Наверх
26 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Врата слез"

Военно-морская миссия Евросоюза "Аталанта" у берегов Африканского Рога уклоняется от решительных схваток с пиратами. Компании для защиты своих судов нанимают вооруженных охранников. Репортаж о маршруте через самую опасную зону важнейшего торгового пути мира. Картонная коробка размером с обувную качается на волнах Красного моря. Джеймс Роулз наблюдает за ней через бинокль. Раздается выстрел. "Неплохо, - говорит он. - Легкий недолет. Возьми чуть повыше".
Севин Макгрегор всматривается в морскую даль через оптический прицел охотничьего карабина - и еще раз спускает курок. Роулз доволен: цель поражена. Стрелок готов. Англичанин со своей командой поднялся на борт два дня назад. Когда танкер "ГазКем Антарктик" прошел через Суэцкий канал, к нему приблизился катер с четырьмя бывшими офицерами Королевских ВМС Великобритании из английской охранной фирмы Neptune Maritime Security. Мужчины, остриженные по-военному коротко, в шортах-бермудах, рубашках поло и с большими черными сумками через плечо взобрались по лоцманскому трапу.
Роулз и его люди прошли через Афганистан и Ирак. В ближайшие несколько дней им предстоит защищать "ГазКем Антарктик" - по заказу немецкой компании Hartmann, которой принадлежит судно. Оно доставило в Испанию этилен и теперь держит путь в Объединенные Арабские Эмираты - за новой партией газа, которую ждут в Аргентине.
Для этого 155-метровому судну нужно пройти через самую опасную акваторию на планете - воды у берегов Африканского Рога. Именно там происходят почти все захваты судов. Индийский океан от Красного моря и Оманского залива и до Мадагаскара считается зоной высокого риска. Важнейший торговый путь, связывающий Европу и Азию, эта морская артерия глобализованной экономики пролегает через территорию, охваченную анархией.
Телетайп на капитанском мостике "ГазКем Антарктик" непрестанно печатает последние сообщения международных морских организаций с указанием мирового времени (UTC). Капитан, 46-летний Торстен Кёлер, понимает: риск велик.
15.10 UTC, 12:33 северной широты, 043:26 восточной долготы, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море. Пираты на пяти лодках атакуют танкер. Нападающие вооружены, у них лестницы. Капитан подает сигнал тревоги, приступает к выполнению маневра уклонения, охрана на борту вызывает военный корабль. При приближении военных пираты обращаются в бегство.
15.20 UTC, 12:37 северной широты, 043:19 восточной долготы, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море. Две лодки приближаются к контейнеровозу и преследуют его на расстоянии 0,5 морской мили. Капитан призывает на помощь и приступает к выполнению маневра уклонения. Лодки прекращают преследование.
Название пролива между Йеменом и Джибути - Баб-эль-Мандеб - переводится как "Врата слез". Он соединяет Красное море с Аденским заливом Индийского океана. Когда дуют муссоны и в открытом море вздымаются волны, пираты приходят сюда. Вода здесь спокойней, безопасней для деревянных лодок с подвесными моторами.
Итак, путь от Суэцкого канала на юг пролегает через "Врата слез". Капитан Кёлер и его танкер, идущий, почти как и все суда компании Hartmann, под флагом Либерии, тоже должны их миновать. Германия запрещает провоз на борту автоматического огнестрельного оружия, Либерия - при определенных условиях - разрешает. Это колоссальное преимущество: без вооруженной охраны не каждый моряк отправится в рейс через воды, где орудуют пираты.
"ГазКем Антарктик" входит в воды пиратов. Капитан передает запланированный маршрут и график в штаб организации "Морские торговые операции Великобритании" в Дубае, координирующей операции военных кораблей, призванных обеспечить безопасность маршрута.
Роулз инспектирует системы безопасности, проверяет рации и телефоны, окна и люки, осматривает цитадель - защищенный отсек в чреве судна, в котором должна укрыться команда при угрозе захвата. Роулз доволен. Массивные стальные двери надежно отгораживают помещение, из которого можно блокировать двигатель; имеется спутниковый телефон.
В начале первого часа ночи поступает очередное сообщение: не все спокойно в коридоре безопасности в Аденском заливе, патрулируемом кораблями военно-морской миссии Евросоюза "Аталанта".
