса в борьбе за клиента. «Оказалось очень действенно. Во-первых, хороший повод для начала беседы, так как редкий клиент, входя в нашу переговорную и замечая автомат, не спрашивал, что это значит, — рассказывает Кирилл Булгаков, нынешний генеральный директор Sputnik Labs. — Во-вторых, для нас это было поводом наглядно и доступно объяснить, что же такое CRM-стратегия. Каждая часть автомата имела подпись с объяснениями: например, прицел — целевой маркетинг, курок — поддержка принятия решений, приклад — экономическая отдача и т.д.». Сейчас автомат почетно висит в рамке на зеленом бархате, оставив за собой только право быть предметом разговора.

Это мы к тому, что дизайн офиса — не количество денег, а качество идей, которые в конечном счете сами начинают приносить деньги. Или иные не менее приятные «побочные эффекты». Как рассказал один из топ-менеджеров Сбербанка, после того как банк активно занялся оформлением своих районных отделений, женщины, в них работающие, начали в массовом порядке менять свой гардероб, прически. Им хотелось соответствовать новому облику компании, да и клиентам стало приятнее приходить в современный офис.

Индустриальный пейзаж

Первое впечатление о компании складывается даже не в офисе, а на подступах к нему. Там же, по-хорошему, начинается и офисный дизайн. Однако когда приходится, например, посещать промышленные предприятия, невольно наплывают грустные мысли о предстоящем путешествии в особо опасную зону, где и от грузовиков надо увертываться, и постараться обувь не угробить, да еще и смотреть, чтобы с крыши что-нибудь на голову не свалилось. На этом фоне как сказочный городок вспоминается предприятие по сборке кондиционеров Mitsubisi Electric в Таиланде. У главного входа в офисное здание развеваются три флага — японский, тайский и корпоративный. А если приезжают иностранные гости, то еще и флаг их страны. На всей производственной территории обязательно — зеленая травка и цветы. Дорожка из цеха в рабочую столовую выложена декоративными камнями и украшена цветами. Лепота!

Скажете, Россия климатом не вышла — травку у цехов разводить? Оказывается, и у нас такое возможно. Завод по сборке холодильников и стиральных машин «Стинол» в Липецке напоминает японский уголок в Таиланде. Вся территория ухожена — подстриженные газоны с низкорослым кустарником по бордюру. Если учесть, что «Стинол» расположен вплотную с Новолипецким комбинатом, то разница — налицо.

В Москве нестандартное впечатление производит дворик офиса Siemens. Здесь разбиты красивые клумбы. Каждый цветок ухожен с немецкой педантичностью. Сразу понимаешь, с кем придется иметь дело. Весьма дружелюбно выглядит офисный дворик Киностудии имени Горького. К юбилею компании в срочном порядке был реанимирован маленький фонтан во дворе, разбиты клумбы и высажены деревья. На этом, правда, бравада закончилась. Внутри киностудии помещения в запущенном состоянии. Только отдельные комнаты, сданные в аренду, имеют приличные двери и внутреннее убранство. Это — один из стандартов освоения ограниченного бюджета, когда денег хватает либо на упаковку, либо на начинку.

Простенько и со вкусом

Перейдем непосредственно к самим офисным помещениям. Здесь прежде всего отметим, что нестандартный подход и в оформлении хорош и безнаказан только в собственных зданиях. Когда же компания арендует помещение, проявлять творческие способности затруднительно. Особенно если это бизнес-центр, ведь руководители многих из них имеют армейские представления о распорядке жизни и поведении арендаторов. «Владельцам бизнес-центров проще сдать офисы в аренду, когда они уже с мебелью, — рассказывает Олег Дорошин, коммерческий директор компании «Леконт». — При таком подходе арендаторами становятся в основном небольшие компании, для которых мебель и дизайн не играют особой роли».

Если же компания крупная и у нее есть свой корпоративный стиль, то ей приходится отстаивать право на оригинальность при вселении в готовое арендуемое здание. Например, компания «Исток» разместила свой офис в бизнес-центре «Новинский пассаж». Там стандартный набор помещений. Единственное украшение офиса — выставка алкогольной продукции компании. Кстати, многие производители алкоголя ограничиваются простой демонстрацией своей продукции рядом со стойкой ресепшн, убивая тем самым двух зайцев — промоушн и дизайн.

Центральный офис компании «М.Видео» расположен на Старой Басманной улице в здании, построенном еще в XIX веке. Потом здесь располагались советские организации. Владельцы «М.Видео», сделав косметический ремонт, оставили прежний стиль: в актовый зал через просторное фойе ведет красная ковровая дорожка. В фойе стоит черный рояль. Полы немного поскрипывают. В общем, все работает на наивное, но приятное впечатление, что компания, сидящая в таком офисе, уже лет пятьдесят на рынке.

Конкурирующая с «М.Видео» компания «Эльдорадо» также разместила свой офис в старом советском здании. Видимо, раньше там располагался какой-нибудь НИИ. Рабочие помещения — переговорные и кабинеты — стандартные офисные комнаты. А вот коридор выкрашен горизонтальными полосами. Это создает агрессивное впечатление. Собственно, агрессивность всегда присутствовала и в рекламе «Эльдорадо».

В современном бизнес-центре разместилась компьютерная и консалтинговая компания «Борлас». Дизайн помещений самого бизнес-центра выполнен оригинально. Здесь много стекла, поэтому помещения просматриваются практически со всех сторон и с любого этажа. Зато комната отдыха президента «Борласа» Алексея Анненкова демонстрирует пристрастия хозяина офиса. Анненков — любитель трубок и сигар. Поэтому помещение, где президент проводит особо важные переговоры или просто отдыхает, создает имитацию домашнего, каминного (мягкий диван, кресла ипр.). Здесь можно выпить кофе и крепкие напитки. Под торшером сидит пушистая черная кошка, очень похожая на настоящую.

Время — вперед!

Чем компания глобальнее, тем современнее ее офис. В Московском международном деловом центре «Москва-Сити» уже обустроились такие гиганты, как IBM и General Electric. Раньше офис IBM располагался в старинном особняке на улице Бахрушина. Это памятник архитектуры, охраняемый государством. IBM бережно относилась к зданию, сдерживая свои дизайнерские порывы. Теперь же, переехав в новый офис, сотрудники попали в суперсовременные условия. Фиксированные рабочие места есть не у всех. Менеджеры, которые регулярно ездят в командировки или ведут переговоры в офисе, используют рабочие столы без персональной привязки. Практически все они имеют свои ноутбуки, поэтому компьютеры на столах не установлены. Личные вещи можно хранить в специально отведенных шкафчиках, расположенных в общем зале. По существу, такова же концепция офиса компьютерной компании Sun Microsystems. Только на столах установлены компьютеры, а у каждого сотрудника есть специальная карточка с микрочипом для идентификации в сети.

Компания Mars не отстает от компьютерных гигантов. В московском офисе у сотрудников тоже нет своих рабочих мест. Здесь установлены большие круглые столы. Каждый может со своим ноутбуком устроиться за любым из них. Как говорят в Mars, согласно корпоративной концепции, им так легче общаться друг с другом.

В подобных донельзя технологизированных помещениях самый приятный для глаза атрибут — живой уголок. Так, в агентстве Depo WPF в приемной расположен огромный аквариум с черными рыбками. На заднем фоне светится эмблема агентства. Плавающие рыбки создают эффект ее мигания, что привлекает внимание. В приемной президента «Интерфакса» тоже большой аквариум. Как шутят руководители информационного агентства, главная статья расходов в их бюджете — это корм для рыбок.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».