29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Воров просят не беспокоиться"

Архивная публикация 2007 года: "Воров просят не беспокоиться"

В преддверии лета в страховых компаниях наблюдается оживление. Прежде чем уехать на дачные участки или на море, многие желают застраховать свою квартиру. И это правильно: мало ли что может случиться с жильем в отсутствие хозяев...

А случиться может всякое. К примеру, летом повышается активность домушников, которые норовят оставить вас без нажитых честным трудом телевизоров, магнитофонов, компьютеров и прочей домашней утвари. По данным МВД, прошлым летом в России было совершено более 160 тыс. квартирных краж. Даже если в вашей квартире двойная железная дверь с тройным замком и сигнализацией, то гарантии, что по возвращении с отдыха вас не встретят голые стены, все равно нет: опытным домушникам никакие двери не преграда.

С потолка льет!

Но это не единственная угроза имуществу. Верхнюю строчку в «хит-параде» страховых случаев в квартирах занимают повреждения водой, и такие ЧП в летний период случаются особенно часто. В жаркую пору соседи начинают ремонтировать свои квартиры, меняют сантехнику, устанавливают стиральные машины и... заливают чужую жилплощадь. Такое случается и во время сезонного отключения горячей воды — например, жильцы уезжают в отпуск, а краны оставляют открытыми. Потом, в жанре плохого кино, воду включают, и она начинает заливать квартиру и всех соседей снизу — вплоть до нижнего этажа. Их хозяева предъявляют счет на ремонт, и у отдохнувшего и загоревшего горемыки-жильца случается сердечный приступ. Часто ситуация бывает и вовсе банальная: сосед просто уехал на выходные на дачу, и тут у него потекло... Телефона с ним связаться нет, дверь взламывать нельзя, а потолок синеет на глазах...

В целом статистика выглядит следующим образом: «На первом месте по количеству случаев и размеру убытков находится залив в результате аварии в квартире страхователя (разрыв гибкой проводки, поломка крана или фильтра очистки воды и т.д.), — объясняет руководитель проекта центра имущественного страхования РОСНО Светлана Бучина. — На втором месте — залив от соседей (нарушение душевой гидроизоляции, халатность, ремонтные работы, засор и т.д.), и замыкает тройку залив с чердака и крыши».

Пожары, связанные с некачественной электропроводкой и обычной уже перегрузкой электросетей, доставляют жильцам не меньше хлопот.

Понятно, что во всех этих случаях спасти от разорительных трат может только страховка, приобретенная заранее. Поэтому ближе к лету граждане начинают активно обзванивать страховые компании в поисках наиболее выгодного варианта страховки, ведь сегодня игроки страхового рынка предлагают «квартирные» полисы на любой вкус и кошелек.

Возьмите «коробочку»

Тем, кто предпочитает «попроще и подешевле», стоит выбирать «коробочный» полис. Так сами страховщики называют стандартный полис, который продается без осмотра квартиры и включает в себя определенные риски — повреждение огнем, водой, противоправные действия третьих лиц. Это так называемый экспресс-продукт, покупка которого займет 15 минут.

Но «коробочное» страхование имеет несколько минусов. Во-первых, покупая страховку без осмотра, клиент сам заявляет страховую сумму — то есть максимальную компенсацию в случае каких-либо неприятностей в квартире. Зачастую постфактум оказывается, что сумма была завышена и квартира реально стоит вдвое меньше заявленной цены. Выясниться это может в ходе экспертизы, которая после обращения клиента за выплатой проводится в обязательном порядке. Бывает и наоборот. Клиент страхует квартиру на сумму меньшую, чем она реально стоит. Но поздно: оценив квартиру в $50 тыс. при ее рыночной стоимости в $200 тыс., страхователь сможет получить не более $50 тыс.

Без предварительного осмотра компания, как правило, возьмет на страхование только «коробку» и отделку, то есть стены, и, может быть, мебель. А вот технику и другие предметы интерьера вносить в полис со слов клиента рискованно. Мало ли о пропаже каких несуществующих предметов, «нажитых непосильным трудом», он потом заявит.

При «коробочном» страховании стоимость полиса будет рассчитываться по фиксированным ставкам компании (% от страховой суммы) без учета индивидуальных особенностей жилья. Очевидно, что такой подход — не для владельцев дорогих апартаментов, а, скорее, для стандартных обладателей стандартных квартир, меблированных стандартными советскими сокровищами. А также для тех, у кого невысок доход.

Фикус записываем или только Айвазовского?

Владельцам элитного жилья (и элитной же его «начинки») страховые компании предлагают продукты с индивидуальным набором рисков и объектов страхования. Неудобство — эксперт обязательно выезжает к вам, описывает и оценивает имущество. Зато все по-честному: есть возможность застраховать все элементы квартиры и домашней утвари по их настоящей стоимости, причем как в комплексе, так и по отдельности.

Многие компании готовы страховать не только технику и мебель, но и другое имущество. Например, в «Ренессанс Страховании» готовы вписать в полис произведения искусства и антиквариат. В «Ингосстрахе» и «Прогресс-Гаранте» помимо антиквариата можно застраховать драгоценности. А РОСНО даже предлагает включить в страховой полис кэш в сейфе и растения. Правда, даже элитная страховка не распространяется на акции, облигации и другие ценные бумаги, рукописи, чертежи, оружие, боеприпасы и животных. За испорченные продукты в холодильнике страховая тоже платить не будет.