21.18 UTC, 12:44 северной широты, 047:54 восточной долготы, Аденский залив. К торговому судну по левому борту приближается подозрительная лодка. Капитан подает сигнал тревоги, приступает к выполнению маневра уклонения, охрана занимает позицию на палубе.
Утро пятницы. Боцман-филиппинец, старший помощник и служба охраны смотрят, как закрепить колючую проволоку, обсуждают, в какой момент закрывать люки и блокировать их изнутри.<…>
Танкер "ГазКем Антарктик" лег на курс 160, идет на юг. Температура воздуха поднимается выше 35 градусов. Мужчины закрепляют колючую проволоку по всему периметру, обвязывают трапы и лестницы. Пот течет градом. Покончив с этим, они фиксируют пожарные рукава по наклонному леерному ограждению. Если включить пожарные насосы, это осложнит задачу пиратам.
Вечером капитан Кёлер распоряжается накрыть на палубе стол, в порядке исключения разрешает пиво. Команде нужно снять стресс.
В субботу танкер "ГазКем Антарктик" отклоняется чуть дальше к востоку, ложится накурс 145. Поутру капитан проверяет спринклерную систему. В случае нападения она сможет окутать судно мелким водяным туманом.
Роулз и его команда заряжают магазины двух своих полуавтоматических карабинов, калибр 7,62 мм - как у автомата Калашникова, которым пользуются пираты. Правда, пороховой заряд у британцев солидней. "Попадешь в плечо - руки не будет", - сухо поясняет Роулз. Тремя выстрелами можно потопить лодку. В арсенале 600 патронов, иногда перестрелки продолжаются по несколько часов. Люди Роулза достают каски и пуленепробиваемые жилеты, усиленные стальными пластинами. <…>
В первой половине дня Кёлер всех собирает на капитанском мостике. Роулз представляет своих бойцов. "Мы сопровождали рейсы через пиратский район больше ста раз. Пока все обходилось", - говорит он. По сигналу тревоги команда должна укрыться в цитадели, на мостике останутся только два офицера и люди Роулза. "Это война", - говорит Кёлер. Война нелепая - современные корабли могущественных держав не могут дать отпор горстке сомалийцев на лодках и в шлепанцах. В прошлый раз танкер Кёлера подвергся преследованию пиратов. Капитан скомандовал: "Полный вперед!", включил пожарные насосы и сделал вид, что целится в преследователей из самодельного деревянного макета, который издали можно принять за автомат Калашникова. Пираты ретировались.<…>
Сотрудники норвежского Института городских и региональных исследований приходят к выводу: пираты - это не бедные рыбаки, которых нужда толкает на преступление. Рыбы у берегов Сомали предостаточно. Скорее, сравнительно состоятельные кланы изначально ориентируются исключительно на "охоту за прибылью".
Темнеет. На танкере "ГазКем Антарктик" к окнам привинчивают толстые стальные пластины. Теперь из иллюминаторов наружу не проникает ни лучика света. Люки закрыты и изнутри заблокированы массивными стальными болтами. Нельзя, чтобы пираты проникли во внутренние помещения, не прилагая усилий.
Объявлен второй уровень готовности. Введено усиленное дежурство. Посты наблюдения по правому и левому бортам заняты постоянно. На палубу выходить запрещено. Если кок хочет вынести мусор, он должен доложить.
В 19 часов 36 минут танкер находится на широте 16 градусов 20 минут. В зоне высокого риска. Подсветка панели приборов на капитанском мостике приглушается до минимума. Танкер как тень идет в ночи. Вскоре телетайп выстукивает: Тревога! 22.52 UTC, 09:32 северной широты, 058.07 восточной долготы, плавбаза пиратов "Орна" следует курсом 076, скорость 8,2 узла.
"Если военные знают, что вот она, плавбаза пиратов, почему они бездействуют? - возмущается Кёлер. Этот вопрос мучает его постоянно. - Почему никто ничего не предпринимает? Они смотрят, как горстка мужчин на ореховых скорлупках захватывает гигантские торговые суда и обогащается".
Кёлер сомневается в целесообразности военно-морской операции Евросоюза у берегов Африканского Рога. Германия представлена фрегатом "Нижняя Саксония", третьей авиационной эскадрой ВМФ ("Граф Цеппелин") и примерно 300 военнослужащих. Но по немецким законам ВМФ даже в открытом море не может вступать в бой с пиратами - при том, что международное право это допускает. У немцев такие за-дачи относятся к компетенции федеральной полиции, которая в операции не участвует. <…>
В утренней дымке на горизонте появляются острова Ханиш. Матрос всматривается в даль через бинокль. Ему страшно. "Пиратов от рыбаков не отличить, - говорит он. - Оружие здесь у всех".
В 8 часов 30 минут капитан Кёлер отключает автоматическую систему идентификации. Ее сообщения могут быть перехвачены пиратами.
В 9 часов 18 минут впередсмотрящий докладывает о двух лодках слева по траверзу на расстоянии примерно двух морских миль. Роулз хватается за бинокль. Какое-то время лодки идут параллельно, потом отстают. 9 часов 31 минута. Сообщение по 16-му каналу - каналу аварийного вызова: Внимание: пираты. Плавбаза и несколько лодок. 12:35 северной широты. Баб-эль-Мандебский пролив.
"Врата слез". Через два часа там будет "ГазКем Антарктик".
9 часов 44 минуты. Две лодки по левому борту. Они идут быстрее, чем танкер, такое бывает нечасто.
Вдруг их оказывается пять - еще три появляются из тумана. Берут курс на танкер. Сворачивают.
Около 10 часов третий помощник просит принести еще кофе. По правому борту, прямо по курсу - два французских военных корабля и подлодка. Невзирая на это, пять лодок по левому борту приближаются, на каждой по 5-6 человек. Одна из них поворачивает и стремительно приближается к танкеру. Роулз подносит к глазам бинокль, Макгрегор хватается за карабин, перезаряжает, прицеливается. Капитан Кёлер включает пожарные насосы. Лодка замедляет ход. Мужчина на корме после секундного колебания принимает решение развернуться.
{PAGE}
Другому судну компании Hartmann, "ЮБиСи Лимас", повезет меньше. Несколькими часами позднее пираты попытаются его захватить - в том же месте…
Потом Роулзу из центрального офиса охранного предприятия в английском городке Борнмут сообщат: это его коллеги спасли "ЮБиСи Лимас".
Когда в 17 часов 30 минут танкер подходит к международному коридору безопасности, охраняемому военно-морской миссией Евросоюза "Аталанта", на расстоянии 5 морских миль по левому борту показывается доу - традиционное арабское парусное судно, позади которого на волнах качаются три моторки. Классический "боевой строй" пиратов. "Включай воду!" - командует капитан. Танкер проходит мимо - ни одна из подозрительных лодок не трогается с места.
Следующим утром в небе над газовозом раздается шум пропеллера, вертолет делает круг и в утренней дымке опускается на палубу корабля, стоящего неподалеку.
(...) В два часа дня мимо проходит танкер "Ганнибал II", еще недавно пираты использовали его как свою плавбазу. Говорят, за него заплатили многомиллионный выкуп.
На следующий день пираты вновь атакуют какое-то торговое судно. В полдень "ГазКем Антарктик" проходит 22-й градус северной широты, зона высокого риска позади. На пару дней команда может забыть о пиратах. Капитан принимает провиант, горючее и груз. Теперь путь лежит к мысу Доброй Надежды - через Индийский океан. Снова 2500 морских миль. Через зону высокого риска.

ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ ПИРАТОВ
Воды у берегов Африканского Рога - это охотничьи угодья сомалийских пиратов. Только за первые три месяца года в результате нападения морских разбойников погибли семеро и получили ранения тридцать четыре человека. Пираты вышли на качественно новый уровень. "В первом квартале 2011 года было зарегистрировано максимальное число случаев пиратства за весь период наблюдений начиная с 1991 года", - говорится в последнем специальном отчете полиции ФРГ. В общей сложности сообщается о 142 инцидентах с участием пиратов, 18 захватах судов и взятии в заложники 350 моряков. Активность морских разбойников по сравнению с прошлым годом "более чем удвоилась".

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
26.10.2021