Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Вполне либеральный закон"

Стоимость земли зависит от объема вложенных в нее средств. Если земля стоит дешево, значит, государство — неэффективный собственник.Я не считаю, что в ходе работы над законом роль государства в регулировании оборота земель оказалась чрезмерной. Ведь изначально были предложения назвать закон не «об обороте земель сельхозназначения», а «о государственном регулировании оборота сельхозземель». С другой стороны, правые выступали за принятие такого либерального закона, по которому оборот земли осуществлялся бы в соответствии с уже действующим законодательством, — по тем же правилам, что и любого другого товара. Однако при разработке правительственного варианта все-таки исходили из того, что земля — это специфический товар и оборот сельхозземель должен иметь свою специфику. Несмотря на это, правительственный вариант закона оказался более либеральным, чем большинство депутатских проектов.
Единственное, что вызывает в нем нарекания со стороны правых, — это наличие у государства так называемого права первой ночи. Речь идет об обязанности продавца прежде, чем продать участок, заявлять об этом органу госвласти, который получает преимущественное право на покупку этого участка, причем по цене, указанной продавцом. Это сделано не для того, чтобы государство скупало все и вся — столько денег в бюджете просто не найти. Это антиспекулятивная мера, которая не позволит осуществлять куплю-продажу по фиктивным ценам, а значит, и уходить от уплаты налогов. Ту же цель преследуют и положения о необходимости продажи земли с аукциона.
Еще один аспект участия государства в процессе оборота земли будет выражаться в контроле за надлежащим использованием земельных участков. У государства будет право изымать участки, которые не используются по назначению. Кроме того, они станут изыматься и в тех случаях, когда их использование приводит к ухудшению качества земли. Все это будет осуществляться через суд.
Так что, на мой взгляд, закон получился вполне либеральным, и участие государства в обороте земель практически минимизировано. В том числе и за счет передачи ряда полномочий на места — органам власти субъектов федерации, которые, в свою очередь, смогут передавать ряд своих функций муниципальным органам. Установление максимального и минимального размеров участков, передаваемых в одни руки, определение времени начала приватизации находящихся у государства земель — все это передано на региональный уровень. Причем в соответствии с законом регионы не смогут принимать акты, направленные на введение дополнительных ограничений на оборот земельных участков.
Спрос на землю существует. У нас в области за период с 1997 по 2002 год число сделок с земельными участками составило 174 тысячи. Естественно, речь идет не только о землях сельхозназначения — это и земли под дачи, и земли поселений. Но ведь важна еще и цена земли. В среднем при продаже госземель с аукциона стоимость одного гектара у нас составляет 300 рублей — примерно $10. Сейчас есть статистика, по которой наше государство — как собственник — вкладывает в землю те же самые $10. Получается, сколько собственник вложил в землю, столько она и стоит. Если земля стоит так дешево, значит, государство является ненадлежащим, неэффективным собственником. Это и понятно — у чиновников, осуществляющих от имени государства функции собственника, нет необходимой заинтересованности, а иногда и элементарных навыков. Ведь если у нас фермер вложил $100—200 в гектар, то он уже не продаст его за $10. Поэтому при реализации закона должен действовать принцип: не можешь эффективно распоряжаться собственностью — передай другому.
Необходимо понимать: оборот земли сам по себе — не цель. Цель, говоря высоким стилем, создание класса эффективных собственников. То, что собственник лучше работает на земле, на примере нашей области уже доказано. Поэтому, я думаю, уже через год в России начнут появляться мощные землепользователи, начнется движение земли от неэффективных собственников к эффективным, в АПК пойдут новые инвестиции. При этом инвесторы благодаря новому закону будут себя чувствовать увереннее.

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВ, министр земельной политики Саратовской области

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK