16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Время быстрых советов"

Архивная публикация 2011 года: "Время быстрых советов"

Спрос на ИТ-консалтинг в России растет, но бизнес хочет скорой отдачи от внедрения.

Спрос на ИТ-консалтинг в России растет, но бизнес хочет скорой отдачи от внедрения.

Спрос на ИТ-консалтинг в России растет, но бизнес хочет скорой отдачи от внедрения.

Объем российского рынка ИТ-консалтинга в прошлом году, по данным агентства IDC, составил более $340 млн. При этом рост по отношению к кризисному 2009 году составил 70%. По итогам этого года аналитики ожидают увеличения рынка еще на 25-30%.

СМЕНА ПАРАДИГМ

Несмотря на положительную динамику развития, участники рынка характеризуют прошедший год как период продолжающейся стагнации, который начался в 2009 году в связи с сокращением бюджетов на консалтинг.

"В 2010 году стали стремительно снижаться масштабы, а также доля крупных и долгосрочных проектов, - рассказывает директор по развитию бизнеса компании "ФОРС" Николай Зезюлинский. - Это касается, к примеру, внедрения классических ERP-систем для автоматизации деловых процессов".

При этом потребность в получении быстрой бизнес-отдачи изменила содержание консалтинговых проектов в сфере ИТ. Теперь они нацелены на реализацию специализированных решений в определенной области - CRM, BI, BPM, ECM и др.

"Рынок ИТ-консалтинга начинает все больше говорить не на языке ИТ, а на языке бизнеса, - добавляет управляющий партнер компании "Астерос Консалтинг" Лев Николау. - Как и ранее, драйверами роста сегодня являются именно те инновационные инструменты, которые позволяют повысить эффективность бизнеса, - это бизнес-аналитика, мобильные решения, "облачные вычисления" и системы управления контентом". Востребованность того или иного бизнес-приложения, по словам руководителя практики SAP компании "СИТРОНИКС Информационные Технологии" Дениса Соловьева, объясняется просто: чем меньше времени будет затрачено на внедрение системы, тем быстрее заказчик получит отдачу от продукта и сможет повысить доходы компании. К таким бизнес-приложениям эксперт относит решения BI, в частности системы бюджетирования, консолидации, управления ключевыми бизнес-процессами компании, построение единых центров обслуживания, управление ресурсами и взаимоотношениями с клиентами. Причем спектр услуг включает не только обеспечение выгоды за счет сокращения затрат и повышения эффективности работы, но также и управление ИТ-сервисом инфраструктуры компании.

"В любом случае важно, что компании перешли от замораживания бюджетов к экономии ресурсов за счет внедрения инновационных управленческих решений, - продолжает тему Николай Зезюлинский. - Все задачи, которые сегодня ставят компании, нацелены на конкретный результат - снижение издержек на содержание ИТ и повышение отдачи от их использования". На этапе консалтинга, по словам эксперта, могут открыться совсем не очевидные вещи. Например, компания может использовать неоптимальные схемы электропитания или нерационально распоряжаться серверными мощностями: и в том, и в другом случае потери могут быть колоссальными. А стоимость владения устаревшим оборудованием может быть сопоставима с его модернизацией. Выявить эти и множество других узких мест и позволяет качественный консалтинг.

Как считает директор департамента систем управления информационными сервиса-ми компании "Ай-Теко" Алексей Заславский, одной из основных отличительных черт ИТ-консалтинга является то, что реализация подобных услуг, как правило, связана с внедрением или развитием какой-либо информационной системы. "ИТ-консультанты в большинстве своем являются именно внедренцами ИТ-систем, - уточняет эксперт. - Задача ИТ-консультанта - одновременно предложить заказчику наиболее эффективные пути решения его задач и воплотить их в жизнь. ИТ-консультантов зовут, чтобы все заработало, когда, несмотря на технические или организационные препятствия, надо достичь результата, удовлетворяющего заказчика.

ПЛАВАЛИ, ЗНАЕМ

По мнению Дениса Соловьева, еще одним фактором, серьезно влияющим на развитие рынка ИТ-консалтинга в России, является финансовое здоровье компаний. "Оживление после кризиса позволило руководителям предприятий инвестировать в развитие своего бизнеса, - отмечает эксперт. - Рост показателей эффективности потребовал внедрения новых бизнес-приложений и улучшения качества предоставляемых услуг". Постепенно отошедшие от посткризисного образа мышления заказчики стремятся не просто оптимизировать бизнес-процессы или сократить издержки, но увеличить доходы за счет новых возможностей развития бизнеса.

О том, что за последние пару лет российские компании оправились от кризиса и вновь готовы инвестировать в модернизацию корпоративных информационных систем, чтобы обеспечить бизнесу конкурентоспособность и управленческую эффективность, говорит и директор Columbus Russia Сергей Карпуничев. Вместе с тем, по словам эксперта, требования заказчиков стали более конкретными, а выбор - рациональным. Они заинтересованы в оптимизации издержек на ИТ, быстром возврате вложенных инвестиций, поэтому стараются максимально точно определить задачи и приоритеты, из-за которых эти ИТ-решения приобретаются. Заказчики все чаще предпочитают стандартизированные ИТ-решения, которые внедряются в короткие сроки и выстроены в соответствии со спецификой их деятельности.

"Профессиональный уровень заказчиков сильно вырос в последние годы, - вторит коллеге управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов. - У многих сотрудников со стороны заказчика сейчас есть собственный консалтинговый опыт, так что запросы на услуги становятся более четкими, а выполнение работ более качественным и регламентированным".

ИТ-зрелость современных российских компаний подчеркивает и Денис Соловьев: "Выросло качество формализации бизнес-процессов, повсеместно внедряются методологии контроля ключевых показателей эффективности. Все это формирует требования заказчиков в разрезе ключевых показателей эффективности деятельности, а не простого описания желаемого функционала".

ИНТЕГРИРУЙ ЭТО!

Как меняются запросы заказчиков услуг ИТ-консалтинга?

"Поскольку в кризис бюджеты на ИТ были урезаны, - напоминает Николай Зезюлинский, - у многих клиентов накопилось достаточно нерешенных проблем, которые теперь срочно нужно решать". Прежде всего это касается поддержки текущих бизнес-процессов и ИТ-систем, их обновления и адаптации к новым условиям. Растет также спрос на услуги по оценке состояния ИТ-инфраструктуры, разработке общей стратегии ее развития.

По словам Сергея Кар-пуничева, заказчики сейчас заинтересованы в готовых отраслевых ИТ-решениях, услугах по их дополнительной настройке, а также в рекомендациях по изменению бизнес-процессов компании в соответствии со стандартами выбранной системы. Они ищут решения, которые будут гибко подстраиваться под изменения рынка и позволят снизить операционные издержки.

"В плане развития ИТ в корпоративном секторе моновендорная стратегия себя до сих пор не оправдала - крупные компании, с которыми мы работаем, предпочитают делать выбор в пользу решений, лучших в своем классе, ориентируясь на их функциональность, а не интеграционные возможности, стоимость и другие преимущества продуктов одного производителя, - говорит Лев Николау. - И это диктует повышение спроса на интеграционные решения, который мы наблюдаем в последнее время на российском рынке ИТ-консалтинга".

Свой пример приводит и Сергей Шилов: "До кризиса консалтинговые проекты у нас заказывали для обоснования выделяемых бюджетов, разработки моделей по возврату инвестиций, а также для проведения тендеров на потенциального поставщика решения. После кризиса к этому списку добавились проекты по перестройке бизнес-процессов и их последующей автоматизации".

Изменения, по словам эксперта, очевидно, связаны с тем, что сейчас инвестиции получить значительно труднее, и заказчики задают предметные вопросы об эффективности инвестиций. Они готовы потратить время на анализ текущих бизнес-процессов и проектирование будущих, чтобы быть более уверенными, что инвестиции в автоматизацию принесут реальную пользу.

"БУТИКОВЫЙ" ПУТЬ

Однако, несмотря на растущую популярность аутсорсинговой модели ИТ-услуг, многие компании хотят иметь и собственные подразделения по критическим для бизнеса направлениям.

"В результате мы имеем две противоположные тенденции, одновременное развитие которых неизбежно повлечет усиление конкуренции на рынке ИТ-консалтинга, - поясняет Лев Николау. - В этих условиях внешним консультантам придется конкурировать не только с другими консалтинговыми компаниями, но и с внутренними ИТ-подразделениями заказчиков - инсорсинговыми компаниями". Но рынок в целом, по мнению эксперта, от этого только выиграет, поскольку качество и эффективность проектов, безусловно, возрастут.