Этаж учитывается

Итак, во что же обойдется защита имущества? Тариф на страхование квартир и их содержимого в среднем колеблется от 0,2% до 0,9% от страховой суммы — максимального размера выплаты. Для квартиры стоимостью $200 тыс. полис будет стоить не больше $1,8 тыс. Но тариф для дорогих апартаментов обычно ниже, чем для типовых домов. Страховщики объясняют: в элитных домах новые коммуникации, противопожарная сигнализация и круглосуточная охрана. Но в целом полис будет, конечно, дороже. Скажем, для квартиры стоимостью в $1 млн. страховка обойдется не менее $2—2,5 тыс.

Вообще, тариф зависит от многих составляющих. Так, если вы живете на первом или последнем этаже, ставка будет повышена. Если в доме деревянные перекрытия или давно не было капитального ремонта, полис подорожает на 15—20%. Наличие источников открытого огня — печей и каминов — также повышает стоимость страховки. Дороже обойдется и полис для квартир, которые сдаются в аренду или долгое время остаются без присмотра. А вот железная дверь, решетки на окнах и сигнализация, напротив, могут стать основанием для получения скидки — от 5% до 15% от суммы премии.

В некоторых компаниях предлагают сэкономить на полисе, включив в договор франшизу (сумма, в пределах которой компания не возмещает ущерб). Франшиза бывает условной и безусловной. Первая учитывается только в том случае, если сумма ущерба ее не превышает. То есть если франшиза составляет $200, а ремонт квартиры оценивается в $150, то оплачивать его клиенту придется из собственного кармана. Безусловная франшиза — та сумма, которая всегда вычитается из компенсации. То есть при франшизе в $100, а ущербе на $2 тыс. на руки вы получите $1,9 тыс.

За себя и соседа

Обладатели дорогой жилплощади задумываются о страховании не только своей квартиры, но и соседних. На этот случай можно добавить в полис опцию «страхование гражданской ответственности»: лучше заплатить пару сотен долларов за страхование ответственности, чем разбираться с соседями в суде. Средний лимит по страхованию ответственности составляет $10—20 тыс. В пределах этой суммы страховая компания компенсирует затраты на ремонт квартир соседей, если у них случится потоп или пожар по вашей вине. В мае 2005 года РОСНО выплатило более 400 тыс. рублей владельцам квартир, расположенных в Армянском переулке в Москве, по договору страхования гражданской ответственности. Причиной залива послужил разрыв трубы с холодной водой на кухне в квартире клиента РОСНО. Волноваться клиенту не пришлось: он застраховал свою ответственность на 800 тыс. рублей. Стоимость полиса для страхователя составила всего 5,5 тыс. рублей.

Владельцы недорогих квартир страхование ответственности в полис включают нечасто, предпочитая выяснять отношения с соседями привычными способами... Стараются не думать о возможных проблемах и те, кто смутно представляет размеры компенсаций. Между тем суммы выплат соседям могут быть весьма существенными. Известен случай, когда владельцу квартиры на последнем этаже пришлось для этого продавать автомобиль, притом что в печальных событиях он даже не был виновен: снимавшие его квартиру жильцы, уезжая, решили отомстить и оставили включенным кран в ванной. Вода дошла до второго этажа, и хозяин оплачивал ремонт не только своей квартиры, но и трех на нижних этажах...

Не забудьте про снег

Стоит еще помнить: страховая компания не всегда с готовностью оплачивает убытки клиента. Чтобы не обвинять ее в несговорчивости, нужно внимательно изучить правила страхования и подробно расспросить агента, что будет покрываться страховкой, а что — нет. «Основная ошибка клиента — невнимательное прочтение правил страхования, условий договора, нежелание задавать вопросы, возникшие при прочтении страховых документов, — подчеркивает начальник отдела андеррайтинга имущественных рисков Первой страховой компании Татьяна Погребняк. — Мы стараемся подробно объяснять клиенту принципы страхования, чтобы потом не было недоуменных вопросов: а как же?»

Например, зачастую не обсуждается вопрос об имущественных правах клиента. И напрасно. Если квартира оформлена не на того, кто покупает страховой полис, впоследствии могут возникнуть проблемы. Претендовать на выплату может только владелец жилья. Поэтому, желая проявить заботу о квартире дальнего родственника, в которой вы проживаете, не забудьте вписать его в полис как выгодоприобретателя.

В квартирном страховом полисе есть стандартные исключения вроде ущерба имуществу в результате народных волнений или падения летательных объектов. Бунты под окнами жилых домов случаются нечасто, поэтому стоит уделить больше внимания обыденным неприятностям. Если вы решили остановиться исключительно на «огневом» страховании, нужно усвоить золотое правило: пожар и поджог — это разные вещи. Первое — случайность, второе — противоправные действия третьих лиц. При условии, что вы заплатили только за риск ущерба от пожара, страховая компания имеет полное право отказать вам в выплате, если дверь подожгли хулиганы.

Риск «залив» тоже имеет коварную трактовку. Речь идет только о заливе водой, а повреждение потолка, пола или стен любой другой жидкостью в страховку не включено. «Обычно при страховании квартир по риску «залив» покрывается ущерб, возникший в результате аварий систем коммуникаций, а также проникновения воды из соседних помещений, но при этом исключается повреждение дождевой водой, снегом и т.п. через незакрытые окна, двери и через крышу вследствие ее ветхости или строительных дефектов», — подчеркивает главный специалист управления страхования имущества компании «Прогресс-Гарант» Матвей Бобылев. Он рассказывает, как однажды клиент обратился за выплатой по поводу залива дождевой водой через стену дома. Водосточная труба, проходящая вдоль стены, прохудилась, и во время дождя вода била в стену квартиры. От влаги намокли обои и вздулся паркет. Компания отказала в выплате, посоветовав клиенту обратиться за возмещением в ДЕЗ, так как ответственность за причиненный вред лежит на службе, которая обслуживает дом.

