25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Водка и виски"

Архивная публикация 2007 года: "Водка и виски"

Не подумайте, что я водкофоб. Но к водке я отношусь совершенно потребительски и практично: лишнего не переплачу и никакого благоговения перед ней не испытываю. Перед виски же, особенно шотландским, испытываю именно благоговение. А перед отдельными мастерами, которые делают солодовый виски, так готов и на колени стать.Боб Далгарно, мастер по изготовлению виски The Macallan, судя по всему, недолюбливает маркетологов. Мы сидели поздним вечером в поместье Элкис-хаус, родовом имении The Macallan, у нас был свободный доступ к «библиотеке» поместья, и мы активно приобщались к ее произведениям. В компании был маркетолог. Боб много говорил едкостей и колкостей в ответ на восторженные планы и идеи маркетолога.

«Маркетологи приходят и уходят. А я делаю виски. Маркетологи мне могут спустить план: сделать столько-то и столько-то 18-летнего или 25-летнего The Macallan. Я, конечно, говорю: «Да!» И ничего не делаю. Потому что я знаю, что у нас на складах. Чтобы сейчас выпустить в продажу ту партию 25-летнего The Macallan, нужно было 25 лет назад заложить виски на выдержку в бочки. Не маркетологи определяют то, что я могу сделать, а наши запасы. И в конце дня в победителях всегда оказываюсь я», — говорил Боб Далгарно, главный мастер самого дорогого солодового виски Шотландии.

Один из великих политиков ХХ века, сэр Уинстон Черчилль, прекрасно понимая особенности производства виски, в тяжелые годы Второй мировой войны дал специальное распоряжение не прекращать поставки зерна для производства виски: этому продукту нужны годы, чтобы появиться на свет. Да, в годы войны не все вискикурни работали, и была нехватка выдержанных спиртов сразу после войны. Но лишь нехватка, а не полное отсутствие.

Для виски — как солодового, так и купажированного — в первую очередь важна репутация, которую зарабатывали годами, даже столетиями. И, как говорил Боб, все определяют запасы. Выше того, что есть в погребах, не прыгнешь. И маркетологи и отделы продаж на это повлиять не могут. Они могут лишь повеситься, что не получается выполнить такой красивый план под такую красивую программу продвижения продукта и всякие замечательные «тусовки» со всякими замечательными звездами. Правда, пока случаев самоповешения маркетологов еще не было зарегистрировано.

Водка — это водно-спиртовая смесь, которая может производиться в любых объемах, и в случае с водкой полные хозяева — маркетологи. Сегодняшняя водка это на 99,9% маркетинг. «Неймеры» придумывают название, копирайтеры — слоганы, маркетологи определяют план сбыта, разрабатывают стратегии листинга в общепит, плейсинга в торговые сети, продакт-плейсмента в телесериалы и размещения поверхностей в печатные СМИ. Водка совершенно не зависит от запасов в погребах. Спирта в нашей стране производится значительно больше того, что население в состоянии выпить. И мощности работают далеко не на всю катушку. Спирт для водки стоит порядка 50 евроцентов за литр, и из одного литра можно сделать почти 2,5 литра «40-оборотной» водки. То есть себестоимость самого спирта в стандартной поллитровке — чуть более трех рублей. Остальное — немного налогов (порядка 50 рублей), затраты на продвижение бренда и аппетиты его хозяев.

С водкой почти все зависит от маркетинга — удачного названия, упаковки, этикетки — и слаженно работающей команды — сбыта, логистики, маркетинга. Естественно, если хозяева бренда готовы изначально инвестировать деньги в рекламу и размещение продукции: по мнению специалистов российского водочного рынка, изначальные инвестиции в новый бренд должны составлять порядка $3 млн. Конечно, качество содержимого бутылки тоже должно присутствовать и соответствовать современным высоким стандартам. Но при современных технологиях это сделать не очень сложно.

Виски сегодня зависит от того, как строились планы производства десятки лет назад и сколько было заложено спиртов на выдержку. В отличие от спирта-ректификата, который можно купить где угодно и сколько угодно, тот же самый Боб Далгарно для своего виски The Macallan может использовать лишь спирты, произведенные на вискикурне The Macallan. Вместо имени Боб Далгарно и названиря The Macallan вы можете вставить сотню других мастеров виски и сотню других вискикурен Шотландии — Джон Кэмпбелл и Laphroaig, Иен Вильямс и Cardhu, Энди Кант и Glen Elgin, Джим Крайл и The Glenlivet. У них у всех одинаковая ситуация.

