18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Вряд ли можно считать, что экономический спад преодолен"

Архивная публикация 2002 года: "Вряд ли можно считать, что экономический спад преодолен"

Более яркий контраст трудно найти. Когда дело касается антитеррористической кампании всемирного масштаба, силовики из администрации Буша во главе с министром обороны Дональдом Рамсфельдом (Donald H. Rumsfeld) действуют точно и эффективно -- прямо как их "умные" самонаводящиеся бомбы. Но можно ли то же самое сказать об экономической команде Буша, у которой, как представляется, нет лидера и которую номинально возглавляет министр финансов Пол О'Нилл (Paul O'Neill)?
Экономические советники Буша активно боролись за сокращение налогов на $1,35 трлн., но в войне с рецессией они добились куда меньшего. По этой проблеме администрация не смогла уверенно сформулировать единую позицию. Ведя себя неуклюже и часто мешая конгрессменам, Белый дом не сумел "продавить" через конгресс пакет мер, которые могли бы стимулировать экономику. Действия администрации привели к неразберихе и в международной экономической политике. Сначала Вашингтон заявил о прекращении практики щедрой экономической помощи другим странам, а затем миллиарды долларов получили Турция и Аргентина, которая услышала "нет", только когда попросила еще больше денег. Вот мнение одного из высокопоставленных внештатных экономических советников Белого дома: "В 2002 году Бушу нужно, чтобы его специалисты по внутренней политике и экономисты действовали хотя бы вполовину так же эффективно, как силовики в 2001 году".
Конечно, экономический блок администрации добился значительных успехов. Кроме победы на налоговом фронте, в результате чего в слабеющую экономику пришли $38 млрд., на его счету также возобновление работы финансовых рынков раньше чем через неделю после 11 сентября. А еще администрация выявила и прекратила деятельность сети финансовой поддержки террористов-.
Экономическая тройка -- министр финансов О'Нилл, экономический советник Белого дома Лоуренс Линдсей (Lawrence B.Lindsey) и председатель совета по экономике Р.Гленн Хаббард (R. Glenn Hubbard) -- очень хорошие аналитики и сильные личности. Но ни один из них не проявил себя как первый среди равных.
Экономические советники Буша защищаются от критики и утверждают, что первый год их деятельности был успешным. Они говорят, что многие прошлые разногласия преодолены. "Освещение работы этой команды совершенно не отражает существа дела, -- говорит О'Нилл, -- мы работаем вместе". Линдсей добавляет к этому: "Критика -- это часть правил игры. Мы сработали вполне успешно".
О'Нилл, бывший глава Alcoa Inc., заслужил высокие оценки за координацию работы, в результате которой были перекрыты каналы финансирования террористов. И он же повергал администрацию в шок резкостью своих заявлений по любому поводу -- от состояния доллара до состояния конгресса. Многие из его заявлений, например, когда он назвал разработанный в палате представителей пакет экономических стимулов "шоу-бизнесом", внесли в политическую жизнь свежую струю и были точны. Но люди в Вашингтоне и на Уолл-стрит, привыкшие к публичным заявлениям, из которых ничего нельзя понять, не знают, что и думать об О'Нилле. Экономист Белого дома времен Рональда Рейгана Майкл Мусса (Michael Mussa) считает:" Он говорит верные вещи, но плохо выбирает для этого время. А при такой работе, когда от сказанного тобой во многом зависит ответная реакция, это -- проблема".
Более всего это верно, когда речь идет о состоянии доллара. 23 января О'Нилл хотел своим заявлением дать понять, что Министерство финансов недовольно стремлением Японии опустить йену. Но его слова убедили трейдеров в том, что растущая йена и падающий доллар вполне устраивают США. В ответ на критику O'Нилл только пожимает плечами. "Я не знаю, как перестать говорить правду, -- говорит он. -- Я знаю, что это -- оскорбление для людей в Вашингтоне".
Он фактически стал громоотводом для правых. Комментаторы жаждут его крови, а некоторые законодатели-республиканцы хотели бы его отставки. Сенатор-республиканец от штата Айова Чарльз Грэсслей (Charles E. Grassley), возглавляющий республиканцев в сенатском комитете по финансам, -- сторонник О'Нилла, но множество его коллег куда менее милосердны. "Общее мнение, высказываемое в частном порядке, таково: он говорит чересчур много и чересчур многое выдает демократам слишком рано", -- рассказывает Грэсслей.
Источники в Белом доме, однако, сообщают, что О'Нилл по-прежнему пользуется доверием Буша и может быть спокоен за свое кресло. К тому же экономика переживает спад и достойной кандидатуры на его место нет. Да еще О'Нилл оттягивает на себя часть критики со стороны консерваторов в адрес Буша.
Что касается Линдсея, консультировавшего Буша по экономическим вопросам во время предвыборной кампании, то президент продолжает прислушиваться к его мнению. Его очень уважает Уолл-стрит, и у него хорошие связи с людьми во всем мире, знающими о деньгах все. Но при этом у него репутация слабого управленца. А поскольку сам он -- ярый сторонник сокращения налогов на производство и для бедных, то не может беспристрастно оценивать другие экономические идеи.
Линдсей тоже в последнее время неудачно выступал с публичными заявлениями, включая его характеристику коллапса Enron Corp. как "вклада в американский капитализм". Как говорит один из сотрудников администрации: "Лэрри ведет себя несколько спонтанно".
О Хаббарде известно меньше всего. Его высоко ценят как ученого-экономиста. Его сильными сторонами считаются налоги и финансы. И он потихоньку прибрал к рукам решение многих вопросов -- от реформы социального страхования до международной экономики. Но не проявил себя как публичная фигура. И не может быть судьей в экономических спорах других представителей администрации.
Экономическая команда, возможно, никогда не сравнится с силовой, и для этого есть серьезные причины. День 11 сентября объединил администрацию и нацию в едином порыве вокруг общей цели -- защиты Америки. А что касается экономики, то такого стимула нет. Говорит Роберт Хорматс (Robert D. Hormats), вице-президент Goldman, Sachs International: "Буш -- верховный главнокомандующий для военных, а не для экономики".
К тому же до самого последнего времени президент больше занимался войной, чем экономикой внутри страны. А у Пентагона были развязаны руки, и он был свободен от давления со стороны конгресса и влиятельных политических фигур из окружения Буша -- Карла Роува (Karl Rove) и Кэрен Хьюз (Karen Hughes).
США борются с рецессией и растущей безработицей, впереди -- выборы в конгресс. И если Буш хочет, чтобы избиратели продолжали его поддерживать, ему необходимо взять экономические вопросы под свой контроль. Это означает, что его экономическая команда должна доказать, что способна заниматься экономикой так же эффективно, как администрация борется с терроризмом.

Говард Глекман (Howard Gleckman) и Рич Миллер (Rich Miller) с Ли Уолчек (Lee Walczak) в Вашингтоне. -- Business Week.

Более яркий контраст трудно найти. Когда дело касается антитеррористической кампании всемирного масштаба, силовики из администрации Буша во главе с министром обороны Дональдом Рамсфельдом (Donald H. Rumsfeld) действуют точно и эффективно -- прямо как их "умные" самонаводящиеся бомбы. Но можно ли то же самое сказать об экономической команде Буша, у которой, как представляется, нет лидера и которую номинально возглавляет министр финансов Пол О'Нилл (Paul O'Neill)?

Экономические советники Буша активно боролись за сокращение налогов на $1,35 трлн., но в войне с рецессией они добились куда меньшего. По этой проблеме администрация не смогла уверенно сформулировать единую позицию. Ведя себя неуклюже и часто мешая конгрессменам, Белый дом не сумел "продавить" через конгресс пакет мер, которые могли бы стимулировать экономику. Действия администрации привели к неразберихе и в международной экономической политике. Сначала Вашингтон заявил о прекращении практики щедрой экономической помощи другим странам, а затем миллиарды долларов получили Турция и Аргентина, которая услышала "нет", только когда попросила еще больше денег. Вот мнение одного из высокопоставленных внештатных экономических советников Белого дома: "В 2002 году Бушу нужно, чтобы его специалисты по внутренней политике и экономисты действовали хотя бы вполовину так же эффективно, как силовики в 2001 году".

Конечно, экономический блок администрации добился значительных успехов. Кроме победы на налоговом фронте, в результате чего в слабеющую экономику пришли $38 млрд., на его счету также возобновление работы финансовых рынков раньше чем через неделю после 11 сентября. А еще администрация выявила и прекратила деятельность сети финансовой поддержки террористов-.

Экономическая тройка -- министр финансов О'Нилл, экономический советник Белого дома Лоуренс Линдсей (Lawrence B.Lindsey) и председатель совета по экономике Р.Гленн Хаббард (R. Glenn Hubbard) -- очень хорошие аналитики и сильные личности. Но ни один из них не проявил себя как первый среди равных.

Экономические советники Буша защищаются от критики и утверждают, что первый год их деятельности был успешным. Они говорят, что многие прошлые разногласия преодолены. "Освещение работы этой команды совершенно не отражает существа дела, -- говорит О'Нилл, -- мы работаем вместе". Линдсей добавляет к этому: "Критика -- это часть правил игры. Мы сработали вполне успешно".

О'Нилл, бывший глава Alcoa Inc., заслужил высокие оценки за координацию работы, в результате которой были перекрыты каналы финансирования террористов. И он же повергал администрацию в шок резкостью своих заявлений по любому поводу -- от состояния доллара до состояния конгресса. Многие из его заявлений, например, когда он назвал разработанный в палате представителей пакет экономических стимулов "шоу-бизнесом", внесли в политическую жизнь свежую струю и были точны. Но люди в Вашингтоне и на Уолл-стрит, привыкшие к публичным заявлениям, из которых ничего нельзя понять, не знают, что и думать об О'Нилле. Экономист Белого дома времен Рональда Рейгана Майкл Мусса (Michael Mussa) считает:" Он говорит верные вещи, но плохо выбирает для этого время. А при такой работе, когда от сказанного тобой во многом зависит ответная реакция, это -- проблема".

Более всего это верно, когда речь идет о состоянии доллара. 23 января О'Нилл хотел своим заявлением дать понять, что Министерство финансов недовольно стремлением Японии опустить йену. Но его слова убедили трейдеров в том, что растущая йена и падающий доллар вполне устраивают США. В ответ на критику O'Нилл только пожимает плечами. "Я не знаю, как перестать говорить правду, -- говорит он. -- Я знаю, что это -- оскорбление для людей в Вашингтоне".

Он фактически стал громоотводом для правых. Комментаторы жаждут его крови, а некоторые законодатели-республиканцы хотели бы его отставки. Сенатор-республиканец от штата Айова Чарльз Грэсслей (Charles E. Grassley), возглавляющий республиканцев в сенатском комитете по финансам, -- сторонник О'Нилла, но множество его коллег куда менее милосердны. "Общее мнение, высказываемое в частном порядке, таково: он говорит чересчур много и чересчур многое выдает демократам слишком рано", -- рассказывает Грэсслей.

Источники в Белом доме, однако, сообщают, что О'Нилл по-прежнему пользуется доверием Буша и может быть спокоен за свое кресло. К тому же экономика переживает спад и достойной кандидатуры на его место нет. Да еще О'Нилл оттягивает на себя часть критики со стороны консерваторов в адрес Буша.

Что касается Линдсея, консультировавшего Буша по экономическим вопросам во время предвыборной кампании, то президент продолжает прислушиваться к его мнению. Его очень уважает Уолл-стрит, и у него хорошие связи с людьми во всем мире, знающими о деньгах все. Но при этом у него репутация слабого управленца. А поскольку сам он -- ярый сторонник сокращения налогов на производство и для бедных, то не может беспристрастно оценивать другие экономические идеи.

Линдсей тоже в последнее время неудачно выступал с публичными заявлениями, включая его характеристику коллапса Enron Corp. как "вклада в американский капитализм". Как говорит один из сотрудников администрации: "Лэрри ведет себя несколько спонтанно".

О Хаббарде известно меньше всего. Его высоко ценят как ученого-экономиста. Его сильными сторонами считаются налоги и финансы. И он потихоньку прибрал к рукам решение многих вопросов -- от реформы социального страхования до международной экономики. Но не проявил себя как публичная фигура. И не может быть судьей в экономических спорах других представителей администрации.

Экономическая команда, возможно, никогда не сравнится с силовой, и для этого есть серьезные причины. День 11 сентября объединил администрацию и нацию в едином порыве вокруг общей цели -- защиты Америки. А что касается экономики, то такого стимула нет. Говорит Роберт Хорматс (Robert D. Hormats), вице-президент Goldman, Sachs International: "Буш -- верховный главнокомандующий для военных, а не для экономики".

К тому же до самого последнего времени президент больше занимался войной, чем экономикой внутри страны. А у Пентагона были развязаны руки, и он был свободен от давления со стороны конгресса и влиятельных политических фигур из окружения Буша -- Карла Роува (Karl Rove) и Кэрен Хьюз (Karen Hughes).

США борются с рецессией и растущей безработицей, впереди -- выборы в конгресс. И если Буш хочет, чтобы избиратели продолжали его поддерживать, ему необходимо взять экономические вопросы под свой контроль. Это означает, что его экономическая команда должна доказать, что способна заниматься экономикой так же эффективно, как администрация борется с терроризмом.


Говард Глекман (Howard Gleckman) и Рич Миллер (Rich Miller) с Ли Уолчек (Lee Walczak) в Вашингтоне. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».