Формулировка «это вина жилищной службы» — удобный повод для отказа в выплате. Если причиной возгорания станет перепад электроэнергии в сети или сварочные работы на этаже, то страховая может не заплатить. Без компенсации можно остаться и в случае затопления из-за неисправности отопительной системы. Правда, клиенту следует быть бдительным — очень многое в баталиях со страховщиком зависит от того, что именно написано в акте из ДЕЗ, пожарной службы или милиции, то есть в тех документах, на основании которых страховая компания принимает решение о выплате. Там должна быть четко указана причина события и виновник.

Также страховая откажет в выплате, если причиной ЧП стали действия самого страхователя. Не будет компания отвечать и за элементарную халатность, если в квартире случится наводнение из-за незакрытого крана или пожар из-за непотушенной сигареты.

Общаясь со страховым агентом до заключения договора важно четко оговорить документы, которые нужно представить после страхового случая, а также ситуации, когда компания имеет право отказать в выплате страхового возмещения. Все страховщики требуют не устранять последствия происшествий, перед тем как обратиться к экспертам. И тянуть с обращением в компанию за получением выплаты не стоит. Обычно в полисе прописывается обязанность клиента сообщить о происшедшем в течение трех дней с момента, когда ему стало известно о событии. Но это вполне логично: по истечении долгого периода времени невозможно ни подтвердить наличие страхового случая, ни рассчитать сумму ущерба.


На суше и на воде

Оставляя в городе квартиры, многие состоятельные граждане уезжают за город и проводят время на яхтах и катерах. Для таких путешественников предназначена сезонная страховка водных транспортных средств.

Как правило, страховые компании предлагают страхование от угона и ущерба (аналог каско в автостраховании), ведь яхты и другие суда тоже пользуются популярностью у воров. Страхование включает несколько рисков, и владелец волен выбрать один или все в комплексе. Например, можно оформить полис на случай полной гибели или частичного повреждения судна. В целях экономии можно ограничиться только риском «повреждение» или «кража». Однако практика показывает: предугадать, какие неприятности обрушатся на судно, невозможно, и потому лучше купить комплексную страховку. Опасностей, от которых может пострадать яхта, много — начиная с посадки на мель и шторма и заканчивая пожаром.

Страхование яхты или катера обходится в 0,6—2% от стоимости. То есть если яхта стоит около $100 тыс., полис для нее обойдется от $600 до $2 тыс. Страховщик может повысить тариф до 2,5—3%, если судно «не первой свежести», а район плавания опасен. Также страховка может выйти дороже, если владелец планирует участвовать в соревнованиях. В этом случае компания может накинуть еще 1—2% к тарифу.

Для оформления договора страховая потребует ксерокопии регистрационных и классификационных документов судна (судовой билет ГИМС, классификационное свидетельство Речного (РРР) или Морского (РМРС) регистров либо другие копии судоводительских документов владельца).

Игроков на рынке страхования морских и речных судов немного, но все равно стоит обратить внимание на несколько деталей в договоре. Первое и главное — поинтересуйтесь у страховщика, имеет ли он представительство в том регионе, где вы собираетесь путешествовать. В случае аварии удобнее решать вопросы на месте, а не через главный офис. Второй момент — срок страхования. Полис можно оформить на год или только на период навигации. Как ни странно, первый вариант оказывается дешевле и практичнее. Так, один из клиентов «Стандарт-Резерва» пострадал из-за желания сэкономить на страховом полисе: оформил договор на период навигации, а катер у него украли из гаража...

Следует определиться и с территорией страхования. Выясните у страховщика, будет ли он отвечать за сохранность яхты в период ее нахождения на суше или только за ее маневры на воде. И входят ли в полис услуги по спасению яхты.

Страховщики советуют в дополнение к каско оформить и гражданскую ответственность судовладельца. Это страхование обычно включает несколько рисков — столкновение с другим судном, загрязнение окружающей среды, повреждение плавучих сооружений и объектов, а также причинение вреда здоровью людей. Впрочем, можно ограничиться в договоре и каким-либо одним пунктом. Минимальный лимит по ответственности — $10 тыс., при нахождении в иностранных водах он может доходить и до нескольких сотен тысяч долларов.

По словам Татьяны Погребняк из Первой страховой компании, потенциальный рынок страхования яхт и катеров оценивается в 100—130 млрд. рублей. Однако сегодня объем рынка, по разным оценкам, не превышает 130 млн. рублей. Как объясняет заместитель гендиректора группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова, прогнозировать темпы роста рынка сложно. Это связано с отсутствием статистики продаж судов на рынке, но, по экспертным оценкам, каждый год объемы продаж растут на 30—50%. Карпова отмечает, что в основном премия собирается в Москве — в столичном регионе сосредоточено порядка 80% от общего количества яхт и катеров, находящихся в личном пользовании. В остальных регионах России этот сегмент страхового рынка пока малозаметен: сегодня только 10—15% российских судовладельцев приходят за страховым полисом.

В преддверии лета в страховых компаниях наблюдается оживление. Прежде чем уехать на дачные участки или на море, многие желают застраховать свою квартиру. И это правильно: мало ли что может случиться с жильем в отсутствие хозяев...

А случиться может всякое. К примеру, летом повышается активность домушников, которые норовят оставить вас без нажитых честным трудом телевизоров, магнитофонов, компьютеров и прочей домашней утвари. По данным МВД, прошлым летом в России было совершено более 160 тыс. квартирных краж. Даже если в вашей квартире двойная железная дверь с тройным замком и сигнализацией, то гарантии, что по возвращении с отдыха вас не встретят голые стены, все равно нет: опытным домушникам никакие двери не преграда.

С потолка льет!

Но это не единственная угроза имуществу. Верхнюю строчку в «хит-параде» страховых случаев в квартирах занимают повреждения водой, и такие ЧП в летний период случаются особенно часто. В жаркую пору соседи начинают ремонтировать свои квартиры, меняют сантехнику, устанавливают стиральные машины и... заливают чужую жилплощадь. Такое случается и во время сезонного отключения горячей воды — например, жильцы уезжают в отпуск, а краны оставляют открытыми. Потом, в жанре плохого кино, воду включают, и она начинает заливать квартиру и всех соседей снизу — вплоть до нижнего этажа. Их хозяева предъявляют счет на ремонт, и у отдохнувшего и загоревшего горемыки-жильца случается сердечный приступ. Часто ситуация бывает и вовсе банальная: сосед просто уехал на выходные на дачу, и тут у него потекло... Телефона с ним связаться нет, дверь взламывать нельзя, а потолок синеет на глазах...

В целом статистика выглядит следующим образом: «На первом месте по количеству случаев и размеру убытков находится залив в результате аварии в квартире страхователя (разрыв гибкой проводки, поломка крана или фильтра очистки воды и т.д.), — объясняет руководитель проекта центра имущественного страхования РОСНО Светлана Бучина. — На втором месте — залив от соседей (нарушение душевой гидроизоляции, халатность, ремонтные работы, засор и т.д.), и замыкает тройку залив с чердака и крыши».

Пожары, связанные с некачественной электропроводкой и обычной уже перегрузкой электросетей, доставляют жильцам не меньше хлопот.

Понятно, что во всех этих случаях спасти от разорительных трат может только страховка, приобретенная заранее. Поэтому ближе к лету граждане начинают активно обзванивать страховые компании в поисках наиболее выгодного варианта страховки, ведь сегодня игроки страхового рынка предлагают «квартирные» полисы на любой вкус и кошелек.

Возьмите «коробочку»

Тем, кто предпочитает «попроще и подешевле», стоит выбирать «коробочный» полис. Так сами страховщики называют стандартный полис, который продается без осмотра квартиры и включает в себя определенные риски — повреждение огнем, водой, противоправные действия третьих лиц. Это так называемый экспресс-продукт, покупка которого займет 15 минут.

Но «коробочное» страхование имеет несколько минусов. Во-первых, покупая страховку без осмотра, клиент сам заявляет страховую сумму — то есть максимальную компенсацию в случае каких-либо неприятностей в квартире. Зачастую постфактум оказывается, что сумма была завышена и квартира реально стоит вдвое меньше заявленной цены. Выясниться это может в ходе экспертизы, которая после обращения клиента за выплатой проводится в обязательном порядке. Бывает и наоборот. Клиент страхует квартиру на сумму меньшую, чем она реально стоит. Но поздно: оценив квартиру в $50 тыс. при ее рыночной стоимости в $200 тыс., страхователь сможет получить не более $50 тыс.

Без предварительного осмотра компания, как правило, возьмет на страхование только «коробку» и отделку, то есть стены, и, может быть, мебель. А вот технику и другие предметы интерьера вносить в полис со слов клиента рискованно. Мало ли о пропаже каких несуществующих предметов, «нажитых непосильным трудом», он потом заявит.

При «коробочном» страховании стоимость полиса будет рассчитываться по фиксированным ставкам компании (% от страховой суммы) без учета индивидуальных особенностей жилья. Очевидно, что такой подход — не для владельцев дорогих апартаментов, а, скорее, для стандартных обладателей стандартных квартир, меблированных стандартными советскими сокровищами. А также для тех, у кого невысок доход.

Фикус записываем или только Айвазовского?

Владельцам элитного жилья (и элитной же его «начинки») страховые компании предлагают продукты с индивидуальным набором рисков и объектов страхования. Неудобство — эксперт обязательно выезжает к вам, описывает и оценивает имущество. Зато все по-честному: есть возможность застраховать все элементы квартиры и домашней утвари по их настоящей стоимости, причем как в комплексе, так и по отдельности.

Многие компании готовы страховать не только технику и мебель, но и другое имущество. Например, в «Ренессанс Страховании» готовы вписать в полис произведения искусства и антиквариат. В «Ингосстрахе» и «Прогресс-Гаранте» помимо антиквариата можно застраховать драгоценности. А РОСНО даже предлагает включить в страховой полис кэш в сейфе и растения. Правда, даже элитная страховка не распространяется на акции, облигации и другие ценные бумаги, рукописи, чертежи, оружие, боеприпасы и животных. За испорченные продукты в холодильнике страховая тоже платить не будет.

Этаж учитывается

Итак, во что же обойдется защита имущества? Тариф на страхование квартир и их содержимого в среднем колеблется от 0,2% до 0,9% от страховой суммы — максимального размера выплаты. Для квартиры стоимостью $200 тыс. полис будет стоить не больше $1,8 тыс. Но тариф для дорогих апартаментов обычно ниже, чем для типовых домов. Страховщики объясняют: в элитных домах новые коммуникации, противопожарная сигнализация и круглосуточная охрана. Но в целом полис будет, конечно, дороже. Скажем, для квартиры стоимостью в $1 млн. страховка обойдется не менее $2—2,5 тыс.

Вообще, тариф зависит от многих составляющих. Так, если вы живете на первом или последнем этаже, ставка будет повышена. Если в доме деревянные перекрытия или давно не было капитального ремонта, полис подорожает на 15—20%. Наличие источников открытого огня — печей и каминов — также повышает стоимость страховки. Дороже обойдется и полис для квартир, которые сдаются в аренду или долгое время остаются без присмотра. А вот железная дверь, решетки на окнах и сигнализация, напротив, могут стать основанием для получения скидки — от 5% до 15% от суммы премии.

