20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Воздушная атака"

Архивная публикация 2008 года: "Воздушная атака"

Airbus разбивает своего конкурента — компанию Boeing — «на поле хозяина». Американские политики в бешенстве. Но в долгосрочной перспективе и для европейских рабочих эта многомиллиардная сделка может иметь фатальные последствия — сокращение рабочих мест. Трансатлантические отношения подчас бывают весьма гармоничными, даже если речь идет о деньгах. Так, вечером 5 марта ветеран внешней политики США Генри Киссинджер собирал пожертвования на восстановление Городского дворца в далеком Берлине.
Во время благотворительного обеда в немецком посольстве в Вашингтоне Киссинджер сказал, что у него дома в Нью-Йорке не совсем понимают, почему это он заинтересовался берлинской архитектурой. Но пообещал, что если пожертвования будут щедрыми, на церемонию открытия замка в 2015 году из Америки пожалует высокий гость, «президент США Джон Маккейн собственной персоной — в период своего второго президентского срока». Вежливый смех. Да здравствует взаимопонимание!
В это время в других местах страны разыгрывались гораздо менее трогательные сцены. Заявление американского Министерства обороны повергло в шок политиков всех мастей: второй по стоимости разовый заказ в своей истории Пентагон намерен передать консорциуму с участием европейского концерна Airbus, оставив ни с чем собственного гиганта авиапрома Boeing. Ведь речь идет о поставке более чем сотни самолетов-заправщиков, а вместе с тем — о политике размещения производственных мощностей и об арифметике глобальной экономической мощи.
На это известие сразу же отреагировал молодой сенатор и кандидат в президенты от демократической партии Барак Обама, штаб которого, как и головной офис Boeing, расположен в Чикаго. Он отказывается верить, что с этой работой «не может справиться американская фирма, традиционно принадлежащая к лидерам авиационной промышленности».
Ему вторит его конкурент Хиллари Клинтон, которая «глубоко озабочена» тем, что правительство действующего президента Джорджа Буша собирается производить самолеты-заправщики за границей. Она, как и ее подруга по партии Нэнси Пелоси, даже предположила, что это решение затрагивает «интересы национальной безопасности США».
Реакция кандидата в президенты от республиканцев Джона Маккейна была неожиданно осторожной. Его интересует одно — «честно ли ВВС применяли ими же установленные правила». В остальном же, заявил он, сначала нужно изучить подробности сделки и только потом можно давать оценки. Тем не менее электорат партии тоже был возмущен.
Многие считают решение Пентагона непатриотичным. Существенную часть населения охватил страх перед глобализацией. В свободе мировой торговли, еще вчера слывшей символом имперской мощи, все больше граждан сегодня видят опасность.
Согласно результатам опроса, опубликованного газетой Washington Post, 80% населения промышленных штатов, таких как Огайо, считают, что в переносе рабочих мест за пределы США в первую очередь следует винить свободу торговли. Раздаются все более громкие требования избирателей защитить их от безработицы. Политики с радостью используют эту тему в своей борьбе.
Успех может измеряться по-разному: для профессиональных политиков голоса избирателей — то же, что для руководства Airbus проданные самолеты.
Главы компаний подсчитывают долларовые доходы, участники предвыборной борьбы — число своих выборщиков. Если одни делают бизнес за счет других — дельцы получают прибыль, в то время как политики терпят убытки, — недовольства не избежать.
Больше всего достается простым трудящимся. За последние 30 лет количество рабочих мест в промышленности США уменьшилось на треть. Особенно пострадали традиционные рабочие штаты, такие как Огайо, Мичиган и Иллинойс. США, некогда крупнейший нетто-экспортер, превратились в страну с огромным дефицитом торгового баланса. Похоже, теперь американским фирмам не доверяет даже государство, раз такие крупные заказы уходят за границу.
Теперь сделка между Airbus и Пентагоном должна пройти проверку на легитимность. Вероятно, самый плохой исход из возможных — подтверждение, что все было по-честному. Ведь в таком случае всем в Америке станет очевидным то, о чем эксперты говорят уже давно: конкурентоспособность американской экономики стремительно падает.
Сегодня Америка импортирует практически все, что современному человеку нужно для жизни: креветки поставляет Таиланд, телевизоры — Тайвань, детские игрушки — Китай. Похоже, и технику для вооруженных сил отныне будут закупать в Европе — по крайней мере, частично.
До последнего времени неприкосновенными оставались хотя бы военные заказы, выполнение которых было прерогативой американских предприятий. Недавнее решение Пентагона — провокация и нарушение табу одновременно. Ведь выбор изначально предполагал строжайшие требования к качеству продукции обеих компаний.
Конгрессмены возмущены. 5 марта состоялось чрезвычайное заседание подкомитета палаты представителей по оборонным расходам. «ВВС допустили огромную ошибку», — бушевал Норм Дикс, конгрессмен от штата Вашингтон, где размещены основные производственные мощности Boeing.
«Все важнейшие компоненты заправщика будет поставлять Европа, — сетовал он. — Надеюсь, мы сделаем то, что должны: поручим изготовление самолета американской компании, нашим рабочим». Демократ Джон Мерта пошел дальше: «Эта программа финансируется Конгрессом. Нужно всего лишь блокировать перечисление средств — и сделка не состоится».
Это был звездный час демагогов и любителей полемики. Представитель демократов из Иллинойса негодовал: «Мы уже дали Ираку новые школы, дороги, мосты и плотины, которые не получит Америка. Теперь мы даем французам работу, которую раньше делали американцы».
Влиятельный калифорнийский конгрессмен Дункан Хантер даже заявил, что часть доходов, полученная от этого заказа, «пойдет в казну тех самых европейских правительств, которые отказываются поддерживать США в борьбе с терроризмом». А сенатор-республиканец Сэм Браунбэк предостерегал: как бы американским солдатам не пришлось учить французский, чтобы пользоваться своей техникой.
Зато на родине Airbus в Германии настроение замечательное. По крайней мере на верхних этажах экономики и политики. Федеральный канцлер Ангела Меркель считает такой заказ из США огромным успехом. Контракт с Пентагоном дает руководству Airbus важный козырь для осуществления давно намеченной смены стратегии, суть которой можно кратко охарактеризовать так: прочь из Европы! Этот заказ позволит перенести производственные мощности за пределы ЕС. Поэтому немецкие рабочие эйфории не разделяют.
Наверное, сотрудникам компании Eurocopter в баварском городке Донауверт, где производятся вертолеты, надолго запомнится 10 января. Этот день стал своего рода моментом истины для европейского оборонного авиаконцерна. Многие сотрудники «дочки» EADS как раз вернулись с рождественских каникул, когда к ним пожаловал высокий гость: их самый главный шеф Луи Галлуа.
Топ-менеджер EADS использовал свое традиционное новогоднее обращение в двух целях: во-первых, чтобы выразить умельцам из Донауверта благодарность за их работу. А во-вторых, чтобы объявить о предстоящем переносе существенных участков создания прибавочной стоимости в долларовое пространство.
По словам этого француза, в среднесрочной перспективе около пятой части сотрудников концерн будет нанимать за пределами ЕС, в основном в Азии и США. В настоящее время 97% работников EADS и его главной «дочки» Airbus — граждане стран ЕС.
Кроме того, Галлуа намерен в будущем закупать за пределами Европы детали и целые агрегаты, чтобы таким образом обезопасить себя от дальнейшего удешевления доллара. Американская валюта до сих пор остается в авиационной промышленности главным платежным средством. С падением доллара прибыль европейцев уменьшается — ведь 70% затрат концерн несет в евро.