Виски — это продукт, в котором упаковка на втором или третьем месте после качества и репутации. Конечно, это больше касается солодового виски, нежели купажированного, — купажированный всегда отличался изысканной упаковкой и изобретательной рекламой.

Виски делается исключительно из зерна, и человеческий фактор тут огромен — все зависит от мастеров, которые отвечают за выгонку спирта, от мастеров, что выбирают бочки и следят за тем, как виски выдерживается, и, наконец, купажистов. Имена дистиллеров, купажистов всегда известны.

Спирт для водки может делаться из картошки, свеклы (причем порченных), черной патоки и другого сырья. Имена людей, которые работают на спирторектификационных предприятиях, известны лишь очень узкому кругу специалистов. Потребителю они мало что скажут: спирт для водки совершенно обезличен.

До недавнего времени весь солодовый виски Шотландии и значительная часть купажированного (и до сих пор большая часть того и другого) продавались в стандартных бутылках, которые так и называются — whisky bottle. И этикеточки были, и очень часто до сих пор остаются, очень скромными. Шотландские мастера всегда говорили: «Мы продаем не бутылки и не этикетку, а виски». И это абсолютно верно — если у виски хорошая репутация, выдержавшая столетия, нормальному потребителю в общем-то все равно, в какую бутылку этот виски залит. Он же его пьет, а не «понтуется» перед товарищами.

В общем, можно подытожить сказанное одной фразой: шотландский солодовый виски — продукт артизанальный, а водка — индустриальный. Первый имеет конкретное человеческое лицо, а второй — совершенно безлик. Сказанное совершенно не означает превосходства одного над другим, а лишь показывает разницу этих двух великих мировых категорий крепких спиртных напитков — шотландского виски и водки.


Не подумайте, что я водкофоб. Но к водке я отношусь совершенно потребительски и практично: лишнего не переплачу и никакого благоговения перед ней не испытываю. Перед виски же, особенно шотландским, испытываю именно благоговение. А перед отдельными мастерами, которые делают солодовый виски, так готов и на колени стать.Боб Далгарно, мастер по изготовлению виски The Macallan, судя по всему, недолюбливает маркетологов. Мы сидели поздним вечером в поместье Элкис-хаус, родовом имении The Macallan, у нас был свободный доступ к «библиотеке» поместья, и мы активно приобщались к ее произведениям. В компании был маркетолог. Боб много говорил едкостей и колкостей в ответ на восторженные планы и идеи маркетолога.

«Маркетологи приходят и уходят. А я делаю виски. Маркетологи мне могут спустить план: сделать столько-то и столько-то 18-летнего или 25-летнего The Macallan. Я, конечно, говорю: «Да!» И ничего не делаю. Потому что я знаю, что у нас на складах. Чтобы сейчас выпустить в продажу ту партию 25-летнего The Macallan, нужно было 25 лет назад заложить виски на выдержку в бочки. Не маркетологи определяют то, что я могу сделать, а наши запасы. И в конце дня в победителях всегда оказываюсь я», — говорил Боб Далгарно, главный мастер самого дорогого солодового виски Шотландии.

Один из великих политиков ХХ века, сэр Уинстон Черчилль, прекрасно понимая особенности производства виски, в тяжелые годы Второй мировой войны дал специальное распоряжение не прекращать поставки зерна для производства виски: этому продукту нужны годы, чтобы появиться на свет. Да, в годы войны не все вискикурни работали, и была нехватка выдержанных спиртов сразу после войны. Но лишь нехватка, а не полное отсутствие.

Для виски — как солодового, так и купажированного — в первую очередь важна репутация, которую зарабатывали годами, даже столетиями. И, как говорил Боб, все определяют запасы. Выше того, что есть в погребах, не прыгнешь. И маркетологи и отделы продаж на это повлиять не могут. Они могут лишь повеситься, что не получается выполнить такой красивый план под такую красивую программу продвижения продукта и всякие замечательные «тусовки» со всякими замечательными звездами. Правда, пока случаев самоповешения маркетологов еще не было зарегистрировано.

Водка — это водно-спиртовая смесь, которая может производиться в любых объемах, и в случае с водкой полные хозяева — маркетологи. Сегодняшняя водка это на 99,9% маркетинг. «Неймеры» придумывают название, копирайтеры — слоганы, маркетологи определяют план сбыта, разрабатывают стратегии листинга в общепит, плейсинга в торговые сети, продакт-плейсмента в телесериалы и размещения поверхностей в печатные СМИ. Водка совершенно не зависит от запасов в погребах. Спирта в нашей стране производится значительно больше того, что население в состоянии выпить. И мощности работают далеко не на всю катушку. Спирт для водки стоит порядка 50 евроцентов за литр, и из одного литра можно сделать почти 2,5 литра «40-оборотной» водки. То есть себестоимость самого спирта в стандартной поллитровке — чуть более трех рублей. Остальное — немного налогов (порядка 50 рублей), затраты на продвижение бренда и аппетиты его хозяев.

С водкой почти все зависит от маркетинга — удачного названия, упаковки, этикетки — и слаженно работающей команды — сбыта, логистики, маркетинга. Естественно, если хозяева бренда готовы изначально инвестировать деньги в рекламу и размещение продукции: по мнению специалистов российского водочного рынка, изначальные инвестиции в новый бренд должны составлять порядка $3 млн. Конечно, качество содержимого бутылки тоже должно присутствовать и соответствовать современным высоким стандартам. Но при современных технологиях это сделать не очень сложно.

Виски сегодня зависит от того, как строились планы производства десятки лет назад и сколько было заложено спиртов на выдержку. В отличие от спирта-ректификата, который можно купить где угодно и сколько угодно, тот же самый Боб Далгарно для своего виски The Macallan может использовать лишь спирты, произведенные на вискикурне The Macallan. Вместо имени Боб Далгарно и названиря The Macallan вы можете вставить сотню других мастеров виски и сотню других вискикурен Шотландии — Джон Кэмпбелл и Laphroaig, Иен Вильямс и Cardhu, Энди Кант и Glen Elgin, Джим Крайл и The Glenlivet. У них у всех одинаковая ситуация.

Виски — это продукт, в котором упаковка на втором или третьем месте после качества и репутации. Конечно, это больше касается солодового виски, нежели купажированного, — купажированный всегда отличался изысканной упаковкой и изобретательной рекламой.

Виски делается исключительно из зерна, и человеческий фактор тут огромен — все зависит от мастеров, которые отвечают за выгонку спирта, от мастеров, что выбирают бочки и следят за тем, как виски выдерживается, и, наконец, купажистов. Имена дистиллеров, купажистов всегда известны.

Спирт для водки может делаться из картошки, свеклы (причем порченных), черной патоки и другого сырья. Имена людей, которые работают на спирторектификационных предприятиях, известны лишь очень узкому кругу специалистов. Потребителю они мало что скажут: спирт для водки совершенно обезличен.

До недавнего времени весь солодовый виски Шотландии и значительная часть купажированного (и до сих пор большая часть того и другого) продавались в стандартных бутылках, которые так и называются — whisky bottle. И этикеточки были, и очень часто до сих пор остаются, очень скромными. Шотландские мастера всегда говорили: «Мы продаем не бутылки и не этикетку, а виски». И это абсолютно верно — если у виски хорошая репутация, выдержавшая столетия, нормальному потребителю в общем-то все равно, в какую бутылку этот виски залит. Он же его пьет, а не «понтуется» перед товарищами.

В общем, можно подытожить сказанное одной фразой: шотландский солодовый виски — продукт артизанальный, а водка — индустриальный. Первый имеет конкретное человеческое лицо, а второй — совершенно безлик. Сказанное совершенно не означает превосходства одного над другим, а лишь показывает разницу этих двух великих мировых категорий крепких спиртных напитков — шотландского виски и водки.



Famous drinking journalist — такая аннотация содержалась на книге одного известного британского специалиста по виски. Эркин Тузмухамедов во всех смыслах famous drinking journalist. Ни одно серьезное русское издание про крепкие напитки без него не обходится. То же самое касается и самих напитков. Главный редактор «Профиля» имел честь вместе с этим выдающимся специалистом посетить несколько уникальных вискикурен Шотландии. Не будучи никаким специалистом в этом деликатном деле и являясь явным водкофилом, редактор попросил выдающегося специалиста поделиться своими соображениями, и тот любезно согласился.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».