В некоторых компаниях предлагают сэкономить на полисе, включив в договор франшизу (сумма, в пределах которой компания не возмещает ущерб). Франшиза бывает условной и безусловной. Первая учитывается только в том случае, если сумма ущерба ее не превышает. То есть если франшиза составляет $200, а ремонт квартиры оценивается в $150, то оплачивать его клиенту придется из собственного кармана. Безусловная франшиза — та сумма, которая всегда вычитается из компенсации. То есть при франшизе в $100, а ущербе на $2 тыс. на руки вы получите $1,9 тыс.

За себя и соседа

Обладатели дорогой жилплощади задумываются о страховании не только своей квартиры, но и соседних. На этот случай можно добавить в полис опцию «страхование гражданской ответственности»: лучше заплатить пару сотен долларов за страхование ответственности, чем разбираться с соседями в суде. Средний лимит по страхованию ответственности составляет $10—20 тыс. В пределах этой суммы страховая компания компенсирует затраты на ремонт квартир соседей, если у них случится потоп или пожар по вашей вине. В мае 2005 года РОСНО выплатило более 400 тыс. рублей владельцам квартир, расположенных в Армянском переулке в Москве, по договору страхования гражданской ответственности. Причиной залива послужил разрыв трубы с холодной водой на кухне в квартире клиента РОСНО. Волноваться клиенту не пришлось: он застраховал свою ответственность на 800 тыс. рублей. Стоимость полиса для страхователя составила всего 5,5 тыс. рублей.

Владельцы недорогих квартир страхование ответственности в полис включают нечасто, предпочитая выяснять отношения с соседями привычными способами... Стараются не думать о возможных проблемах и те, кто смутно представляет размеры компенсаций. Между тем суммы выплат соседям могут быть весьма существенными. Известен случай, когда владельцу квартиры на последнем этаже пришлось для этого продавать автомобиль, притом что в печальных событиях он даже не был виновен: снимавшие его квартиру жильцы, уезжая, решили отомстить и оставили включенным кран в ванной. Вода дошла до второго этажа, и хозяин оплачивал ремонт не только своей квартиры, но и трех на нижних этажах...

Не забудьте про снег

Стоит еще помнить: страховая компания не всегда с готовностью оплачивает убытки клиента. Чтобы не обвинять ее в несговорчивости, нужно внимательно изучить правила страхования и подробно расспросить агента, что будет покрываться страховкой, а что — нет. «Основная ошибка клиента — невнимательное прочтение правил страхования, условий договора, нежелание задавать вопросы, возникшие при прочтении страховых документов, — подчеркивает начальник отдела андеррайтинга имущественных рисков Первой страховой компании Татьяна Погребняк. — Мы стараемся подробно объяснять клиенту принципы страхования, чтобы потом не было недоуменных вопросов: а как же?»

Например, зачастую не обсуждается вопрос об имущественных правах клиента. И напрасно. Если квартира оформлена не на того, кто покупает страховой полис, впоследствии могут возникнуть проблемы. Претендовать на выплату может только владелец жилья. Поэтому, желая проявить заботу о квартире дальнего родственника, в которой вы проживаете, не забудьте вписать его в полис как выгодоприобретателя.

В квартирном страховом полисе есть стандартные исключения вроде ущерба имуществу в результате народных волнений или падения летательных объектов. Бунты под окнами жилых домов случаются нечасто, поэтому стоит уделить больше внимания обыденным неприятностям. Если вы решили остановиться исключительно на «огневом» страховании, нужно усвоить золотое правило: пожар и поджог — это разные вещи. Первое — случайность, второе — противоправные действия третьих лиц. При условии, что вы заплатили только за риск ущерба от пожара, страховая компания имеет полное право отказать вам в выплате, если дверь подожгли хулиганы.

Риск «залив» тоже имеет коварную трактовку. Речь идет только о заливе водой, а повреждение потолка, пола или стен любой другой жидкостью в страховку не включено. «Обычно при страховании квартир по риску «залив» покрывается ущерб, возникший в результате аварий систем коммуникаций, а также проникновения воды из соседних помещений, но при этом исключается повреждение дождевой водой, снегом и т.п. через незакрытые окна, двери и через крышу вследствие ее ветхости или строительных дефектов», — подчеркивает главный специалист управления страхования имущества компании «Прогресс-Гарант» Матвей Бобылев. Он рассказывает, как однажды клиент обратился за выплатой по поводу залива дождевой водой через стену дома. Водосточная труба, проходящая вдоль стены, прохудилась, и во время дождя вода била в стену квартиры. От влаги намокли обои и вздулся паркет. Компания отказала в выплате, посоветовав клиенту обратиться за возмещением в ДЕЗ, так как ответственность за причиненный вред лежит на службе, которая обслуживает дом.

Формулировка «это вина жилищной службы» — удобный повод для отказа в выплате. Если причиной возгорания станет перепад электроэнергии в сети или сварочные работы на этаже, то страховая может не заплатить. Без компенсации можно остаться и в случае затопления из-за неисправности отопительной системы. Правда, клиенту следует быть бдительным — очень многое в баталиях со страховщиком зависит от того, что именно написано в акте из ДЕЗ, пожарной службы или милиции, то есть в тех документах, на основании которых страховая компания принимает решение о выплате. Там должна быть четко указана причина события и виновник.