До 29 февраля казалось, что Галлуа произнес еще одну из своих пламенных речей, цель которой — расшевелить сотрудников Airbus, а также правительства Германии, Франции и Испании, где расположены производственные мощности концерна. Похоже, однако, что его планы, внутри компании высокопарно именуемые Vision-2020, могут быть претворены в жизнь быстрее, чем ожидалось.
«Опорный пункт» трансатлантической операции по переносу производства — научно-исследовательский центр EADS в городе Мобил, штат Алабама. Уже сегодня около 90 американских инженеров выполняют задания различных подразделений европейского авиаконцерна.
На сегодняшний день здесь планируется собирать не только «заправочную» модификацию модели Airbus А330, оснащаемую электроникой американского партнера EADS — Northrop Grumman. Планы простираются дальше.
В конце января, незадолго до решения Пентагона, в американское подразделение Airbus приехал сам глава концерна Томас Эндерс. Он забросил еще одну приманку: если его EADS в партнерстве с Northrop Grumman выиграет тендер, в Мобиле будет также осуществляться сборка транспортных самолетов А330.
Но и это не все. Если дела пойдут успешно, американский провинциальный городок может стать четвертым крупным центром пассажирского самолетостроения — наряду с Гамбургом, Тулузой и Тянцзинем. Правда, источник в EADS заявил: «Таких планов у нас нет» — пока.
Европейцев стали воспринимать как серьезных участников многомиллиардного тендера не только благодаря проявленной ими настойчивости и целенаправленному лоббизму, в котором силен и Boeing. Их успеху способствовали везение и серьезный просчет конкурентов.
Одной из причин такого решения, вероятно, явились нечистоплотные ухищрения Boeing, в результате которых компания сама оказалась как бы вне игры. Высокопоставленная сотрудница Air Force уже на стадии подготовки тендера снабжала Boeing важной информацией, которая, к несчастью для нее, была конфиденциальной. За это ей была обещана работа в концерне с солидным окладом. Между прочим, данное обстоятельство стало достоянием общественности не в последнюю очередь благодаря настойчивым запросам сенатора Маккейна.
Эта дама и высокопоставленный представитель Boeing оказались за решеткой. Несколько позже в отставку ушел даже сам руководитель концерна. Тогда два человека — глава оборонного направления Эндерс (сегодня он возглавляет Airbus) и бывший замдиректора американского подразделения EADS Ральф Кросби — смогли распознать те возможности, которые в результате коррупционного скандала открывались перед EADS.
Кросби проиграл в борьбе за пост директора американской компании Northrop Grumman, и Эндерс, воспользовавшись моментом, переманил его. Это приобретение оказалось одной из лучших кадровых инвестиций за почти десятилетнюю историю EADS. Эндерс и Кросби разработали «генеральный план», благодаря которому европейский концерн получил контракт на поставку 179 самолетов-заправщиков. Не исключено, что впоследствии Пентагон закажет у европейцев еще около 400 «крылатых АЗС».
Известный знаток военной техники Кросби привлек к совместному участию в столь привлекательном тендере своего бывшего работодателя — концерн Northrop Grumman — и американского производителя двигателей General Electric. Он умело организовал PR-кaмпанию, благодаря чему мог выбирать место для строительства КБ и сборочного цеха среди более чем 20 претендентов. В результате он остановился на маленьком городке Мобил и таким образом привлек на свою сторону и соседний штат Миссисипи. Ведь оттуда многие ездят работать в Алабаму.
Непонятно в этой истории, почему менеджеры Boeing выбрали в качестве основы для создания самолета-заправщика именно технически устаревшую модель Boeing-767. Руководитель оборонного направления Boeing Джим Олбоу объясняет это обстоятельство тем, что в тендерной документации о размерах и грузоподъемности самолета ничего не говорилось.
Однако именно эти преимущества А330 перед Boeing-767 решающим образом повлияли на выбор Пентагона.
«Мы могли бы предложить более вместительную модель Boeing-777, — говорит Oлбоу, — но нас от этого удержали». Кто именно, история умалчивает — пока.

Airbus разбивает своего конкурента — компанию Boeing — «на поле хозяина». Американские политики в бешенстве. Но в долгосрочной перспективе и для европейских рабочих эта многомиллиардная сделка может иметь фатальные последствия — сокращение рабочих мест. Трансатлантические отношения подчас бывают весьма гармоничными, даже если речь идет о деньгах. Так, вечером 5 марта ветеран внешней политики США Генри Киссинджер собирал пожертвования на восстановление Городского дворца в далеком Берлине.
Во время благотворительного обеда в немецком посольстве в Вашингтоне Киссинджер сказал, что у него дома в Нью-Йорке не совсем понимают, почему это он заинтересовался берлинской архитектурой. Но пообещал, что если пожертвования будут щедрыми, на церемонию открытия замка в 2015 году из Америки пожалует высокий гость, «президент США Джон Маккейн собственной персоной — в период своего второго президентского срока». Вежливый смех. Да здравствует взаимопонимание!
В это время в других местах страны разыгрывались гораздо менее трогательные сцены. Заявление американского Министерства обороны повергло в шок политиков всех мастей: второй по стоимости разовый заказ в своей истории Пентагон намерен передать консорциуму с участием европейского концерна Airbus, оставив ни с чем собственного гиганта авиапрома Boeing. Ведь речь идет о поставке более чем сотни самолетов-заправщиков, а вместе с тем — о политике размещения производственных мощностей и об арифметике глобальной экономической мощи.
На это известие сразу же отреагировал молодой сенатор и кандидат в президенты от демократической партии Барак Обама, штаб которого, как и головной офис Boeing, расположен в Чикаго. Он отказывается верить, что с этой работой «не может справиться американская фирма, традиционно принадлежащая к лидерам авиационной промышленности».
Ему вторит его конкурент Хиллари Клинтон, которая «глубоко озабочена» тем, что правительство действующего президента Джорджа Буша собирается производить самолеты-заправщики за границей. Она, как и ее подруга по партии Нэнси Пелоси, даже предположила, что это решение затрагивает «интересы национальной безопасности США».
Реакция кандидата в президенты от республиканцев Джона Маккейна была неожиданно осторожной. Его интересует одно — «честно ли ВВС применяли ими же установленные правила». В остальном же, заявил он, сначала нужно изучить подробности сделки и только потом можно давать оценки. Тем не менее электорат партии тоже был возмущен.
Многие считают решение Пентагона непатриотичным. Существенную часть населения охватил страх перед глобализацией. В свободе мировой торговли, еще вчера слывшей символом имперской мощи, все больше граждан сегодня видят опасность.
Согласно результатам опроса, опубликованного газетой Washington Post, 80% населения промышленных штатов, таких как Огайо, считают, что в переносе рабочих мест за пределы США в первую очередь следует винить свободу торговли. Раздаются все более громкие требования избирателей защитить их от безработицы. Политики с радостью используют эту тему в своей борьбе.
Успех может измеряться по-разному: для профессиональных политиков голоса избирателей — то же, что для руководства Airbus проданные самолеты.
Главы компаний подсчитывают долларовые доходы, участники предвыборной борьбы — число своих выборщиков. Если одни делают бизнес за счет других — дельцы получают прибыль, в то время как политики терпят убытки, — недовольства не избежать.
Больше всего достается простым трудящимся. За последние 30 лет количество рабочих мест в промышленности США уменьшилось на треть. Особенно пострадали традиционные рабочие штаты, такие как Огайо, Мичиган и Иллинойс. США, некогда крупнейший нетто-экспортер, превратились в страну с огромным дефицитом торгового баланса. Похоже, теперь американским фирмам не доверяет даже государство, раз такие крупные заказы уходят за границу.
Теперь сделка между Airbus и Пентагоном должна пройти проверку на легитимность. Вероятно, самый плохой исход из возможных — подтверждение, что все было по-честному. Ведь в таком случае всем в Америке станет очевидным то, о чем эксперты говорят уже давно: конкурентоспособность американской экономики стремительно падает.
Сегодня Америка импортирует практически все, что современному человеку нужно для жизни: креветки поставляет Таиланд, телевизоры — Тайвань, детские игрушки — Китай. Похоже, и технику для вооруженных сил отныне будут закупать в Европе — по крайней мере, частично.
До последнего времени неприкосновенными оставались хотя бы военные заказы, выполнение которых было прерогативой американских предприятий. Недавнее решение Пентагона — провокация и нарушение табу одновременно. Ведь выбор изначально предполагал строжайшие требования к качеству продукции обеих компаний.
Конгрессмены возмущены. 5 марта состоялось чрезвычайное заседание подкомитета палаты представителей по оборонным расходам. «ВВС допустили огромную ошибку», — бушевал Норм Дикс, конгрессмен от штата Вашингтон, где размещены основные производственные мощности Boeing.
«Все важнейшие компоненты заправщика будет поставлять Европа, — сетовал он. — Надеюсь, мы сделаем то, что должны: поручим изготовление самолета американской компании, нашим рабочим». Демократ Джон Мерта пошел дальше: «Эта программа финансируется Конгрессом. Нужно всего лишь блокировать перечисление средств — и сделка не состоится».
Это был звездный час демагогов и любителей полемики. Представитель демократов из Иллинойса негодовал: «Мы уже дали Ираку новые школы, дороги, мосты и плотины, которые не получит Америка. Теперь мы даем французам работу, которую раньше делали американцы».
Влиятельный калифорнийский конгрессмен Дункан Хантер даже заявил, что часть доходов, полученная от этого заказа, «пойдет в казну тех самых европейских правительств, которые отказываются поддерживать США в борьбе с терроризмом». А сенатор-республиканец Сэм Браунбэк предостерегал: как бы американским солдатам не пришлось учить французский, чтобы пользоваться своей техникой.
Зато на родине Airbus в Германии настроение замечательное. По крайней мере на верхних этажах экономики и политики. Федеральный канцлер Ангела Меркель считает такой заказ из США огромным успехом. Контракт с Пентагоном дает руководству Airbus важный козырь для осуществления давно намеченной смены стратегии, суть которой можно кратко охарактеризовать так: прочь из Европы! Этот заказ позволит перенести производственные мощности за пределы ЕС. Поэтому немецкие рабочие эйфории не разделяют.
Наверное, сотрудникам компании Eurocopter в баварском городке Донауверт, где производятся вертолеты, надолго запомнится 10 января. Этот день стал своего рода моментом истины для европейского оборонного авиаконцерна. Многие сотрудники «дочки» EADS как раз вернулись с рождественских каникул, когда к ним пожаловал высокий гость: их самый главный шеф Луи Галлуа.
Топ-менеджер EADS использовал свое традиционное новогоднее обращение в двух целях: во-первых, чтобы выразить умельцам из Донауверта благодарность за их работу. А во-вторых, чтобы объявить о предстоящем переносе существенных участков создания прибавочной стоимости в долларовое пространство.
По словам этого француза, в среднесрочной перспективе около пятой части сотрудников концерн будет нанимать за пределами ЕС, в основном в Азии и США. В настоящее время 97% работников EADS и его главной «дочки» Airbus — граждане стран ЕС.
Кроме того, Галлуа намерен в будущем закупать за пределами Европы детали и целые агрегаты, чтобы таким образом обезопасить себя от дальнейшего удешевления доллара. Американская валюта до сих пор остается в авиационной промышленности главным платежным средством. С падением доллара прибыль европейцев уменьшается — ведь 70% затрат концерн несет в евро.
До 29 февраля казалось, что Галлуа произнес еще одну из своих пламенных речей, цель которой — расшевелить сотрудников Airbus, а также правительства Германии, Франции и Испании, где расположены производственные мощности концерна. Похоже, однако, что его планы, внутри компании высокопарно именуемые Vision-2020, могут быть претворены в жизнь быстрее, чем ожидалось.
«Опорный пункт» трансатлантической операции по переносу производства — научно-исследовательский центр EADS в городе Мобил, штат Алабама. Уже сегодня около 90 американских инженеров выполняют задания различных подразделений европейского авиаконцерна.
На сегодняшний день здесь планируется собирать не только «заправочную» модификацию модели Airbus А330, оснащаемую электроникой американского партнера EADS — Northrop Grumman. Планы простираются дальше.
В конце января, незадолго до решения Пентагона, в американское подразделение Airbus приехал сам глава концерна Томас Эндерс. Он забросил еще одну приманку: если его EADS в партнерстве с Northrop Grumman выиграет тендер, в Мобиле будет также осуществляться сборка транспортных самолетов А330.
Но и это не все. Если дела пойдут успешно, американский провинциальный городок может стать четвертым крупным центром пассажирского самолетостроения — наряду с Гамбургом, Тулузой и Тянцзинем. Правда, источник в EADS заявил: «Таких планов у нас нет» — пока.
Европейцев стали воспринимать как серьезных участников многомиллиардного тендера не только благодаря проявленной ими настойчивости и целенаправленному лоббизму, в котором силен и Boeing. Их успеху способствовали везение и серьезный просчет конкурентов.
Одной из причин такого решения, вероятно, явились нечистоплотные ухищрения Boeing, в результате которых компания сама оказалась как бы вне игры. Высокопоставленная сотрудница Air Force уже на стадии подготовки тендера снабжала Boeing важной информацией, которая, к несчастью для нее, была конфиденциальной. За это ей была обещана работа в концерне с солидным окладом. Между прочим, данное обстоятельство стало достоянием общественности не в последнюю очередь благодаря настойчивым запросам сенатора Маккейна.
Эта дама и высокопоставленный представитель Boeing оказались за решеткой. Несколько позже в отставку ушел даже сам руководитель концерна. Тогда два человека — глава оборонного направления Эндерс (сегодня он возглавляет Airbus) и бывший замдиректора американского подразделения EADS Ральф Кросби — смогли распознать те возможности, которые в результате коррупционного скандала открывались перед EADS.
Кросби проиграл в борьбе за пост директора американской компании Northrop Grumman, и Эндерс, воспользовавшись моментом, переманил его. Это приобретение оказалось одной из лучших кадровых инвестиций за почти десятилетнюю историю EADS. Эндерс и Кросби разработали «генеральный план», благодаря которому европейский концерн получил контракт на поставку 179 самолетов-заправщиков. Не исключено, что впоследствии Пентагон закажет у европейцев еще около 400 «крылатых АЗС».
Известный знаток военной техники Кросби привлек к совместному участию в столь привлекательном тендере своего бывшего работодателя — концерн Northrop Grumman — и американского производителя двигателей General Electric. Он умело организовал PR-кaмпанию, благодаря чему мог выбирать место для строительства КБ и сборочного цеха среди более чем 20 претендентов. В результате он остановился на маленьком городке Мобил и таким образом привлек на свою сторону и соседний штат Миссисипи. Ведь оттуда многие ездят работать в Алабаму.
Непонятно в этой истории, почему менеджеры Boeing выбрали в качестве основы для создания самолета-заправщика именно технически устаревшую модель Boeing-767. Руководитель оборонного направления Boeing Джим Олбоу объясняет это обстоятельство тем, что в тендерной документации о размерах и грузоподъемности самолета ничего не говорилось.
Однако именно эти преимущества А330 перед Boeing-767 решающим образом повлияли на выбор Пентагона.
«Мы могли бы предложить более вместительную модель Boeing-777, — говорит Oлбоу, — но нас от этого удержали». Кто именно, история умалчивает — пока.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».