{PAGE}

Впрочем, положительно скажется на развитии ИТ-консалтинга с точки зрения удовлетворения потребностей всех сегментов корпоративного рынка и баланс двух других тенденций - консолидации рынка и формирования "бутиковой" бизнес-модели.

Как известно, ИТ-консуль-танты, добившись успеха на определенном направлении, стремятся стать независимыми экспертами, уходят из компаний и начинают самостоятельную деятельность на рынке. Такая - "бутиковая" - бизнес-модель уже давно распространена в Европе. В результате консалтинговые компании, вкладываясь в развитие экспертиз по новым продуктам и технологиям, рискуют потерять инвестиции в случае развития европейской модели бизнеса. Чтобы избежать ее негативных последствий, они должны постоянно расширять масштабы бизнеса, активно развивать и консолидировать экспертизу - эффект масштаба организационной экспертизы. Эта тенденция как раз подразумевает консолидацию рынка - слияния и поглощения.

Большое значение развитию компетенций и экспертизы своих сотрудников ИТ-консалтеры придают еще и потому, что сейчас резко повысился спрос на свободный ИТ-персонал.

"В связи со сложившейся ситуацией найти опытного и перспективного молодого ИТ-специалиста с каждым годом становится все более проблематично, - рассказывает Денис Соловьев. - По нашим оценкам, спрос на услуги ИТ-консалтинга может достаточно скоро превысить кадровые возможности компаний, которые эти услуги оказывают". Также эксперт отмечает, что сейчас все более четко проявляет себя тенденция к расширению географии востребованности профессионалов в области ИТ, что по сравнению с прошлым годом значительно увеличило отток консультантов из России.

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

"Профиль" также решил выяснить, как оценивают перспективы дальнейшего развития ИТ-консалтинга в стране сами участники рынка.

По мнению Алексея Заславского, в первую очередь все будет зависеть от тенденций развития российской экономики: "Если экономика будет устойчиво развиваться, то рынок ИТ-консалтинга ждет дальнейший бурный рост, если состояние экономики пойдет на спад - рынок ждет стагнация".

"Учитывая волатильность рынка ИТ, сложно строить далеко идущие прогнозы, однако уже сейчас понятно, что общий объем проектов в области ИТ-консалтинга будет только расти, и одновременно будет увеличиваться сложность самого объекта интеграции", - считает Денис Соловьев. Появление новых моделей оказания услуг, по его мнению, в том числе на базе "облачных" вычислений, с одной стороны, и вывод на рынок принципиально новых бизнес-приложений - с другой, станут существенными факторами дальнейшего развития рынка ИТ-консалтинга в стране.

Еще одним стимулирующим фактором для рынка, по мнению Николая Зезюлинского, станет изменение подходов к использованию ИТ-разработок в управлении. Также в ближайшей перспективе ожидаемую волну спроса на сопровождающий ИТ-проекты консалтинг создаст потребность заказчиков в услугах по разработке перспективных концепций развития, проектированию новых бизнес-процессов и информационных систем, а также методологии их внедрения.

"ИТ перестают быть самоцелью и становятся средством решения бизнес-задач, - добавляет Лев Николау. - Развитие этого процесса повлечет еще большее сближение сфер ИТ- и бизнес-консалтинга". Собственно, именно такую картину сейчас можно наблюдать на Западе, где наибольшего успеха добиваются наиболее бизнес-ориентированные ИТ-консультанты. Российские заказчики, по мнению эксперта, получат от этого массу преимуществ - в первую очередь повышение качества проектов.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ИТ-КОНСАЛТИНГА СЕГОДНЯ?