Также страховая откажет в выплате, если причиной ЧП стали действия самого страхователя. Не будет компания отвечать и за элементарную халатность, если в квартире случится наводнение из-за незакрытого крана или пожар из-за непотушенной сигареты.

Общаясь со страховым агентом до заключения договора важно четко оговорить документы, которые нужно представить после страхового случая, а также ситуации, когда компания имеет право отказать в выплате страхового возмещения. Все страховщики требуют не устранять последствия происшествий, перед тем как обратиться к экспертам. И тянуть с обращением в компанию за получением выплаты не стоит. Обычно в полисе прописывается обязанность клиента сообщить о происшедшем в течение трех дней с момента, когда ему стало известно о событии. Но это вполне логично: по истечении долгого периода времени невозможно ни подтвердить наличие страхового случая, ни рассчитать сумму ущерба.


На суше и на воде

Оставляя в городе квартиры, многие состоятельные граждане уезжают за город и проводят время на яхтах и катерах. Для таких путешественников предназначена сезонная страховка водных транспортных средств.

Как правило, страховые компании предлагают страхование от угона и ущерба (аналог каско в автостраховании), ведь яхты и другие суда тоже пользуются популярностью у воров. Страхование включает несколько рисков, и владелец волен выбрать один или все в комплексе. Например, можно оформить полис на случай полной гибели или частичного повреждения судна. В целях экономии можно ограничиться только риском «повреждение» или «кража». Однако практика показывает: предугадать, какие неприятности обрушатся на судно, невозможно, и потому лучше купить комплексную страховку. Опасностей, от которых может пострадать яхта, много — начиная с посадки на мель и шторма и заканчивая пожаром.

Страхование яхты или катера обходится в 0,6—2% от стоимости. То есть если яхта стоит около $100 тыс., полис для нее обойдется от $600 до $2 тыс. Страховщик может повысить тариф до 2,5—3%, если судно «не первой свежести», а район плавания опасен. Также страховка может выйти дороже, если владелец планирует участвовать в соревнованиях. В этом случае компания может накинуть еще 1—2% к тарифу.

Для оформления договора страховая потребует ксерокопии регистрационных и классификационных документов судна (судовой билет ГИМС, классификационное свидетельство Речного (РРР) или Морского (РМРС) регистров либо другие копии судоводительских документов владельца).

Игроков на рынке страхования морских и речных судов немного, но все равно стоит обратить внимание на несколько деталей в договоре. Первое и главное — поинтересуйтесь у страховщика, имеет ли он представительство в том регионе, где вы собираетесь путешествовать. В случае аварии удобнее решать вопросы на месте, а не через главный офис. Второй момент — срок страхования. Полис можно оформить на год или только на период навигации. Как ни странно, первый вариант оказывается дешевле и практичнее. Так, один из клиентов «Стандарт-Резерва» пострадал из-за желания сэкономить на страховом полисе: оформил договор на период навигации, а катер у него украли из гаража...

Следует определиться и с территорией страхования. Выясните у страховщика, будет ли он отвечать за сохранность яхты в период ее нахождения на суше или только за ее маневры на воде. И входят ли в полис услуги по спасению яхты.

Страховщики советуют в дополнение к каско оформить и гражданскую ответственность судовладельца. Это страхование обычно включает несколько рисков — столкновение с другим судном, загрязнение окружающей среды, повреждение плавучих сооружений и объектов, а также причинение вреда здоровью людей. Впрочем, можно ограничиться в договоре и каким-либо одним пунктом. Минимальный лимит по ответственности — $10 тыс., при нахождении в иностранных водах он может доходить и до нескольких сотен тысяч долларов.

По словам Татьяны Погребняк из Первой страховой компании, потенциальный рынок страхования яхт и катеров оценивается в 100—130 млрд. рублей. Однако сегодня объем рынка, по разным оценкам, не превышает 130 млн. рублей. Как объясняет заместитель гендиректора группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова, прогнозировать темпы роста рынка сложно. Это связано с отсутствием статистики продаж судов на рынке, но, по экспертным оценкам, каждый год объемы продаж растут на 30—50%. Карпова отмечает, что в основном премия собирается в Москве — в столичном регионе сосредоточено порядка 80% от общего количества яхт и катеров, находящихся в личном пользовании. В остальных регионах России этот сегмент страхового рынка пока малозаметен: сегодня только 10—15% российских судовладельцев приходят за страховым полисом.


Какие услуги по страхованию квартир граждан и имущества в них предлагает ваша компания?

Ирина Чумак, заместитель гендиректора ПАРИ:

«В этом сезоне помимо стандартных программ по страхованию имущества мы предлагаем новую — страхование автодомов и трейлеров. Она включает страхование каско, дополнительного оборудования (телевизоры, спутниковые антенны, кондиционеры, холодильники, мебель и т.д.), личного имущества, гражданской ответственности. В программу также может быть включено страхование водителей и пассажиров.

Учитывая нюансы использования подобного рода имущества, мы предлагаем различную защиту: для сезонного и постоянного использования автодомов и трейлеров, для личных целей или для бизнеса, для собственника или для арендатора. Помимо базового варианта с непрерывной защитой автодом может быть застрахован только на период межсезонного хранения или на время сдачи в аренду (прокат)».

Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах»:

«Ингосстрах» предлагает два продукта по страхованию квартиры и движимого имущества. «Платинум Экспресс» — страхование квартиры и имущества в пределах $300 тыс., включая стены, отделку, оборудование и движимое имущество или в пределах $60 тыс., включая отделку, оборудование и движимое имущество (то есть без стен). Кроме этого, в программу автоматически включается страхование гражданской ответственности на $10 тыс. Индивидуальный набор рисков и выбор страховых сумм возможен в программе «Платинум». В качестве дополнительного сервиса «Ингосстрах» предлагает своим клиентам комплексную уборку помещений и экстренный ремонт окон, дверей в случае проникновения на территорию вашей собственности третьих лиц, а также оплату расходов на временное проживание в пределах $3 тыс., если жилье признается временно непригодным. Эти услуги предоставляются пока только в Москве».

Владимир Щитов, ведущий специалист отдела комплексного страхования СК «Нефтеполис»:

«Страховая компания «Нефтеполис» предлагает своим клиентам широкий спектр услуг по страхованию квартир и домашнего имущества в них. Разработан целый ряд интересных программ по страхованию жилья и гражданской ответственности перед третьими лицами. Особенностью наших программ, в отличие от муниципального страхования, является то, что квартиры (конструкция, отделка, домашнее имущество) страхуются по реальным рыночным ценам. Можно застраховать как «коробку», так и все имущество в комплексе. Интересны и экспресс-продукты по квартирам. Квартиры с отделкой, имуществом и гражданской ответственностью страхуются без осмотра, с минимальной франшизой по фиксированным страховым суммам. Клиент сам выбирает подходящий ему вариант. Дополнительные скидки предусмотрены при комплексном страховании квартиры плюс дача и машина, а также при страховании квартиры в залоге».

Андрей Плешивцев, директор Центра имущественного страхования РОСНО:

«РОСНО предлагает комплексную программу «Мегаполис» — страхование от полного перечня рисков квартиры с отделкой и инженерными коммуникациями, личного имущества в ней, гражданской ответственности перед соседями. Недавно мы расширили стандартное покрытие. Теперь дополнительно покрывается ущерб от поломки стиральных и посудомоечных машин, случайных повреждений аквариума, терроризма и неосторожных действий при ремонтно-строительных работах, хищения ключей, в том числе вне квартиры, идр. Мы не только расширили спектр рисков, но и включили в покрытие целый ряд дополнительных расходов (расходы по аренде, по досрочному возвращению, расходы по перемещению и защите идр.), добавили в перечень страхуемого имущества находящиеся в квартире наличные деньги, домашние растения, спутниковые антенны и видеокамеры».

Анастасия Магдажинова, директор департамента по страхованию имущества «Югории»:

«Мы предлагаем страхование самой квартиры, домашнего имущества, гражданской ответственности пред третьими лицами в процессе эксплуатации квартиры. Страховая сумма по имуществу определяется, исходя из его рыночной стоимости, а при страховании гражданской ответственности сумма ответственности выбирается индивидуально. Имущество может быть застраховано на случай его повреждения или уничтожения в результате пожара, стихийных бедствий, аварий водопроводных, отопительных, канализационных, противопожарных систем, противоправных действий третьих лиц и прочих рисков. Возможность уплаты страховой премии в рассрочку, применение гибкой системы понижающих коэффициентов, вызов на дом представителя страховой компании, бесплатные консультации по страхованию позволяют сделать заключение договора страхования удобным и определить оптимальные условия страхования, интересующие клиента».

Матвей Бобылев, главный специалист управления страхования имущества «Прогресс-Гаранта»:

«Наша компания предлагает страхование по стандартному набору рисков (пожар, залив, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, механическое повреждение в результате наезда, падения летательных объектов и их частей, деревьев, столбов и т.п.), при этом перечень рисков клиент может выбрать в любом составе. На страхование клиент может заявить конструктивные элементы квартиры, внутреннюю отделку и встроенное оборудование, а также домашнее имущество. Помимо этого наша компания предлагает «коробочный продукт» — полис страхования отделки и домашнего имущества без осмотра и описи имущества. В этом случае в полисе устанавливается лимит ответственности от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, в пределах которого страховщик возмещает ущерб в результате пожара, залива, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц».

Наталья Карпова, заместитель генерального директора группы «Ренессанс Страхование»:

«Мы разработали целый ряд продуктов по страхованию недвижимости, ориентированных на различные клиентские сегменты и предназначенных для самых разных категорий недвижимости — от недорогой до элитной. Для владельцев недорогих городских квартир программа предусматривает страхование конструктивных элементов и внутренней отделки и позволяет оформить договор страхования за один визит специалиста или страхового агента. Учесть интересы собственников элитной недвижимости, а также коттеджей и квартир бизнес-класса позволяют программы, предусматривающие возможность дополнительно застраховать ландшафтный дизайн, произведения искусства, антиквариат. Кроме того, к клиенту прикрепляется персональный менеджер, который дает консультации по минимизации рисков, а при возникновении ущерба собирает необходимые документы из государственных органов».

Александр Федонкин, заместитель генерального директора Московской страховой компании:

«Компания «МСК» предлагает коробочный продукт «МСК-Жилье +», в рамках которого можно застраховать отделку квартиры, домашнее имущество и гражданскую ответственность перед соседями по двум лимитам. По договору «МСК-Дом» (для членов ТСЖ) страхуются квартиры с отдельными лимитами по каждому из основных элементов отделки и инженерного оборудования. По договору «Спокойное соседство» граждане, застрахованные в рамках городской программы страхования жилых помещений, могут также застраховать отделку своей квартиры по дополнительным рискам, не покрываемым городской программой. Но наиболее полное страховое покрытие предоставляется по полису «МСК-Квартира», по которому можно застраховать все имущество — конструктивные элементы квартиры, отделку и инженерное оборудование, домашнее имущество, непредвиденные финансовые расходы граждан на период восстановительного ремонта в их квартире, а также гражданскую ответственность перед соседями».

Аркадий Харлампиев, руководитель управления методологии и андеррайтинга страховой компании «Стандарт-Резерв»:

«В рамках страхования квартир и движимого имущества «Стандарт-Резерв» развивает одновременно три направления. Во-первых, это классические комплексные программы страхования квартир, домашнего имущества и гражданской ответственности владельцев недвижимости перед третьими лицами. Во-вторых, это «пакетники», максимально приближенные по условиям страхования к «классике», но выгодно отличающиеся простотой оформления и конкурентными условиями. С апреля вводится новый экспресс-полис «Стандарт-квартира-супер». В этой программе существенно увеличены лимиты страховых возмещений (до 9,1 млн. рублей). Также в договоре страхования предусмотрена выплата страхового возмещения за гибель или повреждение в результате террористических актов. Полис оформляется в течение 5 минут, страхование осуществляется без осмотра».

Татьяна Погребняк, начальник отдела андеррайтинга имущественных рисков Первой страховой компании:

«Первая страховая компания предлагает страхование имущества на любой вкус — от недорогих экспресс-полисов, которые можно оформить за 10 минут, до эксклюзивных программ для владельцев элитного жилья. Застраховать у нас можно любое имущество: коттедж, дом, квартиру или комнату, внутреннюю отделку (на стоимость ремонта), оборудование, мебель, технику, книги, изделия из драгоценных металлов и камней, уникальные и антикварные предметы, домашних животных. Полис можно оформить на любой срок — если вы отправляетесь в отпуск, то на время отпуска, а если не любите 13-е число, пятницу — то на эти несколько дней в году. Застраховать имущество в комплексе, от нескольких рисков сразу, будет гораздо дешевле, чем по отдельным рискам (разница в цене может составить до 40%). К примеру, комплексная годовая страховка квартиры на сумму 1,6 млн. рублей в Первой страховой компании будет стоить всего 2 тыс. рублей».
Самые крупные выплаты по квартирам в 2000—2007 годах




































































































Страховая компанияГородГодВыплата ($)Страховая сумма ($)Событие
ПАРИМосква2006445 тыс.520 тыс.Пожар
«Ренессанс Страхование»Москва2006204 тыс.464 тыс.Залив
ПАРИМосква2006137 тыс.300 тыс.Пожар
РОСНОМосква2007113,2 тыс.1,1 млн.Залив
РОСНОМосква200442,2 тыс.49 тыс.Кража
«Ренессанс Страхование»Москва200640 тыс.495 тыс.Залив
«Ингосстрах»Москва200434,9 тыс. по гражданской ответственности 50 тыс.Залив из квартиры страхователя
РОСНОМосква200632 тыс.1,47 млн.Залив
«Ренессанс Страхование»Москва200330,7 тыс.200 тыс.Пожар
«Югория»пгт. Пойковский ХМАО-Югры200630 тыс.30 тыс.Пожар
«Ингосстрах»Москва200728 тыс.35 тыс.Авария системы водоснабжения
«Югория»пос. Мегион ХМАО-Югры200520,4 тыс.28 тыс.Пожар
«Ингосстрах»Москва200616 тыс.23 тыс.Кража со взломом
Источник: данные компаний, «Профиль».



Дешево, но сердито
Правительство Москвы несколько лет назад выступило с лозунгом «страхование в массы». В 1997 году с подачи чиновников появилось муниципальное страхование квартир. Проще говоря, это те 30—40 рублей, которые прописаны в квитанции на оплату коммунальных услуг. И хотя страховые суммы по такому страхованию вполне приличные и могут достигать 1,5 млн. рублей (в зависимости от площади квартиры), реальные выплаты составляют от 10 тыс. до 100 тыс. рублей.
Тем не менее сегодня «экономное» страхование достаточно популярно среди москвичей — уже более 50% квартир в столице застраховано. К 2008 году количество «защищенных» квартир увеличится до 75%, уверены игроки этого рынка, а именно МСК, РОСНО, ВСК, МАКС, «Спасские ворота», «УралСиб» и МЕСКО (за каждой компанией закреплен определенный район Москвы).
Компании, не участвующие в льготном страховании, называют его «суррогатным». Они объясняют, что речь идет об иллюзии страхования: когда с квартирой что-то случается и человек получает на ремонт копейки, он воспринимает это как насмешку. Правда, при этом клиент забывает, что и сам заплатил за страхование гроши. «На мой взгляд, муниципальная программа отрицательно влияет на рынок добровольного страхования квартир, — говорит главный специалист управления страхования имущества компании «Прогресс-Гарант» Матвей Бобылев. — Многие люди, оплачивая страховой взнос, включенный в квитанцию на оплату коммунальных услуг, считают, что квартира уже застрахована, и не интересуются другими программами страхования. Немногие понимают, что выплаты по муниципальной программе будут несоизмеримо малы».
Муниципальная страховка имеет ограниченное покрытие — только залив и пожар. По словам директора департамента комплексного страхования компании «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, условия московской программы льготного страхования жилья не предусматривают страхования от противоправных действий третьих лиц, в частности возмещения ущерба в результате кражи, а также страхования гражданской ответственности даже на ограниченные суммы. «Клиенты, невнимательно прочитавшие текст договора, в случае повреждения жилья нередко получают отказ страховщика, так как их случаи не покрываются договором, — рассказывает замгендиректора Московской страховой компании Рустем Гараев. — Клиент недоволен, ему кажется, что его обманули. Тем самым дискредитируется сама идея массового страхования жилья». Но некоторые эксперты придерживаются противоположного мнения. Приучая страховать квартиру пока за небольшие деньги, можно в ближайшем будущем переориентировать граждан на коммерческое страхование, уверены они.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама