25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Возвращение к красным корням"

Архивная публикация 2005 года: "Возвращение к красным корням"

Новым президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) стал «единоросс» Александр Шохин. Так администрация президента, которая и настаивала на кандидатуре господина Шохина, ставит точку в деле перековки союза из серьезной оппозиции в соратника по новым свершениям. Генезис РСПП отражает экономические и политические процессы, происходящие в стране. Союз благополучно пережил «красный» период и без особых потерь вышел из «олигархического». А теперь вступил, судя по всему, в период «кремлевский». Если вспомнить историю РСПП, то ничего удивительного в возвращении к корням нет.

Новым президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) стал «единоросс» Александр Шохин. Так администрация президента, которая и настаивала на кандидатуре господина Шохина, ставит точку в деле перековки союза из серьезной оппозиции в соратника по новым свершениям. Генезис РСПП отражает экономические и политические процессы, происходящие в стране. Союз благополучно пережил «красный» период и без особых потерь вышел из «олигархического». А теперь вступил, судя по всему, в период «кремлевский». Если вспомнить историю РСПП, то ничего удивительного в возвращении к корням нет.

Истоки

РСПП, каким мы его помним, появился из слияния двух источников: формального объединения «красных директоров» и неформального — новых предпринимателей.

Научно-промышленный союз во главе с народным депутатом СССР и членом ЦК КПСС Аркадием Вольским, трансформировавшийся в 1991 году (спустя год после создания) в привычный слуху Российский союз промышленников и предпринимателей, создавался как общество социалистических «красных директоров», а не представителей или защитников интересов капиталистических предпринимателей. Руководители предприятий в союз кинулись не от хорошей жизни. Перестройка подкосила их предприятия, экономические показатели начали падать, и одновременно стал появляться частный бизнес — акционерные общества, частные банки, коммерческие предприятия. «Красные директора», объединившись в союз, пытались достучаться до власти, спросить: «Что же вы такое творите?» Правительство на их письма внимания не обращало, авторитета у союза не было, так что дело ограничивалось проведением съездов, семинаров и выставок.

А первым ярким проявлением единения крупных бизнесменов можно считать знаменитое «письмо тринадцати», опубликованное накануне президентских выборов 1996 года. Руководители ведущих финансово-промышленных групп выступили против тех, «кто посягает на российскую государственность». Собственно, это письмо предрешило итоги выборов и дало коммерсантам своеобразный толчок к объединению. «Ходорковский с Шахновским придумали форму общения между своими — чаепития, закрытые клубные встречи. Со временем круг участников расширялся. На этих встречах обсуждалась корпоративная этика, формировалась позиция по отношению к правительству. Часто к нам присоединялись чиновники, министры, мэры городов. Такое неформальное дружеское общение, обмен мнениями», — вспоминает теперь уже опальный олигарх Леонид Невзлин.

РСПП на тот момент дистанцировался от участников приватизации. Понадобилось еще пять лет, чтобы любители чая и советские производственники слились в едином порыве.

Союз любителей чая

Звездный час РСПП пробил спустя десятилетие после его образования. В стране за это время произошли изменения, поспособствовавшие в итоге расцвету союза. «Красные директора» стали «вымирать». Кто-то ушел на пенсию или в депутаты, кто-то включился в процесс приватизации собственных предприятий и стал их реальным собственником, а значит, представителем уже новой экономики.

С другой стороны, олигархам стало тесно в своем «чайном клубе». До прихода Владимира Путина на президентство каждый из них был игроком-одиночкой, самостоятельно решал проблемы, договаривался с властью. Когда всех «равноудалили», закрыли доступ в Кремль, олигархи стали искать новую форму общения с властными структурами. Обсуждалась идея создания собственного профсоюза. Есть предположение, что идею «олигархического союза» не одобрили в Кремле. Коммерсанты обратили внимание на РСПП с его региональными отделениями. Поход на «красных директоров» возглавили президент компании «Интеррос» Владимир Потанин, глава Импэксбанка Олег Киселев, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, гендиректор Объединенных машиностроительных заводов Каха Бендукидзе и глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман.

РСПП некуда было деваться. Олигархи предложили ему то, чего он так и не смог добиться самостоятельно, — доступ во властные коридоры и авторитет. Только с их деньгами, знаниями и связями союз стал наконец реальной лоббистской структурой. А сохранение президентской позиции г-на Вольского в РСПП было тем компромиссом, на который согласились бизнесмены новой волны, получив взамен должности в правлении союза и большинство в бюро. С тех пор РСПП стал олигархическим клубом, защищавшим их интересы.

Расцвет

Встречаясь с членами РСПП в 2000—2003 годах, президент Путин, по сути, вел беседы с клубом олигархов. «Они потеряли в имидже, поскольку эти встречи обставлялись кремлевскими пиарщиками так, как будто купцы пришли на поклон к царю, но выиграли по существу», — считает Невзлин. А один из постоянных участников встреч с президентом так пояснил «Профилю» суть выигрыша: «У каждого была своя тропинка к Ельцину. Но подходы к Путину были перекрыты. Пришлось совместно строить трассу. Пусть даже по чужому генплану».

«Вопрос диалога бизнеса и власти создан искусственно — он всегда был и будет. В 2000 году РСПП был очень эффективной организацией, потому что на тот момент власти не с кем было общаться — другого организованного бизнеса, кроме крупного, в стране еще не было», — говорит председатель «Деловой России» Борис Титов. Первые годы работы РСПП в новом составе были самыми продуктивными за всю историю союза. Предприниматели стали своеобразным центром реформ. «Ведомства были ориентированы только на РСПП», — вспоминает Титов.

В свой актив РСПП зачисляет то, что под давлением союза в 2001 году президент подписал указ о снижении порога обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%. Вице-премьер—министр финансов Алексей Кудрин вместе с главой Центробанка Виктором Геращенко вынуждены были согласиться и с более либеральной версией закона о валютном регулировании. В результате российским резидентам разрешили открывать счета за границей, а обязательную продажу валютной выручки еще раз снизили, уже до 30%. Под нажимом РСПП налог на прибыль был снижен до 24%, НДС — до 18%.

Осень олигархов

Со временем диалог бизнеса с властью стал затухать. И сошел на нет с началом дела ЮКОСа, которое инициировалось несмотря на то, что президент два года подряд (в 2000-м и 2001-м) обещал: собственность у олигархов отнимать не будут. Когда совсем запахло жареным, РСПП вовсе отстранился от дела (по версии одного из членов союза, Михаил Ходорковский сам просил не вмешиваться). А встречи с президентом стали носить весьма формальный характер. Необсуждение с Владимиром Путиным дела Ходорковского на время стало гарантией спокойствия остальных членов РСПП. Апофеозом смирения стали продолжительные аплодисменты, которыми члены союза встретили президента вскоре после ареста Михаила Ходорковского, — бизнесмены не рискнули прекратить хлопать до тех пор, пока Владимир Путин не подал знак. А президент выдержал эффектную паузу.

«Дело ЮКОСа никак не повлияло на судьбу РСПП, на нее оказала влияние в целом ситуация в стране», — уверяет теперь г-н Титов. Якобы потому, что, во-первых, появились неравноудаленные олигархи, во-вторых, пришла новая волна коммерсантов. РСПП оказался перед выбором: либо союз остается на позиции защитника группы олигархов, либо расширяется за счет среднего и мелкого бизнеса. Вопрос объединения с «Деловой Россией» и «ОПОРОЙ» обсуждался не раз. Однако решение так и не было принято. «До сих пор никак не удавалось побороть бюрократизм Аркадия Вольского и его аппарата. Долгое время он строил из себя отца родного и делал вид, что союз представляет широкую экономику. На деле олигархам никто не был нужен, и РСПП работал только на них», — рассказал «Профилю» источник в РСПП. Несколько раз поднимался вопрос об отставке г-на Вольского. Но инициативной группе сделать это не удавалось.

Олигархи до последнего держались за ту форму РСПП, которая уже показала свою эффективность. А растворение союза в большой предпринимательской организации, где на первый план выйдут интересы мелкого и среднего бизнеса, могло привести к снижению лоббистских возможностей. Да и любая реорганизация — это потеря старых связей. В общем, решили просто плыть по течению, не делая резких шагов.

Кремлевское лобби

Судя по тому, что Александр Шохин был председателем Координационного совета предпринимательских союзов России (организация, которую создали после неудавшегося объединения трех бизнес-структур), скорее всего, теперь речь снова пойдет о консолидации. «Одной из главных задач я считаю трансформирование РСПП в организацию, которая защищает и представляет интересы всего бизнеса, а не только крупного капитала», — заявил Шохин.

Похоже, это на сегодня единственная форма, которая позволит РСПП остаться на плаву и еще какое-то время вести диалог с высокими чиновниками. «Сейчас, когда шумиха вокруг проблем в отношениях бизнеса и власти улеглась, мы можем конструктивно работать с властью», — считает Владимир Евтушенков. Правда, в каком виде, пока никто не знает. «Нет четкого понимания, что дальше делать. На бюро этот вопрос поднимался, но конкретное решение так и не было принято», — говорит источник в РСПП.

Очевидно: начинается новый этап в истории союза. РСПП попадает под непосредственное влияние Кремля, а г-н Шохин призван стать проводником кремлевских идей. При таком раскладе РСПП ждет участь Государственной думы. Впрочем, сам Александр Шохин этот факт отрицает, объясняя свою партийную принадлежность так: «Продвигать идеи бизнеса легче, работая более плотно с фракцией большинства».

По имеющейся у «Профиля» информации, избрание Шохина на этот пост было откровенно пролоббировано кремлевской администрацией. РСПП голосовал несколько раз и уже было склонялся к кандидатуре Игоря Юргенса, как вдруг последовало настоятельное телефонное вмешательство одного из высокопоставленных кремлевских чиновников. И правильный выбор был сделан. Мотив избрать Шохина, кстати, для Кремля вполне понятен: у него длинная «кредитная история» пребывания в правительстве в периоды сложнейших и порой противоречивых переговоров по внешним долгам бывшего СССР и активной приватизации. В случае, если с РСПП пойдет что-нибудь не так, может пригодиться...

Был, кстати, и еще один потенциальный кандидат на место Вольского — Олег Киселев. Но относительно этой фигуры в печати вдруг появилась какая-то странная информация, что-де против него завели уголовное дело...

В любом случае РСПП вернулся к тому, с чего начинал. Только на место государственных «красных директоров» придут госолигархи. Правила игры изменились, теперь Кремль делегирует своих чиновников в бизнес. Классический пример — Алексей Миллер, Сергей Богданчиков и Игорь Сечин. Только им РСПП не очень-то и нужен: эти представители нового крупного бизнеса знают путь в нужный кабинет мимо трассы, построенной РСПП. И в трибуне они не нуждаются. Впрочем, в качестве красивой демократической декорации союз еще может сыграть свою роль.

Растеряв былую мощь, нынешний РСПП уже не является для власти серьезным оппонентом, а для коммерсантов — защитником их интересов. Так что вполне понятно появление предположений, что никакая реорганизация не поможет, союз себя исчерпал и можно безболезненно с ним расстаться. Такой точки зрения придерживается и Невзлин: «Это было бы закономерным окончанием истории. РСПП занял подчиненную позицию к власти и уже не в состоянии объединить бизнес».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».