29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Война миров"

Архивная публикация 2008 года: "Война миров"

С выпуском своего нового web-браузера Chrome компания Google начала фронтальное наступление на основного конкурента — Microsoft.

С выпуском своего нового web-браузера Chrome компания Google начала фронтальное наступление на основного конкурента — Microsoft.

Речь идет о многомиллиардном бизнесе и господстве в Сети, о свободном доступе к важным данным о пользователях — и о двух принципиально разных философиях.

История с web-браузером проста. Он слегка устарел и уже начинает давать сбои, там и сям возникают проблемы. Бряк! Шмяк! Х-р-р! Б-р-р! И тут за дело взялись ребята из Google и забацали новую штуковину. Тук! Стук! Дзинь! Дзинь! Бах! Бах! Вот так и появился на свет Chrome — оркестр, туш! — просто сногсшибательно! Настоящее чудо — этот супербраузер от суперменов из развеселой суперфирмы.
Примерно так все выглядит в новом комиксе Google, который объясняет всему миру, откуда в современную жизнь придут революционные изменения. Конечно же, утверждают, что эта история в картинках оказалась доступна общественности совершенно случайно: 38 страниц — повсюду летают крылатые web-браузеры, слегка похожие на Spongebob — Губку Боба. А еще там есть черепа и темные личности, напоминающие истребителей танков; а в самом центре — разработчики Google с хитрыми физиономиями мальчика Тима и его собачки Штруппи.
Такую фирму просто нельзя не любить. Она не подсовывает нам дорогие компьютерные программы с замысловатыми инструкциями, как Microsoft, она не устраивает пафосных пресс-конференций с проповедями, как Стив Джобс из Apple. В рекламе Google говорится, что собрались однажды вместе несколько разработчиков, пораскинули мозгами, как должен выглядеть современный браузер, и стали его мастерить.
Результаты своей работы они представили недавно в штаб-квартире Google — в Силиконовой долине. Это выглядело примерно так же профессионально, как студенческий реферат на подготовительном семинаре первокурсников. Когда в конце на сцену на три минуты вышел один из основателей хайтек-концерна, 35-летний Ларри Пэйдж, это был уже просто верх наигранной скромности: «Нет, правда, мне нравится им пользоваться», — бормотал мультимиллиардер в микрофон. И в очередной раз: «Chrome сделает мир гораздо лучше».
Наверное, ни один концерн не владеет искусством надменного минимализма так хорошо, как Google. Всего один комикс, несколько фраз для прессы, лапидарное указание на стартовой странице, что браузер можно скачать, и через несколько часов в СМИ, блогах и онлайн-хозяйстве началась глобальная истерия. Уже в первые дни миллионы людей инсталлировали эту программу на своих РС.
Это занимает несколько секунд, не стоит ни цента и в то же время может изменить будущее Всемирной паутины так же сильно, как и масштабные тектонические подвижки, вызываемые крупными концернами.
Потому что фактически Chrome — это атака на Microsoft и его Internet Explorer, занимающий господствующее положение на рынке браузеров. Теперь в ходе прямо-таки религиозной войны двух американских гигантов в области программного обеспечения это свежее изобретение фирмы Google открывает новую, возможно, решающую дискуссию о том, какая из идеологий одержит верх.
Ведь это столкновение двух миров, двух моделей предприятий, двух принципиально разных бизнес-стратегий относительно того, как работать с компьютерами и Интернетом и как зарабатывать деньги.
По одну сторону баррикады стоит Microsoft: фирма намерена и впредь продавать свои программы клиентам целым пакетом. А те должны, как и прежде, инсталлировать на свой жесткий диск Word, Excel, PowerPoint и иже с ними и таким вот образом вести свою «оцифрованную» жизнь в собственном компьютере.
А Google делает деньги на рекламе. Принцип фирмы: подарить своим клиентам программы обработки текстов и разные приложения и при этом очистить от мусора их жесткие диски. Все расчеты, хранение данных, администрирование — большинство этих операций осуществляется на внешних серверах, так сказать, над головой клиента (см. график). Не случайно сейчас в английском языке используется выражение сloud сomputing (заоблачный компьютинг).
