20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Возвращение Онегина"

Архивная публикация 2007 года: "Возвращение Онегина"

Свой первый сезон после реставрации Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершает очередной премьерой. На подмостки вернули жемчужину оперного репертуара — «Евгения Онегина».Возвращение «Онегина» готовили основательно, планировали еще в январе, но задержали до конца апреля, лишь тогда Александр Титель и Феликс Коробов смогли показать свое прочтение хрестоматийного оперного шедевра. Но и тут премьера оказалась под угрозой срыва «из-за технических неполадок». Реноме сохранили, пусть и усилиями третьего состава артистов.

Спектакль начался с тишины. Открытая сцена, разделенная по диагонали белыми колоннами, и четыре статуи, изображающие героев романа. Сценография спектакля предельно лаконична, ее восстановили по эскизам покойного Давида Боровского: колонны, повернутые к залу то черной, то белой стороной; балкон, на нем сестры Ларины впервые встречают Онегина; вешалка с плащами гостей, которая делит сцену пополам на именинах Татьяны. Нельзя не отметить работу Ольги Поликарповой, восстановившей атмосферу пушкинской эпохи в нарядах героев. Ее барышни кружатся в танце и замирают в шуршащих платьях на кринолине, а денди щеголяют во фраках и цилиндрах, в отличие от героев черняковской постановки в Большом театре, где костюмами в духе XIX века решили пренебречь.

Еще перед началом спектакля появляются девушки в длинных рубашках, напоминающих больничные одежды, словно намекая на то, что весь мир — дурдом, а мы его пациенты. Они рассыпают листья, садятся, перешептываются, а публика бродит по залу в поисках своих мест. Звучит третий звонок, гаснет свет. Тишина. Публика ждет, что сейчас поднимется дирижер, поклонится, взмахнет палочкой и… Но вместо увертюры «оживает» статуя мужчины и медленно поднимает руку с пистолетом, направляя его на другую мужскую фигуру. Пистолеты замерли. Замер зал. Вступает оркестр. Одна из особенностей коробовской постановки — обращение к героям, отсутствующим на сцене. Вот Татьяна просит няню отправить письмо к Онегину — смяв несколько черновиков и выбросив их вместе с оригиналом в окно: «Отнеси письмо, няня». Отзывчивая няня, найдя среди вороха осенних листьев кучу бумаг, неведомым чутьем определяет среди них то, что нужно отправить. Или сцена объяснения в саду — Татьяна прячется от Онегина среди… мокрых простыней! Большую часть знаменитого монолога ее не видно и Онегин фактически взывает к пустоте. Но верх режиссерского шутовства — сцена бала, когда Онегин исполняет знаменитое «Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?», а зал в это время с удивлением наблюдает Татьяну, на голове которой нет вообще никакого головного убора.

В своей постановке Феликс Коробов будто намеренно решил обойтись без звезд, и это придало спектаклю свежее дыхание. Хотя звездные претенденты на роли были. Например, Татьяну мечтала сыграть прима Музыкального театра Ольга Гурякова: специально для репетиций она освободила в своем плотном графике январь, но постановку задержали. Коробов сделал ставку на дебютантов и не прогадал. Вчерашняя выпускница Московской консерватории Наталья Петрожицкая совершенно точно передает образ Татьяны, о которой Чайковский писал: «это полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни». Обаятелен и Ленский, партию которого поет молодой тенор Алексей Долгов. Хотя «кудрей черных до плеч» у него нет, короткостриженый блондин Долгов превосходно передает характер пылкого романтика. Над которым режиссер не преминул поиздеваться. После дуэли и фатального «Убит, убит» на сцену выходят дворники: убирая листья, они между делом выметают и бездыханный труп Ленского.

В целом у этого спектакля пауз и замерших поз, в которых то и дело застывают не только уличные мимы, но и все артисты второго плана, есть шанс.

Свой первый сезон после реставрации Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершает очередной премьерой. На подмостки вернули жемчужину оперного репертуара — «Евгения Онегина».Возвращение «Онегина» готовили основательно, планировали еще в январе, но задержали до конца апреля, лишь тогда Александр Титель и Феликс Коробов смогли показать свое прочтение хрестоматийного оперного шедевра. Но и тут премьера оказалась под угрозой срыва «из-за технических неполадок». Реноме сохранили, пусть и усилиями третьего состава артистов.

Спектакль начался с тишины. Открытая сцена, разделенная по диагонали белыми колоннами, и четыре статуи, изображающие героев романа. Сценография спектакля предельно лаконична, ее восстановили по эскизам покойного Давида Боровского: колонны, повернутые к залу то черной, то белой стороной; балкон, на нем сестры Ларины впервые встречают Онегина; вешалка с плащами гостей, которая делит сцену пополам на именинах Татьяны. Нельзя не отметить работу Ольги Поликарповой, восстановившей атмосферу пушкинской эпохи в нарядах героев. Ее барышни кружатся в танце и замирают в шуршащих платьях на кринолине, а денди щеголяют во фраках и цилиндрах, в отличие от героев черняковской постановки в Большом театре, где костюмами в духе XIX века решили пренебречь.

Еще перед началом спектакля появляются девушки в длинных рубашках, напоминающих больничные одежды, словно намекая на то, что весь мир — дурдом, а мы его пациенты. Они рассыпают листья, садятся, перешептываются, а публика бродит по залу в поисках своих мест. Звучит третий звонок, гаснет свет. Тишина. Публика ждет, что сейчас поднимется дирижер, поклонится, взмахнет палочкой и… Но вместо увертюры «оживает» статуя мужчины и медленно поднимает руку с пистолетом, направляя его на другую мужскую фигуру. Пистолеты замерли. Замер зал. Вступает оркестр. Одна из особенностей коробовской постановки — обращение к героям, отсутствующим на сцене. Вот Татьяна просит няню отправить письмо к Онегину — смяв несколько черновиков и выбросив их вместе с оригиналом в окно: «Отнеси письмо, няня». Отзывчивая няня, найдя среди вороха осенних листьев кучу бумаг, неведомым чутьем определяет среди них то, что нужно отправить. Или сцена объяснения в саду — Татьяна прячется от Онегина среди… мокрых простыней! Большую часть знаменитого монолога ее не видно и Онегин фактически взывает к пустоте. Но верх режиссерского шутовства — сцена бала, когда Онегин исполняет знаменитое «Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?», а зал в это время с удивлением наблюдает Татьяну, на голове которой нет вообще никакого головного убора.

В своей постановке Феликс Коробов будто намеренно решил обойтись без звезд, и это придало спектаклю свежее дыхание. Хотя звездные претенденты на роли были. Например, Татьяну мечтала сыграть прима Музыкального театра Ольга Гурякова: специально для репетиций она освободила в своем плотном графике январь, но постановку задержали. Коробов сделал ставку на дебютантов и не прогадал. Вчерашняя выпускница Московской консерватории Наталья Петрожицкая совершенно точно передает образ Татьяны, о которой Чайковский писал: «это полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни». Обаятелен и Ленский, партию которого поет молодой тенор Алексей Долгов. Хотя «кудрей черных до плеч» у него нет, короткостриженый блондин Долгов превосходно передает характер пылкого романтика. Над которым режиссер не преминул поиздеваться. После дуэли и фатального «Убит, убит» на сцену выходят дворники: убирая листья, они между делом выметают и бездыханный труп Ленского.

В целом у этого спектакля пауз и замерших поз, в которых то и дело застывают не только уличные мимы, но и все артисты второго плана, есть шанс.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».