ЭКСПЕРТЫ

Алексей ЗАСЛАВСКИЙ, директор департамента систем управления информационными сервисами компании "Ай-Теко":

"Основными драйверами развития отечественного рынка ИТ-консалтинга сейчас выступают государственные инициативы (выход новых нормативно-правовых актов, переход к оказанию государственных услуг в электронном виде и др.), технологические инновации (вывод на рынок новых решений, и прежде всего "облачных" вычислений, требующих коренного переосмысления подходов к использованию ИТ), а также шаги по повышению эффективности применения ИТ (автоматизация бизнес-процессов, важность получения консолидированной отчетности, обеспечение бесперебойной и качественной работы ИТ-систем, сокращение затрат на ИТ). При этом неуклонно растет интерес заказчиков к услугам, связанным с решением традиционных задач повышения эффективности ИТ-ресурсов. С одной стороны, рост объема данных, потребность в наличии инструментов бизнес-анализа и сквозной автоматизации ведет к дальнейшему развитию услуг по внедрению корпоративных ИТ-систем. С другой - необходимо отметить растущий спрос на консалтинговые услуги по организации эффективной работы ИТ-служб. Сегодня у большинства заказчиков существует четкое понимание, что важны не сами ИТ-системы, а эффективная организация деятельности ИТ-подразделения по предоставлению на их базе качественных ИТ-услуг. Кроме того, посткризисные тенденции сделали крайне востребованными консалтинговые услуги, связанные с управлением ИТ-активами (аппаратными и программными) и финансами в сфере ИТ.

КАКИЕ ИЗ ВАШИХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ИТ-КОНСАЛТИНГА ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ?

Денис СОЛОВЬЕВ, руководитель практики SAP "СИТРОНИКС Информационные Технологии":

"В сентябре этого года стартовал проект по внедрению SAP CRM для управления бизнесом и предоставления услуг в области здравоохранения в сети клиник "МЕДСИ". В медицинской отрасли России промышленная CRM-система SAP будет внедрена впервые, и мы гордимся тем, что сможем внести свой вклад в этот значимый для всех его участников проект. По итогам конкурса право на внедрение выиграла компания "СИТРОНИКС ИТ" с решением SAP CRM 7.0. Сегодня крупнейшая в стране сеть частных медицинских клиник "МЕДСИ" объединяет 20 лечебно-профилактических учреждений в Москве и области, 11 клиник в городах России, а также 4 фитнес- и велнесс-центра. Клиники компании оказывают полный спектр услуг - от первичного приема до высокотехнологичной диагностики, сложных хирургических вмешательств, госпитализации и реабилитации. Общая клиентская база лидера отечественной коммерческой медицины - порядка полумиллиона человек.

Портфель решений SAP for Healthcare предоставляет набор инструментов, необходимый для управления и предоставления услуг в области здравоохранения. В рамках проекта первоочередной задачей будет автоматизация работы контактного центра, что включает создание единой базы клиентов, интеграцию с системой телефонии, а также запись пациентов на прием в любую из клиник "МЕДСИ". Также будут автоматизированы процессы продаж и маркетинга, включая аналитику по автоматизированным задачам. Проект планируется реализовать менее чем за полгода".

НАСКОЛЬКО СЕЙЧАС ВЕЛИК ИНТЕРЕС К УСЛУГАМ ИТ-КОНСАЛТИНГА?

Сергей ЗАЙЦЕВ, директор по региональному развитию сети Stack Data Network:

"Консалтинговая составляющая всегда должна присутствовать в работепоставщика ИТ-услуг. Особенно когда речь идет о стратегически важном для корпоративного клиента аутсорсинге ресурсов дата-центра. В практике SDN (сети Stack Data Network) в каждом конкретном случае проводится оценка специфических особенностей бизнеса клиента, выстраивается цепочка факторов, влияющих на качество его бизнес-процессов, согласовываются параметры услуги с требованиями внутрикорпоративных ИТ-и ИБ-стандартов, обговариваются оптимальные сценарии предотвращения угроз и рисков, которые могут возникнуть со стороны одного из партнеров либо со стороны третьих лиц.

Основная цель этой сложной и многозадачной работы - помочь клиенту правильно расставить приоритеты и понять, за что именно он платит. При этом клиент сам решает, будет ли он привлекать к данному аудиту независимого консультанта либо полностью доверится опыту и компетентности наших экспертов. В практике SDN есть немало примеров, когда в результате такого диалога потенциальный или уже состоявшийся клиент получал возможность повысить прямую и косвенную отдачу от ДЦ-аутсорсинга и в то же время сэкономить бюджет. Важно, чтобы подобный аудит выполнялся не только на начальном этапе сотрудничества, но и по прошествии определенного времени с периодичностью, определяемой сторонами или динамикой развития отраслевых сегментов экономики".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».