Поэтому Пэйджу и другому основателю компании, Сергею Брину, нужен свой собственный браузер, который стал бы эффективным скоростным интерфейсом между пользователями и приложениями Google — и, разумеется, весьма прибыльной рекламной платформой.
«Я думаю, операционные системы — символ устаревшего взгляда на мир, — говорит Брин. — Они стали слишком громоздки». Пользователю удобнее опираться на скоростную машину, которая будет легко управлять всеми приложениями.
По мнению Брина и Пэйджа, традиционные браузеры — древняя технология, уходящая корнями в ранние этапы развития Всемирной паутины, когда интернет-сайты были в основном текстовыми. Они похожи на тяжелые дубовые рамы, начавшие под грузом собственного веса громко скрипеть. Но больше всего ребятам из Google приходится опасаться, что Microsoft будет использовать Internet Explorer в собственных корыстных целях и не допускать продукты конкурентов на рынок.
Значит, надо ожидать повторения легендарной войны браузеров, как в девяностые годы? Тогда Microsoft изо всех сил старался загнать в угол своего конкурента Netscape. Затяжные процессы, угроза миллиардных штрафов и постановления властей не помешали основателю концерна Биллу Гейтсу добиться почти монопольного положения с помощью своего детища Explorer. Еще сегодня этот мощный браузер (доля на рынке более 70%) автоматически поставляется с каждой операционной системой Windows и фактически является главным входом в Сеть.
Тот, кто контролирует рынок браузеров, получает к тому же возможность отслеживать интересы миллиарда с лишним пользователей. А это неоценимое преимущество, когда речь идет о разработке и сбыте новых продуктов и о направлении пользовательских потоков в нужное русло. Хорошо налаженный браузерский бизнес и успешная поисковая система были бы отличной комбинацией. Поэтому Microsoft уже давно старается догнать своих конкурентов в весьма прибыльной области — создании поисковиков — пока, впрочем, тщетно. Компания Стива Балмера, главы правления Microsoft, занимает на рынке лишь третье место, далеко отставая от Google и Yahoo! Его последняя надежда — прибрать к рукам Yahoo! — пока не увенчалась успехом.
Но не все так гладко и у Google. Правда, их поисковик в течение нескольких лет дает рекордную прибыль. Только вот с созданием других успешных продуктов пока не складывается. В последнее время число провалов неуклонно растет.
Вот, например, Gmail: этот сервис электронной почты компании занимает только третье место в мире — у Hotmail Microsoft клиентов почти в три раза больше. А среди социальных сетей впередиMySpace. Продукт Google под названием Orkut пользуется в качестве конкурента успехом только в Бразилии и Индии. Текстовые и табличные программы Google Docs не смогли поколебать господство Microsoft, а среди планировщиков маршрутов на главном рынке — в США — по-прежнему успешней всех MapQuest, дочка AOL.
Короче говоря, надежды компании на то, что люди, называющие поиск в Cети словом «гуглить», автоматически будут пользоваться и другими ее продуктами, пока не сбылись.
Линию фронта в новой войне браузеров можно точно определить: сеть против жесткого диска. В том, что касается простоты и объединения в Сети, Microsoft выглядит довольно устаревшим. Но будущие сражения могут развернуться и в области защиты информации. А здесь Google смотрится куда хуже.
У концерна Google имидж хороших ребят, однако, защиту данных они рассматривают как неприятную обязанность, а не как одну из своих основных задач. В то время как Microsoft продает свои программные продукты и кладет деньги в карман, Google весь свой разнообразный сервис использует для того, чтобы как можно больше узнать в Интернете о поведении пользователей и запустить подходящую рекламу.
Такое любопытство неизбежно приводит к серьезному конфликту целей. В отношении поисковика этот конфликт наблюдается уже несколько лет, а теперь он возник и по поводу Chrome. Реагировали бурно и в широком диапазоне: от любви до ненависти. С одной стороны, Chrome на удивление прост: «заполнить автоматически», «настроить панель инструментов» — отпадает весь балласт команд из меню. Есть только один блок для ввода запроса и веб-адреса. При этом браузер Google быстро запоминает предпочтения юзера: например, постоянным читателям электронной версии Spiegel достаточно ввести «S», и они уже оказываются на сайте журнала spiegel.de.
Но за эту простоту приходится платить: с недавнего времени любое действие в Сети протоколируется и соотносится с номером программы пользователя. Это большой шаг на пути к прозрачности пользователей, ведь до этого концерн мог хранить в памяти только IP-адрес.
IP-адрес — это что-то вроде координат компьютера. Он позволяет идентифицировать отправителя и получателя данных. Впрочем, такие интернет-провайдеры, как Telekom, нередко дают своим клиентам новый IP-адрес при каждом входе в Интернет. Совсем другое дело — номер Chrome: каждый, кто инсталлирует этот браузер, обычно получает постоянный номер.
Знает это и Петер Фляйшер, уполномоченный Google по вопросам защиты данных в парижском офисе фирмы. Этот поджарый сорокапятилетний менеджер рассуждает: надо «найти разумный компромисс» между головокружительными темпами развития Интернета и инерцией правовой системы.
Сколько человек в его рабочей группе? Ни одного. То есть Фляйшеру приходится одному защищать данные нескольких сотен миллионов пользователей. Для сравнения: в рабочей группе Microsoft по защите данных более 40 сотрудников, занятых полный рабочий день.
И все-таки Фляйшер считает себя эффективным дипломатом в глобальном масштабе, осуществляющим миссию защиты данных. То он ругает шведов за их закон о надзоре, принятый якобы по примеру Саудовской Аравии и Китая; то журит правительство Германии за требование выделять адреса Gmail исключительно при предъявлении удостоверения личности.
Но когда речь идет об интересах самой фирмы Google, проявляется любовь к тактичным и мягким решениям. Лишь под сильным давлением общественности фирма взяла на себя обязательство хранить
IP-адреса в памяти не вечно, а «всего лишь» 18 месяцев.
Вообще-то, это очень практично, что благодаря номеру Chrome сразу же дает большое количество содержательной информации о пользователе и показывает его профиль. Google учитывает практически любое действие в Сети — и это позволяет вести точную целенаправленную рекламу.
Получается противостояние: изобилие данных против защиты данных. Определенный прогресс все же есть. Если в Chrome активировать функцию «инкогнито», то можно гулять в Интернете, не оставляя следов, по крайней мере в собственном PC. Так что теперь пользователю гораздо легче скрыть от подруги, жены и детей, какие сайты он посещает. Поэтому неофициально эту функцию теперь называют «порнокнопкой».
Сможет ли Google с помощью таких трюков победить в войне браузеров? Или Chrome грозит та же судьба, что и многим другим игрушкам компании — малозаметное существование под рубрикой «прочие продукты Google»?
О потенциале развития рынка браузеров свидетельствует пример Mozilla. Уже несколько лет этот независимый фонд выпускает браузер Firefox, ставший единственным конкурентом Microsoft Explorer.
Тысячи программистов-любителей во всем мире вместе писали программы для Firefox. Результат получился весьма успешным: за короткое время доля этого браузера на рынке превысила 20%, а в Германии она составляет 35%.
Фондом Mozilla управляет Джон Лилли. «Нам не привыкать бороться с гигантами», — говорит он уверенно. Он называет Firefox двигателем в отрасли, много лет находившейся в спячке. «Сначала мы убедили Microsoft, что
они должны модернизировать свой Explorer», — говорит он. А теперь примеру Firefox последовала Google.
Chrome, как и Firefox, представляет собой открытую платформу. Эксперты называют это открытым источником. Брин и Пэйдж обещают, что независимые программисты смогут пользоваться Chrome бесплатно и продолжать совершенствовать этот браузер Google. Все ради прогресса, все, как в комиксе Google, — для «улучшения» Интернета.
«Для Google это всего лишь одна из целей, — говорит Лилли. — Для нас — это единственная миссия». Он вне подозрений. Он даже не собирается зарабатывать на этом деньги. Франк Хорниг, Хильмар Шмундт

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама