Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Воистину воскрес"

О Пасхе говорят, что «она настолько превосходит все другие торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15,17)
Где твое, смерть, жало?

Праздник праздников. Великий день, великая радость, которая наполняет собой всех: и тех, кто не постился, и тех, кто в течение Великого поста распинал свою плоть «со страстьми и похотьми».
В который уже раз на утрени прозвучат проникновенные слова святого Иоанна Златоуста: «Богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза приготовлена, насладитесь все. Телец упитанный, да никто не уйдет голодный; все насладитесь пира веры, все воспримите богатство благости. Никто да не рыдает от бедности, поскольку явилось общее Царство… Никто да не убоится смерти, поскольку освободила нас Спасителева смерть… Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты низвергся… Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе…»
15 апреля в честь праздника Пасхи будет совершено самое торжественное в году богослужение — пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг храма, светлая утреня и божественная литургия.
Следующие шесть дней пасхальной недели также считаются праздничными и по своей значимости приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой Святой Пасхой. Церковные службы проходят при открытых царских вратах в знак того, что через Воскресение Христа для людей вновь отворились двери рая. Как и много лет назад, над Москвой в пасхальные дни будет звучать колокольный перезвон.
«Я просыпаюсь радостный,— пишет Иван Шмелев,— меня ослепляет блеском, и в этом блеске — веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне — звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказок. Открываю опять глаза — и вдруг вспоминаю: да это Пасха! …яркое утро, солнце, пасхальный звон!.. Розовый накомодник, вышитый белыми цветами…— его только на Пасху стелют! — яркие розы на иконе… Пасха!..— и меня заливает радостью».
Избавление

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление» (и действительно, после своей смерти Христос сошел в ад, избавив прорадителей евреев от мук). Но когда еврейский народ праздновал ветхозаветную Пасху, люди вспоминали о другом освобождении — своих предков из египетского рабства.
Христиане отмечают Пасху новозаветную, смысл которой в том, что через мучения и воскресение Христа людям, принявшим его, даются жизнь и вечное блаженство. Во втором веке в христианстве существовало два праздника — Пасха крестная и Пасха воскресная. Первая Пасха была посвящена страданию и смерти Христа и отмечалась в день его смерти вместе с иудейской Пасхой, на какой бы день недели она ни приходилась. Вторая Пасха праздновалась всегда в воскресенье — в память о Воскресении Христовом.
Первый Вселенский собор, проходивший в 325 году, принял решение отмечать Пасху обязательно отдельно от иудеев — в воскресный день, следующий за первым полнолунием, наступающим после весеннего равноденствия.
Самому празднику предшествует Страстная неделя, отсылающая нас к последним дням и мученической смерти Иисуса Христа. В четверг вечером Иисус проводит последние часы со своими учениками (Тайная вечеря), устанавливая таинство святого причастия: «Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все! Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:25—28).
Последние дни Страстной недели нашли отражение в народных обычаях: в четверг («чистый») на Руси принято очищаться не только духовно, но и телесно — обливаться, мыться, ходить в баню. В деревнях собирали можжевельник, поджигали его и дымом окуривали избы. Пятница — день скорби, сельские жители вели себя так, как будто в доме лежал покойник, спали на полу или на досках, подкладывая под голову полено. В знак скорби ничего не ели и не пили — иногда не только в пятницу, но и в субботу, когда Христос находился во гробе. Плакали — о Христе, об отрекшемся Петре и о своих грехах, понимая, как близко к ним все случившееся.
Вот как написал об этом в своем рассказе «Студент» А.П.Чехов: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
В последние дни поста многие спешили исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн — чтобы встретить праздник свободными от грехов и дурных помыслов. Перед исповедью минимум три дня постятся (что во время Великого Поста само собой разумеется), обдумывают свое житие, накануне и в день причастия читают специальные молитвы. Настоящее покаяние предусматривает не только осознание своих грехов, но и искренние сокрушение сердца, а также твердое намерение не грешить впредь — тогда и причастие будет телу во здравие, а душе — во спасение.
Но вот все хлопоты позади, наступает святая ночь — когда после страданий и смерти Иисус Христос воскрес из мертвых — первым среди людей, показав и предсказав судьбу всего человечества. Священнослужители, облаченные в «светлейший сан», совершают каждение престола, с пением выходят из храма. За ними идут прихожане — как жены-мироносицы, встречавшие воскресшего Господа. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью. После возгласа «Христос Воскрес!» царские врата открываются — так ангел отвалил камень от дверей Гроба Господня.
В Иерусалиме на месте погребения и Воскресения Иисуса Христа в Великую Субботу каждый год происходит чудо — на молящихся нисходит божественный огонь. Все обычные огни и свечи в храме Гроба Господня тушат еще в пятницу. Помещение тщательно осматривают представители гражданских властей, вход в него опечатывается. Иерусалимского патриарха к Кувуклии (место захоронения Христа) подводят в одном подряснике. Проверяют, нет ли у него спичек или какого-нибудь воспламеняющего вещества. После тщательного досмотра снимают печать с Гроба Господня, патриарх входит и начинает молиться. И вот храм (иногда через долгие несколько часов — никто не знает, когда точно это произойдет) пронзают голубоватые молнии, сходящиеся над Кувуклией. Появляется патриарх Иерусалима с огнем, зажигают свечи все молящиеся. Первые несколько минут пламя прохладное — оно не обжигает.
Впрочем, для верующего человека чудо совершается в каждой деревенской церкви, на каждой литургии — когда перед причастием хлеб и вино воплощаются в тело и кровь Христовы.
На Пасху в России было принято давать богатую милостыню — Гиляровский вспоминает обычай посылать в этот день подаяния в тюрьмы. А вот на кладбище ходить не положено — традиция эта возникла в советские годы, когда на веру был запрет. Умерших поминают в специальный день — Радоницу, в первый вторник после Светлой Пасхальной седмицы (в этом году 24 апреля).
Пир

Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, пасхальный стол со всевозможными яствами является символом небесной радости. Сам Христос сравнивал Царство Божие с пиром.
Самое древнее пасхальное блюдо — кулич. Христос после своего Воскресения пришел к ученикам и вместе с ними вкушал пищу. В память об этом последователи Христа всегда оставляли во время трапезы незанятым среднее место за столом и клали перед ним кусок хлеба. В дальнейшем сложился обычай оставлять в праздник Пасхи хлеб в церкви. Во время Светлой седмицы этот хлеб обносят вокруг храма, а в субботу раздают верующим. Такой хлеб по-гречески называется «артос». Как бы домашний «артос» — кулич — пекут сами и тоже освящают в храме.
Другое важное пасхальное блюдо — пасха, творог самого лучшего качества, спрессованный в виде пирамидки.
Третьим непременным блюдом для Пасхи являются крашеные яйца. Их появление предание связывает со святой Марией Магдалиной, которая пришла к римскому императору Тиверию и по существующим правилам преподнесла в знак почтения яйца птиц. Мария Магдалина решила пробудить интерес императора Тиверия к христианству, подарив ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!»
Яйцо — символ воскресения мертвых. Из яйца появляется птенец, освобождаясь от скорлупы. Красный цвет — пролитая на кресте кровь Христа, символ новозаветной Пасхи. На пасхальные богослужения священники надевают красные ризы, а в песнопении Пасха так и называется — красной. Как и Мария Магдалина, христиане дарят друг другу крашеные яйца со словами: «Христос воскрес! — Воистину воскрес!» Часто на яйцах изображаются целые сложные орнаменты (так называемые писанки).
Сохранились традиции делать праздничный стол особенно нарядным. В начале века для его украшения выращивали гиацинты и кресс-салат. В корзиночках с такой зеленью прекрасно смотрелись писанки. А.П.Воронцова-Вельяминова вспоминала о Пасхе: «Наступала Страстная суббота, и мы шли к заутрени. Домой возвращались с зажженными свечами и радовались, если не было ветра. Дома специально для пасхальных яиц выращивали травку кресс-салат. Это была коротенькая травка, и яйца в ней лежали очень красиво».
Разговлялись только после ночной службы. На предварительно освященные в церкви кулич, пасху, яйца ставили свечи (надо сделать специальную бумажную розеточку, чтобы воск не залил продукты), пробовали по кусочку, потому уже приступали к обычным блюдам. В прошлом веке у зажиточных хозяев к праздничному столу подавали 48 кушаний и закусок — по числу дней истекшего поста.
Вот как описывает пасхальную трапезу в романе «В лесах» Мельников-Печерский: «Везде учада, какой и не чаяла… Иконы и лампады как жар горят, все выметено, прибрано, вычищено, скамьи коврами накрыты, на длинном столе, крытом камчатою скатертью, стоят фарфоровые блюда с красными яйцами, с белоснежной пасхою и пышными куличами… В стряпущей тоже все удалось, пироги не подгорели, юха курячья с шафраном сварилась на удивление, солонина с гусиными полотками под чабром вышла отличная, а индюшку рассольную да рябчиков под лимоны и кума Никитишна не лучше бы, пожалуй, сготовила».
Иван Шмелев добавляет: «Весело глазам: все пестро. Куличи и пасхи в розочках, без конца. Крашеные яички, разные, тянутся по столам, как нитки. Христосуются долго-долго. Потом едят. Долго едят и чинно. Уже не видно ни куличей, ни пасочек. Земли не видно — все скорлупа цветная. Я смотрю через золотое хрустальное яичко. Все золотое, все: и люди золотые, и старые сараи золотые, и сад, и крыши, и небо золотое, и вся земля».

СЕРГЕЙ ЧЕРЕПОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK