Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Военная дИмократия"

Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин может вернуться в большую российскую политику. На этот раз — в качестве нового министра обороны.   В минувший вторник Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Дмитрий Медведев впервые не появился на заседании коллегии Министерства обороны, где подводились итоги года. Зато за несколько дней до этого, во время посещения штаба 58-й армии во Владикавказе, президент высказал ряд критических замечаний в адрес руководства МО. В частности, Дмитрий Медведев раскритиковал систему оказания медицинской помощи военнослужащим, а также потребовал от Минобороны исключить формальный подход при решении вопросов о продлении сроков службы офицерам, достигшим предельного возраста.   Военный эксперт Виктор Мясников уверен, что игнорирование Медведевым последнего заседания коллегии Минобороны — это не случайность. Судя по всему, Верховный главнокомандующий сознательно дистанцировался от непопулярного в военной среде министра. Вопрос в том, является ли это просто частью политических игр накануне выборов или речь идет о возможных перестановках в руководстве МО. «Я не исключаю, что отставка Сердюкова может состояться в самое ближайшее время, — считает эксперт. — Сейчас для этого самый подходящий момент, ведь Сердюкова в армии, мягко говоря, недолюбливают, и его отставка станет дополнительным подарком военным наравне с повышением зарплат и пенсий». Такое в истории российских выборов уже было: в июне 1996-го президент Борис Ельцин между первым и вторым турами президентских выборов отправил в отставку непопулярного министра обороны Павла Грачева.   О том, что высшее политическое руководство в лице Дмитрия Медведева недовольно руководством Минобороны, говорят давно. С недавних пор президент уделяет особое внимание финансированию ВПК: бессменный министр финансов Алексей Кудрин уже поплатился должностью за то, что не поддержал планы Медведева по переоснащению Вооруженных сил. Теперь, возможно, пришла очередь Сердюкова. По крайней мере, за последний год это уже не первый случай критики министра. Еще в мае главный военный прокурор, заместитель генпрокурора Сергей Фридинский рассказал «Российской газете» о масштабах воровства при исполнении гособоронзаказа. Фридинский констатировал, что «из года в год на цели обороны выделяется все больше денег, а успехи невелики». Расхищается, по его словам, практически каждый пятый рубль. Из-за чего «в войска продолжают поступать некачественные техника и вооружение», признал Фридинский. Тогда же, в мае, Дмитрий Медведев устроил разнос руководству оборонно-промышленного комплекса (ОПК) за невыполнение госпрограммы вооружения и планов по размещению гособоронзаказа объемом в 571,5 млрд рублей и потребовал от руководства Минобороны до конца мая завершить размещение гособоронзаказа в соответствии с планом на 2011 и 2012-2013 годы. Однако только 17 ноября министр обороны заявил, что планирует начать заключение контрактов по гособоронзаказу (ГОЗ) на 2012 год со следующей недели. Большинство соглашений, по его словам, будет заключено до конца 2011 года.    Эксперты полагают, что и недавние громкие заявления начальника Генштаба Николая Макарова о том, что армия недостаточно вооружена для решения поставленных перед ней задач, — не более чем попытка генерала дистанцироваться от теряющего позиции Сердюкова. Еще один признак возможной отставки министра — грядущий уход из Минобороны его зама Михаила Мокрецова. Об этом стало известно на прошлой неделе. Официальная версия ухода — разногласия с Сердюковым. Однако есть и неофициальная. Мокрецов — давний соратник Сердюкова: он его «вечный» зам еще с питерской налоговой инспекции, где оба трудились в конце 90-х годов. Чтобы между такими близкими людьми возникли «непреодолимые разногласия», очень маловероятно. Скорее, верно другое: кресло под Сердюковым действительно шатается, и близкие к нему люди всерьез подумывают о путях отступления.   «Было бы неверным говорить о том, что Сердюковым недовольны в принципе: нет, это не так, — делится соображениями источник «Профиля» в военном ведомстве, — однако, кажется, наверху все больше укрепляются во мнении, что он свою задачу выполнил: поставил армию на путь радикальных реформ, и теперь уже другие люди эффективнее, чем он, справятся с ее дальнейшим развитием и укреплением».   И тут возникает закономерный вопрос: кто же эти «более эффективные» люди? Один из наиболее вероятных кандидатов — постпред президента в НАТО Дмитрий Рогозин. Возможно, не является случайным то, что во время поездки Медведева во Владикавказ его вопреки протоколу сопровождал именно представитель при НАТО. Казалось бы: где Владикавказ, а где НАТО? «Вполне возможно, что это были смотрины», — полагает источник «Профиля» в МО РФ.    В пользу возможности принятия такого решения говорит очень многое. Самое главное — у Рогозина одинаковое с лидерами страны видение того, как должно происходить перевооружение армии. Не случайно же именно он возглавил комиссию по обороне и оборонной промышленности при Общественном комитете сторонников Дмитрия Медведева — так называемом «большом правительстве». А на днях в «Известиях» вышла программная статья Рогозина, где он подробно рассказал о собственных подходах к вопросам перевооружения Российской армии, на которую из бюджета в ближайшие восемь лет планируется выделить гигантскую сумму — 20 трлн рублей. Не так уж часто российские постпреды в НАТО пишут тексты о перевооружении собственной армии, не правда ли?   «Проблема — в отсутствии эффективного управления и внутренней конкуренции. А потому президента не может не беспокоить вопрос: как не дать разбазарить выделяемые для нужд ОПК огромные бюджетные средства? — отметил Рогозин. — Массовый импорт оружия — это путь в никуда. Мы должны сделать все, чтобы наш ОПК вновь стал мировым лидером, а для этого мы должны дать ему возможность работать на всю катушку. Мощная отечественная оборонная промышленность — это локомотив модернизации всей экономики страны». При этом постпред предложил создать российский аналог американского агентства передовых оборонных исследовательских проектов. «Это должна быть государственная структура с отдельным бюджетом, наделенная «надведомственными» полномочиями, позволяющими осуществлять функции заказчика высокорискованных проектов, эффективно взаимодействовать с различными федеральными ведомствами и научно-исследовательскими организациями и предприятиями ОПК», — считает Рогозин. «Безусловно, постпред России показал, что разбирается в военных делах, — отмечает Виктор Мясников. — В этом плане он на голову выше Сердюкова, к тому же у него есть колоссальный опыт в международных военных делах, который он приобрел, работая в НАТО». Чем не готовый министр обороны?   Кроме того, утверждение главой Минобороны популярного политика Рогозина имело бы и явный политический смысл. Особенно перед выборами. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что в пользу Рогозина говорит и наличие у него национальной идеи. «Она привлечет в армию куда больше патриотов, чем это удалось сделать Сердюкову, который занимается исключительно бизнес-составляющей военной реформы и совсем не уделяет времени идеологии. Кроме того, Рогозин — сын генерала, и он, в отличие от нынешнего министра обороны, предлагает четкую «русскую идею» создания армии», — отмечает эксперт. Такое решение высшего руководства страны было бы положительно воспринято как самими военнослужащими, так и обычными россиянами, считает Виктор Мясников.    Сам Дмитрий Рогозин признается, что, если ему поручат возглавить Министерство обороны, у него найдется немало идей по части военного строительства. В частности, политик предлагает рассмотреть возможность создания в России (по примеру Франции) своего рода «иностранного легиона» из граждан сопредельных стран. «В Славянский легион могли бы войти сербы, болгары, те, кто хотел бы служить в составе Вооруженных сил РФ, возможно, с прицелом на получение российского гражданства в будущем. В условиях нехватки лиц призывного возраста надо создавать гибкие современные системы, привлекая духовно близкие народы, чтобы они потом оседали в России через службу в Вооруженных силах РФ. На мой взгляд, это перспективный путь, я готов это отстаивать перед президентом», — заявил Рогозин. И хотя обсуждать свою будущую политическую карьеру он пока отказывается, ссылаясь на то, что от него это не зависит, постпред подтверждает, что в ближайшее время планирует вернуться на работу в Москву.   Впрочем, при всей очевидности плюсов такого назначения нельзя забывать и о возможных проблемах. Дмитрий Рогозин — политик очень амбициозный. Встав во главе армии, он может составить серьезную конкуренцию и Дмитрию Медведеву, и Владимиру Путину. «Когда молодой и активный человек жарко дышит в затылок — это опасно. И Рогозин в этом плане представляет слишком большой политический риск для Путина. Не случайно он был сослан в Брюссель сразу же, как только начал играть самостоятельную политическую роль. И любому политику очевидно, что Рогозин сожрет Путина при первой возможности», — считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. Поэтому эксперт уверяет: ни Путин, ни тем более Медведев не рискнут принять такое кадровое решение, даже если Анатолий Сердюков действительно будет отправлен в отставку. Что ж, интрига может разрешиться в самое ближайшее время.

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK