25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Военная угроза Юрия Маслюкова"

Архивная публикация 1998 года: "Военная угроза Юрия Маслюкова"

Отставка Евгения Ясина совпала по времени с ослаблением позиций его старого друга и сторонника -- главы министерства экономики Якова Уринсона. Новоиспеченный министр промышленности и труда Юрий Маслюков потребовал передать в его ведение оборонную промышленность и экспорт оружия.Любопытно, что Яков Уринсон -- ученик и бывший подчиненный Юрия Маслюкова. Во времена горбачевской перестройки, когда Юрий Дмитриевич был вице-премьером и председателем Госплана СССР, Яков Моисеевич возглавлял Главный вычислительный центр этого ведомства. Говорят, до последнего времени они сохраняли весьма дружеские отношения, несмотря на разную политическую ориентацию.
Коммунистические принципы

Но Маслюков, как и подобает настоящему коммунисту, человек принципов. Получив от председателя правительства Сергея Кириенко предложение возглавить создаваемое Министерство промышленности и труда, он поставил премьеру семь условий -- только при их выполнении он согласится на министерский пост.
Передача в ведение министра промышленности и труда всех перечисленных вопросов наделяет его огромными полномочиями, значительно большими, чем у вице-премьера. И в то же время превращает Министерство экономики в третьеразрядное ведомство, способное заниматься разве что макроэкономическим анализом.
Публично Яков Уринсон никак не отреагировал на ультиматум Маслюкова. Однако, по сведениям "Профиля", Уринсон готов расстаться с некоторыми из своих полномочий. Таких как контроль над оборонно-промышленным комплексом и разработка государственной промышленной политики. Но оборонный госзаказ, внешнеэкономическая деятельность, включая экспорт оружия, решение кадровых вопросов в этой сфере, по мнению Уринсона, должны остаться за Минэкономики.
Такой вариант не устраивает теперь уже Маслюкова. Как стало известно автору этих строк, на днях руководитель Минпромторга обратился к Борису Ельцину с предложением отправить Уринсона в отставку и тем самым исчерпать конфликт.
Президент пока молчит.
Цена партбилета

Коммунисты и раньше входили в правительство, но никто из них -- ни любитель бань Валентин Ковалев, ни "шахтер" Аман Тулеев -- не позволяли себе подобных ультиматумов ни премьер-министру, ни тем более президенту.
А в том, что Борис Ельцин был ознакомлен с "условиями" Маслюкова и позитивно на них отреагировал, сомневаться не приходится.
Во-первых, Сергей Кириенко не осмелился бы без согласия президента пригласить Маслюкова в правительство, да еще на ключевой пост. А во-вторых, вместе с указом Ельцина об этом назначении премьер получил "добро" президента на введение Маслюкова в президиум правительства.
Нелишне вспомнить, что Юрий Маслюков в начале этого года дважды отклонил предложение Виктора Черномырдина войти в кабинет министов.
Почему бывший "ястреб" советской оборонки стал объектом столь пристального внимания властей?
Карьера Маслюкова тесно связана с Министерством оборонной промышленности СССР, где он состоялся как незаурядный инженер и управленец.
Позднее, возглавляя Военно-промышленную комиссию ЦК КПСС и Госплан СССР, он одним из первых начал отстаивать и воплощать в жизнь идеи конверсии оборонной промышленности. Именно тогда Юрий Маслюков завоевал авторитет среди директоров оборонных предприятий, не утраченный и поныне. Этого авторитета, кстати, так и не смог добиться Яков Уринсон, в ведении которого последние годы находилась вся оборонная промышленность страны.
Даже будучи членом Политбюро ЦК КПСС, Маслюков вел себя, скажем так, нестандартно. Рассказывают, что он носил обручальное кольцо и курил Marlboro. И то и другое по тем временам было неслыханной дерзостью в среде высокопоставленных партийных чиновников.
По законам военного времени

Сегодня оборонно-промышленный комплекс (ОПК) переживает трудные времена. Прежняя система управления ОПК полностью разрушена. Из-за постоянно сокращающегося финансирования 80% предприятий оборонки являются банкротами. По признанию начальника вооружений МО генерал-полковника Анатолия Ситнова, в прошлом году объем военного производства составил 8,7% от уровня 1991 года. Из 1746 головных предприятий ОПК реально работают менее 500.
Весной 1997 года, после упразднения Миноборонпрома, управление оборонкой было передано Министерству экономики, возглавляемому Яковом Уринсоном. А после ликвидации МВЭС к нему же отошли и все вопросы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Непосредственно Яков Уринсон как вице-премьер и министр экономики возглавил разработку Федеральной программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998--2000 годы. Но из-за правительственного кризиса и неразберихи в ОПК эта работа оказалась фактически провалена.
Задолженность государства предприятиям ОПК, по сведениям Минэкономики, на сегодня составила 18,3 млрд. рублей, что на 3 млрд. превышает объем госзаказа на 1998 год. При этом многие оборонщики не верят и этим цифрам, утверждая, что государство должно им не менее 100 млрд. рублей.
В это самое время репутация Якова Уринсона оказалась подмоченной после широкой огласки истории с акционерной компанией "Жива", которой было передано право страховать перевозки "Росвооружения" только потому, что к ней имеет отношение родной брат министра.
Во время состоявшегося 24 июля в Москве Всероссийского совещания руководителей предприятий ОПК на Минэкономики и лично Якова Уринсона обрушился шквал критики. Присутствовавшие директора пригрозили "нарастанием забастовочного движения и гражданского неповиновения", если правительство не начнет реально реформировать военно-промышленный комплекс. Как выразился один из них, оборонщики выйдут на улицы с "экспонатами своего производства в руках".
Именно в таком контексте происходило назначение Юрия Маслюкова на пост министра промышленности и торговли. В результате он получил фактически неограниченные полномочия, в то время как полномочия Якова Уринсона были сильно урезаны.
Свой среди чужих, чужой среди своих

Маслюков, требуя для себя особых условий, пошел в полном смысле ва-банк. Ему было что терять -- партийный билет, уважение товарищей по партии.
Как известно, президиум ЦК КПРФ, членом которого до последнего времени являлся новоиспеченный министр, фактически запретил Маслюкову переход на работу в правительство. Маслюков был вынужден обратиться с письмом к ЦК партии.
По информации из окружения Геннадия Зюганова, лидер компартии, как и его зам Валентин Купцов, не возражали против вхождения Маслюкова в состав правительства. А вот менее высокопоставленные оппозиционеры устроили самый настоящий скандал.
Московский городской комитет компартии потребовал исключить Маслюкова из рядов КПРФ как "сознательно выступившего против линии партии".
Первый секретарь Ленинградского обкома КПРФ Юрий Белов назвал Маслюкова предателем и штрейкбрехером, заявив, что того "ждет судьба половой тряпки в президентских покоях".
Оппозиционная пресса заполняет целые полосы письмами коммунистов, возмущенных "грехопадением" Маслюкова, который согласился служить антинародному режиму.
Сейчас лидеры КПРФ озабочены тем, как замять внутрипартийный скандал. И если Маслюкову удастся "свалить" Уринсона, к которому коммунисты, мягко говоря, не питают симпатии, то это будет хорошим аргументом в его пользу.
Назначение Маслюкова внесло раскол не только в ряды оппозиции, но и в окружение Бориса Ельцина. Как стало известно "Профилю", многие из высокопоставленных чиновников президентской администрации, близкие к Анатолию Чубайсу и поддерживащие Якова Уринсона, высказываются против передачи Маслюкову дополнительных полномочий. Особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.
Но главный кремлевский экономист Александр Лившиц, похоже, имеет иную точку зрения. Он публично поддержал нового министра, заявив в прессе, что Маслюков "очень знающий человек, обладает колоссальной памятью, помнит наизусть всю оборонку".
Александр Лившиц: "Я думаю, человек, которому будет поручена вся промышленная политика, должен иметь на нее особый взгляд, поскольку следов такой политики в России до сих пор не видно".
Мужское решение

Но Сергей Кириенко пока не торопится принимать окончательное решение по разделу сфер влияния между двумя министерствами.
Не исключено, что причиной его нерасторопности является прямой политический расчет. В конце августа Госдума планирует собраться на внеочередное заседание для принятия антикризисных законов. И тогда могут потребоваться новые компромиссы между ветвями власти. В этой ситуации уступка ультиматуму Маслюкова будет более своевременной и принесет больше пользы.
Впрочем, о своей позиции премьер все же дает знать. В конце июля Юрий Маслюков был отозван из отпуска, чтобы сопровождать Сергея Кириенко в поездке в Воронеж. Уринсона в свите премьера на этот раз не оказалось. Во время церемонии подписания договора по "Ил-96" между АО "Аэрофлот -- Российские международные авиалинии" и Воронежским авиаобъединением Кириенко демонстративно, во всеуслышание, предложил Юрию Маслюкову "брать руль промышленности в свои руки".
На что новый министр промторга заявил, что рулить он согласен в том случае, если премьер примет мужское решение и уберет Уринсона.

Отставка Евгения Ясина совпала по времени с ослаблением позиций его старого друга и сторонника -- главы министерства экономики Якова Уринсона. Новоиспеченный министр промышленности и труда Юрий Маслюков потребовал передать в его ведение оборонную промышленность и экспорт оружия.Любопытно, что Яков Уринсон -- ученик и бывший подчиненный Юрия Маслюкова. Во времена горбачевской перестройки, когда Юрий Дмитриевич был вице-премьером и председателем Госплана СССР, Яков Моисеевич возглавлял Главный вычислительный центр этого ведомства. Говорят, до последнего времени они сохраняли весьма дружеские отношения, несмотря на разную политическую ориентацию.

Коммунистические принципы


Но Маслюков, как и подобает настоящему коммунисту, человек принципов. Получив от председателя правительства Сергея Кириенко предложение возглавить создаваемое Министерство промышленности и труда, он поставил премьеру семь условий -- только при их выполнении он согласится на министерский пост.

Передача в ведение министра промышленности и труда всех перечисленных вопросов наделяет его огромными полномочиями, значительно большими, чем у вице-премьера. И в то же время превращает Министерство экономики в третьеразрядное ведомство, способное заниматься разве что макроэкономическим анализом.

Публично Яков Уринсон никак не отреагировал на ультиматум Маслюкова. Однако, по сведениям "Профиля", Уринсон готов расстаться с некоторыми из своих полномочий. Таких как контроль над оборонно-промышленным комплексом и разработка государственной промышленной политики. Но оборонный госзаказ, внешнеэкономическая деятельность, включая экспорт оружия, решение кадровых вопросов в этой сфере, по мнению Уринсона, должны остаться за Минэкономики.

Такой вариант не устраивает теперь уже Маслюкова. Как стало известно автору этих строк, на днях руководитель Минпромторга обратился к Борису Ельцину с предложением отправить Уринсона в отставку и тем самым исчерпать конфликт.

Президент пока молчит.

Цена партбилета


Коммунисты и раньше входили в правительство, но никто из них -- ни любитель бань Валентин Ковалев, ни "шахтер" Аман Тулеев -- не позволяли себе подобных ультиматумов ни премьер-министру, ни тем более президенту.

А в том, что Борис Ельцин был ознакомлен с "условиями" Маслюкова и позитивно на них отреагировал, сомневаться не приходится.

Во-первых, Сергей Кириенко не осмелился бы без согласия президента пригласить Маслюкова в правительство, да еще на ключевой пост. А во-вторых, вместе с указом Ельцина об этом назначении премьер получил "добро" президента на введение Маслюкова в президиум правительства.

Нелишне вспомнить, что Юрий Маслюков в начале этого года дважды отклонил предложение Виктора Черномырдина войти в кабинет министов.

Почему бывший "ястреб" советской оборонки стал объектом столь пристального внимания властей?

Карьера Маслюкова тесно связана с Министерством оборонной промышленности СССР, где он состоялся как незаурядный инженер и управленец.

Позднее, возглавляя Военно-промышленную комиссию ЦК КПСС и Госплан СССР, он одним из первых начал отстаивать и воплощать в жизнь идеи конверсии оборонной промышленности. Именно тогда Юрий Маслюков завоевал авторитет среди директоров оборонных предприятий, не утраченный и поныне. Этого авторитета, кстати, так и не смог добиться Яков Уринсон, в ведении которого последние годы находилась вся оборонная промышленность страны.

Даже будучи членом Политбюро ЦК КПСС, Маслюков вел себя, скажем так, нестандартно. Рассказывают, что он носил обручальное кольцо и курил Marlboro. И то и другое по тем временам было неслыханной дерзостью в среде высокопоставленных партийных чиновников.

По законам военного времени


Сегодня оборонно-промышленный комплекс (ОПК) переживает трудные времена. Прежняя система управления ОПК полностью разрушена. Из-за постоянно сокращающегося финансирования 80% предприятий оборонки являются банкротами. По признанию начальника вооружений МО генерал-полковника Анатолия Ситнова, в прошлом году объем военного производства составил 8,7% от уровня 1991 года. Из 1746 головных предприятий ОПК реально работают менее 500.

Весной 1997 года, после упразднения Миноборонпрома, управление оборонкой было передано Министерству экономики, возглавляемому Яковом Уринсоном. А после ликвидации МВЭС к нему же отошли и все вопросы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Непосредственно Яков Уринсон как вице-премьер и министр экономики возглавил разработку Федеральной программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998--2000 годы. Но из-за правительственного кризиса и неразберихи в ОПК эта работа оказалась фактически провалена.

Задолженность государства предприятиям ОПК, по сведениям Минэкономики, на сегодня составила 18,3 млрд. рублей, что на 3 млрд. превышает объем госзаказа на 1998 год. При этом многие оборонщики не верят и этим цифрам, утверждая, что государство должно им не менее 100 млрд. рублей.

В это самое время репутация Якова Уринсона оказалась подмоченной после широкой огласки истории с акционерной компанией "Жива", которой было передано право страховать перевозки "Росвооружения" только потому, что к ней имеет отношение родной брат министра.

Во время состоявшегося 24 июля в Москве Всероссийского совещания руководителей предприятий ОПК на Минэкономики и лично Якова Уринсона обрушился шквал критики. Присутствовавшие директора пригрозили "нарастанием забастовочного движения и гражданского неповиновения", если правительство не начнет реально реформировать военно-промышленный комплекс. Как выразился один из них, оборонщики выйдут на улицы с "экспонатами своего производства в руках".

Именно в таком контексте происходило назначение Юрия Маслюкова на пост министра промышленности и торговли. В результате он получил фактически неограниченные полномочия, в то время как полномочия Якова Уринсона были сильно урезаны.

Свой среди чужих, чужой среди своих


Маслюков, требуя для себя особых условий, пошел в полном смысле ва-банк. Ему было что терять -- партийный билет, уважение товарищей по партии.

Как известно, президиум ЦК КПРФ, членом которого до последнего времени являлся новоиспеченный министр, фактически запретил Маслюкову переход на работу в правительство. Маслюков был вынужден обратиться с письмом к ЦК партии.

По информации из окружения Геннадия Зюганова, лидер компартии, как и его зам Валентин Купцов, не возражали против вхождения Маслюкова в состав правительства. А вот менее высокопоставленные оппозиционеры устроили самый настоящий скандал.

Московский городской комитет компартии потребовал исключить Маслюкова из рядов КПРФ как "сознательно выступившего против линии партии".

Первый секретарь Ленинградского обкома КПРФ Юрий Белов назвал Маслюкова предателем и штрейкбрехером, заявив, что того "ждет судьба половой тряпки в президентских покоях".

Оппозиционная пресса заполняет целые полосы письмами коммунистов, возмущенных "грехопадением" Маслюкова, который согласился служить антинародному режиму.

Сейчас лидеры КПРФ озабочены тем, как замять внутрипартийный скандал. И если Маслюкову удастся "свалить" Уринсона, к которому коммунисты, мягко говоря, не питают симпатии, то это будет хорошим аргументом в его пользу.

Назначение Маслюкова внесло раскол не только в ряды оппозиции, но и в окружение Бориса Ельцина. Как стало известно "Профилю", многие из высокопоставленных чиновников президентской администрации, близкие к Анатолию Чубайсу и поддерживащие Якова Уринсона, высказываются против передачи Маслюкову дополнительных полномочий. Особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.

Но главный кремлевский экономист Александр Лившиц, похоже, имеет иную точку зрения. Он публично поддержал нового министра, заявив в прессе, что Маслюков "очень знающий человек, обладает колоссальной памятью, помнит наизусть всю оборонку".

Александр Лившиц: "Я думаю, человек, которому будет поручена вся промышленная политика, должен иметь на нее особый взгляд, поскольку следов такой политики в России до сих пор не видно".

Мужское решение


Но Сергей Кириенко пока не торопится принимать окончательное решение по разделу сфер влияния между двумя министерствами.

Не исключено, что причиной его нерасторопности является прямой политический расчет. В конце августа Госдума планирует собраться на внеочередное заседание для принятия антикризисных законов. И тогда могут потребоваться новые компромиссы между ветвями власти. В этой ситуации уступка ультиматуму Маслюкова будет более своевременной и принесет больше пользы.

Впрочем, о своей позиции премьер все же дает знать. В конце июля Юрий Маслюков был отозван из отпуска, чтобы сопровождать Сергея Кириенко в поездке в Воронеж. Уринсона в свите премьера на этот раз не оказалось. Во время церемонии подписания договора по "Ил-96" между АО "Аэрофлот -- Российские международные авиалинии" и Воронежским авиаобъединением Кириенко демонстративно, во всеуслышание, предложил Юрию Маслюкову "брать руль промышленности в свои руки".

На что новый министр промторга заявил, что рулить он согласен в том случае, если премьер примет мужское решение и уберет Уринсона.

ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».