Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "ВОЙНА ЭКРАНОВ"

Плоские ЖК-экраны будут больше и дешевле. Но и короли плазмы сдаваться не собираютсяHА ПУСТЫРЕ В ЮЖНО-КОрейском Паджу построен новый гигантский завод площадью в восемь футбольных полей. Закончена отделка фасада 60-метрового здания; мощные грузовики икраны подвозят иразгружают автоматизированные производственные линии и другое оборудование на миллионы долларов. В конце года обошедшийся в $5 млрд. завод LG.Philips LCD Co. станет крупнейшим в мире производителем ЖК-дисплеев, главного компонента плоских ЖК-телевизоров. Это завод седьмого поколения: нанем можно производить листы специального стекла размером 77х89 дюймов (1 дюйм=2,5см. — «Профиль»), что намного больше, чем на заводах предыдущих поколений.

ЦЕНЫ В ПИКЕ

ЗАВОД в Паджу — лишь часть огромного арсенала, который, готовясь к битве за господство на мировом рынке телевизоров, с головокружительной скоростью создают корейские, японские и тайваньские компании. Чтобы обеспечить восьмикратное увеличение объема производства, в следующие десять лет компания LG.Philips намерена вложить в Паджу $25 млрд. Samsung Electronics тем временем выделит $20 млрд. на строительство завода ЖК-панелей в южно-корейском Тангджоне. Японская Sharp вкладывает $1,4 млрд. в строительство завода, который будет пущен в октябре 2006 года и сможет выпускать листы стекла для ЖК-панелей даже большего размера, чем в Паджу. Ненамного отстают от лидеров в этой гонке вооружений и тайваньские компании: Au Optronics Corp., Chi Mei Optoelectronics Corp. и другие.

Происходящее в Южной Корее и не только там в огромной мере определит, какие именно телевизоры мы будем смотреть в следующем десятилетии. Чем больше размер стекла, тем больше плоских ЖК-экранов можно из него нарезать, а значит, и выпустить ЖК-телевизоров. Причем речь идет о телеприемниках с большой диагональю: из листа седьмого поколения специалисты могут нарезать восемь 42-дюймовых экранов, а из листа шестого поколения — только три.

Такой рост производительности означает переворот в отрасли. Если в 2000 году ЖК-телевизор с диагональю поменьше, скажем 20 дюймов, стоил $5000, то сегодня — менее $600: ведь с каждым новым поколением заводов выпуск увеличивался, а производственные издержки сокращались. Снижение цен привело к расширению мирового рынка плоских телеприемников, который, по данным исследовательской фирмы DisplaySearch, в этом году должен удвоиться, достигнув 26,6 млн. С ростом поставок доходы уменьшаются, но аналитики ожидают, что в следующем году прибыль от продаж ЖК-телевизоров восстановится.

Появление заводов седьмого поколения означает, что большие ЖК-панели скоро станут доступными, выйдя из разряда дорогостоящих игрушек для богачей. В ближайшие три года, по прогнозам аналитиков и руководителей отрасли, 42-дюймовый плоский ЖК-телевизор подешевеет с $2900 на конец 2005 года до $1500. «Мощности нашего завода нового поколения позволяют производить достаточно больших телевизоров, чтобы обеспечивать ими массовый рынок», — говорит Брюс Беркофф (Bruce Berkoff), глава маркетинга LG.Philips, детища корейской LG Electronics и голландской Philips Electronics.

Большие плоские телевизоры пойдут, что называется, в массы, и это будет способствовать росту мировой популярности домашних кинотеатров. Но что несет увеличение размеров ЖК-панелей собственно отрасли плазменных ТВ, доминирующих сегодня в категории телевизоров с большим экраном? В основе работы ЖК-телевизоров — поляризация световых волн жидкими кристаллами, а плазменных — свечение специальных люминофоров при электрическом разряде в среде сильно разреженного газа. Плазма доминирует на рынке экранов от 40 дюймов, потому что до недавнего времени производители ЖК-экранов не могли обеспечить должного качества изображения при увеличении размеров. А производители плазменных ТВ не могли делать свои экраны намного меньше, потому что тогда они теряли яркость. Да и проще производить большие плазменные телевизоры, так как для них нужно менее сложное в производстве и более дешевое, чем для ЖК-панелей, стекло.

Но увеличение размеров ЖК-экранов — угроза для таких компаний, как японские Matsushita Electric Industrial Co. (Panasonic) и Pioneer Corp., процветавших благодаря производству больших плазменных экранов. «В будущем году в сегменте 40-дюймовых панелей можно ожидать жесткого противоборства между ЖК и плазмой», — говорит исполнительный вице-президент по международным продажам LG.Philips Дьюк Ку (Duke Koo).

Сейчас на долю производителей плазменных ТВ приходится 88% рынка телевизоров с плоским экраном более 40 дюймов, и они не намерены уступать ни пикселя. Matsushita, контролирующая четверть мирового рынка плазменных ТВ, только что вложила $860 млн. в новый завод на западе Японии, который начнет работать в октябре. Запланированный на этот год объем продаж Matsushita — 2,1 млн. плазменных ТВ. Наращивает производство и компания Pioneer, доля рынка которой составляет 8%.

Плазменная технология дешевле, поэтому по мере увеличения выпуска производители плазменных ТВ могут с легкостью отвечать на снижение цен ЖК-телевизоров удешевлением своей продукции. К концу года 42-дюймовый плазменный телеприемник будет стоить $1800, а к 2007 году они должны подешеветь до $1150. Кроме того, производители плазменных ТВ продолжают утверждать, что при больших размерах ЖК-экраны искажают картинку и цвет. «Плазменный телевизор можно смотреть под любым углом без потери четкости, — говорит глава подразделения плазменных ТВ Matsushita Масааки Фуджита (Masaaki Fujita). — Это важно, когда телевизор в семье смотрят все вместе». Производители ЖК-телевизоров отвечают на это, что у лучших марок проблемы искажения цвета и «плывущей» картинки решены и что они потребляют меньше электроэнергии и служат дольше.

На кону — многомиллиардные доходы и прибыли: в 2004 году продажи плоских телевизоров составили примерно $21 млрд. Конкуренция уже обостряется. 1 августа крупнейший японский игрок на рынке ЖК-дисплеев Sharp Corp. начал продажи на внутреннем рынке 65-дюймового ЖКтелевизора за $14 500. Поставки его в другие страны планируются еще до конца года. 25 августа Matsushita представила в Токио телевизор высокой четкости Panasonic Viera с 65-дюймовым экраном, который появится в продаже в конце года и будет стоить около $9000.

Хотя производители плазменных ТВ и стараются делать хорошую мину, им приходится уходить с рынка 32-дюймовых телевизоров, оставляя его производителям ЖК-телеприемников. В конце концов, «плазма» может оказаться запертой в сегменте экранов свыше 50 дюймов. «Мне кажется вполне вероятным, что через три года ЖК-производители получат преимущество по всем статьям, учитывая их возможности масштабной экономии», — считает аналитик Дэниэл Ким (Daniel Kim) из Merrill Lynch & Co.

Почему? Дело в том, что плазменные экраны используются главным образом для телевизоров, а ЖК-отрасль ежегодно производит дисплеи для 200 млн. компьютеров, а также миллионов мобильников, карманных ПК, цифровых плееров и камер. «Прибыль от ноутбуков, мониторов и мобильных аппаратов, — говорит Чо Йон Дук (Cho Yeong Duk), вице-президент по бизнес-стратегии ЖКбизнеса Samsung Electronics, — обеспечивает нас ресурсами для инвестиций в заводы следующих поколений». Заводы, которые совершат революцию в отрасли.

— Мун Ирван (Moon Ihlwan), Сеул и Кенджи Холл (Kenji Hall), Токио. — BusinessWeek

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK